Дополнительная образовательная программа "Друзья природы" для детей старшего возраста
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные, сенсорные и творческие способности ребенка, характерная особенность современной педагогики. Важнейшая цель при этом - помочь ребенку в переходе от нерефлексивного к осознанному овладению последовательностью умственных операций, составляющих мыслительный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_detskogo_ekologicheskogo_teatra.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №113»
Дополнительная
образовательная программа
«Друзья природы»
для детей старшего дошкольного возраста
Авторы программы:
Вавилина Н. А. - воспитатель 1 категории
Куликова Л.А. - воспитатель высшей категории
Дунаева С.А. - музыкальный руководитель высшей категории
Год разработки программы – 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важной задачей воспитания подрастающего поколения является воспитание патриотизма и гражданственности, так как в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Источником патриотического воспитания для ребенка является естественная среда его жизнедеятельности – это «малая Родина»: социальная и природная сфера города. Но окружающая среда дает в подавляющем большинстве опыт негативного содержания, образцы экологической безграмотности и бескультурья взрослых. В поле зрения детей постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным. Экологическое бескультурье становится «нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира.
Большинство ученых считают, что охрану природы и природных ресурсов следует направить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь с причинами социального характера. Одним из решений этой проблемы является экологическое воспитание и образование. Итак, любовь к природе родного края, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных образовательных учреждениях.
Дошкольный период – самоценный этап в развитии экологической культуры личности, так как именно в этом возрасте у ребенка накапливаются первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру природы.
Понимание данной проблемы явилось ведущим мотивом для разработки дополнительной образовательной программы « Друзья природы». Данная программа соответствует экологическому и художественно-эстетическому воспитанию детей. Она направлена на формирование у детей экологической ответственности, стремления сохранить окружающую природу.
Экологический театр – синтез многих искусств (литературы, музыкального искусства, искусства танца и науки, изучающей природоохранную деятельность человека).
Новизна программы заключается в соединении нескольких направлений: экологической проблемы, театрализованного действия и музыкальной деятельности.
Дополнительная образовательная программа «Друзья природы» разработана на основе обязательного минимума содержания знаний детей по познавательному развитию по программе «Воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2010г. и парциальных программ: «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Театр-творчество-дети»Н.Ф. Сорокиной,Л.Г. Миланович.
Организованная образовательная деятельность детей осуществляется по следующим направлениям: познавательно-речевое и художественно-эстетическое.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем недельной образовательной нагрузки составляет - 25 мин, во второй половине дня.
Объем годовой образовательной нагрузки составляет – 15 часов.
Экологическое воспитание – 9 занятий
Занятия по театральной деятельности – 9 занятий
Музыкально-эстетическое восприятие – 9 занятий
Совместная деятельность:
Экология и театр – 4 занятия
Театр и музыка – 5 занятий
Оптимальное количество детей старшего дошкольного возраста – 10-15 человек.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая(май).
Цели программы: реализация комплексного подхода в развитии ребенка, формирование познавательной и социальной активности в сфере отношения человека с окружающей природой, развитие художественно-творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Расширять и обобщать знания детей о природе ближайшего окружения.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы.
- Формировать у детей осознанное и бережное отношение к природе.
- Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
- Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.
- Создавать условия для развития коммуникативных качеств.
- Развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие.
Приоритетное направление программы – стимулирование творческого и познавательного потенциала ребенка, воспитание активного защитника природы родного края.
Содержание программы строится на следующих принципах:
- принцип гуманизации – предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему.
- принцип индивидуального подхода – основан на личностно ориентированном взаимодействии детей и взрослых;
- принцип взаимосвязи обучения и совместного творчества – важный фактор развития личности ребенка;
- принцип эстетизации –соприкосновение красоты музыки и театра, формирование эстетической культуры личности.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
- «Художественная литература», где используются произведения о природе.
- « Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи о природе по временам года, изготовление поделок из природного материала, рисунки детей.
- «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, развлечения на улице.
Сопутствующие формы обучения:
- экологический кружок «Друзья природы»
- кружок по театрализованной деятельности «Жар-птица»
- кружок по музыкальному воспитанию «Юные музыковеды»
Структура программы
Программа для детей старшего дошкольного возраста состоит из трех разделов, работа над которыми проводится в течение1 года.
