Познавательно - творческий проект "Путешествие в мир камня"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Познавательно творческий проект "Путешествие в мир камня"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_kamnya_proekt.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение №26 компенсирующего вида.
Познавательно – творческий проект:
«Путешествие в мир камня»
Воспитатели: Клишкова Е.В.
Орехова И.А.
Павловск
2016
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Актуальность темы: Гуляя по Павловскому парку поздней осенью, дети обратили внимание на то, что рабочие укрывают парковую скульптуру деревянными ящиками. «Зачем? Почему?» - раздались вопросы. «От мороза, снега, льда и других неблагоприятных погодных условий, а ещё некоторую скульптуру испортили хулиганы (нарисовали надписи, отломали кусочки), и мы повезем её на «лечение» к реставраторам – мастерам по работе с камнем.» – ответили рабочие.
Так что же такое камень (кто – то делает из него красивые вещи, кто – то их бережно хранит, а кто – то портит и ломает), каковы его свойства, какое место занимает он в жизни людей? На эти и многие другие вопросы мы попробуем ответить, выполнив проект «Путешествие в мир камня».
Цель проекта: Развитие исследовательских и творческих способностей детей с помощью различных видов деятельности. Развитие любознательности. Формирование потребности у детей в сохранении и сбережении скульптуры, мостов и других предметов каменного убранства наших парков и дворцов через систему знаний и представлений.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.Познакомить детей с первоначальными сведениями о камнях (откуда берутся камни, какие бывают…) и их свойствах (холодный, твердый, гладкий…).
2.Формировать представление о связи человека и камня (камень, как оружие; камень для строительства; камень для украшения жилища (отделка интерьеров – вазы, скульптура, отделка каминов), драгоценные камни и украшения).
3.Закреплять желание отражать впечатления, полученные в процессе обучения в рисовании, лепке, аппликации.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать у детей осознанное отношение к камню, как к предмету, необходимому в жизни человека.
2.Воспитывать умение действовать в коллективе.
3.Воспитывать заботливое отношение к городским памятникам и другим предметам декоративного убранства.
Развивающие задачи:
1.Развивать логическое мышление и творческое воображение в процессе опытно – исследовательской деятельности.
2.Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о камнях по данному образцу, об изделиях из камня, предметах искусства и об увиденном на экскурсиях.
3.Развивать поисковый познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
4.Стимулировать желание детей и родителей искать дополнительную информацию по теме.
Этапы проведения проекта:
Подготовительный (мотивационный).
Игровая ситуация.
Воспитатель: У меня есть волшебный мешочек. Нужно на ощупь определить, что там находиться. А там находятся…
Дети: Камешки.
Воспитатель: Правильно. Вот мы с вами и отправимся в страну, где живут камешки. А как вы думаете, что нам нужно, чтобы попасть туда?
Организационный:
Планирование проектной деятельности по темам исследований с детьми. Определение методов и приемов работы. Продумывание материально – технического и учебно – методического обеспечения.
Практический:
Виды деятельности и формы работы с детьми.
Познавательная деятельность:
1.Беседы: «Какими бывают камни», «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая».
2.Чтение художественной литературы: Сказы П.П.Бажова «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы» и другие; «Серый камень», «Три поросенка» С.Михалков, Ш.Перро «Мальчик – с – пальчик».
3.Познакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками и образными выражениями о камне.
4.Экскурсии в Павловский дворец, Павловский парк, к Обелиску основания Павловска; в Екатерининский дворец и Агатовые комнаты.
5. Работа в уголке опытов: исследование камней, «выращивание» кристаллов.
6.Просмотр мультфильмов по сказкам П.П.Бажова.
Художественно – творческая деятельность:
1.Рассматривание картин и иллюстраций: В.Васнецов «Витязь на распутье», «Аленушка»; гравюра «Доставка гром – камня (1770год) и установка памятника «Медный всадник» в Санкт – Петербурге, 1782 год, иллюстрации к сказкам П.П.Бажова.
2.Рисование по теме экскурсий и прогулок и по сказке «Серый камень».
3.Создание картин (способом налепом) по сказкам П.П.Бажова.
4.Создание «Сада камней».
Практическая деятельность:
1.Создание коллекции камней и изделий из камня.
2.Содание выставки детских рисунков и работ.
