Проект "Мыльная пена"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект направлен на то, чтобы поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mylnaya_pena.docx | 63.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок»
Проект на тему «Мыльная пена»
для детей первой «А» младшей группы «Карапузики»
Номинация «Лучший исследовательский проект»
Подготовила: воспитатель Варнакова Е.В.
пгт. Пойковский 2020
Аннотация
Все дети без исключения очень любят играть. В игре они учатся общаться, приобретают новые знания и навыки, делают первые открытия, познают окружающий их мир. Работая с детьми раннего возраста, большое внимание уделяется сенсорным и моторным играм, делая акцент на знакомство детей со свойствами и качествами различных предметов и веществ. Задачи сенсомоторного развития можно решить в проектной деятельности. Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения.
Абсолютно все дети от природы любознательны, склонны наблюдать, экспериментировать и обожают открывать для себя что-то неизведанное. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста, т.к. дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Однажды беседуя с детьми о культурно-гигиенических навыках я поняла, что дети имеют недостаточные знания о мыле и мыльной пене. Это и определило тему моего проекта. Для расширения представлений детей об окружающем мире и развития познавательно-исследовательской деятельности мною был разработан проект по знакомству детей с нетрадиционным материалом – мыльной пеной.
Актуальность
Довольно трудно себе представить современную жизнь без мыла. Мыло - это один из самых популярных предметов нашего ежедневного потребления. Именно оно стоит на защите нашего здоровья и красоты. В наши дни мыло является настолько привычным и само собой разумеющимся моющим средством, что о нём вряд ли кто-нибудь задумывается.
С мыльной пеной мы сталкиваемся каждый день: когда моем руки, принимаем ванну, моем посуду, стираем бельё. Огромную радость детям приносят игры с мыльной пеной - это нравится всем детям без исключения.
Игры с мыльными пузырями известны с давних времён и привлекают как детей, так и взрослых. Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник. Независимо от возраста, пузыри вызывают у людей восторженные крики и непреодолимое желание немедленно догнать и поймать убегающий сверкающий шар.
Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность и вовлечь их в проектную деятельность мною предлагаются игровые методы и приёмы, используется художественное слово. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам можно постоянно возвращаться.
Проект направлен на то, чтобы поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям. Организована работа таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.
Цель: знакомство с нетрадиционным материалом - мыльной пеной через игры-эксперименты.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, детское, твёрдое, жидкое);
- формировать культурно-гигиенические навыки;
- формировать представления о свойствах пены: «белая», «воздушная», «лёгкая», «пушистая», «снежная», «с пузырьками».
Развивающие:
- развивать творчество в играх с мыльной пеной;
- развивать тактильные ощущения, эмоциональное восприятие, наблюдательность;
- побуждать к речевому общению.
Воспитательные:
- воспитывать безопасное поведение при взаимодействии с мылом;
- доставить детям радость от совместных игр с мыльными пузырями.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой.
Срок реализации: 1 неделя.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Оборудование: различные виды мыла, ёмкость с тёплой водой, одноразовые стаканчики, ложки, совочки, мыльные пузыри, кукла, ванночка для купания куклы, венчик, кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие), мыльницы, платочки, губки для мытья посуды.
Работа с родителями:
- повторение и закрепление с детьми пальчиковых и подвижных игр;
- чтение стихотворений и сказок по теме;
- консультации: «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка», «Развитие культурно-гигиенических навыков»;
- помощь родителей при подборе материалов и оборудования для реализации некоторых мероприятий;
- поддержка культурно-гигиенических навыков, полученных в детском саду, в домашней обстановке.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что полученный детьми практический опыт исследовательской деятельности используется в реальной жизни и определяется потребностью развития личности.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей навыков исследовательской деятельности, знаний о свойствах мыльной пены;
- систематизирование культурно - гигиенических навыков;
- пополнение и активизация словарного запаса.