1 раздел «Экологическое воспитание»
Цели:
1.Расширить и углубить представления детей о растительном и животном мире природы родного края в соответствии по сезонам года.
2.Расширять представления о положительном и отрицательном влиянии человека на природу; развивать желание у детей участвовать в природоохранной деятельности.
2 раздел «Театрализованная деятельность»
Цели:
- Расширять творческие способности детей, совершенствовать артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Приобщать детей к театральной культуре, обогащать их театральный опыт: знания детей о театре.
3 раздел «Музыкально-эстетическое восприятие»
Цели:
- Развивать основы музыкально-эстетического сознания.
- Развивать умение творчески подходить к исполнению в различных видах музыкальной деятельности.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы в дошкольном образовательном учреждении дети:
Знают:
- названия животных основных классов и видов растенийродного края, их характерные признаки;
- правила поведения в природе ближайшего окружения;
- что такое театр;
- какие профессии нужны в театре;
- виды театров;
- музыкальные жанры и формы;
- большинство музыкальных произведений, прослушанных в течении года и их авторов;
- большое количество музыкальных инструментов по внешнему виду и тембру.
Имеют представления:
- о наиболее характерных признаках разных времен года и явлениях природы;
- о многообразии растений и животных, их связи со средой обитания, о взаимосвязи живых организмов друг с другом;
- о значении природы в жизни человека;
- об эмоциях;
- о мизансцене;
- о декорациях;
- о нормах поведения на сцене;
- об образной природе трёхчастной музыки;
- о средствах музыкальной и внемузыкальной выразительности;
- о способах исполнения музыкально-ритмических движений
Умеют:
- ухаживать за растениями в уголке природы и на участке;
- оказывать помощь окружающей природе (подкормка зимующих птиц);
- выполнять правила поведения в природе;
- ощущать себя в сценическом пространстве;
- выражать настроение и характер героев;
- импровизировать;
- чувствовать партнёра, вступать в диалог и подыгрывать;
- творчески передавать действия персонажей в упражнениях и танцах;
-импровизировать на детских музыкальных инструментах;
- давать оценку прослушанному музыкальному произведению.
Приобретают навыки:
- общения в детском коллективе;
- элементарного актёрского мастерства;
- коллективного творчества;
- музыкально-сенсорного восприятия;
- музыкально-эстетического сознания.
Подведением итогов реализации программы является природоохранная деятельность детей в природе ближайшего окружения и через театрализованные постановки перед детьми ДОУ и родителями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название блока | Тема | Задачи | Методы и приемы |
1 раздел.Экологическое воспитание | |||
Живая и неживая природа осенью | Сентябрь Как растения готовятся к зиме | Расширить представления детей о влиянии света, тепла и воды на жизнь растений | Наблюдения,чтение художественной литературы, предметная игра, труд -составление гербария, сбор семян. |
Октябрь Почему птицы улетают в теплые края | Закреплять и расширять представления о приспособлении птиц к сезонно изменяющимся условиям неживой природы. Воспитывать заботливое отношение к птицам. | Беседа, рассматривание, чтение природоведческой литературы, дидактическая игра, участие в акции «Кормушка» | |
Ноябрь Беседа об осени | Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между животными, растениями и средой обитания в осеннее время года(продолжительность дня, температура воздуха, наличие пищи)и их приспособленностью к этим условиям. | Наблюдения, эспериментирование, рассматривание, словесная игра, чтение | |
Живая природа зимой | Декабрь Как звери проводят зиму | Показать значение внешних факторов в жизни диких животных (питание, место обитания, способы передвижения). Воспитывать сочувствие животным. | Беседа, рассматривание картин, чтение природоведческой литературы, сочинение экологической сказки «Что снится медведю зимой?» |
Январь Экологические цепочки в лесу. | Способствовать формированию у детей представлений о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Воспитывать бережное, рачительное отношение ко всему живому на Земле. | ||
Февраль Мой край родной | Дать представления о заповедниках Саратовской области, их роли в сохранении исчезающих редких видов животных и растений. | Беседа, рассматривание, моделирование | |
Человек и природа | Март «День птиц» | Расширить представления детей о перелетных птицах родного края (особенности их внешнего вида, чем питаются, где строят гнездо). Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к живой природе. | Беседа |
Апрель Берегите первоцветы | Показать детям роль растений в жизни природной среды и человека, способы сохранения исчезающих растений. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Игровая обучающая ситуация, рассматривание, чтение природоведческой литературы | |
