НОД "Путешествие капелек" во 2 младшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Конспект
непосредственно- образовательной деятельности
по познавательной деятельности
во 2-й младшей группе
на тему: «Путешествие Капелек»
выполнила:
Змеева Т.Г. воспитатель
ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани
г. Сызрань, 2015 год
Форма НОД: игровая, познавательно-исследовательская деятельность.
Форма организации (подгрупповая, индивидуальная, парная).
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель образовательной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Расширять представления о свойствах воды (текучесть, не имеет вкуса и запаха, прозрачность, об изменениях свойств воды с помощью различных веществ).
- Закреплять представления о сенсорных эталонах (цвет, запах, вкус) и развивать тактильные ощущения.
Образовательная область «Речевое развитие»:
1. Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
2. Обогатить словарь детей: журчит, безвкусная, жидкость, бесцветная
3. Активизировать словарь детей: прозрачная, льётся.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
1. Формировать у детей чувство сплочённости, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
2. Побуждать проявлять интерес к действиям партнёра: взрослого и детей.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, аккуратность при работе с водой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Прививать интерес к малым фольклорным формам.
2. Развивать умение отгадывать загадки, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки, пальчиковой гимнастики.
Материал и оборудование:
Прозрачные стаканчики с водой, тарелочки с сахаром, гуашь, кисти, салфетки из ткани, соломинки для коктейля, чайные ложки, мелкие игрушки, аквариум с золотой рыбкой, схема «Водоворот воды в природе».
Предварительная работа:
- Наблюдение за дождём.
- Рассматривание воды до и после рисования красками, иллюстраций в книгах о воде, схемы «Водоворот воды в природе».
- Дидактическая игра «Разные капельки».
- Беседы: «Значение воды для живого организма», «Как сохранить воду», «Как ты думаешь, зачем нужна вода?»
- Чтение произведений художественной литературы и фольклора: М. Д. Перина «Живая вода»; К.Чуковский «Мойдодыр»; песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно - исследовательская | Проведение экспериментов. Цель: закреплять знания о свойствах воды, (текучесть, не имеет вкуса и запаха, прозрачность, об изменениях свойств воды с помощью различных веществ). Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, осуществлять эксперимент. Рассматривание схемы «Водоворот воды в природе». Цель: закрепление знаний о свойствах воды, взаимодействии с предметами. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. |
Игровая | Игровая ситуация «Прятки». Цель: побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками в игровую ситуацию. Воспитывать доброжелательные отношения. Сюрпризный момент (появление золотой рыбки). Цель: доставить детям радость. Создать положительную атмосферу. |
Коммуникативная | Беседа, рассказ, диалог в проблемно-игровой ситуации. Цель: обогащать и активизировать словарь детей. Развивать диалогическую и монологическую речь детей. Развивать коммуникативные навыки. |
Музыкальная | Слушание музыкального произведения. Цель: приобщать детей к музыкальным произведениям. Создать положительную атмосферу. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Отгадывание загадки. Цель: прививать интерес к малым фольклорным формам. Развивать умение отгадывать загадки, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения. Слушание сказки. Цель: прививать интерес к сказкам, внимательно слушать, понимать их смысл, народную мудрость. Воспитывать доброту, умение сопереживать. |
Двигательная | Динамическая пауза. Цель: Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников. Пальчиковая гимнастика. Цель: Развивать мелкую моторику рук, предупредить утомляемость воспитанников. |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Действия педагога | Действия воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. |
| Отвечают на вопрос. Дети рассаживаются полукругом и слушают сказку. | Появление у детей заинтересованности, познавательного интереса. Эмоциональное включение детей в образовательную деятельность. |
2. |
| Рассматривают схему. Проявляют интерес. Слушают шум дождя. | Созданы условия для развития образного мышления. Проявление познавательной активности. |
3. |
| Выполняют движения в соответствии с текстом: (Прыжки на носочках, руки на поясе). (Развести руки в стороны) (Сомкнуть руки над головой полукругом) | Снимается мышечное напряжение, создаётся готовность для занятий познавательно- исследовательской деятельностью. |
4. | «Дождь закончился, выглянуло солнышко. Послушайте, как поют птицы». (Запись щебетания птиц). Продолжает рассказывать сказку, демонстрировать схему «Водоворот воды в природе»: «Напоили Капельки всё живое на Земле, стали стекаться в лужицы, из лужиц в ручьи, в реки, моря, океаны. Капельки журчат, разговаривают друг с другом». (Запись журчания ручья). «Солнышко своими тёплыми лучами пригрело Капельки, и они вновь вернулись к своей маме Тучке. Они рассказали, как им было интересно путешествовать на Земле». «Ребята, вам понравилась сказка?» | Проявляют интерес. Слушают запись. Рассматривают схему. Слушают сказку. Слушают запись. Слушают сказку. Участвуют в беседе, высказывают своё мнение. | Эмоциональное включение детей в образовательную деятельность. Созданы условия для развития образного мышления. Проявление познавательной активности. Эмоциональное включение детей в образовательную деятельность. Проявление познавательной активности. Созданы условия включения детей в образовательную деятельность. |
5. | «Я вас угощу, а вот чем, догадайтесь сами». Загадывает загадку: «Меня пьют, | Отгадывают загадку. | Проявляют способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения. |
6. | Предлагает детям пройти к столам и сесть на стулья. Задаёт вопрос: «Что мы видим в стаканчиках? Давайте проверим. Возьмите стакан с водой. Понюхайте воду. Чем она пахнет?» Предлагает обследовать объект на запах. «Давайте попробуем воду из стакана. Есть ли у нее вкус?» Предлагает обследовать объект на вкус. «А что находится в тарелочках? Сахар, какого цвета? Возьмите ложкой сахар и опустите в стаканчик с водой. Что получилось? Как вы думаете, куда девался сахар? Возьмите соломинки и попробуйте воду из стаканчика. Какая вода?» | Рассматривают, высказывают предположения.
