Рассказ - беседа о русском севере.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Шапкина Ирина Владимировна

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о русском севере поможет расширить представление детей об окружающем мире, увидеть его с новой, неожиданной стороны; уделит внимание вопросам экологического воспитания и познакомит с основами экологической науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_detmi_o_severe.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема:  « Что мы называем Севером?»

Цели:

  1. Знакомство  с понятием « Север»; объяснить, какие природные территории составляют северную часть России.
  2. Обобщать представления о характерных признаках  зимы, сравнивать их с природой северных регионов.
  3. Аргументировано  отвечать на вопросы воспитателя, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас.
  4. Развивать память и мышление при заучивании стихов и отгадывании загадок.
  5. Способствовать развитию интереса к окружающему миру.

Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о Севере.

  • Что мы называем севером?  ( ответы детей)

Правильно! Север – это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Когда мы произносим слово « север», в нашем воображении возникают бескрайние заснеженные просторы, ледяные поля, огромные глыбы льда – айсберги в океанских волнах. Мы словно ощущаем дыхание арктического холода и порывы пронизывающего ветра.

  • Есть ли в наших краях зимой снег и лед? Опишите снежинки и сосульки.
  • Послушайте стихотворение.

Снежинка – балеринка

Жила – была на свете

Снежинка- балеринка.

Кружил январский ветер

Веселую снежинку.

С огромным белым бантом,

В крахмальной пелеринке,

Вставала на пуанты

Снежинка – балеринка.

На освещенной сцене

Снежинка танцевала,

И этот танец пеньем

Метель сопровождала.

Снежинка – балеринка

Кружилась и летела,

А вьюга все тропинки

Лесные заметала.

            Т.А Шорыгина

  • А вы  знаете стихи о снежинках? Послушайте и выучите другие стихотворения о снежинках.
  • А что собой представляет  географический глобус?

Глобус – модель земного шара, вращающегося вокруг своей оси. На нем можно увидеть изображение и высоких гор, и бескрайних равнин, и заснеженных просторов, морей и океанов ( Демонстрация глобуса)

Давайте найдем на глобусе Северный полюс. Пространство вокруг него окрашено в белый цвет. Это снега и льды Арктики. Слово «арктос», от которого происходит слово «Арктика», в переводе с греческого языка означает «медведь»

  • Почему так назвали этот край?

Может быть, потому, что полновластным хозяином ледяного королевства чувствует себя белый полярный медведь? Нет, Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы ( Демонстрация рисунка созвездия Большой Медведицы)

Большая Медведица

Небо над Арктикой

Звездами светится,

Льется далекий их свет,

Лапою машет

Большая  Медведица,

Шлет нам на землю привет!

                                  Т.А. Шорыгина

Арктические земли находятся на самой окраине нашей страны, возле Северного полюса. Это острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.

  • Задумывались ли вы над тем, почему Северный Ледовитый океан так называется?

Верно! Потому что он находится рядом с Северным полюсом. Зимой океан покрывается льдом, а летом по его волнам плывут огромые ледяные горы – айсберги. С севера нашу Родину омывают сразу несколько морей. Их называют морями Северного Ледовитого океана.

Северный ледовитый океан.

Океан покрылся льдом,

Волны не бушуют в нем.

Он от края и до края

Как пустыня ледяная –

Царство холода и тьмы,

Царство матушки – зимы.

                                  Т.С.Шорыгина

К северной природной зоне России относится и тундра. Она расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана. В переводе с финского языка слово «тундра» означает «безлесая, голая возвышенность». Тундра – это равнина, где большую часть года царят холод, снег и лед, бушуют бураны, метут метели, а земля скована вечной мерзлотой.

  • Что вы узнали о Севере России?

Итак, Север нашей страны складывается из двух природных зон: Арктики и тундры. Тундра тянется по берегам морей Северного ледовитого океана и занимает почти пятую часть территории страны.( демонстрация на карте).

На севере царствуют морозы и снега, льды и ветры. Это суровый, холодный край.

  • Какое время года напоминает вам природа Севера?

Правильно! Зиму.

  • Расскажите о зиме.

Зимой солнце не поднимается в небе высоко, часто оно скрыто тучами; холодно, земля покрыта снегом, а реки и озера скованы льдом.

  • Вспомните, какие веселые игры и забавы приносит с собой зимушка – зима?

Верно! Катание на санях и снегокатах, на лыжах и коньках, строительство снежных горок и крепостей.

Ответьте на вопросы

  1. Что означает слово « Арктика»?
  2. Под каким созвездием находится Арктика?
  3. Какой океан омывает северную часть России?
  4. Почему он так называется?
  5. Где расположена тундра?
  6. Что означает слово «тундра»?
  7. Чем климат Севера похож на русскую зиму?

Выполните задание

Нарисуйте: снежинки, сосульки, снеговика и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по окружающему миру в старшей группе на тему «Беседа о народах Севера»

                                        Занятие по окружающему миру  в старшей группе...

Конспект занятия для детей средней группы на тему: «Рассказ – беседа о животных Севера»

Конспект занятия для детей средней группы на тему: «Рассказ – беседа о ...

Цикл бесед на тему "Север далёкий и удивительный"

Беседы для детей дошкольного возраста ....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление краткого рассказа по иллюстрациям русских художников по мотивам волшебных русских народных сказок» с учетом требований ФГОС

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление краткого рассказа по  иллюстрациям русских художников  по мотивам волшебных русских народных сказок» с учетом требова...

Беседа «Жизнь на Севере».

Беседа  «Жизнь на Севере»....

Конспект образовательной деятельности по "Познавательному развитию" Тема: Составление описательных рассказов о животных Крайнего Севера

Конспект образовательной деятельности по "Познавательному развитию"  Тема: Составление описательных рассказов о животных Крайнего Севера...

Конспект открытого занятия. "Составление описательных рассказов про животных крайнего севера.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление описательных рассказов про животных крайнего севера....