Продукт проекта:
- мини-музей видов мыла «Мыло душистое»;
- презентация проведения проекта;
- коллективная работа с детьми.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
- выбор темы, определение цели, задач проекта;
- разработка занятий и бесед;
- организация предметно-развивающей среды: пополнение центра экспериментирования (разные виды мыла, мыльные пузыри, трубочки);
- подбор детской и художественной литературы, игр, иллюстраций.
II. Основной этап реализации проекта:
План мероприятий в рамках проекта
Сроки выполнения | Краткое содержание мероприятий | Формы работы по реализации проекта |
Понедельник 02.03.20 | Мини-музей видов мыла «Мыло душистое». Цель: познакомить детей с разными видами мыла. Вывод: мыло бывает разным (туалетное, хозяйственное, детское, твёрдое, жидкое, с запахом). | Выставка большого количества разного мыла. |
Разучивание пальчиковой гимнастики «Умывалочка». Цель: развитие мелкой моторики, активизация словаря. | Пальчиковая игра | |
Игра-эксперимент «Сделаем пену». Цель: показать наглядно, что мыло пенится в воде. Развивать познавательную активность и любознательность. Вывод: если добавить мыло в воду - появляется пена. | Игра-эксперимент | |
Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций. Цель: познакомить с содержанием сказки; продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены; воспитывать интерес к детской художественной литературе. | Чтение художественной литературы | |
Вторник 03.03.20 | Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!» Цель: учить ребёнка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «белых перчаток». | Игра-эксперимент |
Занятие «Да здравствует мыло душистое!» Цель: формировать представление детей о мыле. | НОД | |
Разучивание подвижной игры «Раздувайся пузырь». Цель: развивать умение согласовывать движение со словами. | Подвижная игра | |
Просмотр и обсуждение мультфильма «Мойдодыр» по сказке К.И. Чуковского. | ||
Среда 04.03.20 | Разучивание пальчиковой гимнастики «Моем руки». Цель: развитие координации движений и моторики рук. | Пальчиковая игра |
Игра-эксперимент «Поймай мыльные пузыри!» Цель: развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о свойствах пены (белая, пушистая, снежная, с пузырьками, лёгкая, воздушная). | Игра-эксперимент | |
Игра-опыт «Купаем куклу Варю». Цель: развитие предметных действий и экспериментальной деятельности в игре. | Игра-опыт | |
Четверг 05.03.20 | Игра-эксперимент «Найди игрушки». Цель: развивать экспериментальную деятельность в процессе игры. Вывод: пена прячет игрушки (она густая, не прозрачная). | Игра-эксперимент |
Чтение стихотворения А.Л. Барто «Девочка чумазая», рассматривание иллюстраций. Цель: познакомить детей с произведением; подвести детей к пониманию, что чистота - залог здоровья; побуждать к выполнению элементарных гигиенических навыков: мыть руки, лицо, тело, расчесываться, следить за чистотой одежды. | Чтение художественной литературы | |
Игра-опыт «Стираем платочки». Цель: развитие тактильных ощущений, координации движений. | Игра-опыт | |
Разучивание подвижной игры «Зайка серый умывается». Цель: учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. | Подвижная игра | |
Пятница 06.03.20 | Игра-опыт «Помощники». Цель: обогащение игрового опыта, выполнение и закрепление практических действий с мыльной водой. | Игра-опыт |
Игра-опыт «Разложи пену по формочкам или по стаканчикам». Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства. Вывод: пена густая, её можно собрать в ёмкость. | Игра-опыт | |
Нетрадиционное рисование с использованием мыльной пены «Букет из мыльных пузырей». Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование цветной мыльной пеной. | НОД |
III. Заключительный этап:
- обобщение результатов работы;
- развлечение «Мыльные пузыри», в котором дети закрепили знания о мыле и мыльной пене.
Результаты проекта:
- у детей сформировались навыки исследовательской деятельности, знания о свойствах пены;
- в рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений;
- расширился пассивный словарный запас, активизировалась речь;
- родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.
