План конспект позновательно-исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Инна Вячеславовна Михеева

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.

Программные задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;
  • пополнять знания детей о характеристиках бумаги;
  • учить проводить опыты и эксперименты.

Развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.

Форма работы: беседа, рассматривание, игра, эксперимент, физкультминутка, труд, отгадывание загадок, чтение стихов.

Материал и оборудование: проектор, флешка, сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.

Предварительная работа:

- рассматривание разного вида бумаги;

- проведение бесед на темы “Как бумага в наш дом приходит”, знакомство с историей возникновения бумаги;

- чтение стихотворений и загадывание загадок о бумаге;

- дидактическая игра «На что это похоже?»;

- изготовление снежинок, поделок из бумаги (из картонного конуса, цилиндра; из цветной бумаги, оригами, открыток).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelno.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №10 «Аленький цветочек»

городского округа Ступино Московской области

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

на тему

«БУМАГА, ЕЁ СВОЙСТВА И ВИДЫ»

Подготовила:

воспитатель

Михеева Инна Вячеславовна,

высшая квалификационная категория

Февраль  2020г.

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.

Программные задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;
  • пополнять знания детей о характеристиках бумаги;
  • учить проводить опыты и эксперименты.

Развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.

Форма работы: беседа, рассматривание, игра, эксперимент, физкультминутка, труд, отгадывание загадок, чтение стихов.

Материал и оборудование: проектор, флешка, сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.

Предварительная работа: 

- рассматривание разного вида бумаги;

- проведение бесед на темы “Как бумага в наш дом приходит”, знакомство с историей возникновения бумаги;

- чтение стихотворений и загадывание загадок о бумаге;

- дидактическая игра «На что это похоже?»;

- изготовление снежинок, поделок из бумаги (из картонного конуса, цилиндра; из цветной бумаги, оригами, открыток).

Используемая литература

1.Лоренс Уайт Изучаем с помощью бумаги. – Москва: Центрополиграф, 2002.

2.Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. - М.: Слово, 1993. Том 1.

3.www.chelny-bumaga.ucoz.ru

4.www.wikipedia.ord

ХОД ООД

Организационный момент

Дети встают в круг и произносят слова приветствия

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, милый мой дружок!

Основная часть

Воспитатель: 

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку:

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой.

Дети: Бумага.   

Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. Я принесла сундучок, посмотрите, здесь у меня лежат разные виды бумаги. Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги. Для чего нужна бумага?

Дети: Чтобы писать, рисовать.

Воспитатель: А вот, всегда ли у человека была бумага? 

Дети: Нет.                              

Воспитатель: Как вы думаете, на чем в древности писали люди?   

Дети: На камнях, на скалах.

Воспитатель: В разные времена люди писали на разных материалах.

- А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику.

Путешествие на бумажную фабрику по изготовлению бумаги

Слайд 1. В настоящее время бумагу производят на целлюлозно - бумажных заводах.

Слайд 2. Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие.

Слайд 3. Бревна привозят на заводе

Слайд 4. На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки.

Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой. (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд 5).

Слайд 6. Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов.

Слайд 7. Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы.

Слайд 8. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь  (слайд 9).

Слайд 10. Макулатура – бережет наши леса!!!

Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?

Дети: Потому что она сломается, бумага не прочная.

Воспитатель: Правильно, ребята. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы сейчас проверим.

Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи.

 (Дети подходят к столам, воспитатель обращает внимание детей на тарелочки, где лежат листочки бумаги).

Экспериментальная часть.

Изучение свойств бумаги

Воспитатель: А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Что вы можете сказать о ней, какая она?

 (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства).

А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:

Опыт №1

Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается).

Вывод: Чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

Опыт №2

Воспитатель: А теперь порвите бумагу. Рвется? Прочная бумага?

Дети: Бумага рвется, а значит она непрочная.

А теперь возьмите картон, порвите его. Что получилось?

Вывод: Картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

Опыт №3

Воспитатель: Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.

Вывод: Картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как?

Дети: Склеить, сшить, переплести.

