Методическая разработка познавательно- исследовательский проект "Люди и камни" для подготовительной группы
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Жаворонкова Светлана Сергеевна

Идея этого проекта была подсказана детьми. Их очень интересовали камни, которые они в большом количестве собирали на улице. Мне показалось, что надо использовать этот интерес для решения актуальных задач образования. И,  действительно, интересно было всем! С большим энтузиазмом подключились родители.  Волшебным образом нам удалось собрать настоящую коллекцию камней. Оказывается, у многих они бесполезно валялись дома в ящиках и вот ,наконец-то,  пригодились!  Мне кажется, много нового узнали не только дети, но и взрослые участники проекта! Возможность свободного, реального действия, получившего дополнительную привлекательность через игровую задачу, позволила эффективно решать поставленные цели. Эта тема может быть продолжена.  Каждый педагог, который решит использовать этот материал,  может внести что-то свое, и "камушки Хозяйки Медной горы" заиграют новыми красками! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni_i_lyudi.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Познавательно-исследовательский проект

«Люди и камни»

Тип проекта - познавательно-исследовательский проект 

Время реализации - краткосрочный (2 недели)

Участники проекта - дети, педагоги, родители подготовительной группы

Цель проекта: создать условия для развития у детей  предпосылок  общих учебных навыков (умения ставить и принимать поисковую задачу, находить информацию в различных источниках, формулировать и выражать с помощью речи свою точку зрения и доносить ее до других, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в ходе познавательного процесса)

Содержание проекта

Конспект непосредственно образовательной деятельности №1 в подготовительной к школе логопедической группе

 с использованием экспериментирования, проблемной ситуации, мозгового штурма, моделирования.

«Свойства камней»

Предварительная работа: чтение сказки Бажова «Малахитовая шкатулка», просмотр мультфильма

Задачи:

1.Продолжать учить использовать различные обследовательские действия для получения информации о предмете и формулировать в речи результат обследования;

2. Продолжать учить принимать поисковую задачу и совместно искать способы ее решения.

3. Активизация в речи прилагательных, обозначающих свойства предмета, глаголов, обозначающих обследовательские действия.

Атрибуты и материалы: письмо от Хозяйки Медной горы, иллюстрация с портретом Хозяйки Медной горы, образцы камушков разного цвета, размера, гладкости, формы; емкость с водой, весы, уголек, кусочки пластилина, мела и пластмассы, похожие на камни.

Ход занятия:

Сюрпризный момент - Дети получают шкатулку с различными камнями- подарок Хозяйки Медной горы и письмо от нее. «Дорогие ребята! Я – Хозяйка Медной горы. Царство мое находится в Уральских горах. Горы эти древние, богатые разными диковинными камнями. Я всему этому богатству хозяйка, а радости мне не много. Скучно мне среди камней. Решила вот с вами поделиться, да завести с вами дружбу. Я о камушках все знаю. Может быть и вас чему научу, если пойму ,что ребята вы толковые. Вот вам мой первый подарок. Посмотрите на него повнимательней!  Внимательному-то камешек свои тайны откроет. Напишите мне, угодила ли вам гостинцем своим? Может, что странное заметите в камушках моих? А я ждать буду вашего письма! Хозяйка Медной горы»  

 Педагог предлагает рассмотреть подарок.

Потом каждый ребенок получает свой камешек.

Рассматривание камней, обследование с помощью наводящих вопросов педагога:

-Чем камушки отличаются друг от друга?

Ответы детей -  цвет, форма, гладкость, размер.

Моделирование: Выставляются соответствующие модели: цвет, форма, гладкость, размер.

Каждый ребенок рассказывает про свой камешек с опорой на модель

( Например: мой камешек маленького размера, овальной формы, белого цвета, гладкий.)

Чем похожи друг на друга? ( твердые, тяжелые, тонут в воде, не пахнут, не растворяются в воде).

Педагог обобщает ответы детей. Предлагает придумать и нарисовать модели, обозначающие свойства камней: твердые, прочные, тяжелые, тонут в воде, не пахну, не растворяются в воде, не горят.

Что мы делали, чтобы узнать,  что камни такие? (смотрели, трогали, взвешивали, сжимали, нюхали)

Если дети затрудняются, в помощь им  выставляются модели обследовательских действий.  Если они отвечают самостоятельно, модели выставляются после ответов для наглядного подкрепления материала.