Дети нюхают воду. Проводят обследования объекта, анализируют, делают вывод. Дети пьют воду через соломинки. Проводят обследования объекта, анализируют, делают вывод. Дети пьют воду через соломинки. | Созданы условия для исследовательской деятельности. Созданы условия для формирования представлений о свойстве воды: не имеет запаха. Созданы условия для формирования представлений о свойстве воды: не имеет вкуса. Обогащается словарный запас детей словом «безвкусная». Развивается познавательная активность. Знакомятся со свойством воды: при помощи сахара стала сладкой. |
7. | Напоминает правила работы с водой: «Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело, Если разлилась вода – Салфетка под рукой всегда!» | Проговаривают правила. Имитируют движения в соответствии с текстом. | Закреплены правила безопасности при работе с водой. |
8. | Предлагает обследовать объект: «Что делает вода?», «Вода – это жидкость».
«Теперь опустите в стакан с водой ложку. Вы ее видите?» | Проводят обследования объекта, анализируют, делают вывод. Дети опускают в воду ложку. Высказывают предположения. | Знакомятся с состоянием объекта: вода – это жидкость. Обогащение словаря: журчит, безвкусная, жидкость, бесцветная. Активизация словаря: детей: прозрачная, льётся, журчит. Знакомятся со свойством объекта: вода прозрачная. Развивается познавательная активность. |
9. | «А сейчас вода хочет поиграть с вами в «Прятки». Мы будем прятать мелкие игрушки в стаканчиках с водой. Опустите свои игрушки в воду». «Вы видите игрушку, которую опустили в стаканчик?» «Теперь опробуйте окрасить воду с помощью краски. Что стало с водой?» «Какого цвета стала вода?» | Слушают указания воспитателя и действуют по инструкции Проводят обследования объекта, анализируют, делают вывод. | Созданы условия для исследовательской деятельности. Развивается логическое мышление. Знакомятся со свойством воды: окрашивается при помощи краски. |
10. | «А сейчас мы отдохнём». Проводит пальчиковую гимнастику: | Имитируют движения в соответствии с текстом. | Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость. |
11. | Сюрпризный момент – под спокойную мелодию воспитатель вносит аквариум с золотой рыбкой и ставит на стол. «Кто у нас в гостях? Как называется домик для рыбки? А почему в аквариуме вода, как вы думаете? Вода, в аквариуме какая? Только в чистой воде могут жить рыбки. А где ещё живут рыбы? К воде нужно относиться бережно, не засорять водоёмы, не лить напрасно». Читает стихотворение: Говорят, она везде: В луже, в море, в океане: И в водопроводном кране Без неё нам не умыться Не поесть и не напиться Смею вам я доложить Без чего нам не прожить?» «Интересно было познакомиться с Капельками и путешествовать с ними? Много, много капелек, что это? Под спокойную мелодию воспитатель предлагает детям «поплавать» как рыбка. | Рассматривание объект. Участвуют в беседе, высказывают своё мнение. Имитируют движения в соответствии с текстом. | Создан фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД. Проявляют способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения. Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость. |
Развёрнутый конспект образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, вам нравятся сказки?
