Конспект открытого занятия "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ Могойтинский детский сад «Солнышко»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Воспитатель 1 категории:
Цыдыпова Наталья Владимировна.
2017 год.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Цель: Закрепить знания о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Учить отгадывать загадки. Развивать социальные навыки
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3. Обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов:
- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Развивающие:
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Ход занятия
Психогимнастика.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Она и в озере, и в лужице
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит. ( вода )
Воспитатель: - Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим разговор о воде.
Игровая ситуация.
(В группу входит девочка в ободке капельки)
Воспитатель: - Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?
Девочка: - Я капелька прозрачная, я доченька воды. Куда б не посмотрели вы, кругом мои следы. На облачке, в фонтанчике, на водопаде с гор. И утром на травинке из капелек узор.
Воспитатель: - Капелька, а зачем ты к нам пришла?
Капелька: - Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в детском саду.
Ребята, давайте поможем капельке найти своих сестричек, и мы узнаем что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.
Дети с воспитателем идут по группе, делают остановки.
1 Уголок природы
Воспитатель: почему мы остановились здесь, в уголке природы?
(потому что растениям нужна вода для жизни)
Воспитатель: Как мы даем растениям воду?
(Поливаем, моем листья, опрыскиваем)
Воспитатель: Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?
(Они засохнут, завянут)
Воспитатель: чтобы этого не случилось. Не будем забывать о поливе растений. Оставим здесь сестричку – капельку?
(Да!) (Приклеиваем капельку)
Воспитатель: Идем дальше, где еще в группе нужна вода?
(В туалетной комнате, в умывальнике)
Воспитатель: Для чего нам там вода?
(Чтобы смывать, мыть руки, умываться)
Воспитатель: оставим здесь сестричку капельку?
(Да!) (Приклеиваем капельку)
Воспитатель: Куда пойдем дальше? К мойке младшего воспитателя. А здесь где нужна вода?
(Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды).
Воспитатель: Здесь оставим сестричку – капельку?
(Да!)(Приклеиваем капельку)
Воспитатель: Ну вот, ребята, сколько в нашей группе живет сестричек – капелек, которые приносят нам большую пользу.
Воспитатель: Послушайте, я расскажу вам о воде! (Презентация)
ОНА ВЕЗДЕ!!!
В луже,
В море,
В океане!
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться!
Не наесться! Не напиться!
Смею вам я доложить:
Без ВОДЫ нам не прожить!
- Вот, сколько пользы приносит нам вода!
Давайте её беречь и зря не разливать!
Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, а вы помните песенки воды?
(ДА)
- Споем их?
(Да)
- Как поет вода, когда течет из крана?
(СССССССС)
- Как кипит в кастрюльке?
(БУЛЬ_БУЛЬ_БУЛЬ)
- Как капает дождиком?
(КАП_КАП_КАП)
Воспитатель: что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- не шуметь – этим мы мешаем другим
-аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов
-слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов
- закончив наблюдение, сделать вывод.
Все правила вы помните? Ну что ж приступим.
Опыты с водой
1 Опыт. Воспитатель: - Сейчас мы с вами будем учеными. А настоящие ученые никому не верят на слово. Они все доказывают, проводя опыты.
-Работаем все вместе.
Дети, что налито в стаканчиках? (Дети называют – молоко, вода).
- Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают).
- Почему ты выбрал эту полоску?
-Саша почему ты выбрала эту полоску?
-Какого цвета молоко? (Белого).
- Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. (Дети прикладывают полоски бумаги. Ни один цвет полосочек не совпадает с цветом воды).
-Таня, ты нашла такую полоску? (Нет)
- Какого цвета вода? (БЕСЦВЕТНАЯ).
-Итак, господа ученые, мы делаем вывод….
Вывод: Вода бесцветная, а молоко белое.
2 Опыт.
Работа в группе.
У вас есть ложки. Опустите одну ложечку в стаканчик с молоком.
-А вторую в стаканчик с водой.
- Видно ли ложечку в стаканчике с молоком?
- А в стаканчике с водой?
-Значит, что мы можем сказать о воде?
- Какая она? (Прозрачная.)
- Сквозь чистую воду мы видим предметы.
-Господа ученые посмотрите сквозь стаканчики.
-Скажи, Саша, какая вода?
- Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.
Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет .
3 Опыт.
Работа в группе.
Воспитатель: - В стаканчиках чистая вода.
-Насыпьте ложку соли.
- Давайте приклеим на стакан этикетку «Соль». Так всегда делают в лабораториях, чтобы ничего не перепутать.
- Данил, найди карточку с надписью «Соль».
-Что произошло с солью в стаканчике?
- Куда она исчезла?
-Да, соль растворилась в воде. Вода стала соленой.
- Хотите попробовать?
-А во второй стаканчик положим кусочек сахара рафинада и тоже приклеим этикетку.
- Что произошло с сахаром?
- Сахара тоже не видно в стаканчике? Что с ним произошло?
-А какая на вкус будет вода в этом стаканчике? (Сладкая.)
-У нас есть еще один стаканчик с чистой водой. Что туда можно насыпать? (Растворимый кофе.)
-Приклеиваем этикетку «Кофе».
-Посмотрите внимательно, что происходит? (Кофе сначала остается на поверхности, постепенно начинает растворяться и окрашивать воду.)
Примечание: кофе не следует перемешивать.
В 4 стаканчик насыпям рис, приклеим этикетку с надписью «Рис».
- А рис растворился? (Вода не может растворить рис.)
Вывод: Вода растворяет: соль, сахар, кофе Вода не может растворить рис.
4 Опыт.
(Работа в группе).
-Обратите внимание, изменился ли цвет воды после добавления соли и сахара? ( Они не окрасили воду).
–Кофе? (Кофе окрасил воду!!!)
-Рис? ( Рис не окрасил воду.)
Вывод: Некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет.
5 Опыт.
(Работа в группе).
- Дети сядьте на стулья .
- Для этого опыта нам понадобится термос.
- Что такое «Термос»?
-Для чего он нужен?
(Это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры.)
- Я налила в термос горячую воду.
- Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей).
- Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей)
- Давайте проверим, так ли это?
- Как вы думаете, что мы увидим, когда я поднесу стекло к пару? (Ответы детей)
(Подношу стекло и говорю)
- Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли.
(Пронести стекло и показать каждому ребенку).
Что вы видите на стекле? Значит, делаем Вывод: «Пар – это что? Это вода».
- Наташа, что такое пар?
-Скажите все вместе.
Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)
Звучит минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
Воспитатель сопровождает текстом:
Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.
Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.
(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
Воспитатель:
* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают.
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да обратно вернется.
* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.
Сейчас, ребята, вам капелька приготовила задание.
Ребята вот фотографии, вот схема. На схеме номера.
Вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует.
И в той же последовательности разложите на схеме фотографии.
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности задаёт наводящие вопросы, подводит к последовательности.
Затем наклеивают)
3 Итог занятия.
Воспитатель. – Наше занятие заканчивается. Дети, что вам запомнилось? Понравилось? Что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Период дошкольного детства - это период становления личности ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...
Конспект открытого занятия «Вода и мыло» в средней группе
laquo;Вода и мыло»Цель: - Обучить ребенка способам профилактики инфекционных заболеваний и основным гигиеническим навыкам.Задачи:- Познакомить детей с правилами личной гигиены;- Формироват...
Конспект открытого занятия "Водичка"
Открытое занятие...
Конспект открытого занятия "Вода и ее свойства"
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Задачи:- уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни;- развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспер...
Конспект открытого мероприятия по экспериментированию в старшей группе "Вода, вода- кругом вода"
Цель: Формировать у детей основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде)....
Конспект открытого занятия "Вода и её свойства" во второй младшей группе
Познакомить детей со свойствами воды опытным путем...
Конспект открытого занятия вода и лед
Цель:Ознакомление детей со свойствами воды и льда вода:(жидкая,прозрачначая,на холоде замерзает)...