Методическая разработка Исследовательский проект "Космические дали"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность проблемы:
Что такое космос? Наверно не все взрослый знают ответ на этот вопрос. Еще первобытные люди приковывали свои взгляды на ночное небо, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. Некоторые думали, что на небе живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В раннем возрасте им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, как помочь ему узнавать много нового и интересного про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной деятельности.
Проблема
Знания о космосе современные дети получают в основном из фильмов и мультфильмов где космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа. Все персонажи, как правило, бывают вымышленными и дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos.docx | 890.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга
Паспорт
исследовательский проекта
Космические дали
Составитель:
Учитель - логопед
Упалева Анастасия Геннадьевна
Санкт - Петербург 2020
Актуальность проблемы:
Что такое космос? Наверно не все взрослый знают ответ на этот вопрос. Еще первобытные люди приковывали свои взгляды на ночное небо, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. Некоторые думали, что на небе живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В раннем возрасте им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, как помочь ему узнавать много нового и интересного про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной деятельности.
Проблема
Знания о космосе современные дети получают в основном из фильмов и мультфильмов где космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа. Все персонажи, как правило, бывают вымышленными и дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Гипотеза
Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Цель
- Формировать у детей целостность картины мира (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.)
- Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.
Задачи
Образовательные:
- Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса.
- Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле. Продолжить знакомство с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
- Создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;
Коррекционно-развивающие:
- Уточнять, расширять и систематизировать знания детей о космосе и космонавтике.
- Расширять и активизировать словарь детей: антонимами, синонимами, многозначными словами по теме.
- Развивать связную монологическую и диалогическую речь старших дошкольников с ОНР.
- Совершенствовать детей в правильном использовании грамматических форм русского языка для точного выражения своих мыслей.
- Развивать и совершенствовать творческие способности, психические процессы, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношения друг к другу,
- Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни. Чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёных, космонавтов.
- Создание условий для вовлечения родителей воспитанников в работу по реализации проекта.
Основная идея проекта
Основная идея проекта заключается в качественном изменении процесса организации и комплексной реализации лексической темы «Космос» для детей с нарушением речи в старшей группе ДОУ.
Новизна проекта
Организация разных видов детской деятельности по проекту основана на взаимодействии оздоровительной и коррекционно-развивающей деятельности, что создает условия для преодоления недостатков развития, возникающих на фоне речевых нарушений дошкольников.
Ожидаемые результаты:
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- Анализ предметной среды группы;
- Беседа с детьми и родителями;
- Формулирование целей и задач проекта;
- Подбор и изучение литературы по теме проекта.
- Создание игровых пособий для реализации проекта
Основной этап:
- создание в группе условий для реализации проекта;
- деятельность в соответствии с планом проекта;
Итоговый этап:
- Презентация проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Речевое развитие | Решение кроссворда «Звездочет» Цель: Развитие фонематических функций. Интересные факты Цель:Расширение словарного запаса. | Весёлый старт Цель: Развитие фонематического синтеза слов. Какое слово самое короткое? Цель: Учить детей определять количество звуков в слове. | Космические скороговорки Цель: Развитие чёткости дикции. Измени по образцу Цель: Образование прилагательных от существительных. | Сосчитай до пяти Цель: Согласование сущ с числительными 1, 2, 5. Скажи наоборот Цель: Учить подбирать слова антонимы. Семейка слов Цель: Образование однокоренных слов от слова «звезда». | Буратино и инопланетянин Цель: Развитие связной речи, учить детей составлять рассказ по серии картинок. |
Познавательное развитие | Что не так? Цель: Расширение словарного запаса по теме, исправление смысловых ошибок. Космонавты Цель: Развитие мышления. | Кто из какой ракеты вышел? Цель: Развитие зрительного внимания, логического мышления. | Сложи ракету Цель: Развитие конструктивного праксиса. Лабиринт «Космическая база» Цель: Развитие зрительного внимания. | Пазлы «Знаки зодиака - созвездия» Цель: Расширение кругозора детей. Исправь ошибки Цель: Расширение кругозора детей. | Звездная карта Цель: Развитие логики, мышления, закономерности. Какого инопланетянина не хватает? Цель: Развитие зрительного внимания |
Художественно - эстетическое развитие | Дорисуй и раскрась Цель: Развитие графо моторных навыков. Прослушивание музыки группы «Спейс» Цель: Развитие слухового восприятия детей. | Кто летит в ракете (Раскраска по номерам) Цель: Развитие графо моторных навыков. Космос Цель: Развитие памяти, заучивание стихотворения методом мнемотехники. | Повтори узор по клеточкам. Космос Цель: Развитие памяти, заучивание стихотворения методом мнемотехники. Телескоп Цель: Учить детей рисовать по схеме - алгоритму. | Конструирование из геометрических фигур «Космос» Цель: Развитие конструктивного праксиса, познакомить детей с математической игрой «Волшебный круг». | Просмотр мультфильмов «Тайна третей планеты», «Белка и Стрелка», «Главный звездный» Цель: Расширение словарного запаса детей. |
Социально - коммуникативное развитие | Звездочет Цель: Учить детей рисовать и раскрашивать картинку одновременно двумя руками, развитие межполушарных связей. | Космическая меморина Цель: Развитие зрительного внимания, памяти. | Космический рейс (ходилка) Цель: Развитие мышления, внимания, зрительную память. Игра способствует формированию самостоятельности и независимости. | Космический рейс (ходилка) Цель: Развитие мышления, внимания, зрительную память. Игра способствует формированию самостоятельности и независимости. | Космический рейс (ходилка) Цель: Развитие мышления, внимания, зрительную память. Игра способствует формированию самостоятельности и независимости. |
Физическое развитие | Невесомость Цель: Развитие равновесия. | Солнце, Земля, Луна Цель: Снижение физической нагрузки, развитие внимательности. | Горячая комета Цель: Ориентировка в пространстве; | Марсияне Цель: Развитие общей моторики | Планета двойняшек Цель:
|
Приложение
Подвижные игры по теме «Космос»
Невесомость
Цель:
Расширять и закреплять представления детей о космосе, космонавтах.
