конспект открытого занятия " Волшебница- Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого НОД опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Солнышко».
« Волшебница – Вода».
Подготовила воспитатель: Титенко М.А.
Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
- Образовательные задачи.
Ознакомление детей со свойствами воды.
Закрепить знания о свойствах воды ( текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вкуса).
Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
- Развивающие задачи:
Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.
Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
- Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу, подвести к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды.
Демонстрационный материал ( для воспитателя).
Глобус, яблоко, стакан, мячик, блюдце, книжка, схемы «Свойства воды», кувшин с водой, лейка, перчатка, воздушный шар, сахар, «волшебные» капли «Барбарис», « Смородина», ложка, салфетка.
Раздаточный материал на каждого ребенка.
5 пронумерованных стаканов 1- с водой, 2 – пустой, 3 – с молоком, 4 и 5 с водой. Коктейльная трубочка, 2 пластиковые ложки, сахар, салфетка, тарелка, различные формочки.
Чтение художественной литературы «Как люди речку обидели», отгадывание загадок по теме, рассматривание фотографий и иллюстраций, энциклопедий о воде, о природе и природных явлениях.
Ход НОД.
1 Организационный момент.
Вос-ль: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Доброе утро.
2 Эмоциональная настройка детей.
Вос – ль: Доброе утро! Я вам говорю! Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться!
3 Постановка образовательной деятельности.
Чтение рассказа.
Жила – была в пустыне черепаха. Воды почти не видела, поскольку получала её с растениями, которые ела. Поэтому, думала черепаха, что вода и не нужна. А вы как думаете? Кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку.
Вос-ль: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Вос-ль: Молодцы, а для чего нужна вода животным?
Дети: Пить, купаться.
Вос-ль: А растениям нужна вода?
Дети: Да, без воды они погибнут.
Вос-ль: ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
Вос-ль: Правильно. Глобус это модель нашей планеты. Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Вос-ль: Верно, как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: Вода, реки, океаны, моря.
Вос-ль: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках?. (Держу зелёное яблоко).
Дети: Зелёное яблоко.
Вос-ль: Яблоко, как и глобус круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре части. А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего больше на Земле, воды или суши?
Дети: На земле больше воды.
Ребёнок читает стихотворение Н.Рыжовой: «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
В водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё вам не умыться.
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить!-
Без неё нам не прожить!
Вос-ль: Ребята, скажите, где в природе можно встретить воду?
Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь.
Вос-ль: Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?
Дети: Речная.
Вос-ль: А в роднике?
Дети: Родниковая.
Вос-ль: В море?
Дети: Морская.
Вос-ль В болоте?
Дети: Болотная.
Вос-ль: А вы знаете, что в море и океане вода солёная, пить её нельзя. А какая вода в реке озере, роднике?
Дети: Пресная.
Вос-ль: Правильно, пресная. Пресную очищенную воду можно пить.
Дидактическая игра « Скажи наоборот»
Из одного крана течёт холодная, а из другого…. Горячая.
В чайнике вода чистая, а в луже… грязная.
Река глубокая, а ручеёк…. Мелкий.
В ведре воды много, а в стакане…. Мало.
В реке вода пресная, а в море… солёная.
Вос-ль: Ребята, давайте немного отдохнём.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз росой умылась,
Два изящно покружилась,
Три нагнулась и присела,
На четыре полетела
У реки остановилась,
Над водою покружилась.
Вос-ль: Ребята, я приглашаю вас отправиться в нашу лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?
Дети: Проводят опыты.
Вос-ль: А чтобы всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила поведения.
Вспомним правила друзья!
В группе как ведём себя?
Говорим по – одному, не мешаем никому.
Если хочешь отвечать, руку нужно поднимать!
(Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание детей на то, что находится у них на столах.( Оборудование для проведения опытов).
- Опыты:
Опыт № 1: Вода – житкость.
Вос-ль: Перед вами стоят стаканчики . Под №1 – в нём вода,
под №2 – пустой. Давайте аккуратно перельём воду из стакана №1
в стакан №2. Что происходит? Вода льётся? А почему это происходит?
Какая вода?
Дети: Вода льётся, потому что она жидкая. Вос-ль: А если бы вода
Была твёрдая, могла бы она течь а реке, ручейке, из крана?
Дети: Нет.
Вос-ль: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Ребята, почему воду называют жидкостью?
Дети: Потому что вода может течь и её можно переливать.
Вос-ль вывешивает на доску схему №1
Опыт №2: Вода не имеет формы.