Воспитатель: Я знаю одну интересную сказку, я думаю, она вам понравится: «Жила – была Тучка со своими детками Капельками. Загрустили как – то раз Капельки, захотелось им посмотреть, что же там творится на Земле, и они отпросились у мамы Тучки погулять. Мама Тучка отпустила своих деток. Ветерок подхватил Капельки, и они полетели на землю».
Воспитатель: Ребята, мне кажется, Капельки долетели до нас, посмотрите, они у нас на ладошках.
(Запись шума дождя).
Физкультминутка «Дождик»:
Капля раз, капля два, (Прыжки на носочках, руки на поясе).
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Развести руки в стороны).
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом).
Воспитатель: Дождь закончился, выглянуло солнышко. Послушайте, как поют птицы.
(Запись щебетания птиц).
Воспитатель: «Напоили Капельки всё живое на Земле, стали стекаться в лужицы, из лужиц в ручьи, в реки, моря, океаны. Капельки журчат, разговаривают друг с другом».
(Запись журчания ручья).
Воспитатель: «Солнышко своими тёплыми лучами пригрело Капельки, и они вновь вернулись к своей маме Тучке. Они рассказали, как им было интересно путешествовать на Земле».
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка? Пока вы слушали сказку, наверно захотели пить. Я вас угощу, а вот чем, догадайтесь сами.
Воспитатель загадывает загадку:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я
Кто я такая?
(Вода).
(Воспитатель предлагает детям пройти к столам и сесть на стулья).
Воспитатель: Что мы видим в стаканчиках? Давайте проверим. Возьмите стакан с водой. Понюхайте воду. Чем она пахнет?
( Дети нюхают воду).
Воспитатель: Вода не имеет запаха. Давайте попробуем воду из стакана. Есть ли у нее вкус?
(Дети пьют воду через соломинки).
Воспитатель: Вода безвкусная.
Воспитатель: А что находится в тарелочках? Сахар, какого цвета? Возьмите ложкой сахар и опустите в стаканчик с водой. Что получилось? Как вы думаете, куда девался сахар? Возьмите соломинки и попробуйте воду из стаканчика. Какая вода?
(Дети пьют воду из стаканчиков через соломинку).
Воспитатель: Сахар растворился в воде, и вода стала сладкая.
Воспитатель: А сейчас перельём воду из одного стакана в другой. Возьмите пустой стакан и налейте в него аккуратно воду. Но сначала давайте вспомним правила работы с водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело,
Если разлилась вода -
Салфетка под рукой всегда!
Воспитатель: Что делает вода? (Льется, плещется, журчит, течет, переливается).
Воспитатель: Значит, вода, какая? Вода – это жидкость.
Воспитатель: Теперь опустите в стакан с водой ложку. Вы ее видите?
(Дети опускают в воду ложку).
Воспитатель: Почему? Посмотрите друг на друга через стаканчик. Вы видите через воду? Какая вода?
Воспитатель: А сейчас вода хочет поиграть с вами в «Прятки». Мы будем прятать мелкие игрушки в стаканчиках с водой.
(Дети опускают мелкие игрушки в стаканчики с водой.)
Воспитатель: Вы видите игрушку, которую опустили в стаканчик?
Воспитатель: Теперь опробуйте окрасить воду с помощью краски. Что стало с водой?
Воспитатель: Какого цвета стала вода?
Воспитатель: Воду можно покрасить в любой цвет. А сейчас мы отдохнём.
Пальчиковая гимнастика.
«Рыбка плавает в водичке
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать!».
(Сюрпризный момент – под спокойную мелодию воспитатель вносит аквариум с золотой рыбкой и ставит на стол. Дети наблюдают, как плавает рыбка.).
Воспитатель: Кто у нас в гостях? Как называется домик для рыбки? А почему в аквариуме вода, как вы думаете? Вода, в аквариуме какая? Только в чистой воде могут жить рыбки. А где ещё живут рыбы? К воде нужно относиться бережно, не засорять водоёмы, не лить напрасно.
Воспитатель читает стихотворение:
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане:
И в водопроводном кране
Без неё нам не умыться
Не поесть и не напиться
Смею вам я доложить
Без чего нам не прожить?
Воспитатель: Интересно было познакомиться с Капельками и путешествовать с ними? Много, много капелек, что это?
(Под спокойную мелодию воспитатель предлагает детям «поплавать» как рыбка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.
Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...
Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)
Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...
Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь
: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...
План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа" календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате. ...
Комплексно- тематическое планирование для 1 младшей группы на 2021- 2022 уч.г; для 2 младшей группы на 2022- 2023 уч.г, для средней группы на 2023- 2024 уч.г
Целью комплексно-тематического планирования является разработка плана ежедневной деятельности детей в образовательном учреждении, на основании ряда темообразующих факторов и принципа со...