Игра «Узнай свой камешек на ощупь» (см. Приложение)

Проблемная ситуация: в шкатулку попали предметы, не относящиеся к камням, но очень на них похожие (кусочек мела, пластилин, пластмасса, уголек). Как их найти?  (пощупать, смять, понюхать, бросить в воду, взвесить, потереть).

Экспериментирование «Это камень или нет?» С помощью предложенных ранее детьми действий выявляются лишние предметы.

Итоговая часть занятия.

Педагог предлагает детям составить ответное  письмо Хозяйке Медной горы, поблагодарить ее за подарок и сообщить , что в посылку попали некоторые лишние предметы.

Коллективное составление письма. Дети формулируют с помощью наводящих вопросов воспитателя следующие мысли:

  1. Это не камни, потому что они не имеют свойств всех камней- прочности, твердости, отсутствия запаха, тяжести.
  2. Мы это знаем, потому что мы провели эксперименты: взвесили, попробовали раскрошить, растворить , опустили в воду, понюхали, попробовали изменить форму и сделали выводы.

В конце занятия педагог предлагает детям выложить из камушков какую-нибудь общую картинку, сфотографировать ее и отправить Хозяйке Медной

горы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности №2  в подготовительной логопедической группе с использованием ИКТ, технологии ТРИЗ, мозгового штурма

 «Как люди используют камни?»

Задачи:

- продолжать учить детей устанавливать связь между свойствами материала и возможностью его использования;

- стимулировать творческие способы решения поисковых  задач;

- способствовать расширению кругозора детей;

Предварительная работа. Сюрпризный момент: от Хозяйки медной горы пришло новое письмо «Здравствуйте, ребята! Никогда не покидала  я  своих владений, не видела, как живут люди в городах и селах. Вокруг меня только дремучие леса да высокие горы. Мне очень хотелось  узнать, как используют люди мои дары- различные камни! Расскажите мне об этом, пожалуйста!»

Задание для детей и родителей на выходные дни: поискать разные варианты использования камней людьми. Зарисовать, сфотографировать, принести статьи из журналов по этой теме.

В понедельник оформляется выставка материалов, собранных детьми и родителями.

Атрибуты и материал: презентация «Как люди используют камни»

Письмо Хозяйки Медной горы, карточки с изображение различных предметов ( стул, диван, тарелка, мячик, корзинка, ложка, шапка, книга) набор небольших  черных . белых  и цветных камней  .

Ход  НОД:

Педагог: многие ребята постарались выполнить просьбу Хозяйки  Медной горы и готовы рассказать , как люди используют камни.

Рассказы детей с демонстрацией фотографий и рисунков, подготовленные с помощью родителей.

В качестве обобщения и систематизации материала показывается небольшая презентация «Камни в жизни людей» (строительство зданий, мостов ; изготовление украшений, выкладывание печей и очагов, мощение дорожек).

Игра «Пирамиды» (см. Приложение)

Педагог: Почему камни подходят для этих целей? Какие свойства камней используют люди?

Ответы детей( прочность, твердость, красивый внешний вид, не горят, не пахнут, не растворяются в воде)

Педагог: да,  иногда эти  свойства очень полезны! Но всегда ли?

ТРИЗ. Игра «Хорошо - плохо» .

Детям предлагаются карточки с изображение различных предметов ( стул, диван, тарелка, мячик, корзинка, ложка, шапка, книга).

Педагог: давайте пофантазируем. Представим, что те предметы, которые изображены на ваших карточках  стали каменными. Чем это хорошо, а чем плохо?

Ответы детей (Например, каменный мячик –это хорошо, потому что он не лопнет, не ускачет, но плохо , потому что он тяжелый можно ударить об него руку или ногу, неудобно играть в него).

Педагог: Оказывается, что камни подходят не для любых целей.

Мозговой штурм : Давайте попробуем придумать, для чего можно использовать  камни в нашей группе?

Детям предлагается набор небольших  черных . белых  и цветных камней .

(Ответы детей)

 Если дети затрудняются, можно пройти вместе по всем развивающим центрам и с помощью наводящих вопросов помочь им придумать интересные варианты. Например:

  • вместо шашек;
  • вместо фишек для настольно- печатной игры;
  • вместо продуктов для кукол;
  • заменители для режиссерской игры (белый камень-зайчик, серый- волк, оранжевый- лисичка и т.д.)
  • для выкладывания узоров вместо мозаики.

Итоговая часть занятия

Педагог: Нам осталось составить письмо для Хозяйки Медной горы, в котором мы расскажем , как люди используют камни.

Коллективное составление письма, в процессе которого дети обобщают и повторяют изученный материал.

