Приключения капелек
опыты и эксперименты (средняя группа)
Занятие с элементами экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_priklyucheniya_malenkih_kapelek.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приключения капелек
( экспериментальная деятельность в средней группе )
Цель: создать условия для развития у детей познавательных способностей и элементарных представлений о роли воды в природе и жизни людей, ее основных свойствах и правилах безопасного и бережного отношения с ней.
Задачи по освоению детьми образовательных областей:
Познавательные (область «Познание»):
- проверить и уточнить представления об органолептических свойствах воды (прозрачность, цветность, запах, вкус) и некоторых факторах, влияющих на эти свойства);
- определить значимость воды в жизни растений, животных и человека;
- расширить представления детей о многообразии воды в природе.
Развивающие (области «Познание» и «Социализация»):
- развивать интерес к исследовательской деятельности при проведении опытов с водой;
- способствовать любознательности и проявлению детского самостоятельного мышления;
- помогать употреблять в речи слова: существительные (жидкость, вкус, запах), прилагательные (бесцветная, прозрачная);
- развивать умение слушать и слышать воспитателя и товарищей.
Воспитательные (области «Коммуникация» и «Социализация»):
- прививать бережное отношение к воде;
- формировать любовь к окружающей среде;
- учить доказывать свою правоту и отстаивать собственное мнение.
Здоровьесберегающие (области «Здоровье» и «Безопасность»):
- сохранять и укреплять здоровье детей путем проведения физкультминутки и офтальмологической паузы;
- закрепить правило безопасности: не всякую воду можно пить.
По развитию трудовой деятельности (область «Труд»):
- формировать навыки работы с хрупкой посудой, наполненной жидкостью.
Предварительная работа:
1. Ситуации по изучению воды и ознакомлению с ее значением в природе: «Вода, вода, кругом вода» (формирование представлений о местах нахождения воды в природе), «Уроки Айболита» (ознакомление детей с основными правилами гигиены людей и тем, как соблюдают чистоту животные), «Путешествие капельки» (формирование элементарных знаний о круговороте воды в природе), «Берегите воду» (формирование культуры природолюбия и понимания необходимости беречь водные ресурсы).
2. Опыты с водой в групповом помещении и на прогулке (превращение снега в воду),
3. Отражение темы на занятиях по рисованию и аппликации, рассматривание иллюстраций и репродукций картин известных художников, разучивание песенок о воде на музыкальных занятиях и подвижной игры «Ходят капельки по кругу». Выставка детских работ о воде.
4. Наблюдение на прогулке за снегом, льдом, сосульками, облаками (осенью, зимой, весной).
5. Разучивание пословиц и стихов о воде, чтение рассказов и сказок, отгадывание загадок.
Методы деятельности педагога:
-словесный (рассказ педагога, вопросы поискового характера);
- наглядный (демонстрация иллюстраций о природном разнообразии мест нахождения и состояния воды);
- наглядно-практический (использование картинок-моделей);
- практический (участие детей в опытах с водой).
Педагогические приемы:
- внесение сказочных персонажей (волшебные капельки Кап и Ля);
- сюрпризные моменты (капелька на ладошке ребенка; игра на музыкальном инструменте из сосудов с водой, прохождение светового луча через жидкости);
- рассматривание красивых пейзажей;
- сенсорное обследование с помощью зрительного, вкусового и обонятельного анализаторов при проведении опытов;
- моделирование (составление рассказа о свойствах воды по картинкам-моделям).
Оборудование:
1. Инвентарь для опытов: пластиковые прозрачные стаканы с водой, молоком и соком (на каждого ребенка); пластиковые прозрачные бутылочки с водой и сухой краской внутри пробки (на каждого ребенка); ложки (по 2 на ребенка) и салфетки.
2. Картинки-модели «Свойства воды» для определении признаков воды (прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаха).
3. Демонстрационный материал из картона «Туча с капельками»
4. Самодельный музыкальный инструмент «Музыка воды» в виде стеклянных сосудов с разным уровнем воды и деревянная палочка.
5. Сказочные персонажи: веселая капелька Кап и грустная капелька Ля (голубые воздушные шарики с нарисованными на них веселыми и грустными смайликами), укрытые легкими накидками.
