Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с детьми подготовительной группы на тему: "Мы - друзья природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Материал полезен вопитателям детей старшего дошкольного возраста, содержит информацию по экологическому воспитанию детей и правилам поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_ekologii.docx | 47.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
детский сад общеразвивающего вида № 961
Тема непосредственно образовательной деятельности:
«Мы – друзья природы»
Составили и провели:
воспитатели
подготовительной к школе группы №7
Касёнкина Татьяна Владимировна
Ноябрь 2013 года
Образовательные задачи:
Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; расширять представления детей о лесе и его обитателях; формировать устойчивый интерес к природе.
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники рисования.
Методические приемы:
Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, разгадывание ребуса, беседа, объяснение, показ.
Материал:
Магнитная доска, карточки с изображением живой и неживой природы, иллюстрации по правилам поведения в природе, красные и синие кружки, кроссворд.
Ход занятия.
Звучит запись песни А. Пахмутовой «Просьба».
Дети заходят в зал.
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, сколько у нас много гостей!
Давайте мы им улыбнемся и поздороваемся с ними.
Игра “Спаси птенца”
Воспитатель.
«Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд, ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приближайте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё прилетит к вам».
Ребята, вы любите разгадывать загадки?
Загадка.
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь (глобус).
Показать глобус и спросить, что такое глобус.
Ответы детей:
Глобус – это модель Земного шара.
Земной шар такой большой, что нужно много-много дней и даже месяцев, чтобы объехать его.
Воспитатель.
Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери.
И, конечно же, на нашей планете живут вместе разные народы. Все мы дышим одним воздухом, пьём одну воду и очень зависим друг от друга. В мире животных и растений нет ничего ненужного и лишнего. Человек тоже часть природы. Без неё он не может жить.
Если человек неправильно ведёт себя в природе, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, то ему самому становится жить плохо. Грязный воздух и вода, заражённая земля вызывают разные заболевания, и даже гибель людей. Уничтожение животных и растений ведёт к их полному исчезновению.
Помните о том, что вы всегда должны бережно относиться ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не превратилась в пустыню.
Дети читают стихотворение Е. Шкваловой «Ты береги нас».
1-й ребенок:
Смотрю на глобус - шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги».
2-й ребенок:
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги».
3-й ребенок:
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
4-й ребенок:
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги».
5-й ребенок:
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу…»
Человек – это самое разумное существо на Земле, он умнее и сильнее всех. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля.
Скажите нам, а что такое природа?
Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.
Воспитатель. Какая бывает природа?
Дети. Природа бывает живая и неживая.
Воспитатель. Почему мы называем природу живой?
Дети. Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.
Воспитатель. Что относится к живой природе?
Дети. К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.
Воспитатель.
А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?
Дети. Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду. И прожить он без неё не может.
Воспитатель.
А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.
Давайте поиграем в игру «Живая и неживая природа».
Игра «Живая и неживая природа».
Воспитатель.
Посмотрите внимательно на задание. Вам надо зелёными кружочками отметить картинки, которые относятся к живой природе, а синими кружочками, которые относятся к неживой природе.
Воспитатель.
Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Узнавали интересные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?» и «ЗАЧЕМ?».
Послушайте небольшой рассказ.
«Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет.
«Вот бабушка обрадуется!» – подумала Красная Шапочка.
Но, увидев цветы, бабушка сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сама».
- Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки?
- Надо бережно относиться к природе.
- Какая самая главная польза от всех растений?
- Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами.
Мы сейчас проверим, хорошо ли вы знаете, как нужно вести себя в природе.
Игра «Назовите правила поведения в природе».
Экологические ситуации.
1-я ситуация
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
— А в нем яичко.
— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
— Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Воспитатель. Правильно ли девочки поступили?
Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
2-я ситуация»
Две сестренки гуляли по лесу.
— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
— Давай сорвем его и отнесем маме.
Девочки сорвали цветок и пошли домой.
Воспитатель. Правильно ли поступили девочки?
Дети. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
3-я ситуация
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.
Воспитатель. Правильно поступил мальчик?
Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.
4-я ситуация
После дождя дети пошли гулять во двор.
— Посмотри, сколько червяков!
— Давай соберем их и девчонок испугаем!
— Пойдем, посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
Воспитатель. Правильно ли поступили ребята?
Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.
Воспитатель.
Наши дети – любители природы, они хорошо знают, как надо вести себя в лесу, не причиняя природе вред и сейчас расскажут какие правила поведения они ещё знают.
(дети называют другие правила поведения в природе)
Воспитатель:
Молодцы ребята, правила поведения мы вспомнили, и я надеюсь, что вы никогда их не будете нарушать.
Как то один мальчик сказал:
- Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони, и тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.
Воспитатель:
- А как это - сердцем? (Наблюдать за природой, не разрушая).
Музыкальная пауза «У оленя дом большой»
У оленя дом большой - | делаем руками крышу |
Он глядит в своё окошко - | делаем руками окошко |
Зайка по лесу бежит, в дверь к нему стучит - | изображаем бег на месте |
Стук-стук! дверь открой! - | стучим и открываем дверь - две ладошки в стороны |
Там в лесу охотник злой! - | показываем злого охотника - хмурим брови и руки вверх |
Зайка, зайка забегай! - | приглашаем рукой: машем - заходи! |
Лапу мне давай! - | даем "лапу" |
Воспитатель.
А сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть. А где самый лучший отдых? Да на природе. И совершить увлекательное путешествие в лес нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп. Но сначала скажет, что это за наука такая – экология.
Дети. «Экология» - это наука об окружающей среде. И только зная законы и тайны природы, мы можем стать её верными друзьями и помощниками. Экологический калейдоскоп-это интересные игры, вопросы, это ваши знания, эрудиция и находчивость.