Опыт №4

Воспитатель: Положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Дети: Бумага намокла

Вывод: Тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

Опыт №5

Воспитатель: А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги? Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз, т. е., бумага падает по-разному.

Опыт №6

«Бумага впитывает масло» (схема «растительное масло»)

Воспитатель: Теперь мы возьмём вату и намочим её в масле и приложим к бумаге. Что произошло?

Дети: На бумаге остался след.

Вывод: Масло пропитывает бумагу.

Опыт №7

Воспитатель: Возьмём разноцветную бумагу и выполним движение «стирка белья». Что происходит?

Дети: Бумага шуршит, скрипит.

Вывод: При смятии трении бумага издаёт звук.

Опыт №8

Воспитатель: Попробуем узнать, как рвется бумага?  Давайте сначала разорвём её вдоль, а потом поперёк. Где легче рвется бумага вдоль или поперек? Вы правильно заметили, что бумагу легче порвать с одной стороны, чем с другой стороны.

Вывод: Порвать бумагу поперек волокон труднее, чем вдоль них.

Возьмите лупы и рассмотрите место, где вы порвали бумагу. Что вы видите?

Вы правильно заметили, виднеются тончайшие, как волос, волокна. Это говорит о том, что бумагу делала машина.

На некоторых заводах, перерабатывая старую бумагу, которая называется макулатурой, люди сберегают леса от вырубки.

-Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Дети: Чтобы меньше пришлось рубить деревьев

Воспитатель: Правильно, ребята. Сейчас мы немножко отдохнём и закрепим свойства и качества бумаги.

Физкультминутка

По бумаге я бегу,

Всё умею, всё могу:               (Бег на месте)

Хочешь - домик нарисую, (Встать на носочки, рука вверх - изображая крышу)

Хочешь -  ёлочку в снегу, (Приседание)

Хочешь – дядю, хочешь – сад. (Повороты в стороны, руки на пояс)

Мне любой ребёнок рад. (Прыжки на месте)

Воспитатель: А теперь ребята давайте подведём итог наших экспериментов. Что мы сегодня с вами узнали?

Выводы исследований:

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5. Масло пропитывает бумагу

6. При смятии трении бумага издаёт звук.

7. Порвать бумагу поперек волокон труднее, чем вдоль них.

Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»

Воспитатель: Ребята, есть много видов бумаги. Я вам предлагаю собрать некоторые из них.

(Дети по очереди подходят и наклеивают виды бумаги на альбомный лист)

  • салфетка
  • газета
  • открытка
  • цветная
  • гофрированная
  • бархатная
  • обойная
  • тетрадная

Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились!

Простой бумаги свежий лист 
Ты бел как мел. Не смят и чист 
Твоей поверхности пока 
Ничья не тронула рука 
Чем станешь ты? Когда, какой 
Исписан будешь ты рукой?

Нет, ждет тебя удел иной 
Однажды карандаш цветной 
Пройдется по всему листу 
Его заполнив пустоту. 
И синим будет небосвод, 
И красным будет пароход, 
И черным будет в небе дым, 
И солнце будет золотым!

Заключительная часть

Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.

Рефлексия

  • Интересно было в мастерской?
  • А что нового вы узнали про бумагу?
  • Что вам сегодня понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект позновательно-исследовательской деятельности (РМП) в подготовительной к школе группе на тему «В поиске сокровищ»

Конспект позновательно-исследовательской деятельности (РМП) в подготовительной к школе группе на тему «В поиске сокровищ»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей...

Конспект позновательно - исследовательской игры "Прогулка с вороной"

Задачи:  Коммуникативные.-воспитывать коммуникативные навыки общения, эмоциональное восприятие;-развивать связную речь и способность, отвечая на вопросы, давать развёрнутые объяснения;-активизиро...

Конспект позновательно-исследовательской деятельности "Репка, репонька"

Конспект позновательно-исследовательской деятельности....

Конспект позновательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста "Удивительная вода"

Развитие позновательной активности детей в процессе эксперементирования с водой...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Перспективный план: конструирование /позновательно-исследовательская деятельность

Перспективное планирование для средней дошкольной группы : конструирование/позновательно-исследовательская деятельность...