Педагогический проект "Прикоснись к природе сердцем"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Педагогический проект эколого-познавательной направленности, целью которого служит формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной дятельности, освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья,физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prikosnis_k_prirode_serdtsem.docx | 39.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Веселый рюкзачок»
ТЕМА: «Прикоснись к природе сердцем »
Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС) педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Непреходящие общечеловеческие ценности – являются основой культуры, усваиваются и становятся личностно значимыми в процессе воспитания. В современных условиях к числу важнейших следует отнести экологические ценности – природу, жизнь и здоровье человека, его духовную суть.. Особое место в дошкольном образовании занимает экологическое образование, которое является одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному, физическому и эмоциональному развитию ребенка. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.
Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
ПРОБЛЕМА:
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет, так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле и им необходимы экологические знания.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
– формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной деятельности;
– освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.
ЗАДАЧИ:
- физического воспитания и оздоровления: укрепить здоровье, приучать к закаливанию, обеспечить активный отдых; закреплять и формировать новые двигательные навыки и умения, развивать физические качества (силу, быстроту, двигательную координацию, выносливость, ловкость.
- коммуникативные: формировать основы компетентного общения, развивать умение воспринимать специальную информацию в процессе образовательной деятельности.
- познавательные: развивать любознательность, устойчивый интерес к природе родного края; расширить объём знаний о родном крае — улице, районе, городе, области, социально-культурных и исторических объектах; общению с разными людьми, получению новой информации об окружающем мире; обогащать экологические знания и представления.
- воспитательные: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, гуманное отношение к окружающему миру; воспитывать основы ценностного отношения к миру природы и социальному окружению; воспитывать гражданственность, формировать позитивную социальную позицию; воспитывать уважение к истории и культуре родного края, национальным и культурным традициям, развивать основы эстетической культуры.
ВИД ПРОЕКТА:
Долгосрочный, групповой
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети подготовительной группы, родители воспитанников и педагоги муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 67 «Виктория» города Смоленска.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 октября 2020 года-30 апреля 2021года
РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЕКТА:
- Информационные (методические материалы и пособия);
- Материально-технические (ПК, интерактивная доска, проектор, магнитофон)
- Глобус Земли физический М 1 : 50 млн.
- Физические карты РФ, мира
ЭТАПЫ ПРОЕКТА | ЗАДАЧИ ЭТАПА | СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | СРОКИ |
Подготовительный этап |
|
| 1.10.2020- 15.10.2020 |
2. Разработать программу мероприятий с детьми, повышающую уровень познавательной детской компетентности. | Подбор, разработка и составление тематических мероприятий. | ||
3. Создать предметно-развивающую среду группы. | Предметно-развивающая среда, соответствующая теме проекта | 15.10.2020- 30.04.2021 | |
Основной этап |
| Программа мероприятий с детьми, направленная на развитие двигательной и познавательной активности дошкольников, формирова- ние у них осознанного отношения к здоровью, ценностного отношения к природному и социальному окружению | 01.11.2020- 30.04.2021 |
Результативный этап | Проведение итоговых мероприятий по каждой теме | Презентация проекта | 1 раз в 2 месяца |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- физическое здоровье:
– ребёнок приобретает хорошую физическую форму; повышается индекс здоровья детей в ДОО; психическое здоровье:
– ребёнок не испытывает тревожности по отношению к природе;
– проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
– способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, вступать в свободную коммуникацию со взрослыми и сверстниками;
- социальное здоровье:
– следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения;
– обладает установкой на ценностное отношение к объектам историко-культурного наследия и природе родного края, элементарной экологической культурой.
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ
направленных на развитие двигательной и познавательной активности детей подготовительной группы, формирование осознанного отношения к здоровью, ценностного отношения к природному и социальному окружению.
