Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с детьми подготовительной группы на тему: "Мы - друзья природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Материал полезен вопитателям детей старшего дошкольного возраста, содержит информацию по экологическому воспитанию детей и правилам поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii.docx47.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

детский сад общеразвивающего вида № 961

Тема непосредственно образовательной деятельности:

«Мы – друзья природы»

Составили и провели:

воспитатели

подготовительной к школе группы №7

Касёнкина Татьяна Владимировна

Ноябрь 2013 года

Образовательные задачи:

Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; расширять представления детей о лесе и его обитателях; формировать устойчивый интерес к природе.

Развивающие задачи:

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники рисования.

Методические приемы:

Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация,  разгадывание ребуса, беседа, объяснение, показ.

Материал:

Магнитная доска, карточки с изображением живой и неживой природы, иллюстрации по правилам поведения в природе, красные и синие кружки, кроссворд.


Ход занятия.

Звучит запись песни А. Пахмутовой «Просьба».

Дети заходят в зал.

Воспитатель.

Ребята, посмотрите, сколько у нас много гостей!

Давайте мы им улыбнемся и поздороваемся с ними.

Игра “Спаси птенца”

Воспитатель.

«Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд, ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приближайте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё прилетит к вам».

Ребята,  вы любите разгадывать загадки?

Загадка.

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь —

В руках унесёшь  (глобус).

Показать глобус и спросить, что такое глобус.

Ответы детей:

Глобус – это модель Земного шара.

Земной шар такой большой, что нужно много-много дней и даже месяцев, чтобы объехать его.

Воспитатель.

Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери.

И, конечно же, на нашей планете живут вместе разные народы. Все мы дышим одним воздухом, пьём одну воду и очень зависим друг от друга. В мире животных и растений нет ничего ненужного и лишнего. Человек тоже часть природы. Без неё он не может жить.

Если человек неправильно ведёт себя в природе, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, то ему самому становится жить плохо. Грязный воздух и вода, заражённая земля вызывают разные заболевания, и даже гибель людей. Уничтожение животных и растений ведёт к их полному исчезновению.

Помните о том, что вы всегда должны бережно относиться ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не превратилась в пустыню.

Дети читают стихотворение Е. Шкваловой «Ты береги нас».

1-й ребенок:

Смотрю на глобус - шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».

2-й ребенок:

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

 «Ты береги нас, береги».

3-й ребенок:

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

4-й ребенок:

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги».

5-й ребенок:

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу…»

Человек – это самое разумное существо на Земле, он умнее и сильнее всех. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля.

Скажите нам, а что такое природа?

Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.

Воспитатель. Какая бывает природа?

Дети. Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель. Почему мы называем природу живой?

Дети. Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

Воспитатель. Что относится к живой природе?

Дети. К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.

Воспитатель.

А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?

Дети. Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду. И прожить он без неё не может.

Воспитатель.

А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.

Давайте поиграем в игру «Живая и неживая природа».

Игра «Живая и неживая природа».

Воспитатель.

Посмотрите внимательно на задание. Вам надо зелёными кружочками отметить картинки, которые относятся к живой природе, а синими кружочками, которые относятся к неживой природе.

Воспитатель.

Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Узнавали интересные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ?», «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?» и «ЗАЧЕМ?».

Послушайте небольшой рассказ.

«Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет.

«Вот бабушка обрадуется!» – подумала Красная Шапочка.

Но, увидев цветы, бабушка сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сама».

- Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки?

- Надо бережно относиться к природе.

- Какая самая главная польза от всех растений?

- Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами.

Мы сейчас проверим, хорошо ли вы знаете, как нужно вести себя в природе.

Игра «Назовите правила поведения в природе».

Экологические ситуации.

1-я ситуация

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

— А в нем яичко.

— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

— Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Воспитатель. Правильно ли девочки поступили?

Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2-я ситуация»

Две сестренки гуляли по лесу.

— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

— Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Воспитатель. Правильно ли поступили девочки?

Дети. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

3-я ситуация

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Воспитатель. Правильно поступил мальчик?

Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

4-я ситуация 

После дождя дети пошли гулять во двор.

— Посмотри, сколько червяков!

— Давай соберем их и девчонок испугаем!

— Пойдем, посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Воспитатель. Правильно ли поступили ребята?

Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

Воспитатель.

Наши дети – любители природы, они хорошо знают, как надо вести себя в лесу, не причиняя природе вред и сейчас расскажут какие правила поведения они ещё знают.

(дети называют другие правила поведения в природе)

Воспитатель:

Молодцы ребята, правила поведения мы вспомнили, и я надеюсь, что вы никогда их не будете нарушать.


Как то один мальчик сказал:

- Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони, и тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.

Воспитатель:

- А как это - сердцем? (Наблюдать за природой, не разрушая).

Музыкальная пауза  «У оленя дом большой»

У оленя дом большой -

делаем руками крышу

Он глядит в своё окошко -

делаем руками окошко

Зайка по лесу бежит, в дверь к нему стучит -

изображаем бег на месте

Стук-стук! дверь открой! -

стучим и открываем дверь - две ладошки в стороны

Там в лесу охотник злой! -

показываем злого охотника - хмурим брови и руки вверх

Зайка, зайка забегай! -

приглашаем рукой: машем - заходи!

Лапу мне давай! -

даем "лапу"

Воспитатель.

А сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть. А где самый лучший отдых? Да на природе. И совершить увлекательное путешествие в лес нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп. Но сначала скажет, что это за наука такая – экология.

Дети. «Экология» - это наука об окружающей среде. И только зная законы и тайны природы, мы можем стать её верными друзьями и помощниками. Экологический калейдоскоп-это интересные игры, вопросы, это ваши знания, эрудиция и находчивость.