6. Ленточки-повязки голубого цвета (на каждого ребенка).
7. Мольберт, столик и иллюстрации, демонстрирующие природное разнообразие мест нахождения и состояния воды: авторские фотографии «Море», «Река», «Снег и пар», «Водопад»; картинки из наглядно-дидактического пособия «Весна».
8. Для педагога: светодиодный фонарик, флакон-капельница с водой, компакт-диск с мелодией дождя (Армик «Rain Dancer»), проигрыватель компакт-дисков, стеклянные кувшины с питьевой водой, молоком и соком, открытки с изображениями веселых животных (по количеству детей).
Организация развивающей среды.
Для проведения занятия выделяются три зоны: «Музыка воды» (здесь размещен самодельный музыкальный инструмент «Музыка воды», под накидкой спрятан воздушный шарик «Капелька Кап»); в центре группового помещения установлен мольберт с иллюстративными материалами и стоик с авторскими фотографиями; уголок экспериментирования (на столах выставлено оборудование для опытов под накидкой укрыт воздушный шарик «Капелька Ля»).
Ход занятия.
Перед занятием дети повязывают голубые ленты: мальчики – на левую руку, девочки – на голову. Один ребенок играет деревянной палочкой на самодельном музыкальном инструменте «Музыка воды», остальные подходят к нему.
Воспитатель задает следующие вопросы:
- Ребята, слышите, какая волшебная музыка пригласила нас на занятие. Из чего состоит этот музыкальный инструмент? (Из бутылочек.)
- Но в бутылочках что-то есть, что это? (Вода.)
Воспитатель объясняет, что в бутылочках налито разное количество воды, поэтому они звучат по-разному и получаются такие красивые звуки. Они приглашают нас к разговору о воде. Рядом находится шарик (веселая волшебная капелька Кап), накрытый накидкой.
Воспитатель: - Ой, кто здесь спрятался? Давайте проверим! Да это веселая капелька!
Капелька Кап: - Здравствуйте, ребята! Как я рада всех вас видеть. Я не простая капелька, а волшебная, меня зовут Кап. Мои сестрички-капельки очень маленькие и добрые, они тоже хотят с вами поздороваться. Покажите все правую ладошку.
Воспитатель капает из флакона-капельницы каждому ребенку на ладонь капельку воды.
Капелька Кап: - Вам нравятся мои сестрички?
Воспитатель: - Их надо вернуть домой в озеро, в котором они жили. Ребята, давайте стряхнем капельки перед собой, а затем возьмемся за руки и сделаем озеро.
Дети стряхивают капельки и образуют хоровод.
- А в озере плещутся волны, волна нахлынула на берег (дети делают шаг назад) и отступила (дети делают шаг вперед).
Упражнение повторяется 2 раза.
Ребята садятся на стульчики.
Капелька Кап: - Я уверена, что вы уже много знаете о воде. Скажите, где в природе можно увидеть воду. (В реке, в ручейке, в море, океане, виде снега, льда, пара.)
Дети рассматривают иллюстрации, делают вывод о том, что вода есть везде.
Воспитатель (спрашивает): - А для чего вода нужна людям, животным и растениям? (Для питья, умываться, готовить еду, поливать растения).
- Кто из вас любит встречаться с водой? Какая вода вам больше нравится: горячая или холодная, а может, теплая?
Дети по просьбе воспитателя поднимают руки в соответствии со своими предпочтениями той или иной воды.
Капелька Кап: - Правильно, вода всем очень нужна, без чистой водички можно сразу заболеть. Ведь не зря в народе говорят: «Чистая вода для хвори беда». Дети, а кто расскажет стихотворение о воде?
Дети читают стихотворения.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Капелька Кап: - Я – волшебница и хочу превратить вас в капельки, согласны? У вас есть голубые повязки, притроньтесь к ним, закройте глазки и досчитайте до трех. Раз-два-три, деток в капли преврати!
Воспитатель берет в руки «Тучу с капельками» и начинает игру «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель: - Я мама-тучка, а вы мои детки-капельки. Нам пора отправиться в путь. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли.
Звучит мелодия дождя. Дети-капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама-тучка подсказывает, что им делать.