3.Оформление фотовыставки по экскурсиям.
4.Создание картотеки опытов с камнем.
5.Подбор интересных материалов для родителей по данной теме.
Игровая деятельность:
Проведение игр: «Вспомни сказку», «Что исчезло?», «Найди свой камень», «Гора и камешки», «Оживи камешек», «Камень, ножницы, бумага» и другие.
Двигательная деятельность:
Физкультминутки на занятиях.
Пешеходные экскурсии в Павловский парк.
Обобщающий этап:
Открытое занятие для родителей.
Выставка детских работ.
Ожидаемые результаты:
Дети получат знания о свойствах камня, о их важности и нужности в жизни людей, о важности и необходимости бережного отношения к садово – парковым и городским памятникам.
Приложение 1.
Камни, которые нас окружают.
Материалы к занятию.
Введение. Часто, придя, домой с прогулки, в моих карманах много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улицах города, на берегу реки и озера, в ручейке и даже у бабушки в огороде. И мне стало интересно, откуда же они берутся? Они так не похожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.
Цель и задачи: Изучить камни, которые нас окружают.
Узнать как можно больше о камнях (что это такое, их названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле).
Собрать коллекцию камней на улицах города и дома.
Методика проведения исследования. Просмотр литературы по данной теме; экскурсии по городу и за его пределами; сбор коллекции камней (камень в природе, в строительстве, дома, в школе); фотографирование интересных объектов; создание авторской презентации.
Актуальность исследования. Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где ты живешь. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?
Основная часть.
Все камни, которые нас окружают, называются горными породами. Горные породы состоят из отдельных минералов иногда одного, но чаще сразу из нескольких минералов. У каждого минерала есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Минерал в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.
1. Камень первый
Этот камень я нашла во дворе у бабушки. Оказалось это жар-камень. Этот горючий камень в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит. С давних пор жар-камень в домашнем очаге для человека тепло в стужу сберегал. Горючей силой своей, он машины двигать научился. Огненное тепло жар-камня люди научились в электричество превращать. Жар-камень, свет-камень, а на вид скромный темный камень, нипочем ни скажешь, что в нем столько тепла и света прячется. Это конечно – каменный уголь.
Откуда же он взялся?
Все началось много, много лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни и деревья погибали. И гиганты падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливается толстый слой слежавшихся растений. То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превращается в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердеет, каменеет и превращается в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливается, то постепенно превращается в черный каменный уголь, а потом в антрацит. Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины, рыболовецкие сети, краски и лаки. Вот такой он сильный, красивый и радужный, этот черный скромный камень, добытый из воздуха и света древними растениями. Разве ни чудо!
2. Камень второй
Есть такая загадка: “В воде родится, а воды боится”. Этот удивительный камень я нашла у себя дома в солонке. Попыталась взять его в руки, но он рассыпался на мелкие крупинки. Я расстроилась, но мама успокоила, и сказала, что это самый настоящий камень. Конечно же, это была обычная соль – минерал называется галит. Человек не может жить без соли. Соль помогает нашему организму перерабатывать пищу. Как хочешь, а наш организм должен получать в день около двадцати граммов соли. Не обязательно, конечно, в чистом виде. Можно с водой или пищей. Без соли человек может погибнуть. С самых давних времен соль ценилась человеком дороже любого раскрасавца-самоцвета. Без драгоценной безделушки прожить можно, а без соли нет. И плитка соли считалась настоящей драгоценностью. В Китае, например, плитки соли ходили как деньги. О том, что соль когда-то была деньгами, говорит нам и хорошо знакомое слово “солдат”. В звучании слова, действительно есть, что-то соленое. Оказывается, солдаты охраняли соль, когда ее надо было перевозить из одной страны в другую. И платили охране ни чем иным как солью. Солдатами называли в старину военных, которые служили за соляную плату. О ценности соли говорит нам и известная поговорка “Не солоно хлебавши”. Дело в том, что даже на званых праздничных пирах соль подносили только самым почетным гостям. А гости попроще так и уходили – “Не солоно хлебавши”. Мы сегодня даже не задумываемся о соли. Людям удалось обнаружить огромные природные соляные кладовые. Ее теперь хватает и для еды, и для прочих важных дел. Соли на Земле огромное количество. Но на то она и сокровище, чтобы скрываться от человека. Соль и впрямь сокрыта и в земле (целые соляные горы), и в воде (озерах и морях).