ФОРМЫ РАБОТЫ | СОДЕРЖАНИЕ | СРОКИ |
Создание предметно – развивающей среды |
Книжный уголок, в котором представлены книги для чтения и рассматривания: С. Махотин «Прогулки по Москве», Т. Федотова «Чтоб не ссориться с огнём», Т. Шорыгина «Беседы о временах года», В. Бианки «Синичкин календарь», русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Г. Снегирёв «Я путешествую», И. Ищук «Хрюша- грибник», В. Степанов «Моя Родина — Россия» и «Животный мир России», В. Даль «Старик-годовик», В. Астафьев «Зорькина песня», А. Томилин «Как люди открывали свою Землю», Е. Ракитина «Большое путешествие домой» и «Серёжик», В. Коржиков «Весёлое мореплавание Солнышкина», А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля», М. Зощенко «Великие путешественники»; Р. Распе «Приключения барона Мюнхаузена» | c 01.10.20 по 15.04.2021 |
Непосредственно образовательная деятельность по разделу: «Рюкзачок открывает мир» (Темы: «Природа родного края», «Мой край родной», «Давайте познакомимся», «Вместе с мамой, вместе с папой) | ФЦКМ «Климатические зоны России» | 15.10.2020 |
Коммуникация «Растения леса» НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Лесные ягоды и грибы» | 22.10.2020 29.10.2020 | |
ФЦКМ «А у нас на лугу» | 5.11.20 | |
Коммуникация «Болотное царство» ФЦКМ «Как звери зиму встречают» | 12.11.20 19.11.20 | |
Образовательная ситуация по экологическому воспитанию «Речные обитатели» | 26.11.20 | |
Коммуникация «В мире насекомых» | 3.12.20 | |
ФЦКМ «Птицы» | 10.12.20 | |
ФЦКМ «Тайны живой природы. Животные и их развитие» | 17.12.20 | |
Коммуникация «История Смоленской крепостной стены» ФЦКМ «Смоленск-город герой» | 24.12.20 14.01.21 21.01.21 | |
ФЦКМ «Спортивная история города» Коммуникация «Традиционные ремесла края» ФЦКМ «История возникновения русской матрешки» Коммуникация «Коллекционирование» | 28.01.21 04.01.21 11.01.21 18.01.21 | |
Совместная деятельность воспитателя и детей | Коммуникативные игры на развитие навыков взаимодействия «Мы - одна команда» | 25.01.21 С 15.01.20 по 10.01.20 |
Мини беседы: -«Азбука леса» -«Взаимосвязь растений и животных в дикой природе» -«Знакомые незнакомцы: растения-барометры, насекомые-синоптики» | ||
Рассматривание: - глобуса - макета Земли -атласа Смоленской области - карточек «Дикие и домашние животные» - альбома «Мы их знаем» (развитие насекомых) -Красной книги растений Смоленской области - карточек «Правила поведения на природе» -схем «Взаимосвязь растений и животных в дикой природе», «Круговорот воды в природе» - альбомов «Как животные готовятся к зиме», «Птицы» Наблюдение - «Что происходит с растениями с наступлением холодов?» -«Как насекомые готовятся к зиме?» -«Какие птицы на юг улетают?» -«Какие изменения происходят в природе с наступлением весны?» -«Как растут растения в тепле (группа ДС) и на участке весной» (сравнение) -«Как изменяется жизнь насекомых с наступлением весны?» (установление причинно-следственных связей) | С 18.01.20 по 29.03.20 С 18.10.20 по 29.04.20 С 22.10.20 по 17.04.20 С 22.10.20 по 23.10.20 10.03.21 20.03.20 С 1.11.20 по 10.12.20 В течение всего срока проекта | |
Опыты: - «Круговорот воды в природе» -«Нужен ли корням воздух» -«Растения пьют воду» -«Состав почвы» -«Воздух в почве» | ||
Дидактические игры: - «Прогулка по городу», «Цветы», «Мы готовимся в поход», «Найди место на карте», «Смотри, запомни, расскажи», «Подбери картинки», «Собери рюкзак», «Совунья в походе»; «Парочки» (по темам: морское дно, насекомые, животные, птицы), «Природные и погодные явления», «Зоологическое», «Зелёный друг»; «В саду, на поле, в огороде», «Грибы», «В лесу»; кубики «Узнай и назови»; пазлы «Мой дом», «Рыбачок», «Попади, не промахнись», «Чей хвост?», «Чьи ноги?», «Чьи детки?», «Чей клюв?», «Чьи следы?»; | ||
Сочинение былей и небылиц о животных, растениях, насекомых. | ||
Подвижные игры: -«Тир» - «Не оставайся на земле» -«Ловишки» Сюжетно-ролевые игры: -«Юные путешественники» -«Экологический патруль» -«Мы строим экоград» -«Лесное приключение» Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. | ||
Взаимодействие с родителями | Беседы о безопасности: отработка правил поведения на природе | 25.11.20 4.02.21 |
КВН «Знатоки природы» | ||
Мини беседы: - «Памятные места Смоленска» -«Знаменитые люди в истории края» -«Исторические события, произошедшие в смоленской области» | С 17.12.20 по по28.01.21 С 17.12.20 по по28.01.21 18.12.20 21.01.21 14.01.21 28.01.21 4.03.21 21.01.21 11.02.21 18.02.21 | |
Рассматривание альбомов «Горжусь тобой, родной Смоленск», «Памятные места Смоленска» | ||