- На земле собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Дети-капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой. На пути реки стоит остров, огибает его речка. (Дети-капельки соединяются в одну цепочку, образуют ворота, проходят через них.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла река и попала в большой-пребольшой океан. (Дети-капельки перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу.) Плавали-плавали капельки в океане, скучно им стало. (Дети-капельки сели на корточки, оперев подбородок о ладошки.) А потом вспомнили, что мама-тучка велела им вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. (Присевшие дети-капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх.) Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме-тучке.
Капелька Кап: - Молодцы, капельки! Но я соскучилась по детям, давайте я превращу вас из капелек снова в детей. Согласны? Притроньтесь к голубой повязке, закройте глазки и досчитайте до трех. Раз-два-три, капли в деток преврати! Ребята, в моей волшебной водной стране есть много чудес. Там текут волшебные молочные реки, есть апельсиновое озеро, родничок с живой водой. Мне захотелось угостить вас, и я попросила свою младшую сестричку капельку Ля набрать для вас воды из чудесных источников. Она принесла вам воду, но по дороге забыла, в каком кувшине она находится. Посмотрите, как расстроилась капелька Ля.
Воспитатель достает из-под накидки шарик – грустную капельку Ля.
Капелька Ля: - Да, все перепутала!
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем капельке Ля найти, в каком кувшине находится родниковая вода. Для этого мы перейдем в нашу лабораторию, садитесь по своим местам.
Дошкольники садятся за столы, на которых на каждого ребенка имеются: 3 стакана с водой, молоком и соком, на салфетке 2 ложки.
Воспитатель: - Как вы думаете, что находится в этих стаканчиках? Почему вы так думаете? (Ребята отвечают и обосновывают свое мнение.)
- Итак, мы решили, что в этом стаканчике находится чистая вода, в этом – молоко, а в этом – сок. Давайте проверим. Поставьте перед собой стаканчик с водой и с молоком. Опустите одну ложку в стаканчик с водой, другую – в стаканчик с молоком. Что вы видите? (В одном стаканчике ложка видна, а в другом спряталась.)
- Почему ее не видно? (Вода прозрачная, а молоко – нет).
- Давайте посмотрим, как ведет себя лучик света, проходя через эти стаканчики? Подставьте ладошку и посмотрите, через какой стаканчик лучик прибежал к вам.
Воспитатель подходит к каждому столу и фонариком просвечивает стаканчики с водой и молоком, спрашивает:
- Через какой стаканчик проходит лучик, через какой не проходит, почему? (Проходит через прозрачную воду, не проходит через непрозрачное молоко.)
Воспитатель (читает стихотворение): Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили –
Чистая вода прозрачна!
Воспитатель: - А чтобы капелька Ля запомнила это, давайте дадим ей совет.
Воспитатель приглашает ребенка выбрать и показать картинку-модель «Прозрачность воды».
Воспитатель задает вопросы:
- Какого цвета вода? (Дети зачастую отвечают «Белого».)
- А какого цвета молоко? (Белого.)
- Разве эти жидкости одного цвета, посмотрите внимательнее. Молоко, правильно, белое. А у воды есть цвет? (Вода бесцветная.)
Воспитатель приглашает ребенка выбрать и показать картинку-модель «Цвет воды»:
- Чтобы капелька Ля больше ничего не перепутала, мы ей поможем и дадим совет с помощью картинки. Тем вода приметна, что совсем бесцветна!
Воспитатель: - Теперь вы легко угадаете загадку: она бесцветная на вид, но нашу жажду утолит (вода). А сейчас, ребята, я предлагаю понюхать вам воду. Пахнет ли она? А теперь понюхайте стаканчик с соком. Чувствуете запах, на что похож, что он вам напоминает? Вода не пахнет. Сок пахнет апельсином.
Воспитатель приглашает ребенка выбрать и показать картинку-модель «Чистая вода не пахнет».
Воспитатель: - Послушай, капелька Ля
У жидкостей разных запах особый,
Они пахнут чаем, какао и колой.
Но только чистая вода
Ничем не пахнет никогда!