3. Камень третий
Этот пестрый камень я нашла у дороги. В энциклопедии “Всемирная география” в руководстве для начинающего геолога я обнаружила своего незнакомца – это гранит. Гранит! В самом этом слове слышится твердость и сила. А ведь название свое этот могучий камень получил от слова “зерно”. “Гранум” - так на древнем языке – латыни – звучат слова “зерно”, “зернышко”, “крупица”. От слова “гранум” и пошло название “гранит”. Если вглядеться в отполированный гранит, то можно увидеть, что он весь словно составлен из каменных зерен. И они не только разные по цвету, они еще и разного вида. Гранит состоит в основном из трех камней – сверкающего кварца, темной слюды, цветастого полевого шпата. Больше всего в граните полевого шпата, он и придает ему цвет. Если шпат красноватый, то и гранит кажется нам красноватым, если шпат серый, то и гранит серый… Гранит – это могучий строительный материал.
4. Камень четвертый
На этот камень указала мне моя мама. Но ведь он совсем не похож на камень, удивилась я. С этим камнем каждый школьник знаком, мы пишем им на доске. Конечно же, это мел. Жили когда-то в древнем море-океане маленькие существа-рачки, морские улитки и иной морской народец. Много ли их было в море-океане? А как в облаке капель. И у каждой капельки-улитки был свой собственный домик – раковинка. И весь океан этими живыми облаками был полон, как небо перед дождем. И, правда, сыпался “дождь” из отживших свой срок ракушек на дно морское. Тысячи лет без перерыва продолжался ракушечный ливень. А вместе с ракушками опускались на дно скелеты разных морских существ, и панцири рачков, и обломки построек, которые делают мелкие морские жители. Все это перемешивается и слеживается под водой в самый настоящий камень – ракушечник. Прошло очень много лет, и там, где было морское дно, теперь суша. Ведь поверхность Земли все время в движении – поднимается, опускается, собирается в огромные складки…происходит это очень медленно. Много, много лет назад толстое ракушечное одеяло укрывало морское дно, а сегодня мы можем путешествовать по горам, которые сплошь состоят из белого камня – известняка. На суше с этими морскими камнями-известняками за долгое время происходят разные изменения, и образуется наконец-то наш помощник мел.
5. Камень пятый
И эта красочная игрушка в школьной мастерской, и дом, в котором я живу, и теплая деревенская печка, и редкая по красоте посуда – все эти “пироги”, испеченные из одного каменного теста. Удивительное тесто! Оно одинаково любит и огонь и воду. На воде замечательно замешивается, становится мягким и податливым. Можно из него и простой кирпич сделать, и фигурку затейливую, и посуду изящную – такой вот мягкий камень. Но положи изделие из этого теста в огонь – оно не сгорит, не рассыплется, а, наоборот, только крепче станет. Этот камень зовется – глина. А еще глину используют в медицине и косметологии.
Выводы. Мы узнали много нового и интересного о чудесном и загадочном мире камня. Совершили пять увлекательных путешествий (побывали в древнем могучем лесу, на дне древнего моря), узнали, откуда берутся камни, как они называются и как выглядят, какую пользу приносят людям. Собрали коллекцию камней, которые встретила в городе, в школе, дома, на речке. Некоторым из них дали описание. Одни камни родились в нашей местности (торф, глина, песок), а другие пришли к нам из других районов России (гранит, мел, соль, каменный уголь).На следующем этапе мы продолжим собирать коллекцию камней, будем учиться составлять короткие описательные рассказы, проведем короткое обследование камней и просто поиграем с камешками.
Библиографический список
Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: ООО “Мир книги”, 2004.
Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: “Педагогика- Пресс”, 1996.
Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. – М.: “РОСМЕН”, 1997.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт.-сост. В.А. Маркин. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
Приложение 2.
Пословицы и поговорки.
1.Вода камень точит.
2.Попадешь в беду – так и камню поклонишься.
3.Выпущенную стрелу – так и камнем не остановить.
4.На камнях не растут деревья.
5. Лежа и камень мхом обрастает.
6.Калачь в руки, а камень в зубы.
7.Камень всегда хромому под ноги попадает.
