Проект познавательно-исследовательской деятельности "Удивительный мир камней"
проект (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Автономная организация дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Березка»
КОНСПЕКТ
познавательно – исследовательской деятельности
на тему: «В удивительном мире камня»
( подготовительная группа)
Воспитатель АОДОМО "Центр развития ребенка- детский сад "Березка"
№9 «Фантазеры»
Жумагаженова Ф.Т.
г. Заводоуковск
2015г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательная»,«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Речевая».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.
Образовательные задачи:
1.Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.
2.Формировать элементарные представления о живой и неживой природе.
3. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).
4. Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.
5.Дать представление об областях использования камней; о том, что музыкальные инструменты можно создать путем природных материалов.
Развивающие задачи:
1.Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.
2.Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).
3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитательные задачи:
1.Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
2.Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.
3.Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
Словарная работа.
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачные, светлый, тёмный, прочные.
Планируемые результаты:
Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Материалы:набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней, кусочки дерева, гвозди, молоток, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, алгоритмы исследований.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами; цикл бесед "Занимательная минералогия"; чтение сказок П.П.Бажова “Каменный цветок”, "Серебряное копытце";Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами»; заучивание стихотворения Л.В.Логинова "Гора", рассматривание детской энциклопедии Хочу все знать"; сбор коллекции камней.
Содержание:
1.Организационный момент: «Приветствие»
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки вперед)
1,2,3,4,5(загибаем пальцы рук)
Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)
2.Сюрпризный момент "Письмо".
Воспитатель: Ребята, посмотрите что я нашла под камнем, письмо, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может, тогда узнаем, от кого оно.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой – одному не поднять,
В пыли на дороге ненужным лежать,
Кто нашу загадку сейчас отгадал,
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
Воспитатель: Загадка про камень. Интересно, от кого же это письмо? Как вы думаете? (от гномов). Прочесть письмо? (да)
Воспитатель достает письмо и читает:«Здравствуйте дорогие дети! За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живем мы, гномы. День и ночь добываем разные камни. День и ночь стучат наши молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Узнали мы, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Чтобы избавиться от злых чар Горного короля мы должны узнать все о камнях. Помогите нам. Гномы».
3.Воспитатель:Ребята, поможем Гномам? Чтобы узнать все о камнях нам нужно в лабораторию, где проведем с ними опыты. И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.
Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать, щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.
Воспитатель: А рот, как нам будет помогать? (в рот ничего брать нельзя). Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?
Дети: вести себя тихо, никому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни. А вот и наша лаборатория.
4.Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Воспитатель: самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни: серый, коричневый, белый, зеленый, желтый и т.д.А какой формы камни? Значит, какой можно сделать вывод?
Дети делают вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель прикрепляет схему – рисунок на доску.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать? (сжать, ударить молотком). Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Почему? (камень тверже пластилина).
Так какой можно сделать вывод из этого опыты? Камень твердый, прочный.
А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Хорошо-плохо».
Игра "Хорошо-плохо"(дети называют положительные и отрицательные характеристики камней).
Ребята, камень это хорошо. Почему? Из него можно строить дома, дороги. Можно с камешками играть, делать мозаику, картины; есть лечебные камни; камни-обереги, талисманы; из камней делают украшения.
Камень-это плохо. Почему? Камнем можно разбить стекло, нос, проколоть колесо, наколоть ногу в воде.
5. Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель: Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: "Все камни одинакового размера?” (нет). Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Игра "Создаем музыкальные инструменты".
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. Хотите поиграть с камешками. Насыпьте в пластмассовую коробочку немного мелких камушков, закройте и погремите. На что это похоже?
(на маракасы). У нас получился настоящий оркестр из маракасов.
6. Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики
Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут.
7. Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами(дети рассматривают все свои камни).
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).Молодцы, очень внимательные дети.
8. Опыт № 5. Определение веса.
Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, как вы думаете, про какого человека говорят «У него каменное сердце»?
Дети: про злого, жестокого, безжалостного; человека, лишенного чувства сострадания.
Воспитатель: Ребята, а для следующего опыта нам понадобится много камней, давайте их соберем.
9. Физ. минутка:
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.
10. Опыт № 6: Определение температуры.
Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Нашли? А как согреть холодный камень?
Дети предлагают способы действий: положить в горячую воду, приложить к щеке, зажать в кулачке, погреть горячим дыханием, положить на солнышко. Возьмите холодный камень и согрейте любым способом.
Воспитатель: Стал камушек теплее?
Дыхательная гимнастика. А сейчас я предлагаю всем вместе согреть холодный камушек своим теплым дыханием.
Дети берут холодный камень, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
11. Опыт № 7. Плавучесть.
Воспитатель обращает внимание детей на сосуды с водой. Специальным карандашом дети (два ребенка) отмечают уровень воды в обоих сосудах. Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим все камни в воду? (ответы детей). Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет (оставьте один камешек сухим).
Каждый малыш опускает свой камешек в один сосуд. Уровень воды в сосуде повышается. Дети высказывают свои мнения.
Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воду выталкивают.
Педагог конкретизирует ответы детей фразой: «Камни не впитывают воду. Они ее выталкивают».
А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (мокрым). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (цветом, мокрый камень темнее.)Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (мокрые ярче).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и сделать важный вывод о свойствах камней?(один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах).
Вот мы и помогли, Гномам избавится от злых чар Горного короля, рассказав о свойствах камешек. Гномы нас благодарят.
12. Музыкальная игра « Гора».
Стоит гора-старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка,(тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает,(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И камешки теряет,(дети медленно отходят назад)
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся (по сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны).
Камешки прочь.
Раскатились камешки, и с той самой поры,(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
Ничего не осталось от нашей горы (Двумя руками показывают на опустевшее место).
13.Воспитатель: Ребята , мы сказали ,что камни нужны для строительства домов, дорог, мостов и т.д., что еще можно с ними сделать?(ответы детей)
14.А еще на камнях можно рисовать. Давайте попробуем обыкновенный камень превратить в удивительный с помощью краски и кисти(дети рисуют разными художественными материалами).
Чтение стихотворения В. Шипуновой «Картинки из лужи».
Мамонт хоботом из лужи
Голубой воды набрал
И на камушках ненужных
Васильки нарисовал.
На скале – лоскутик неба,
На тропинке – мотылька.
Жаль, что мелковата лужа,
Жаль, что лужа не река.
Когда камешки высохнут, мы создадим мини-выставку.
15. Рефлексия: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось?
Сегодня мы с вами узнали о камнях много удивительного. А также помогли гномам избавиться от чар Горного короля. Спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Проект познавательно-исследовательской деятельности "Удивительное яйцо"
Эксперименты с яйцом - это так увлекательно!...
Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятел...
Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО» «Этот удивительный мир» Подготовительная группа
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении...
Проект Познавательно-исследовательская деятельность «Этот удивительный мир» Подготовительная группа 2020 - 2021 уч. год
ГБОУ Школа 2065 ОП Д5 Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»«Этот удивительный мир»Подготовительная группа...
Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО» «Этот удивительный мир»
Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»«Этот удивительный мир»...
Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»
Цель: Обогащение представлений детей о соли и о её свойствах. Задачи:Способствовать накоплению у ребят конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Помочь дошкольникам устанавливать...