Педагогический проект "Прикоснись к природе сердцем"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Эмма Андреевна Пустовитова

Проект в подготовительной группе "Прикоснись к природе сердцем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prikosnis_k_prirode_serdtsem_pustovitova_e.a.docx406.08 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Тип проекта ………………………………………………………………………4

Цель и задачи  педагогического проекта …………………………………….…5

Ресурсное обеспечение проекта……………………………………………….....5

Этапы реализации педагогического проекта……………………………………7

Ведущие методы реализации педагогического проекта…………………….….8

Предполагаемый результат…………………………………………………….....9

Список литературы …………………………………………………………...…10

Приложения

Приложение 1……………………………………………………………………11

Приложение 2……………………………………………………………………14

Приложение 3……………………………………………………………………15

Приложение 4……………………………………………………………………16

Приложение 5……………………………………………………………………18

Приложение 6……………………………………………………………………22

Введение

«Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял:

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем».

Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.                                                                                   В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.

Ведь именно в  дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где немало важную роль играет не только знание взрослого, но и его личный пример. Осознанное отношение к природе проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Актуальность.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности и воспитание экологической культуры. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Правда, социологические исследования свидетельствуют, что сегодня степень озабоченности населения, его информированность и активность по поводу экологических проблем находятся на низком уровне и не зависят от возраста. Это делает проблематичным высокую эффективность экологического воспитания и образования в семье и обуславливает необходимость непрерывного процесса экологического просвещения родителей.

Проблема.

Низкий уровень экологической культуры и информированности родителей об экологической обстановке в нашем поселке

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный (1 год) с 01.09.2015 по 31.05.2016г.

Вид проекта: групповой.

Участники: Воспитатель, дети подготовительной  группы (6-7 лет) и их родители.

Цель:

Воспитание экологической культуры дошкольников во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

-Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

-Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью совместных мероприятий.

- Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды «образовательное учреждение – дом (семья) ребенка».

-Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое:

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

- Декларация прав ребенка.

Научно-методическое:

- годовой план работы;

- план работы по экологическому воспитанию детей  на учебный год;

- альбом «Прикоснись к природе «Сердцем»,

- наглядно-демонстрационные материалы «Юные экологи»;

- методические разработки для родителей, детей.

Информационно-содержательное:

-разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д.;

- форм работы с родителями;

Смета проекта

Наименование:

Материалы, пособия, оборудование

Вид

Количество

Стоимость

1

Художественная и научно -

познавательная литература

природоведческой тематики

(детские энциклопедии)

http://www.razvivalki.ru/s/bolshaya-ehntsiklopediya-khochu-vse-znat_1.jpg

3 шт.

1200

2

Репродукции картин и наглядный  материал;

http://crosti.ru/patterns/00/01/fd/9a2159e1e5/%D0%AF%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C-1.jpg

820

3

Макета глобуса Земли;

http://mos-uk1.com/upload/iblock/a17/a17b9c22ef9657a466e2c7ac399d2349.jpg

1 шт.

660

4

Географические карты

http://ou222spb.a2b2.ru/storage/images/person/34/gallery/2238/15619_83895726_large_karta_02.jpeg

2 шт.

250

5

Дидактические  игры

по знакомству дошкольников

с миром природы

http://www.abtoys.ru/filestore/0013/0011/103273/5fb33f61-0e69-11db-ba47-000423c1865b.jpg

6 шт.

900

6

Гипсокартон;

http://www.stroynet.ru/users/files/79346-5643220.jpg

1 лист

300

7

Потолочная плитка;

http://potolokspec.ru/wp-content/uploads/vidy-potolochnyh-plitok.jpg

1 упаковка

150

8

краски

для информационных стендов и  оформления

помещений.

http://www.wallcoo.net/cartoon/colorful_objects_and_designs/images/colorful_paints_with_brush.jpg

1 набор

320

Итого бюджет проекта:                                                                                  

4600

Продукт:

Фотоальбом «Мы в ответе за то, что нас окружает»; картотека дидактических игр по экологии; выставка рисунков «Прикоснись к природе сердцем»; Фотоальбом «Мы в ответе за то, что нас окружает».