Заключение
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в ходе мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, развлечения, чтение стихотворений и сказок, опыты и эксперименты, занятия, пальчиковые и подвижные игры, выставка видов мыла - получили положительный результат. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности, у них сформировались знания о мыльной пене, расширились представления о мыле и его свойствах.
Правильно простроенная работа дала свои положительные результаты. Детям было интересно, они с удовольствием включались в деятельность. Воспитанникам было очень интересно работать во время проекта. Таким образом, мы добились поставленной цели и получили положительные результаты совместной работы.
Наконец в заключение хочется привести слова китайской пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!
Список использованных источников
1. Баранова Е.В. В помощь воспитателям и родителям «Развивающие занятия и игры с водой в детской саду и дома» г. Ярославль: Академия развития, 2009г.
2. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1. \ Сост. Н. В. Нищева. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)
3. Гегузин Я.Е. Пузыри – М.: Наука, 1985.
4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. АРКТИ, 2005.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. рекомендации/под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2008. – 64 с.
6. Интернет ресурсы:
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy–kabinet/proektnaya-deyatelnost/news3986.html
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-mylnye-puzyri.html
http://allforchildren.ru/poetry/toys168.php
Приложения
Пальчиковая гимнастика «Моем руки»
Цель: развитие координации движений и моторики рук.
Ах, вода, вода, вода! (ритмично, потираем ладошки имитируя «мытьё рук»)
Будем чистыми всегда!
Брызги - вправо, брызги - влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем)
Вытрем ручки очень быстро!
Пальчиковая гимнастика «Умывалочка»
Цель: развитие мелкой моторики, активизация словаря.
Мы помыли наши ручки. (трут ладонью об ладонь)
Раз, два, три. Раз, два, три. (по три хлопка)
А над ручками, как тучки. (руки вверх)
Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе)
Подвижная игра «Раздувайся пузырь»
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично.
Раздувайся пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Он летел, летел и за веточку задел.
Лопнул пузырь!
Ш-ш-ш-ш… (в этот момент дети садятся на корточки и произносят звук «ш-ш-ш»)
Подвижная игра «Зайка серый умывается»
Цель: учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры: дети становятся перед воспитателем полукругом и все вместе произносят:
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
В соответствии с текстом стихотворения дети выполняют движения, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд - «направляются в гости».
Игра-эксперимент «Сделаем пену!»
Цель: показать наглядно, что мыло пенится в воде. Развивать познавательную активность и любознательность.
Оборудование: жидкое мыло, ёмкость с тёплой водой, венчик.
В таз с тёплой водой на дно добавить жидкое мыло. Предложить детям потрогать воду, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, всё больше и больше. Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть. Каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что-нибудь слепить. Педагог предлагает в пышной белой массе пальчиком сделать дырочки - глазки, нарисовать ротик или носик. Из пены так же можно совместно слепить айсберги, сугробы снега и белые облака.
Вывод: если добавить мыло в воду - появляется пена.
«Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!»
Цель: учить ребёнка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «белых перчаток».
Педагог предлагает перед приёмом пищи помыть руки мылом, намыливает руки мылом до появления пены (показ детям). Сообщает о том, что у неё на руках «белые перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Малыши намыливают руки мылом до появления пены. Проговаривают:
«Моем, моем - чисто, чисто,
Будут ручки чисты, чисты».
Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и лёгкая пена. Смывают её водой и вытирают руки полотенцем.
Активизация словаря: мыльница, мыло, мыльная.
Игра-эксперимент «Поймай мыльные пузыри!»
Цель: развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о свойствах пены (лёгкая, воздушная).
Оборудование: мыльные пузыри.
Воспитатель предлагает малышам пускать мыльные пузыри, ловить их, смотреть, как они летят и лопаются. Отмечает, что они лёгкие, воздушные, летят, куда подуешь. Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие - посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать -
На ладошке подержать!