- Запомним, у чистой воды нет запаха, она бесцветная и прозрачная. Такую воду можно пробовать на вкус. Я вам разрешаю это сделать, попробуйте ее.
Воспитатель спрашивает:
- Какой вкус у чистой воды? (У нее нет вкуса.)
- Попробуйте сок, какой у него вкус? (Вкус апельсина, сок сладкий).
- А теперь найдем нужную карточку и покажем капельке Ля.
Воспитатель приглашает ребенка выбрать и показать картинку-модель «Чистая вода не имеет вкуса». Затем предлагает отгадать загадку:
Какой вкус у воды?
Горький, кислый, сладенький?
А может – вкус еды?
Верный знаем мы ответ –
У водички вкуса… (нет).
Капелька Ля проверяет, есть ли вкус у воды.
Воспитатель: - Молодцы! Мы много работали, помогли капельке Ля разобраться в свойствах воды. Наши глазки устали, давайте поиграем в «Послушные глазки». Встаньте, пожалуйста, около столиков. Готовы? Начинаем: Капля первая упала – кап! (Дети сверху показывают траекторию движения.)
И вторая прибежала – как!
Мы на небо посмотрели, (Дети смотрят вверх.)
Капельки кап-кап запели. (Смотрят вниз).
Намочили лица,
Мы их вытирали. (Вытирают лицо руками.)
Туфли – посмотрите – (Показывают руками вниз и смотрят.)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем (Глазами водят вправо-влево).
И все капельки встряхнем. (Моргают.)
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. (Садятся на стульчики.)
Воспитатель: - Теперь мы знаем, что чистая вода не имеет цвета. Возьмите бутылочки, что в них находится? (Чистая вода.)
- А ну-ка, встряхните бутылочку, смотрите, что произошло? (Вода окрасилась.)
- Это секрет, который принесли капельки. Кто догадается, почему это случилось? Какого цвета стала у вас вода? (В воду попала краска).
- А можно пить воду с краской? (Нет, она окрашена, в ней краска. Пить окрашенную и грязную воду нельзя, иначе можно заболеть.)
- А если зимой набрать снега на улице, принести его в группу или домой, чтобы он растаял, то можно ли пить такую воду? (Нет, в городе – нельзя, потому что вода получится грязная. Снег испачкан обувью, машинами, животными.)
Воспитатель (подводит итоги занятия): - Мы сегодня много говорили о воде, работали с ней. Попробовали подарки капелек Кап и Ля из волшебной водной страны. Капелька Ля, ты теперь сразу отличишь живую воду из родничка? Давайте напомним капельке Ля свойства воды.
Капелька Ля: - Я еще не очень хорошо запомнила, могу ошибиться.
Воспитатель показывает картинки-модели «Свойства воды». Дети составляют описательный рассказ: «Чистая вода прозрачна, бесцветна, без вкуса и запаха».
Капелька Ля: - Спасибо вам, ребята. Я теперь всегда смогу отличить чистую воду.
Воспитатель: - А еще, ребята, хочу сказать, что капелька Кап немножко прихвастнула, когда говорила, что воды на Земле много. Если ее не беречь, если ее загрязнять, если не выключать дома и в детском саду кран, когда вода не нужна, то чистая вода может кончиться. А вы бережете воду? А как? (Да, выключаем кран, не бросаем в речку и на берег мусор.)
Воспитатель сообщает, что гости капельки Кап и Ля приготовили таким хорошим детям подарки, и раздает открытки. Капельки еще немножко погостят у нас, они хотят посмотреть, как вы бережете воду, они нам будут напоминать о том, что: Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДЯНЫХ КАПЕЛЕК
занятие по зкологии и ознакомлению с окружающим...
конспект ОД "Лаборатория волшебных капелек"
консаект ОД для старшей группы...
Презентация к НОД "Путешествие капелек"
В данной презентации идет ознакомление детей младшей группы с круговоротом воды в природе...
НОД "Путешествие капелек" во 2 младшей группе
Опыты и эксперименты со свойствами воды...
Мастер класс на тему "Путешествие капелек"
НОД по познавательно-речевому развитию...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДЯНЫХ КАПЕЛЕК
Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе...
Технологическая карта занятия "Приключение капелек"
Занятие по сенсорному развитию...