Творческие рассказы о путешествиях с семьей по Смоленской области, о посещении памятных мест Смоленска | ||
Сюжетно-ролевые игры: - «Иностранец в городе» - «Путешествие по городу». | ||
Дидактические игры: - «Угадай по описанию» - «О каком месте я говорю» | ||
Что? Где? Когда? «Люби и знай свою Смоленщину» | ||
Мини беседа «Интересные профессии жителей города» | ||
Мастер-класс «Расписываем матрешку» | ||
Выставка совместных работ «Край мой родной» | ||
Беседы: -«Любимые семейные места на природе» -«Как мы путешествуем» -«Мои коллекции» -«Кто такой экскурсовод?» | 25.02.21 С 04.03.21 по 25.03.21 | |
Оформление фотоальбома «Путешествуем с семьей» Изготовление стенгазеты «Как мы в поход ходили» Создание коллекции на тематику «Мои путешествия» | 01.04.21 8.04.21 15.04.21 | |
Сюжетно-ролевые игры: -«Собираемся в поход» -«Коллекционер» -«На экскурсии» | С 01.04.21 По 29.04.21 | |
-Привлечение родителей к участию в изготовлении Красной книги -Консультация для родителей «Как помочь ребенку запомнить свой адрес?» -Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» -Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе -«Памятка «Любить и понимать природу» -Консультация «Берегите воду» -Папка-копилка «Бабушкины советы» -Экологический стенд «Витаминные препараты – это не лакомство» -Папка-передвижка «Умейте видеть прекрасное» | В течение всего срока реализации проекта |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА: семинар – практикум в ДОУ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ п/п | ИСТОЧНИК |
1 | А.А. Чеменева А.Ф. Мельникова В.С. Волкова Парциальная Программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок» |
2 | Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. № 3. 1997. |
3 | Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997. |
4 | Большакова Л.И. Воспитание у детей любви к родному краю // Детство. Отрочество. Юность. 2014. № 5/6. |
5 | Водолажская И.А. Программа занятий кружка «Мир вокруг нас» для под- готовительных групп детского сада // Туристско-краеведческая деятельность дошкольников и младших школьников. Образовательные программы. Вып. 1. Омск, 1996 |
6 | Глазачев С.Н., Грехова Л.И., Сотникова Н.Н. Экологическое образование в опытах дошкольных учреждений. (Минераловодский отдел образования: проблемы, поиск, опыт). М., Ставрополь, 1999 |
7 | Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и раз- влечения с детьми. М., 2002. |
8 | Земскова-Названова Л.И. Люби и знай родной свой край: занятия по краеведению с малышами. М., 2006 |
9 | Климова Т., Таранкова Н. Мы открываем мир: Программа экологического образования дошкольников / Дошкольное воспитание. 1996. № 7 |
10 | Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2. |
11 | Кокуева Л.В. «Я и моя родина». Программа воспитания, развития и саморазвития детей дошкольного возраста. Ярославль, 2001. |
12 | Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «С чего начинается Родина…» // Управление ДОУ. 2002. № 6 |
13 | Королёва А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка. Авторская программа / Вестник АсЭкО. 1994. Вып. 3–4. |
14 | Кравченко Т.А., Фокина И.М. Особенности социально-коммуникативного развития ребёнка-дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. Том I. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Прикоснись с природе сердцем"К
КВН (совместное мероприятие детей и родителей)...
КВН для родителей: «Прикоснись к природе сердцем.»
Родительское собрание в форме КВН на тему: - "Прикоснись к природе сердцем." направленное на поблему экологической этики,поведение человека в природе....
"Прикоснись к природе сердцем"
Традиционный конкурс чтецов проходил под девизом "Сбережем окружающий мир". Дети демонстрировали свои умения выразительного исполнения стихов, участвовали в речевых играх, отгадывали загадки и ребусы ...
педагогическое эссе "Чуткому детскому сердцу сердце своё открой"
На определённом этапе жизненного пути ребёнок поступает в детский сад, где его окружают новые люди - взрослые и дети, которых он раньше не знал. В последнее время всё больше появляется в группах "особ...
Педагогический проект "Прикоснись к природе сердцем"
Проект в подготовительной группе "Прикоснись к природе сердцем"...
Проект Психолого-педагогической деятельности по экологическому развитию детей дошкольного возраста. «Прикоснись к природе сердцем»
Цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Задачи:Учить детей понимать и оценивать при...
КВН по природе Прикоснись к природе сердцем
КВН по природе Прикоснись к природе сердцем...