Этапы реализации проекта:

Проект «Прикоснись к природе сердцем» реализуется в три этапа.

Первый этап - подготовительный (сентябрь-ноябрь 2015г.) предусматривает следующие виды деятельности: постановка проблемы перед  детьми определение основных его целей, формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности, разработка планов работы с детьми родителями и педагогами по формированию экологического образования через проведения экологических занятий, пополнение предметно-развивающей среды.

В ходе основного (второго) этапа реализация проекта (декабрь 2015- март 2016г.) организовывается работа по решению задач проекта через:

1. Непосредственно-образовательную деятельность;

2. Художественное творчество;

3. Чтение художественной литературы;

5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам поселка, наблюдения в природе;

6. Отгадывание загадок;

7. Проведение консультации для родителей и воспитателей.

Третий этап – заключительный (апрель-май 2016г.) в ходе которого проводятся итоги работы над проектом. Презентация работы над проектом, сборник конспектов «Земля - наш дом Родной»

Методы: наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы, совместная работа с родителями.

Методы реализации проекта «Прикоснись к природе сердцем»

                Планируемые мероприятия

Первый этап – подготовительный (сентябрь-ноябрь 2015г.)

Приобретение методической литературы, плакатов по ознакомлению детей с окружающей действительностью

Пополнение и подбор литературы, наглядных и дидактических пособий, игр, информационных документов по ознакомлению детей с природой

Составление перспективного плана образовательной деятельности (Приложение 1)

План работы с родителями (см. методическую разработку родительский клуб «Радуга») (Приложение 2)

План работы с педагогами (Приложение 3)

Предметно-развивающая среда в группе, по экологии, в соответствии ФГОС (Приложение 4)

Составление сметы проекта

Приобретение, пополнение и обновление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Юные экологи»

Второй этап – основной (декабрь 2015г. март 2016г.)

Семинар-практикум для воспитателей «Экологические проекты – универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

(Приложение 5)

 «Дошкольник и экология» Консультация для педагогов (Приложение 6)

«Экологическая тропа как средство развития у ребенка представлений о природе» Мастер-класс для педагогов  (Приложение 7)

Реализация плана работы с педагогами

Третий этап – заключительный (апрель-май 2016г.)

Представление методической разработки родительского клуба «Радуга»

Презентация работы над проектом «Прикоснись к природе сердцем»

Сборник конспектов занятий по экологическому воспитанию

Фотоальбом «Мы в ответе за то, что нас окружает».

Предполагаемый результат:

- Создать развивающую среду для овладения детьми новыми знаниями о природных богатствах.

- Развить познавательные способности детей.

- Воспитать у детей бережное отношение к природе.

- Овладение ребёнком эстетической и экологической грамотности при использовании и созерцании природных богатств.

Список литературы

  1. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями. // [Текст]: журнал Дошкольное воспитание. 1998, N 9. – С. 23 - 31.
  2.  Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей //[Текст]: учебно-методическое пособие «Ребенок в детском саду». 2002. N 5. С. 80-82.
  3. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // [Текст]: журнал Дошкольное воспитание. 2000, N 1. – С. 41 - 49.
  4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. / [Текст]: учебно-методическое пособие Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М., 2001. – С. 25 - 26.
  5. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. [Текст]: учебно-методическое пособие – М., 2004.
  6. Копцова Г. А. Организация работы с родителями в современном ДОУ. //[Текст]: учебно-методическое пособие «Всё для детского сада». – М.:  65с.
  7. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. [Текст]: программа экологического воспитания в ДОУ.  М., 1995 87с.
  8. Николаева С.Н. Юный эколог. [Текст]: Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  9. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. [Текст]: учебно-методическое пособие – М., 2001. 86с.
  10. Шишкина В.А., Дедулевич  М.Н., «Прогулки в природу», [Текст]: учебно-методическое пособие - Москва «Просвещение» 2002.
  11. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. [Текст]: учебно-методическое пособие - Волгоград: Учитель, 2011

        Приложение 1

        Перспективный план работы в подготовительной группе

Сентябрь

1. Экологическое занятие «Как приходит осень».  (Приложение 5)

2. «Узнай по приметам». Дидактическая игра.

