Цикл бесед на тему "Север далёкий и удивительный"
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Дмитриева Виктория Сергеевна

Беседы для детей дошкольного возраста .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_besed_.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Цикл бесед на тему

«Север далёкий и удивительный».

1.Географическое путешествие

«Тундра».

   Слово «тундра» на финском языке означает горную пустынную местность. Позже так стали называть равнинные северные области. В нашей стране тундра занимает огромную территорию, протянувшуюся широкой полосой вдоль побережья северных морей.

   В тундре совсем нет леса. Лес не растёт здесь из-з холодного неблагоприятного климата. Но хотя и нет леса, там много лесных растений, таких как голубика, морошка, брусника, мхи. Учёные предполагают, что когда-то в древности лес на территории тундры был. Но потом наступило похолодание и лес отступил. Растут в тундре карликовые берёзы и ивы.  В лесу травы и мхи прячутся за мхами от холодного ветра.

  В тундре очень много речек, ручейков и болот. Из – за большие количества воды здесь любят селиться водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди, гагары. Но на зиму они улетают далеко на юг, ведь в некоторых областях тундры зимой морозы бывают ниже 50 градусов.

   Однако, несмотря на такой холод, в тундре и зимой есть обитатели. Правда, их немного. Это Северный олень, песец, полярная сова и куропатка, мелкие грызуны.

 В тундре раньше не было ни сёл,  ни городов. Местные жители занимались охотой и разведением домашних северных оленей. Оленю, чтобы кормиться, надо постоянно перемещаться с места на место – то в одном месте съест лишайник и переходит на другое. И человеку приходится кочевать за ним. Мясо оленя шло в пищу, оленьи упряжки заменяли транспорт, а из шкуры оленя делали тёплую одежду и даже жильё.

   Сейчас учёные добились того, что в южных районах тундры выращивают овощи и разводят молочный скот.

2.«Познавательная беседа на тему

«Сказочная Чукотка»

  Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием природы нашей Родины, с особенностями жизни народов Севера, их традициями, воспитывать любознательность, интерес к жизни народов нашей страны.

  Материалы: Картины с изображением тундры, Чукотки, книги, иллюстрации, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения сказочных героев фольклора народов Севера.

 

Содержание.

   Чукотка – самая далёкая и суровая земля нашей страны. Два океана сливаются у её берегов: Северный Ледовитый и тихий.

   Тут живут чукчи, искусные охотники на китов и моржей, тюленей, пастухи – оленеводы, которые кочуют по тундре с оленьими стадами, охотники за медведями, волками, лисами.

  Приезжему человеку Чукотка может показаться холодной, неприветливой, но для чукчей нет лучшей земли.

  С детства маленький чукча умеет развести костёр, когда идёт мокрый снег, поймать арканом оленя в стаде, узнать каждую птицу по крику, а зверя по его следу.

   Он никогда не спугнёт моржей с лежки на берегу. Они плывут сюда за сотни километров, чтобы выспаться после долгой полярной зимы. Крепко спят моржи в короткое северное лето. Чукчи не тревожат их, а то разбудишь, спугнёшь моржей – и не вернутся моржи на этот берег.

   Маленький чукча хорошо знает повадки оленя. Быстро идут олени по болотистой тундре, переходя с одной сопки на другую. Разбредаются, щиплют белый мох –ягель, и  не собрать их чукче –пастуху в стадо без маленьких оленегонных лаек. Когда лайки пригоняют оленей, чукча сразу видит, сколько оленей потерялось, потому что каждый помнит своего оленя.

   Знает маленький чукча и ворона, который живёт на скале, недалеко от стойбища. Его знали бабушка и дедушка нынешнего чукчи, когда они были маленькими. После охоты ему оставляют куски мяса. Никто не обидит ворона, потому что все уважают его. Недаром с древних времён о вороне сложено столько волшебных сказок. В них он и смешной, и добрый, и мудрый.