Первое задание.
«Вопрос-ответ»
Слушаем вопрос:
- У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
- Что делает ёж зимой? (спит)
- Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
- Сколько ног у паука? (восемь)
- Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка).
- Кто носит свой дом на спине? (улитка)
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка).
- Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока).
- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник).
- Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
- У какого дерева белый ствол? (береза)
- Как называется дом у муравья? (муравейник).
- Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
Второе задание.
Игра «Кто, как кричит».
Все звери и птицы – это часть живой природы. Они умеют петь, рычать, гоготать. Конкурс называется «Кто как кричит». Воспитатель называет животное или птицу, а дети называют, как они кричат.
(включить запись – картинки животных)
1. Голубь – воркует
2. Утка – крякает
3. Филин – ухает
4. Журавль – курлычет
5. Ворона – каркает
6. Воробей – чирикает
7. Медведь – ревет
8. Конь – ржет
9. Овца – блеет
10. Пчела – жужжит
11. Сверчок – стрекочет
12. Комар – пищит.
13.Индюк - болобочет
Третье задание.
Игра со зрителями.
(дети подготовили для гостей загадки о природе)
- Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются (дождь).
- С неба – звездой, на ладошку – водой (снежинка).
- В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет - и всех разбудит (солнце).
- Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью (муравьи).
- Через поля, через луга встает нарядная дуга (радуга).
- Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
- Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем (роса).
- Домовитая хозяйка полетала над лужайкой, похлопочет над цветком, он поделится медком (пчела).
Четвёртое занятие.
Игра «Четвёртый лишний».
Детям раздаются карточки, на которых размещены четыре картинки с изображением насекомых, птиц, животных. Ребёнок называет, какая из четырех картинок лишняя и почему.
Например: шмель на этой карточке лишний, потому что на других картинках изображены дикие животные.
1. Заяц, ёж, лиса, шмель;
2. Трясогузка, паук, скворец, сорока;
3. Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4. Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
5. Таракан, муха, пчела, майский жук;
6. Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
7. Лягушка, комар, жук, бабочка
8. Стрекоза, мотылёк, шмель, воробей
Пятое задание.
«Разгадай кроссворд»
Воспитатель.
Отгадайте загадки, а ответы я запишу в кроссворд и потом мы увидим, какое слово у нас получилось в выделенных клеточках.
- Не ездок, а со шпорами
Не будильник, а всех будит (петух).
- Всю ночь летает - мышей добывает,
А станет светло, спать ляжет в дупло (сова).
3. Летит, пищит, очень тоненько звенит.
Случай не упустит, сядет и укусит (комар).
4. Водяные мастера строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины и плотины (бобры)
5. Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появиться опять (снегирь).
6. Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
Какое слово получилось в выделенных клеточках? (ПОМОГИ)
О чем говорит нам это волнующее слово?
О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей среде.
Воспитатель.
Да, ребята, наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь!
Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!
В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
Чтобы защитить нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя. В первую очередь, должно быть бережное отношение к природе, растениям, которые дают нам воздух. Не стоит загрязнять города мелким мусором, который не сложно донести до урны.
Если каждый заглянет в себя и вспомнит, сколько вреда он причинил природе, а после этого постарается быть мудрее и заботливее, то наша «Голубая планета» просуществует на сотни лет дольше, вместе уже с вашими детьми и их потомками.
Ребёнок. Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Ребенок. На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Ведущий: Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
А сейчас найдите своё сердечко и послушайте, как оно стучит. Представьте, что это кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по всему телу, по рукам и ногам. Его столько, что оно уже не вмещается в нас. Давайте пошлём этот свет и тепло всем, всем кто живёт на нашей планете.
У нас одна Земля.
У нас одна Земля, одна,
Она такая голубая.
Нас к помощи зовет она,
Незащищенная такая...
Не отзовешься — в тот же миг
Она нам бросит в обвиненье:
«Не защитили, не спасли!»
Спаси, спасите эту Землю!
На ней одной цветут цветы,
На ней одной смеются дети,
И нет прекрасней красоты,
И нету голубей планеты.
Д. Зевина
А сейчас найдите своё сердечко и послушайте, как оно стучит. Представьте, что это кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по всему телу, по рукам и ногам. Его столько, что оно уже не вмещается в нас. Давайте пошлём этот свет и тепло всем, всем кто живёт на нашей планете.
Дети нашей группы своими руками сделали вам небольшой подарочек и на память о сегодняшней встрече они его вам сейчас вручат.
Ребёнок читает стихотворение:
Летите, голуби, летите,
Для вас нигде преграды нет!
Несите, голуби, несите
Народам мира наш привет!
Гостям скажем «спасибо», за то, что пришли к нам в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: « Путешествие по стране знаний » (конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике с детьми подготовительной группы)
конспект интегрированного итогового занятия с детьми подготовительной группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОБЖ с детьми подготовительной группы.
Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми; научить ребёнка правильно вести себя дома, если дети остаются одни...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисовании с детьми подготовительной группы. Тема: «Осенний пейзаж».
Закрепление знаний детей о жанре живописи - пейзаже....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной группе на тему: «Явления природы»
Образовательная область: «Физическая культура».Инструктор по физической культуре: Антонова Е.И.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, познание, здоровье.Формы организации:...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с детьми подготовительной группы «Весна - Красна»
Расширение и конкретизация представления о весне, явлениях живой и неживой природы весной.Возрастная адресность 6-7 лет....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по экологии во второй младшей группе на тему: «Овощи», с элементами драматизации РНС «Репка».
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по экологии во второй младшей группе на тему: «Овощи», с элементами драматизации РНС «Репка». Интеграция - худ. творчество, раз...