Вос-ль: Ребята, скажите вот о чём. Мяч, например какой формы?
Дети: Круглой.
Вос-ль: Книга, какой формы?
Дети: Квадратной.
Вос-ль: Блюдце, какой формы?
Дети: Круглое.
Вос-ль: А вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан. Какую форму приняла вода?
Дети: Форму стакана.
Вос-ль: сейчас я из кувшина перелью воду в воздушный шарик? Какую форму приняла вода?
Дети: Форму шара.
Вос-ль: А сейчас я перелью воду из кувшина в резиновую перчатку, какую форму приняла вода?
Дети: Форму перчатки.
Вос-ль: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.
Итак, делаем выводы – вода не имеет формы.
Вос-ль вывешивает на доску схему №2.
Опыт №3 Вода- прозрачная.
Вос-ль: У каждого из вас есть ложечки. Опустите одну ложечку в стакан
с водой №2, а другую, в стакан с молоком №3.
Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с водой?
Дети: Да.
Вос-ль: А в стакане с молоком?
Дети: Нет.
Вос-ль: А почему?
Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет
Вос-ль: Какой сделаем вывод?
Дети: Вода – прозрачная.
Вос-ль: вывешивает на доску схему №3.
Опыт №4 Вода – бесцветная.
Вос-ль: Посмотрите на стаканчик с водой №2 и молоком №3.
У молока есть цвет? Какой?
Дети: Молоко белого цвета.
Вос-ль: Есть у воды цвет? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Вос-ль: Правильно, вода не имеет цвета, значит она какая?
Дети: Бесцветная.
Вос-ль: Ребята, какой мы можем сделать вывод?
Дети: Вода – бесцветная.
Вос-ль вывешивает на доску схему №4.
Вос-ль: А теперь давайте немного разомнёмся. Встаньте около
своих стульчиков.
Физминутка.
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери из ручья попили
Влево, вправо поклонились,
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора.
Опыт №5: Вода не имеет запаха.
Вос-ль: Ребята, возьмите стаканчик №4 и понюхайте воду, запах есть у воды?
Дети: нет.
Вос-ль: Правильно. Чистая вода не имеет запаха.
А если добавить в воду «волшебные капли»
(добавляет детям в стаканчики по несколько капель барбариса и смородины)
Появился запах?
Дети: Да.
Вос-ль: Ребята, какой вывод мы сделаем? Есть ли запах у чистой воды?
Дети: Нет.
Вос-ль вывешивает на доску схему №5
Опыт №6: Вода не имеет вкуса.
Вос-ль: Давайте возьмём трубочки и попробуем воду из стакана №5.
Есть у воды вкус?
Дети: Нет.
Вос-ль: А если в воду добавить сахар? Что произойдет?
(дети ложкой добавляют сахар в стакан с водой, размешивают)
Давайте попробуем.
Какая на вкус стала вода?
Дети: Вода стала сладкая.
Вос-ль: А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?
Дети: Вода будет солёной, кислой.
Вос-ль: Делаем с вами вывод.
Дети: Чистая вода не имеет вкуса.
Воспитатель вывешивает на доску схему №6
Вос-ль: Вам понравилось проводить опыты? Что мы с вами узнали?
Давайте повторим.
5 Итог нод.
Дети вместе с вос-лем, опираясь на схемы, повторяют свойства воды.
Вода – это жидкость, не имеет формы, прозрачная, бесцветная,
не имеет своего вкуса и запаха.
Вос-ль: Ребята, как вы думаете, права ли была черепаха, о том,
что вода никому не нужна?
Дети: нет. Без воды – нет жизни на земле!
(Чтение стихов о воде)
Вос-ль: Ребята, вы все молодцы. Вы дружная команда, я вами горжусь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Волшебница вода"
Познакомить детей со свойствами воды, через проведение простейших опытов....
Открытое занятие "Волшебница -вода"
Открытое занятие "Волшебница -вода" старшая группа...
Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода"
Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода" для второй младшей группы...
Конспект открытого занятия "Волшебница Вода"
Обогащение знаний о значении воды, где ее можно использовать. Путем экспериментирования определение того, что: ● вода может быть разной температуры; ● иметь свой вкус и менять его в зависимости от д...
Конспект открытого занятия «Волшебница вода»
Конспект открытого занятия «Волшебница вода»...
Конспект открытого занятия "Волшебница вода"
Конспект занятия...
Конспект открытого занятия " Волшебница вода"
Эксперементирование с водой....