8.Камень на гору вносят, а в низ он сам свалится.
9.Камень на зуб не положишь.
10.Камень на камне не остался (или не оставлю).
11.И камень согреется, если на нем тир года сидеть.
12.Без шлифовки и драгоценный камень не блестит.
13.Если в сердце есть стремление, то и камень просверлишь.
14.Если есть решимость пробить камень – он сам даст трещину.
15.Жизнь – не камень: на одном месте не лежит, а вперед бежит.
16.Кто врет, тому бы камень в рот.
17.Больному мёд не вкусен, а здоровый и камень ест.
18.Камень тяжел, пока на месте лежит; сдвинешь – легче станет.
19.Камень, брошенный в реку, пригодится, чтобы на него поставить ногу.
20.Камень, который катится, не обрастает мхом.
21.Камень, который нужен, не тяжел.
22. Капля камень долбит не силой, а частым падением.
23.Гору красит камень, а человека голова.
24. Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла на перекос.
25.Один и камень не поднимешь, а миром город передвинешь.
26. Нашла коса на камень.
27.Маленький камень и большую голову разобьет.
28. Под лежачий камень вода не течет.
29.Нужный камень тяжести не имеет.
30.Разбился, как корабль о подводный камень.
31.Из – под любого камня выйдет.
32.Из круглых камней не построишь избу.
Приложение 3.
Подвижные игры.
«Оживи камешки»
Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.
Описание игры: На берегу воображаемой реки лежат «камешки» (силуэты животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими «камешек», а остальные дети отгадают это животное.
«Гора и камешки»
Жила – была большая гора. Гора считала себя самой сильной, но ветер и вода спорили с ней и говорили: «Мы сильнее».
Звучит музыка дождя.
Шли годы. Вода проливалась на гору дождями. Мороз замораживал воду в трещинках, а ветер уносил маленькие камешки с поверхности горы. Так покатился один камешек, потом второй, третий… Начала гора разрушаться, уменьшатся и в конце концов стала незаметной. Так вода и ветер победили гору.
Физкультурная пауза (иллюстрирует процесс разрушения горы)
-Давайте поиграем в игру « Гора».
Стоит гора старушка до небес макушка. (дети встают в круг, поднимают руки вверх)
Её ветер обдувает. (тянутся на носочках, встряхивают кисти рук)
Её дождик поливает,
Стоит гора страдает (прикладывают ладони к щекам и качают головой).
И камешки теряет.
И каждый день (воспитатель задевает детей по очереди)
И каждую ночь (дети камешки разбегаются в стороны)
Катятся, катятся камешки прочь.
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы.
-Жизнь камня очень длинная. Камни живут и изменяются, отживают и снова превращаются в новые камни. Ветер и солнце, вода и мороз помогают появиться новым камням из глины, песка, мела. Каменные пласты давят друг на друга, становятся плоскими, слипаются, и превращаются в один камень.
Исследовательская практика.
-Как это можно проверить? Проблемная ситуация.
-Из чего? Целеполагание. -Как? Выдвижение гипотезы. -Каким способом? Проверка предположения.
-Попробуем сами слепить камень. Проверка предположения.
\ Продуктивная деятельность \
Воспитатель:
-Как получился красивый камень? Формулирование вывода.
\ разноцветный пластилин, соединили в единый кусочек, придали форму камню, разрезали пополам, полюбовались \
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами камня,глины, песка"
Конспект познавательного занятия с использованием метода моделирования и опытно- экспериментальной деятельности детей...
Познавательно-исследователшьский проект "В мире камня и глины"
Дошкольное детство–это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в о...
Проект познавательно-исследовательской деятельности "Удивительный мир камней"
Конспект ООД "Удивительный мир камней"...
Познавательно – исследовательский, творческий проект. Тема: «Мир камней».
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомс...
Познавательно-исследовательский проект "Песок. Глина. Камни"
Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными...
Методическая разработка познавательно- исследовательский проект "Люди и камни" для подготовительной группы
Идея этого проекта была подсказана детьми. Их очень интересовали камни, которые они в большом количестве собирали на улице. Мне показалось, что надо использовать этот интерес для решения актуальных за...
Творческо-исследовательский проект «Мир камней» подготовительная группа
Цель проекта: Развитие познавательной активности и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе разных видов деятельности....