Май Правила поведения в природе | Закреплять у детей умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев. Не обижать животных. Учить верно оценивать свои поступки и действия других людей по отношению к окружающей природе | Беседа, изготовление экологических знаков «Правила поведенияв природе», участие в природоохранной деятельности | |
2 раздел. Театрализованная деятельность | |||
Театральная азбука | Сентябрь Что такое театр? | Дать детям представление о театре. Познакомить с видами театров г. Саратова. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам. | Рассказ, беседа. Рассматривание иллюстраций и фотографий афиш саратовских театров. Рассказы детей о посещении театров. |
Октябрь. Театральная терминология. | Познакомить детей с терминами театрального искусства. Дать понятие о работниках театра. Развивать интерес к театральному творчеству. | Беседа – диалог, Блиц – опрос. Дидактическая игра | |
Ноябрь Поиграем в театр. | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям (актер, режиссер, художник, костюмер, гример). | ||
Творческая мастерская | Декабрь Чтение сказки (совместно экология и театр) | Учить детей дружно и согласованно договариваться, брать на себя ответственность. Воспитывать чувство коллективного творчества. | Чтение. Беседа Оценка и анализ выбранных ролей. |
Январь Творческая мастерская (совместно театр и музыка) | Развивать умение самостоятельно изготавливать программки и пригласительные билеты к сказке. Воспитывать аккуратность; развивать творчество, фантазию. | Изготовление программ и пригласительных билетов для спектакля. Показ, объяснение, индивидуальная работа. | |
Февраль Все о нашем театре (совместно театр, экология и музыка) | Учить детей обобщать полученный опыт. Отображать свои впечатления в рисунках | Изготовление альбома. Подбор иллюстраций. Разработка девиза и эмблемы театра. | |
Март Подбор и изготовление костюмов (совместно) | Учить детей подбирать для себя костюмы, дополнять их элементами, присущими их героям. Развивать творчество, фантазию, эстетические чувства. | Дефиле костюмов. Обсуждение. | |
Апрель Репетиция с декорациями. | Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и сценический замысел. | Показ. Объяснение. | |
Май Репетиция | Определить готовность детей к показу сказки. Приучать к активному участию в подготовке и проведении репетиции. | Спектакль. | |
Основы актерского мастерства | Сентябрь Техника речи. Сценическая речь. Тренинг. | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Формировать у детей навыки звукоподражания и интонационную выразительность. | Дыхательная гимнастика, игровые упражнения: - «Угадай по звуку», - «Зверята», скороговорки на развитие дикции |
Октябрь Ритмопластика | Развивать умения детей вживаться в предполагаемую роль, искренне верить в любую воображаемую ситуацию | Пантомимические этюды и упражнения: - «Встревоженный кот», - «Беззащитный цыпленок», - «Не политое дерево», - «Красивый цветок» | |
Ноябрь Техника речи | Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию, интонационную выразительность. Разыгрывание диалогов. | Упражнения для голоса – «Воробьи». Диалоги: «Кот и мышонок», «Лиса и еж». | |
Декабрь Ритмопластика | Учить детей пластической выразительности. Развивать чувство правды и веры в вымысел. Учить действовать согласованно, реагировать на поведение друг друга. | Движения рук: - «Ветерок», - «Волна», - «Крылья». Выразительность мимики – передача образов (злой волк, добрый медведь, испуганный воробей). | |
Январь Техника речи. | Продолжать работу над диалогами, миниатюрами. Совершенствовать интонационную выразительность. | Мини-диалоги: - «Медведь и белка», - «Два барана». | |
Февраль Ритмопластика Работа над эпизодами сказки «Приключения Вити в лесу». (совместно с музыкальным руководителем) | Развивать воображение, фантазию детей, умение реагировать на музыкальный сигнал. Учить передавать характер и настроения героев. | Танец «Грибов». Взаимодействие Вити с Белкой и Грибами. | |
Март Техника речи. Работа над эпизодами сказки. | Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. | Этюд на расслабление и фантазия. Разговор с лесом. Диалоги героев сказки. Интонационные упражнения. | |
Апрель Репетиция спектакля. | Развивать умение детей равномерно размещаться на площадке, двигаться, не наталкиваясь, строить мизансцену. | Работа по мизансцене. Расстановка декорации. Упражнения-этюды. | |
Май Показ спектакля. | |||
3 раздел Музыкально-эстетическое восприятие | |||
Название блока | Тема | Задачи | Методы и приемы |
Музыкальное восприятие | Сентябрь Осенняя природа в народной, классической и зарубежной музыке. | Развивать основы музыкально-эстетического сознания ребёнка. Формировать представление об образной природе музыки. Развить представление о различных жанрах музыки. | Беседы о прослушанных произведениях. Побуждение к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прослушанное. Контрастное сопоставление произведений. Пластическое интонирование. |