Игра-эксперимент «Найди игрушки»
Цель: развивать экспериментальную деятельность в процессе игры.
Оборудование: ёмкость для воды, игрушки.
Дети стоят полукругом около стала, в таз с мыльной водой опустить игрушки - дети их ищут отодвигая пену.
Вывод: пена прячет игрушки (она густая, не прозрачная).
Игра-опыт «Купаем куклу Варю»
Цель: развитие предметных действий и экспериментальной деятельности в игре.
Оборудование: ванночка для куклы, кукла, мыло, полотенце, губка.
Воспитатель говорит о том, что в гости к ребятам пришла кукла Варя и у неё испачканы лицо и ручки. Предлагает помыть её, дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т.д.
Игра-опыт «Стираем платочки»
Цель: развитие тактильных ощущений, координации движений.
Оборудование: ёмкость для воды, платочки, мыло.
Воспитатель показывает детям платочки и сообщает, что они испачканы, малыши говорят о том, что их надо постирать. В ёмкость с водой складывают платочки и берут мыло, начинают намыливать платочки и стирать их. Образовывается пена от мыла и дети замечают, что они стали чистыми. Развешивают платочки на батарею сушиться.
Игра-опыт «Помощники»
Цель: обогащение игрового опыта, выполнение и закрепление практических действий с мыльной водой.
Оборудование: два таза - в одном вода с мыльной пеной, в другом - чистая вода, полотенце.
Малыши стоят полукругом около стола, совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду, ополаскивают её от пены, высушивают на полотенце.
Вывод: мыльная вода отмывает «грязь».
Игра-опыт «Разложи пену по формочкам или по стаканчикам»
Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства.
Оборудование: ложка или совочек, стаканчики, мыльница и разные ёмкости.
Воспитатель, взбив пену, расставляет на столе стаканчики, кружки, мыльницы и другие ёмкости. Показывает детям, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.
Вывод: пена густая, её можно собрать в ёмкость.
Консультация для родителей
«Развитие культурно-гигиенических навыков»
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
А вот как они это будут делать - зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.
В группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется туалетом, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки вовсю едят ложкой, другие же приучены только к кормлению родными; а некоторые с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?
Самые первые представления о культурно-гигиенических навыках ребёнок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пелёнок.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приёма пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребёнка старше полутора лет желательно кормить за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем, чтобы ребёнок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.
Помимо этого, необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки: следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком. При одевании и раздевании также необходимо давать возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
В младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытьё рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек. На первый взгляд всё очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука - освоение и применение культурно-гигиенических навыков.
Ежедневно выполняя эти задачи, необходимо закреплять умение перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Обязательно нужно учить малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых.
С первого дня пребывания детей в группе необходимо начинать работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Также необходимо не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными.
У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому их можно учить вечером во время игр: «Матрешке надень фартук», «Застегни пуговицы», «Достань из корзинки». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы.
То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, вроде счётных палочек или рисуя в альбоме.
Из практики воспитателя видно, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию необходимо начинать в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, и объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».
Обучая детей умыванию, нужно проводить дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши».
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения можно использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей: прямое обучение, показ кукольного театра, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Консультация для родителей
«Культурно - гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка»
Ребёнок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых. Одеяло, соска, пелёнка и прочие предметы - объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предметов происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться одеялом и т.д. Способом удовлетворения потребности ребёнок сам не владеет и без помощи взрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно.
С первых дней жизни при овладении культурно-гигиеническими навыками идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными - наиболее благоприятными для развития. Для начального овладения культурно-гигиеническими навыками сензитивный период приходится на раннее детство.
Ребёнок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он должен освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом - орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет (ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок полотенце, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.
Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания, еды. Четкий, размеренный распорядок жизни - это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребёнка с самого раннего детства. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребёнок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту.