  В сказках чукчей живут все звери и птицы, которых каждый чукча знает с детства: огромный морж и маленькая евражка, дикий олень и морская чайка, белый медведь и полярная куропатка.

  Когда сказочник рассказывает свою сказку про ворона, он и сам верит, сто ворон куркуль запрягал песцов в лодку – нарты, а когда рассказывает про медвежонка и зайчонка, верит, что медвежонок и зайчик пили чай в яранге. И чем сильней сказочник верит, тем больше он славится среди чукчей.

  Из дальних стойбищ приезжают к знаменитому сказочнику маленькие чукчи и взрослые, чтобы послушать его сказки.

3. Занятие – беседа для детей старшей группы «О природе и жизни людей на Севере».

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием природы нашей Родины, закрепить умение чётко и последовательно отвечать на поставленные вопросы, воспитывать любознательность.

Материалы: картины, изображающие природу и жизнь на Севере, книга Н. Сладкова «Разноцветная земля».

Ход занятия.

   Воспитатель рассказывает детям рассказ из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля». Это рассказ о северной земле – тундре. «Равнина серая, унылая и седая.  И небо над ней скучное и сырое. Мох, кочки, лужи. Всё плоско и бесконечно.

  Если встретишь лес – то высотой по колено. Ивы, берёзы толщиной с карандаш. Грибы в таком лесу и то выше деревьев.  Грибы – подберёзовики. А уж олень или человек – совсем великан.

   Тут на дню по пять погод: сеет, веет, поливает и посыпает. Приползёт туча – накроет тундру холодная тень. За ней вторая - спрыснет частым дождиком. Третья - пробарабанит крупой ледяной. Четвёртая – снегом засыплет. Хорошо, если пятая мимо пройдёт – тогда опять солнышко и тепло.

  Ярче всего тундра летом. На лужах пёстрые птицы: белые, чёрные, рыжие. На кочках яркие цветы: синие, красные, жёлтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится тёмной, а всё небо – золотым. Чумы пастухов кажутся тогда лёгкими горами – вулканами. И дымки курчавятся над их вершинами. Олени лежат лениво, рога оленей ветвистые, на золотом закате как сказочный лес. И лужи горят, словно окна в домах. Бесконечная тишина. И время остановилось.»

Вопросы к беседе:

  1. Почему писатель назвал тундру «седой землёй»?
  2. Какие животные живут в тундре?
  3. Расскажите, какая тундра бывает летом? Вспомните, как об этом писал писатель.
  4. Воспитатель предлагаем детям рассмотреть иллюстративный материал, рассказать, они видят на картинках. Затем рассказывает о труде людей, живущих на севере.

- На Севере живут мужественные, смелые люди. Суровая природа требует чтобы человек был смелым, решительным, сильным. На Севере люди разводят оленей. Олень очень полезное животное. Он заменяет человеку лошадь и машину. Он даёт ему мясо и тёплую шерсть.

   Беседу можно закончить, рассматривая картины, изображающие труд оленеводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста

В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены  принципы отбора материала и его структурирования, осн...

Цикл бесед о музыке

Поэтапное проведение занятий в средней группе по слушанию музыки и развитию эмоциональной отзывчивости....

Цикл бесед" Уроки безопасности" для детей старшей группы

Цикл беседсоставлен для детей старшего возраста,где к ребятам приходят друзья бельчонок и зайчонок,которые своим поведением учат детей правильно поступать в различных чрезвычайных ситуациях....

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....

Цикл бесед о профессиях

Данная работа пригодится педагогам для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, поможет расширить кругозор малышей, обогатить их жизненный опыт, сделать более яркими...

Цикл бесед "Уроки безопасности"

Цикл бесед "уроки безопасности. Образовательная область "Безопасность" . Темы бесед "Пожар", "Опасности на улице и во дворе", "Опасные ситуации"...

Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"

Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....