Развивать словарь.
Воспитывать выносливость и выдержку.
Ход игры: дети свободно располагаются в зале, делают ласточку и стоят так как можно дольше. Дети,
вставшие на вторую ногу, садиться на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
Ракета
Цель:
Развивать координацию речи с движением, обогащать глагольный словарь, развивать навык определения пространственных отношений (вправо, влево, вперед).
Ход игры:
Ритмично произнося текст, дети имитируют полет ракеты, пальцы сложены вместе в виде ракеты:
-Мы с ракетой поиграем
(дети покачивают руками из стороны в сторону.)
- Вверх летаем, вниз летаем
(Поднимают и опускают руки.)
-Вправо-влево повернем.
(Наклоняются и поворачиваются вправо-влево)
-И до цели мы дойдем.
(Делают «ракету» над головой).
Солнце, Земля, Луна
Цель:
Снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;
Снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности пальцев, координации движений руки ног;
Развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
Укрепление сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;
Ход игры: «Солнце, Земля, Луна» Игроки выбирают водящего, становятся в круг на расстоянии
вытянутых рук друг от друга. Водящий – в середине круга. Когда игра проводится впервые,
желательно, чтобы водящим был педагог. Педагог объясняет: «Если я скажу: Солнце, все разводят
руки в стороны; если Земля – ставят руки на пояс; если Луна-поднимают руки» (можно выбрать
любые движения). Педагог быстро называет то одно, то другое движение. Ребенок, допустивший
ошибку, садится на пол. Когда останутся один-два игрока, игра заканчивается. Оставшиеся – победители.
Планета двойняшек
Цель:
Развитие мышления, воображения, восприятия, зрительной памяти;
Оборудование: Набор картинок с парными одинаковыми предметами изображенными по-разному
Ход игры: Ведущий объясняет, что космолет прибыл на планету-двойняшек. Двойняшки потерялись и нужно им помочь, найти пару.
Горячая комета
Цель:
Ориентировка в пространстве;
Формирование и закрепление двигательных умений;
Получение удовольствия и создание хорошего настроения;
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
Повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.
Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч.
По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося:
Ты лети, горячая комета,
Быстро, быстро по рукам.
У кого горячая комета,
Тот подпрыгивает сам!
Тот, у кого на слово «сам» оказывается мяч, начинает подпрыгивать, а дети сопровождают его прыжки
словами: «Раз, два, три!».Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше. Для усложнения игры можно предложить детям, передавая мяч, шагать на месте и проговаривать слова.
Марсияне
Цель:
Ориентировка в пространстве;
Формирование и закрепление двигательных умений;
Получение удовольствия и создание хорошего настроения;
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
Развитие общей моторики
Ход игры: все дети становятся в круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он раздает всем детям карточки, рисунком вниз. На них изображены либо люди, либо зеленые человечишки (марсиане). Ведущий закрывает глаза и произносит слова:
Прилетел я на планету,
Может это чудо света?
Ну, а может рядом где-то?
Все мне важно в мире знать,
И секрет ваш разгадать.
Дети в это время должны посмотреть на изображения своих карточек.
Их задача показать ведущему кто они- люди или марсиане, не произнося слова.
Ведущий подходит, нажимает на игрока и отгадывает.
Затем ведущим становится тот, кто наиболее интересно
изображал свою роль.
Космические скороговорки.
АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты.
ИТ – ИТ – ИТ – в космос ракета летит.
КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета.
КЕТА – КЕТА – КЕТА - в космос летит ракета.
ТА – ТА – ТА - в космосе темнота.
КЕТЕ – КЕТЕ – КЕТЕ - космонавт в ракете.
ДА – ДА – ДА - яркая звезда.
АНДР – АНДР – АНДР - на космонавте скафандр.
НА – НА – НА - круглая луна.
НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ - разные планеты.
ЧО – ЧО – ЧО - у солнца горячо.
МЕТА – МЕТА – МЕТА - длинносхвостая комета.
УН – УН – УН - голубой «Нептун».
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ - круглая «Земля».
Словесная игра «Подскажи словечко».
Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок.
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт).
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта "Вода-водичка"
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в первой младшей группе "Вода-водичка"(Знакомство с агрегатными состояниями воды, её пользой)....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...
Методическая разработка исследовательского проекта с детьми старшего дошкольного возраста " Огород на окошке "
Разработка исследовательского проекта детьми старшего дошкольного возрата...
Методическая разработка «Исследовательская деятельность детей во 2 младшей группе «Теремок»
Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Познавательная деятельн...
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в младшей группе «Вода-водичка»
Учить детей делать выводы на основе практических опытов;- принимать посильное участие в экспериментах;- закреплять знания о значении воды для людей и ее физических свойствах....
"Методическая разработка Исследовательско-творческий проект для детей 6 - 7 лет "Мир воды"
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» .
laquo;Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» ....