Навык - действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Физиологический механизм навыков - динамический стереотип.
В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает развитие навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены.
Условно культурно-гигиенические навыки делятся на 4 группы:
1. навыки чистоты тела и личной гигиены;
2. навыки культуры еды (пользование приборами, обращение с пищей);
3. бережное обращение с вещами личного обихода;
4. соблюдение чистоты и порядка в окружении человека.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
По мере усвоения, культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности - игры.
В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов, имитируют бытовые действия (мытье рук, приём пищи), тем самым, закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а также отражают правила, которые стоят за выполнением культурно - гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию.
Самообслуживание является трудом, направленным на обслуживание самого себя. Оно приучает к самостоятельному удовлетворению личных потребностей, учит заботиться о себе, следить за своим внешним видом. В результате дети начинают чувствовать себя равноправными членами коллектива, бережнее относится к вещам, приучаются к систематическому труду.
Самообслуживание - это овладение элементами трудовой деятельности как продолжения развития предметных и продуктивных видов деятельности ребенка, что делает общественно значимыми для него предметные действия.
При овладении навыками самообслуживания, обеспечивающими известную бытовую самостоятельность, ребенок без помощи взрослого может самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом. Появление элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком с ограниченными возможностями здоровья опыта действий с предметами, способствуя пониманию роли каждого отдельного действия и их логической последовательности.
В процессе выполнения трудовых заданий дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают формированию у детей словесной регуляции поведения.
Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Освоение культурно - гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно-следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.
Первоначально ребенок замечает причинно-следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание малыша. Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные самым маленьким, были включены в конкретную ситуацию. При этом следует опираться на опыт малыша.
В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я». Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам». За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий.
Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш познает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными.
Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения. Овладение культурно-гигиеническими навыками совпадает еще с одной линией психического развития – развитием воли.
Малыш еще ничего не умеет делать, поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Воспитатель это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». Но для того, чтобы что-то получилось нужно приложить волевые усилия.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано также с этическим развитием детей.
С возрастом, по мере овладения культурно-гигиеническими навыками ребенок осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять им. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
К числу основных условий успешного овладения культурно-гигиеническими навыками относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Таким образом, в воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, бережное отношение к вещам.
Конспект НОД «Букет из мыльных пузырей».
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование цветной мыльной пеной.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с круглой формой;
- закреплять основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.
Развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику кисти рук;
- развивать речь, внимание и воображение;
- развивать речевое дыхание.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, умение выполнять работу коллективно.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Замок», малоподвижной игры «Пузырь», стихотворной игры «Мыльные пузыри».
Активизация словаря: разноцветные.
Оборудование: гуашь основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный), жидкое мыло, лист бумаги с изображением корзины, трубочки для коктейля, 4 стаканчика с водой, изображение мыльного пузыря, салфетки для каждого ребёнка, воздушные шары по количеству детей, сундучок, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, смотрите, на столе стоит сундучок. Что же в нём? Чтобы узнать, нужно открыть замок.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На сундучке висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Мы замочек покрутили, постучали,
Потянули и открыли.
Воспитатель: Посмотрите дети, замок открылся, что же в сундучке? (Достаёт мыльные пузыри и открывает их.)
В мыльной воде родился,
В шарик превратился,
К солнышку полетел,
Да не долетел, лопнул! (выдувает пузыри)
Воспитатель: Дети, сколько я пузырей выдула? (Много.)
Какой формы пузыри? (Круглой.)
Какого размера пузыри? (Большие и маленькие.)
А какого цвета были пузыри? (Жёлтого, розового, голубого.)
Воспитатель: Правильно, ребята, разноцветные. (спрашивает каждого ребёнка)
Дети, а что пузыри делали? (Летали, лопались, поднимались.)
А вы что делали с пузырями? (Мы их ловили, догоняли.)
А чем вы ловили пузыри? (Ладошками, руками.)