Октябрь Симфонический оркестр. | Познакомить с названиями, внешним видом, способами звукоизвлечения и тембром звучания инструментов симфонического оркестра. | Рассказ. Иллюстрации. Дидактическая игра. | |
Певческая деятельность | Ноябрь Виды песен | Формировать музыкально-слуховые певческие представления. Развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие. Воспринимать, понимать особенности взаимодействия 2-3 образов песни. Закрепить представления об образной природе песен. | Контрастное сопоставление произведений. Музыкальные обобщения. Моделирование элементов музыкального языка (по Т.Э. Тютюнниковой) |
Декабрь Певческие умения и навыки | Развивать восприятие и воспроизведение голосом основных отношений музыкальных звуков. Развивать правильность звукообразования, звуковедения, певческой дикции, правильность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка. | Объяснение. Упражнение в практических действиях. Дидактическая игра. | |
Январь Средства выразительности в пении. | Побуждать бережно относиться к своему голосу. Содействовать выразительному осознанному исполнению эмоционально-образного содержания песни различного характера. Научить дифференцированно подходить к использованию в пении средств выразительности, соответствующих особенностям характера и содержания песни. | Побуждение к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости. Убеждение в процессе формирования эстетического восприятия. Упражнения в практических действиях. Музыкальное переинтонирование. | |
Музыкально-ритмическая культура | Февраль Музыкально-эстетическое восприятие игр и танцев. | Формировать музыкально-двигательные представления. Развивать музыкальное мышление. Развивать воображение в процессе музыкально-игрового и танцевального творчества. | Упражнения в практических действиях. Поисковые ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям. Игры-драматизации. Хороводы. |
Март Основные виды музыкально-ритмических движений. | Развивать целостное восприятие музыкально-ритмического репертуара. Научить различать основные виды (упражнения, игры, танцы) Побуждать воспринимать, менять движения в соответствии с изменениями в музыке. | Упражнения в практических действиях. Объяснения. Пластическое интонирование. Импровизационно-творческая игра. | |
Апрель Исполнительс-кая деятельность | Содействовать выразительному осознанному исполнению композиции игр, танцев. Побуждать передавать особенности взаимодействия 2-3 контрастных художественных музыкальных образов (игровых персонажей) Побуждать к пониманию особенностей движений, добиваясь точности, ритмичности, пластичности, лёгкости исполнения. | Пластическое интонирование. Упражнение в практических действиях. Импровизационно-творческая игра. | |
Май Музыкальное оформление спектакля. | Учить проявлять себя в творческой передаче действий персонажей. Творчески подходить к исполнению в различных видах музыкальной деятельности. | Осознание личностного смысла музыкального произведения. Создание композиций. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера 2003.
- Мирясова В.И. Играем в театр. Из серии «Детские праздники и развлечения». М.: 2001.
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Николаева С.Н. Программа экологического воспитания «Юный эколог». М., 2002.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами. – М.: Издательство Гном и Д, 2003.
- Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М.: Мозаика-Синтез. 2010.
- Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип ./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008.
- «Музыка в детском саду» Сост. Н.Г. Борсукова, Н.Б. Вершинина, В.М. Суворова, Н.Г. Фролова. – Издательство «Учитель», Волгоград, 2010
- «Камертон» Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. И.П. Костина. М.: Просвещение, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)
Особенностью данного курса является применение оздоровительных фитнес технологий. Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...
«Волшебный завиток» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг»...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундучок»
Программа дополнительной образовательной услуги "Бабушкин сундучок"...
Перспективное планирование дополнительно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Школа мяча"
Планирование деятельности детей старшей возратсной группы по обучению детей игре в волейбол по упращенным правилам и активной работе с мячом....
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»
Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и метод...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Ступеньки музыкального творчества»
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музы...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике «Липунюшка»
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике «Липунюшка»...