"Методическая разработка Исследовательско-творческий проект для детей 6 - 7 лет "Мир воды"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_vody.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательско – творческий проект
в подготовительной группе «Мир воды»
Тип проекта: исследовательско-творческий, игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Вид проекта: групповой
Возраст детей: 6-7 лет
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители
Актуальность.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Задачи:
- Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды.
- Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Развивать любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности.
- Активизировать словарь ребёнка.
Предполагаемый результат
Ребенок:
- Проявляет интерес к проблеме сохранения чистой воды на нашей планете.
- Участвует в беседах на экологическую тему.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость.
- Проявляет бережное отношение к природе.
Реализация проекта
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный
1. Чтение художественной литературы о природе: Г.- Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфинёнка», «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири), стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр» , Лиман Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», сказки о живой воде и др.
2. Рассматривание энциклопедий: «Жизнь в пресной воде», «Водоемы», «Подводный мир».
3. Рассматривание иллюстраций с изображение реки, озера, моря, пустыни, предметных картинок с сюжетами использования воды.
4. Отгадывание загадок.
5. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (дождь, ручейки, роса, и т.д.).
6. Просмотр презентаций и документальных фильмов о природе.
- Основной
Беседы на темы:
- « Путешествие капельки».
Цель: Закреплять знания детей о круговороте воды в природе. Продолжать воспитывать бережное отношение к воде
- «Водоемы нашей планеты».
Цель: расширить представления о многообразии водоемов на нашей планете.
- «Зачем человеку нужна вода?»
Цель: Учить детей беречь водопроводную воду; объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств; научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.
- «У воды, на воде, в воде» (вода – среда обитания животных и растений).
Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, некоторыми видами водных растений, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных, растений и среды их обитания.
- «Вечная слава воде».
Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки, расширять знания детей о воде и ее значении, укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
- Беседа по ОБЖ «Правила поведения на воде». Цель: Формировать навыки экологически правильного и безопасного поведения в природе частности во время отдыха на водоеме.
- Сочинение экологической сказки «Приключения Ручейка».
Цель: развитие речи, дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды, для всего живого на земле.
Экспериментальная деятельность:
Опыт: «Очистка грязной воды»
Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Воспитывать аккуратность.
Опыт «Капельки» (рассматривание капелек воды через лупу).
Цель: поощрять выдвижение детьми гипотез; формировать представления детей о круговороте воды в природе; развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи;
Опыты: «Вода жидкая, может течь», «Вода не имеет формы».
Цель: формировать элементарные представления детей об использовании воды и ее силе, воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Опыты: « Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».
Цель: Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Игры: «Цветы лотоса», «Мельница».
Художественно-изобразительная деятельность:
- Рисование «Круговорот, как я его понимаю».
Цель: продолжать воспитывать бережное отношение к воде, развивать творческую фантазию детей.
- Рисование напоминающих знаков:
«Не бросай мусор в воду», «Не рви водные растения», «Не бросай в воду стекло» и т.д.
Цель: развивать изобразительные навыки, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе.
- Ручной труд «Кораблики»
Цель: учить изготавливать кораблики из природного материала для игр с водой на прогулке, использовать природный материал для создания поделок, развивать творчество, воспитывать умение доводить работу до конца.
- Конструирование из бумаги «Белая кувшинка»
Цель: познакомить детей с некоторыми видами водных растений, закрепить умение работать с бумагой в технике оригами.
- Аппликация «Подводный мир».
Цель: закрепить знания об обитателях подводного мира.
Дидактические игры:
«Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да - нет», «Хорошо – плохо», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет», «Круги на воде», игры с водой.
Подвижные игры:
- «Ходят капельки по кругу»; «Ручеек», «Море волнуется раз…», «Рыбаки».
- Игра - имитация: «Мы – водные животные».
Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности.
Чтение художественной литературы:
Сказки Н.А. Рыжовой «Жила-была Река», «Как люди речку обидели»; стихотворения С.Погорельского «Весенний ручеек»; Л.Люшина «Капелька»; Э.Мошковской «Капля и море»; А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»; Г.К. Андерсена «Дюймовочка».
- Итоговый
1.Конкурс детских рисунков «Волшебница-вода».
Цель: развивать творческие способности, фантазию детей (в группе).
2. Просмотр презентация проекта «Вода – это жизнь».
3. Итоговое мероприятие: «Праздник волшебной воды».
Цель: Создать радостное, веселое настроение. Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.
Совместная деятельность с родителями
- Посещение с ребенком городского «Музея воды».
- Прогулка к местному водоему.
3. Создание коллажа «Мир воды».
Результатами проекта являются:
Воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие). Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника.
Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно-исследовательских навыков.
Вывод:
Эффективность экологического образования дошкольников главным образом зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, и систематической работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Познавательно-практический проект для детей старшей группы "Здоровые зубы - всякому любы".
Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические...
Методическая разработка информационно-исследовательского проекта для детей старшего возраста «Разноцветный небосвод»
Основной целью методичсекой разработки-проекта является создать условия для восприятия знаний о природном мире, для постижения закономерностей , лежащих в основе природных явлений....
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в младшей группе «Вода-водичка»
Учить детей делать выводы на основе практических опытов;- принимать посильное участие в экспериментах;- закреплять знания о значении воды для людей и ее физических свойствах....
Методическая разработка "Детско - родительский проект для детей раннего возраста «Домашние животные»
Детско - родительский проект для детей раннего возраста «Домашние животные»...
Методическая разработка исследовательско-образовательного проекта для детей старшего дошкольного возраста "Чудесные свойства воды"
Вода драгоценный дар природы. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода. Но с каждым годом недра зем...
Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»
В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...