Стихотворная игра «Мыльные пузыри»
Посмотри-ка, посмотри –
Мы пускали пузыри (пальцы каждой руки сложить колечком)
Дуем, дуем, дуем, дуем - (колечки поставить друг на друга, поднести ко рту и подуть на них. Дуть не надувая щёк, вытягивать губы трубочкой.)
Много пузырей надуем. (показать, как разлетаются пузыри, развести руки в стороны)
На столе и на двери –
Всюду в доме пузыри. (перемещаясь по группе сложенные колечком пальцы, показать, как летают)
Только в руки не бери –
Сразу лопнут пузыри! (резко выпрямить пальцы, изображая лопнувшие пузыри)
Воспитатель: Дети, наши мыльные пузыри улетели высоко-высоко, но остались вот такие разноцветные круги.
Игра «Пузырь»
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Он летел, летел и за веточку задел.
Лопнул пузырь!
Ш-ш-ш-ш… (в этот момент дети садятся на корточки и произносят звук «ш-ш-ш»)
Воспитатель: Дети, мыльные пузыри мы ловили, выдували, играли в пузырь, а сейчас я вам предлагаю нарисовать букет из мыльных пузырей для наших мам т.к. скоро у наших мам праздник. А рисовать мы будем вот таким способом.
Давайте я вам покажу, как мы будем рисовать цветы с помощью разноцветных мыльных пузырей. Мне нравится красный цвет, я возьму стаканчик с жидким мылом и добавлю в него воду, добавлю в него красную краску, всё перемешаем, опустим трубочку в стаканчик и будем дуть в неё до тех пор, пока над стаканчиком не поднимется мыльная «шапка». Затем возьму ложкой «шапочку» из пузырей и выложу их в корзину. Посмотрите какой красивый красный цветок у меня получился. Теперь давайте каждый из вас по очереди положит свой цветок в корзину.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: Полюбуйтесь, какая красивая корзинка с цветами у нас получилась.
Ребята, какого цвета у нас получились цветы?
С помощью чего мы их рисовали?
Воспитатель: Молодцы. А я, для вас приготовила сюрприз, вот такие воздушные шары.
Конспект НОД «Да здравствует мыло душистое!»
Цель: формировать представление детей о мыле.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (твёрдое, жидкое мыло);
- уточнить и закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни;
- развивать память, внимание, мышление детей;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.
Методы и приёмы:
- практические: сюрпризные моменты, организация познавательно-исследовательской деятельности, дидактическая игра, игра-забава с мыльными пузырями;
- наглядные: рассматривание наглядного материала, предметов, наблюдение;
- словесные: загадывание загадки, беседа.
Материалы и оборудование: посылка, куски твёрдого мыла разного по цвету, форме, запаху по количеству детей, картинки с последовательностью мытья рук, таз с тёплой водой, жидкое мыло, полотенце, зубная паста и расчёска, баночка с мыльными пузырями, аудиозапись песни «Мыльные пузыри».
Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр», дидактическая игра «Чего не стало?», беседа на тему «Зачем надо умываться?».
Ход занятия
Дети свободно играют. Воспитатель привлекает их внимание: «Ребята, посмотрите, посылка. Интересно, от кого?»
Воспитатель вместе с детьми рассматривает коробочку, читает: «Детям детского сада «Теремок» из мыльного царства от Мойдодыра».
Воспитатель: Интересно, что в ней? Вы это сможете узнать, если отгадаете загадку:
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (ответы детей)
Воспитатель: Проверим, правильно ли мы отгадали. Откроем и посмотрим, что в посылке.
Воспитатель: Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку и скажите, для чего нужно мыло? (ответы детей)
Воспитатель: А разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мыло смывает всех микробов. Ребята, скажите, а какое мыло вы держите в руках? Пощупайте его, понюхайте (ответы детей)
Воспитатель: Да, это твёрдое мыло, оно может быть разного цвета, формы, запаха.