Первое задание.

«Вопрос-ответ»

Слушаем вопрос:

  1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
  2. Что делает ёж зимой? (спит)
  3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
  4. Сколько ног у паука? (восемь)
  5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка).
  6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
  7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка).
  8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока).
  9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник).
  10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
  11. У какого дерева белый ствол? (береза)
  12. Как называется дом у муравья? (муравейник).
  13. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)

Второе задание.

Игра «Кто, как кричит».

Все звери и птицы – это часть живой природы. Они умеют петь, рычать, гоготать. Конкурс называется «Кто как кричит». Воспитатель называет животное или птицу, а дети  называют, как они кричат.

(включить запись – картинки животных)

1. Голубь – воркует

2. Утка – крякает

3. Филин – ухает

4. Журавль – курлычет

5. Ворона – каркает

6. Воробей – чирикает

7. Медведь – ревет

8. Конь – ржет

9. Овца – блеет

10. Пчела – жужжит

11. Сверчок – стрекочет

12. Комар – пищит.

13.Индюк - болобочет

Третье задание.

Игра со зрителями.

(дети подготовили для гостей загадки о природе)

  1. Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются (дождь).
  2. С неба – звездой, на ладошку – водой (снежинка).
  3. В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет - и всех разбудит (солнце).
  4. Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью (муравьи).
  5. Через поля, через луга встает нарядная дуга (радуга).
  6. Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
  7. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем (роса).
  8. Домовитая хозяйка полетала над лужайкой, похлопочет над цветком, он поделится медком (пчела).

Четвёртое занятие.

Игра «Четвёртый лишний».

Детям раздаются карточки, на которых размещены четыре картинки с изображением насекомых, птиц, животных.  Ребёнок называет, какая из четырех картинок лишняя и почему.

Например: шмель на этой карточке лишний, потому что на других картинках изображены дикие животные.

1. Заяц, ёж, лиса, шмель;

2. Трясогузка, паук, скворец, сорока;

3. Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

5. Таракан, муха, пчела, майский жук;

6. Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

7. Лягушка, комар, жук, бабочка

8. Стрекоза, мотылёк, шмель, воробей

Пятое задание.

«Разгадай кроссворд»

Воспитатель.

Отгадайте загадки, а ответы я запишу в кроссворд и потом мы увидим, какое слово у нас получилось в выделенных клеточках.

  1. Не ездок, а со шпорами

Не будильник, а всех будит (петух).

  1. Всю ночь летает - мышей добывает,

А станет светло, спать ляжет в дупло (сова).

3. Летит, пищит, очень тоненько звенит.

Случай не упустит, сядет и укусит (комар).

4. Водяные мастера строят дом без топора.

Дом из хвороста и тины и плотины (бобры)

5. Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине он появиться опять (снегирь).

6. Хвост пушистый, мех золотистый.

     В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)

Какое слово получилось в выделенных клеточках? (ПОМОГИ)

О чем говорит нам это волнующее слово?

О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей среде.

Воспитатель.

Да, ребята, наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь!

Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Чтобы защитить нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя. В первую очередь, должно быть бережное отношение к природе, растениям, которые дают нам воздух. Не стоит загрязнять города мелким мусором, который не сложно донести до урны.

Если каждый заглянет в себя и вспомнит, сколько вреда он причинил природе, а после этого постарается быть мудрее и заботливее, то наша «Голубая планета» просуществует на сотни лет дольше, вместе уже с вашими детьми и их потомками.

Ребёнок. Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Ребенок. На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Ведущий: Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

А сейчас найдите своё сердечко и послушайте, как оно стучит. Представьте, что это кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по всему телу, по рукам и ногам. Его столько, что оно уже не вмещается в нас. Давайте пошлём этот свет и тепло всем, всем кто живёт на нашей планете.

У нас одна Земля.
У нас одна Земля, одна,
 
Она такая голубая.
 
Нас к помощи зовет она,
 
Незащищенная такая...
Не отзовешься — в тот же миг
 
Она нам бросит в обвиненье:
 
«Не защитили, не спасли!»
 
Спаси, спасите эту Землю!
На ней одной цветут цветы,
 
На ней одной смеются дети,

И нет прекрасней красоты, 
И нету голубей планеты.

Д. Зевина

А сейчас найдите своё сердечко и послушайте, как оно стучит. Представьте, что это кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по всему телу, по рукам и ногам. Его столько, что оно уже не вмещается в нас. Давайте пошлём этот свет и тепло всем, всем кто живёт на нашей планете.

Дети нашей группы своими руками сделали вам небольшой подарочек и на память о сегодняшней встрече они его вам сейчас вручат.

Ребёнок читает стихотворение:

Летите, голуби, летите,
Для вас нигде преграды нет!
Несите, голуби, несите
Народам мира наш привет!

Гостям скажем «спасибо», за то, что пришли к нам в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОБЖ с детьми подготовительной группы.

Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми; научить ребёнка правильно вести себя дома, если дети остаются одни...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной группе на тему: «Явления природы»

Образовательная область: «Физическая культура».Инструктор по физической культуре: Антонова Е.И.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, познание, здоровье.Формы организации:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с детьми подготовительной группы «Весна - Красна»

Расширение и конкретизация представления о весне, явлениях живой и неживой природы весной.Возрастная адресность 6-7 лет....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по экологии во второй младшей группе на тему: «Овощи», с элементами драматизации РНС «Репка».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по экологии  во второй младшей группе на тему: «Овощи»,  с элементами драматизации РНС «Репка». Интеграция - худ. творчество, раз...