Конспект непосредственно образовательной деятельности №3  в подготовительной логопедической группе с использованием

 ИКТ и мозгового штурма

«Создание музея камней»

Задачи:

- познакомить детей с геологическим музеем, пробудить интерес и желание посетить его.

- систематизировать знания детей  об устройстве выставок;

- стимулировать поиск разных способов решения поисковой задачи,

- создать условия для активизации речи- доказательства;

-продолжать учить вести диалог в процессе решения поисковой задачи, слушать других, доносить свой вариант решения.

Атрибуты и материалы: набор образцов камней в коробке, ящик с ячейками. Энциклопедия «Камни» для детей, набор картинок «Камни» с описанием, заготовки табличек, фломастер.

Презентации «Геологический музей», «Геологи»

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Сюрпризный момент: дети получают второе письмо хозяйки медной горы. Она предлагает детям организовать выставку камней.

Педагог: камни лежат у нас в коробочке. Как вы думаете, можно назвать это выставкой? (Нет) Почему? ( Их плохо видно, нет порядка, нет названий, неудобно смотреть)

Чтобы нам правильно организовать наш музей, давайте посмотрим, как это сделали взрослые!

Просмотр презентации «Геологический музей» (объяснить значение слова геологический – изучающий земную поверхность и то, из чего она состоит)

Педагог: Как нам надо  разложить наши камни, чтобы получилась настоящая выставка? (Чтобы все камни было видно, по порядку)

Детям предлагается ящик с ячейками.

Педагог: Хорошо бы придумать какой-то порядок для раскладывания камушков! У вас есть предложения? (ответы детей)

Мозговой штурм

Далее дети пробуют разложить камни с учетом разных оснований  сериации. Например- от маленького к большому, по оттенкам, гладкие отдельно, другие варианты. В процессе выполнения задания педагог стимулирует к высказываниям- объяснениям (почему ты считаешь, что этот камень нужно положить первым; почему ты кладешь в первый ряд эти камни, чем они похожи? …)- ответы детей.

Дети выбирают самый удачный вариант распределения камней по ячейкам.

Педагог: Теперь у нас все как в музее? Чего не хватает? (Табличек с названиями камней)

Поиск информации в печатных источниках.

Детям предлагается набор карточек «Камни». Они ищут похожие на образцы. С помощью педагога определяют и записывают названия, прикрепляют их к ячейкам с камнями.

Педагог: теперь наши камни превратились в настоящие экспонаты музея!

Какой же музей у нас получился? (Геологический)

У нас еще остались ячейки для камней на нашей выставке. Как их можно заполнить? (Найти интересные, красивые камни). За экспонатами для геологического музея отправляются геологи.

Презентация «Геологи».

Переход к сюжетно-ролевой игре «Геологи»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Узнай свой камешек на ощупь»

Детям раздаются камушки разной формы, с разной фактурой поверхности, размера.

В течении 1 минуты каждый ребенок обследует свой камень.  Детям даются речевая инструкция: запомнить, какой камень на ощупь: гладкий или шершавый, есть ли у него углы или он округлой формы, какого он размера. После этого дети отдают свои камни ведущему и встают в шеренгу. Руки убираются за спину. Ведущий   дает первому в шеренге камень. Первый ощупывает камень и если не узнает его, то передает за спиной следующему. Если кто-то нашел свой камень, он выходит из шеренги, показывает свой камень и говорит, правильно ли он угадал. Игра длится до тех пор, пока каждый не найдет свой камень.

Игра «Пирамиды»

На поверхности (на столе или полу) лежат камушки неправильной формы.

Играют 2 -4 человека. Дети по очереди берут по одному камню и строят пирамиду, стараясь расположить камни так, чтобы пирамидка устояла. Выигрывает тот, чья пирамида выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности детей 1-ой младшей группы

Знакомство детей с лесными жителями, их основными признаками и питании...

Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия прогулки в старшей группе. Были совмещены две темы: "Весна" и "Насекомые весной" (закрепление данного материала). Целью данного занятия было - обеспечение де...

Методическая разработка познавательно – исследовательской деятельности на тему «Свойства ткани» в средней группе.

Методическая разработка направлена на исследовательскую деятельность свойств  ткани в сравнении с бумагой....

Методическая разработка «Космические просторы» Познавательно – исследовательский проект для детей подготовительной группы.

формирование у детей подготовительного дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми....

Методическая разработка "Познавательно-исследовательские проекты для детей средней группы

Наука и практика доказала, что необходимы активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приёмами....