Воспитатель: Зачем люди делают разное мыло? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, людям нравятся разные цвета и запахи. Ребята, положите мыло на поднос.
Беседа по сказке К. Чуковского «Мойдодыр»
Воспитатель: Ребята, а вы любите мыться? (ответы детей)
Воспитатель: А я знаю одного мальчика, который не любил умываться, вы его тоже знаете, он живёт в этой книжке. (показывает книгу)
Воспитатель: Как называется эта сказка? (ответы детей)
Воспитатель: Какой был мальчик? (ответы детей)
Воспитатель: Что же с ним произошло? (ответы детей)
Воспитатель: Кто хотел помочь мальчику? (ответы детей)
Воспитатель: Что посоветовал Мойдодыр мальчику? (ответы детей)
Воспитатель: Чем закончилась сказка? (ответы детей)
Воспитатель: Помните, в сказке есть такие слова:
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Воспитатель: Предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Чего не стало?»
Воспитатель раскладывает предметы: кусок мыла, полотенце, зубную пасту, расчёску. Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает один предмет.
Воспитатель: Чего не стало? (ответы детей)
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Смотрите, в посылке ещё что-то лежит. Я догадалась. Мойдодыр хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки. Он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку.
Дети проговаривают последовательность мытья рук, раскладывают картинки в правильной последовательности вместе с воспитателем.
Воспитатель: Картинки сложим по порядку и отправим обратно Мойдодыру.
Воспитатель: Посмотрите, ребята тут ещё один сюрприз. Интересно, что это в бутылочке?
Достает бутылочку с жидким мылом, показывает детям, читает надпись на бутылочке «Жидкое мыло».
Воспитатель: Почему это мыло называется жидким? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, потому что оно течёт.
Воспитатель: Интересно, а если мы нальём в воду жидкое мыло, что с ним произойдёт? (ответы детей)
Воспитатель вместе с детьми проводит опыт: в таз с чистой водой наливает жидкое мыло, приговаривая:
Поболтаю я руками,
Удивлюсь я вместе с вами:
Мыло растворяется, пена появляется!
Дети наблюдают, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.
Дети тоже могут участвовать в опыте, засучив рукава.
Вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Воспитатель: Ну-ка, Ксюша, загляни в посылку. Мойдодыр приготовил для нас сюрприз!
Ребёнок заглядывает в посылку, находит баночку с мыльными пузырями.
Воспитатель: А вот и сюрприз, смотрите - в подарок мыльные пузыри!
Воспитатель включает песню «Мыльные пузыри» и предлагает детям поиграть.
Воспитатель пускает мыльные пузыри, дети их ловят и лопают.
Воспитатель: Какие сюрпризы приготовил для нас Мойдодыр? (дети отвечают)
Воспитатель: Он прислал нам посылку с мылом, с мыльными пузырями. Вот так сюрпризы! Мылом мы будем мыть руки, а с мыльными пузырями мы ещё поиграем. Ну, а картинки мы отправим обратно Мойдодыру, пусть он порадуется за наших деток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»
Из опыта работы музыкального руководителя: «Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Опыты с пеной Тема: «Пена-фокусник»
Ознакомление со свойствами пены в младшей группе опытно-экспериментальным путем....
Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Белой пеной пенится, руки мыть не ленится»
Конспект Непосредственно Образовательной Деятельностипо познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Белой пеной пенится, руки мыть не ленится»...
ООД во 2 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится»
познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины;-закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало);-развивать у детей интерес к обследованию предмета (мыло);-расши...
ООД во 2 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится»
Программное содержание:-познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины;-закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало);-развивать у детей интерес к обследовани...
Проект для детей младшего возраста " Всё о мыльной пене ".Знакомство дошкольников со свойствами мыльной пены.
развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности. ...
Педагогический проект с элементами детско-взрослого «Мыло мылится, пена, пенится».
Ранний возраст – особый возраст, период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадосте...