Цикл бесед на тему "Север далёкий и удивительный"
учебно-методический материал по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Цикл бесед на тему
«Север далёкий и удивительный».
1.Географическое путешествие
«Тундра».
Слово «тундра» на финском языке означает горную пустынную местность. Позже так стали называть равнинные северные области. В нашей стране тундра занимает огромную территорию, протянувшуюся широкой полосой вдоль побережья северных морей.
В тундре совсем нет леса. Лес не растёт здесь из-з холодного неблагоприятного климата. Но хотя и нет леса, там много лесных растений, таких как голубика, морошка, брусника, мхи. Учёные предполагают, что когда-то в древности лес на территории тундры был. Но потом наступило похолодание и лес отступил. Растут в тундре карликовые берёзы и ивы. В лесу травы и мхи прячутся за мхами от холодного ветра.
В тундре очень много речек, ручейков и болот. Из – за большие количества воды здесь любят селиться водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди, гагары. Но на зиму они улетают далеко на юг, ведь в некоторых областях тундры зимой морозы бывают ниже 50 градусов.
Однако, несмотря на такой холод, в тундре и зимой есть обитатели. Правда, их немного. Это Северный олень, песец, полярная сова и куропатка, мелкие грызуны.
В тундре раньше не было ни сёл, ни городов. Местные жители занимались охотой и разведением домашних северных оленей. Оленю, чтобы кормиться, надо постоянно перемещаться с места на место – то в одном месте съест лишайник и переходит на другое. И человеку приходится кочевать за ним. Мясо оленя шло в пищу, оленьи упряжки заменяли транспорт, а из шкуры оленя делали тёплую одежду и даже жильё.
Сейчас учёные добились того, что в южных районах тундры выращивают овощи и разводят молочный скот.
2.«Познавательная беседа на тему
«Сказочная Чукотка»
Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием природы нашей Родины, с особенностями жизни народов Севера, их традициями, воспитывать любознательность, интерес к жизни народов нашей страны.
Материалы: Картины с изображением тундры, Чукотки, книги, иллюстрации, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения сказочных героев фольклора народов Севера.
Содержание.
Чукотка – самая далёкая и суровая земля нашей страны. Два океана сливаются у её берегов: Северный Ледовитый и тихий.
Тут живут чукчи, искусные охотники на китов и моржей, тюленей, пастухи – оленеводы, которые кочуют по тундре с оленьими стадами, охотники за медведями, волками, лисами.
Приезжему человеку Чукотка может показаться холодной, неприветливой, но для чукчей нет лучшей земли.
С детства маленький чукча умеет развести костёр, когда идёт мокрый снег, поймать арканом оленя в стаде, узнать каждую птицу по крику, а зверя по его следу.
Он никогда не спугнёт моржей с лежки на берегу. Они плывут сюда за сотни километров, чтобы выспаться после долгой полярной зимы. Крепко спят моржи в короткое северное лето. Чукчи не тревожат их, а то разбудишь, спугнёшь моржей – и не вернутся моржи на этот берег.
Маленький чукча хорошо знает повадки оленя. Быстро идут олени по болотистой тундре, переходя с одной сопки на другую. Разбредаются, щиплют белый мох –ягель, и не собрать их чукче –пастуху в стадо без маленьких оленегонных лаек. Когда лайки пригоняют оленей, чукча сразу видит, сколько оленей потерялось, потому что каждый помнит своего оленя.
Знает маленький чукча и ворона, который живёт на скале, недалеко от стойбища. Его знали бабушка и дедушка нынешнего чукчи, когда они были маленькими. После охоты ему оставляют куски мяса. Никто не обидит ворона, потому что все уважают его. Недаром с древних времён о вороне сложено столько волшебных сказок. В них он и смешной, и добрый, и мудрый.
В сказках чукчей живут все звери и птицы, которых каждый чукча знает с детства: огромный морж и маленькая евражка, дикий олень и морская чайка, белый медведь и полярная куропатка.
Когда сказочник рассказывает свою сказку про ворона, он и сам верит, сто ворон куркуль запрягал песцов в лодку – нарты, а когда рассказывает про медвежонка и зайчонка, верит, что медвежонок и зайчик пили чай в яранге. И чем сильней сказочник верит, тем больше он славится среди чукчей.
Из дальних стойбищ приезжают к знаменитому сказочнику маленькие чукчи и взрослые, чтобы послушать его сказки.
3. Занятие – беседа для детей старшей группы «О природе и жизни людей на Севере».
Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием природы нашей Родины, закрепить умение чётко и последовательно отвечать на поставленные вопросы, воспитывать любознательность.
Материалы: картины, изображающие природу и жизнь на Севере, книга Н. Сладкова «Разноцветная земля».
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает детям рассказ из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля». Это рассказ о северной земле – тундре. «Равнина серая, унылая и седая. И небо над ней скучное и сырое. Мох, кочки, лужи. Всё плоско и бесконечно.
Если встретишь лес – то высотой по колено. Ивы, берёзы толщиной с карандаш. Грибы в таком лесу и то выше деревьев. Грибы – подберёзовики. А уж олень или человек – совсем великан.
Тут на дню по пять погод: сеет, веет, поливает и посыпает. Приползёт туча – накроет тундру холодная тень. За ней вторая - спрыснет частым дождиком. Третья - пробарабанит крупой ледяной. Четвёртая – снегом засыплет. Хорошо, если пятая мимо пройдёт – тогда опять солнышко и тепло.
Ярче всего тундра летом. На лужах пёстрые птицы: белые, чёрные, рыжие. На кочках яркие цветы: синие, красные, жёлтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится тёмной, а всё небо – золотым. Чумы пастухов кажутся тогда лёгкими горами – вулканами. И дымки курчавятся над их вершинами. Олени лежат лениво, рога оленей ветвистые, на золотом закате как сказочный лес. И лужи горят, словно окна в домах. Бесконечная тишина. И время остановилось.»
Вопросы к беседе:
- Почему писатель назвал тундру «седой землёй»?
- Какие животные живут в тундре?
- Расскажите, какая тундра бывает летом? Вспомните, как об этом писал писатель.
- Воспитатель предлагаем детям рассмотреть иллюстративный материал, рассказать, они видят на картинках. Затем рассказывает о труде людей, живущих на севере.
- На Севере живут мужественные, смелые люди. Суровая природа требует чтобы человек был смелым, решительным, сильным. На Севере люди разводят оленей. Олень очень полезное животное. Он заменяет человеку лошадь и машину. Он даёт ему мясо и тёплую шерсть.
Беседу можно закончить, рассматривая картины, изображающие труд оленеводов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста
В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены принципы отбора материала и его структурирования, осн...
Цикл бесед о музыке
Поэтапное проведение занятий в средней группе по слушанию музыки и развитию эмоциональной отзывчивости....
Цикл бесед" Уроки безопасности" для детей старшей группы
Цикл беседсоставлен для детей старшего возраста,где к ребятам приходят друзья бельчонок и зайчонок,которые своим поведением учат детей правильно поступать в различных чрезвычайных ситуациях....
Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы
уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....
Цикл бесед о профессиях
Данная работа пригодится педагогам для проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, поможет расширить кругозор малышей, обогатить их жизненный опыт, сделать более яркими...
Цикл бесед "Уроки безопасности"
Цикл бесед "уроки безопасности. Образовательная область "Безопасность" . Темы бесед "Пожар", "Опасности на улице и во дворе", "Опасные ситуации"...
Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"
Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....