Методическая разработка: технологическая карта НОД на тему: "Заповедная Бурятия"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Ильина Марина Анатольевна

В технолгической карте занятия предствлена познавательная деятелность   детей средней группы комбинированной направленности  детского сада по ознакомлению с культурой и традициями бурятского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_ilinoy_m.a.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 171»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по реализации

образовательной области «Познавательное  развитие»

для детей средней группы комбинированной направленности

на тему: «Заповедная Бурятия»

                                                                                                                    Составила:

Марина Анатольевна Ильина,

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Зима, 2019 г.

Цель: создание условий для формирования представлений детей о национальности – буряты, как коренном народе Иркутской области.

Задачи:

обучающие:

  • продолжать знакомить детей с культурой и традициями бурятского народа;
  • рассказать детям о традиционном роде занятия бурят, их промыслах и быте;

развивающие:

  • развивать познавательные и творческие способности детей в разных видах детской деятельности;
  • формировать у детей навыки коллективной игры, умение работать сообща и выполнять поставленную задачу;

воспитательные:

  • воспитывать уважение к людям коренной национальности, их обычаям и традициям.

коррекционная задача: активизировать в речи детей слова: буряты, изба, юрта, орнамент, обереги

Предварительная работа: беседы «Моя родина – Иркутская область», «Байкал – жемчужина Сибири», «Коренные Народы Восточной Сибири», рассматривание экспонатов мини-музея «Народы Сибири», рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей, иллюстраций национальных костюмов, энциклопедий, изготовление макетов жилищ разных народов,  чтение бурятских легенд и сказаний, разучивание бурятских народных подвижных игр, разучивание бурятского танца «Ёхор»

Материалы: 

Демонстрационный материал: карта Иркутской области, плоскостные фигуры  изображений: юрта, буряты (женский национальный костюм, мужской национальный костюм), животные - корова, овца, лошадь, коза, верблюд, озеро Байкал, мольберт, иллюстрации с изображением бурятской национальной одежды, макет юрты, сумка Шамана, бубен, колотушка для Шамана,  макеты избы и юрты, иллюстрации с изображение бурятских орнаментов, 2 иллюстрации А 3 с изображением внутреннего убранства юрты,

Раздаточный материал: браслеты-обереги (8)

Для продуктивной деятельности: столы, тарелки с набором  картинок по теме: «Бурятский народ» по количеству детей (8), клей –карандаш (8), салфетки(8), листы из картона А 4 (8) ,клеёнки для аппликации (8),тесьма для шнуровки книги.

Этапы занятия

       Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Организационный момент

Дети входят в группу

Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга ,улыбнуться другу, поздороваться с гостями

«Собрались все дети в круг,

Ты-мой друг, и я-твой друг !

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Дети входят в группу, улыбаются друг другу, здороваются с гостями, встают в круг

Результат: положительный эмоциональный настрой на дальнейшую образовательную деятельность

Ноутбук, колонки для ноутбука, аудиозапись со спокойной плавной мелодией

Мотивационный этап

Воспитатель беседует, с детьми, задаёт вопросы «Кто знает, как называется страна, в которой мы живем? А как называется наша область?»

Воспитатель предлагает рассмотреть выставку «Народы России», создаёт проблемно-поисковую ситуацию «Найдите куклу в костюме, похожим на мой костюм»,

Воспитатель предлагает детям рассмотреть  бурятский национальный костюм, обращает внимание на отделку костюма (костюм украшен орнаментами), активизирует слово «орнамент» в речи детей

Сюрпризный момент (вход бурятского Шамана)

Под музыку входит Шаман, танцует с бубном, показывает и рассказывает детям, как нужно здороваться по бурятскому обычаю

Дети думают, дают ответы

Результат: уточнение знаний детей о названии нашей страны (Россия) и народах Иркутской области

Дети рассматривают выставку «Народы России»

Дети решают проблемно-поисковую ситуацию: находят куклу в национальном костюме, похожим на костюм педагога, сравнивают её с костюмом взрослого, и определяют национальную принадлежность куклы,

Дети рассматривают национальный бурятский женский костюм, узоры на костюме,

Результат: дети расширяют знания о народах Иркутской области , о бурятском женском национальном костюме, узнают, что узоры - это орнамент

Дети учатся здороваться с Шаманом по бурятскому обычаю

Результат: активизация детей и мотивация к дальнейшему виду познавательной деятельности

Выставка кукол в национальных костюмах «Народы России»

Кукла в бурятском национальном костюме, похожая на костюм воспитателя в бурятском национальном костюме

Женский бурятский национальный костюм  с разными узорами (воспитатель в костюме)

Ноутбук, колонки для ноутбука, аудиозапись с мелодией Шамана, бубен, колотушка для бубна, сумка для Шамана, костюм Шамана

Проблемно-ориентированный этап

Шаман помогает решить проблемную ситуацию, приглашает детей в путешествие по Бурятии

Дети обращаются за помощью к Шаману, потому что хотят узнать о бурятском народе побольше

Дети по музыку вместе с Шаманом и воспитателем отправляются в путешествие по Бурятии

Результат: решение проблемной ситуации: как получить новые знания о бурятском народе

Ноутбук, колонки для ноутбука, аудиозапись с мелодией Шамана, бубен, колотушка для бубна

Содержательный этап

В ходе игры-путешествия воспитатель вместе с детьми и Шаманом «путешествуют» по Бурятии

Шаман показывает карту Иркутской области, и на её территории озеро Байкал и Бурятию, бурятов в национальных костюмах

Воспитатель активизирует в речи детей слово «буряты»

Шаман рассказывает и показывает иллюстрации о традиционных родах занятий бурят: охоте, рыбной ловле

Воспитатель показывает иллюстрации, беседует детьми и рассказывает о том, что буряты разводили домашних животных

        

Воспитатель беседует с детьми и просит ответить на вопрос, где дети проживают вместе с родителями, и как называется жилище у русского народа

Шаман даёт детям новое знание о том, что у бурятского народа жилище называется юрта, показывает иллюстрацию с изображением юрты

Воспитатель предлагает детям рассмотреть поподробнее и сравнить избу и юрту, активизирует слова «изба», « юрта» в речи детей

Шаман показывает иллюстрации, рассказывает детям о внешнем и внутреннем убранстве юрты, расположении предметов и утвари на женской и мужской половине, о гостеприимстве  бурятского народа

Шаман предлагает детям станцевать бурятский танец дружбы «Ёхор»

Шаман предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением разных  бурятских орнаментов

Воспитатель подводит детей к выводу о том, какое интересное «путешествие» по Бурятии получилось, просит детей подумать, как лучше запомнить столько новых знаний о бурятском народе

В ходе игры-путешествия дети «путешествуют» по Бурятии

Дети рассматривают карту Иркутской области, рассуждают, на какой предмет по форме похожа карта, называют озеро Байкал

Дети вместе с воспитателем активизируют слово «буряты»

Дети рассматривают иллюстрации, называют диких животных Прибайкалья и рыб Байкала, разные виды деревьев

Дети рассматривают и называют домашних животных, рассуждают о том, какую пользу приносят домашние животные людям

Дети думают, отвечают на вопрос, с помощью воспитателя уточняют, что жилище у русского народа называется «изба»

Дети рассматривают иллюстрацию с изображением юрты

Дети рассматривают макеты избы и юрты, сравнивают, чем похожи изба и юрта, чем отличаются

Дети рассматривают иллюстрации, слушают рассказ Шамана о  внешнем и внутреннем убранстве юрты, расположении предметов и утвари на женской и мужской половине юрты

Результат: получение новых знаний о родах занятий, домашних животных бурят, быте, традициях, жилище бурятского народа

Дети вместе с Шаманом и воспитателем танцуют танец «Ёхор»

Результат: повышение эмоционального и двигательного тонуса

Дети рассматривают иллюстрации с изображение орнаментов на одежде, посуде, мебели, и т.д.

Результат: закрепление  знания о том, что такое орнамент

Дети рассуждают, предлагают свои варианты, вместе с воспитателем решают сделать книгу о бурятском народе, подготовить страницы для книги-энциклопедии

Карта Иркутской области, с обозначенными на её территории озером Байкал, Бурятской республикой, иллюстрации с изображением бурят

Иллюстративный наглядный материал: контур озеро Байкал, дикие животные Прибайкалья, рыбы Байкала, деревья (сосна, кедр, берёза, ёлка)

Иллюстративный наглядный материал: буряты в национальных костюмах, домашние животные: лошадь, корова, коза, овца

Иллюстрация с изображением юрты

Макеты избы и юрты

Иллюстрации с изображением внешнего и внутреннего убранства юрты

Ноутбук, колонки для ноутбука, аудиозапись с мелодией бурятского танца «Ёхор»

Иллюстрации с изображением разных бурятских орнаментов на мебели, одежде, посуде

Деятельностный  этап

Воспитатель предлагает детям, пройти к столам, где приготовлено оборудование для продуктивной деятельности.

Во время продуктивной деятельности педагоги ( воспитатель и Шаман) проводят индивидуальную . работа с детьми.

После продуктивной деятельности Шаман дарит детям  амулеты-обереги, провожает детей в группу и прощается с ними

Дети вместе с воспитателем и Шаманом проходят к столам и изготавливают страницы для книжки: наклеивают иллюстрации на картонные листы (страницы) по темам: «бурятская одежда», «жилище бурят», «бурятские орнаменты», «виды занятий бурят», «домашние животные бурят» и т.д. После продуктивной деятельности дети рассказывают о своих работах

Результат: подготовленные страницы для книги «Бурятский народ»

Дети благодарят Шамана за подарки,  возвращаются из «путешествия» в группу и прощаются с Шаманом

столы, тарелки с набором  картинок по теме: «Бурятский народ» по количеству детей (8), клей –карандаш (8), салфетки(8), листы из картона А 4 (8) , клеёнки для аппликации (8), ноутбук, колонки для ноутбука, аудиозапись с со спокойной мелодией для продуктивной деятельности

 амулеты-обереги (8) для детей, сумка Шамана, ноутбук, колонки для ноутбука, аудиозапись с  мелодией Шамана

Рефлексивный этап

После возвращения из путешествия воспитатель предлагает детям поделиться своими впечатлениями о «путешествии» по Бурятии, рассказать, что узнали о бурятском народе, что понравилось в путешествии

Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о том, что узнали о бурятском народе, что понравилось в «путешествии"

Результат: радостные, позитивные  эмоции от игры-путешествия по Бурятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты электронного дидактического пособия "Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке"

Электронное  дидактическое  пособие предназначено  для  детей    6-7  лет,  может быть  использовано  как часть  образовательной  деяте...

Методическая разработка : Технологическая карта дидактической игры "Насекомые"

Дидактическая игра "Насекомые" для детей с 3 лет. Развивающая игра направлена познакомить ребёнка с окружающим миром, способствует развитию речи, памяти, мышления....

Авторская методическая разработка.Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия для старших дошкольников с недостаточностью ВПФ "Что на ёлке у детей"

В технологической карте авторской ООД для  детей логопедической группы подробно описаны задачи и алгоритм проведения образовательной коррекционной работы  с указанием  её этапов и их ре...

Методическая разработка: "Технологическая карта НОД"

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Заняти...

Методическая разработка: Технологическая карта мероприятия с детьми. Как измерить вес предметов

laquo;Тема мероприятия»: Как измерить вес предметовОсновной вид детской деятельности: познавательно-исследовательскаяЦель: познакомить детей с прибором измерения массы – весами....

Методическая разработка: Технологические карты по теме "Профессии", 2-я младшая группа

Технологические карты помогут воспитателям 2-ой младшей группы познакомить детей с профессиями....