3. Рисование: «Наша королева – кисточка нарядилась в жёлтый цвет».

1. Занятие-наблюдение «Травушка-муравушка».

2. Д/и «Приготовим лекарство». «Зелёная аптека».

3. Составление гербария из лекарственных растений

1. Экскурсия в осенний парк. Беседа с осенней берёзкой, чтение стихов, пение песен о берёзке.

2. Экологическая игра «Приключение берёзового листочка».

3. Составление букетов из осенних листьев

1. Занятие «Что растёт на грядке?»

2. Экологическая игра «Узнай на вкус».

3. Вылепи овощи по загадке. «Овощной магазин».

Октябрь

1. Занятие-экскурсия «Бархатцы-садовые цветы».

2.Экологическая игра «Составим букет из цветов». «Как ухаживать за букетом».

3. Рисование «Поставь цветы в воду».

1. Занятие на тему: «Хлеб всему голова».

2. Д/и «Как хлеб на стол пришёл?»

3. Лепка. «Хлебобулочные изделия для магазина».

1. Путешествие по экологической тропинке детского сада

2. Экологическая игра «Снаряжение туристов». Беседа на тему: «Туристы и природа.

3. Аппликация на тему: «Ели, сосны и сказочный лес». (Приложение 6)

1. Составление рассказов на тему: «Дары природы».

2. Д/и «Назови правильно подарок, который подарила нам зима, осень, весна».

3. Изготовление из природного материала корзинки с дарами природы.

Ноябрь

1. Занятие на тему: «Вся земля». Рассматривание глобуса. Обозначение на глобусе суши, воды, материков. (Приложение 7)

2. Экологическая игра «Где живёт такое животное?»

3. Нарисуй сушу, воду, горы.

1. Путешествие к звёздам. Волшебные звёзды.

2. Д/и «Почему Луна не падает на землю?»

3. Аппликация «Моя любимая звёздочка».

1. Составление писем-размышлений «Услышанные разговоры в лесу». Закрепить знания о еже.

2. Д/и «Узнай животное по загадке».

3. Изготовление поделок «Животные из природного материала».

1. Рассматривание картины «Осень наступила».

2. Словесная игра «Когда это бывает?»

3. Аппликация на тему: «Уж небо осенью дышало» по произведению А. С. Пушкина


Декабрь

1. Игра – викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц?» (Приложение 8)

2. Экологическая игра «Детки на ветке»

3. Лепка «Всем знакома эта птица», роспись птицы.

1. Занятие на тему: «Подарки снежной королевы», «Шуба белая весь свет одела».

2. Чтение пословиц и поговорок о зиме.

3. Рисование на тему: «Где гуляла зима».

1. Прогулка – наблюдение «Лёд в природе и жизни человека».

2. Игры с цветными льдинками. «Укрась снежную дорожку цветными фонариками». Сделать с детьми ряд выводов.

1. Новогоднее представление «Что за дерево такое?» Откуда к нам пришла ёлка?

2. Встреча старика – годовика с новогодним портретом декабря. Отметить самые запоминающиеся дни в этом месяце.

Январь

1. Экологическое занятие-прогулка «Путешествие по зимнему лесу». «Зимушка – зима на Русь забрела». (Приложение 9)

2. Д/и «Зимнее путешествие капельки».

3. Вырезание снежинок из бумаги.

1. «Царство орнитологии». Расскажи о домашних и диких животных.

2. Словесная игра «Что за животное?». Расскажи о животных, которые не спят зимой.

3. Нарисуй след животного.

1. Экологическая игра «Иней, лёд, морозные узоры на стекле».

2. Украшение группы снежинками.

1. Занятие на тему: «Подарок второй «Снежная звёздочка».

2. Словесная игра «Приключение снежинки в зимнем лесу».

3. Рисование снежинок в подарок Снежной Королеве.

Февраль

1. «Зима» - занятие-развлечение. (Приложение 10)

2. Рассматривание картины «Февральская лазурь» А. Куинджи.

3. Пейзаж и искусство в поэзии А. С. Пушкина.

1. Путешествие на тему: «Удивительное место на земле». Путешествие в Африку.

2. Д/и «Угадай какой ты зверь?»

3. Аппликация на тему: «Современный зоопарк»

1. Практическое занятие «Посев овса».

2. Логическая игра – размышление «Что нужно для роста?» Нужны ли попугаю Кеше ростки?

3. Сказочная история рисования попугая со стихами.

1. Занятие «Как появился календарь?»

2. Экологическая игра: «Угадай время года по описанию».

3. Чтение пословиц и поговорок о природе.

        


Март

1. Занятие на тему: «Как снеговик правду о весне искал?» (Приложение 11)

2. Логическая игра «Какой снеговик быстрее растает?» (Работа по картинкам)

3. Подберём краски для рисования весны.

1. Экологическое занятие «Здравствуй, Ёжик, как живёшь?»

2. Составление писем животным, которые зимой спят.

3. Вылепи угощение для ежа.

4. Пальчиковая игра «Кто ты?

1. Комплексное занятие «К нам приходит доктор Айболит». Для чего детям нужны витамины?

2. Экологическая игра «Кто из детей вырастет здоровым?»  игра по картинкам.

1. «Посадка цветочной рассады».

2. Д/и «Назови цветы по картинкам».

3. Экологическая игра «О чём просят комнатные растения?» (свет, тепло, воду).

4. Составление портрета Марта-месяца. Приходит в гости старик-годовик и дарит волшебную кисть.

Апрель

1. Экологическое занятие «Весна в лесу».

2.Д/и «Назови первые цветы». (подснежники, крапива, мать-и-мачеха. Обведи цветы, которые появляются первыми (рисунки прилагаются).

1. Занятие – игра «На что похоже солнышко?»

2. Д/и «В гостях у радуги»

3. Рисование на тему: «Пусть всегда будет солнце». Выставка рисунков детей и родителей.

1. Занятие, посвящённое Дню Земли – 22 апреля. (Приложение 12)

2. Экскурсия по участку «Послушаем разговор весенних деревьев».

3. Чтение стихов о русской берёзке.

1. Игра – путешествие «Бабочкины секреты»

2. Д/и «Шестиногие малыши» (бабочки, пчела, муравей, божья коровка), какой рисунок лишний, зачеркни его.

3. Нарисуй насекомое, которое тебе нравится.

Май

1. Занятие – сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево.

2. Экологическая игра с Лесовичком «Для чего нужен дождь в моём лесу?»

3. Лепка барельеф «Грибы»

1. Игра – экспериментирование на прогулке «Такой разный песок».

2. «Откуда берётся песок?» Опыты с песком.

3. Рисование палочкой на влажном песке.

1. Занятие на тему: «Для чего человеку нужна глина?»

2. Экспериментирование «Сравним песок и глину». Что можно сделать из глины?

3. Раскрашивание дымковской игрушки

1. Заучивание русской народной песни «Ласточка, ласточка».

2. Экологическая игра «Детки на ветке».

3. «Где, какие птицы живут» (классификация птиц).

4. Рисование птиц на асфальте мелом

Приложение 2

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Тема встречи

Содержание

Ноябрь

«Экологическая культура ребёнка»

Круглый стол: «Проблема формирования экологической культуры ребёнка» (Приложение 1)

Игра-путешествие «Мы идём в поход» - совместное мероприятие детей, родителей и педагогов (Приложение 2)

Февраль

Экологическая акция «Поможем нашим друзьям»

(Приложение 3)

Совместная с родителями экскурсия в зимний парк «Наблюдение за птицами»

Участие в оформление группового тематического альбома «Птицы зимой»

Конкурс среди семей воспитанников на лучшую кормушку для птиц – «Птичья столовая»

Участие в празднике «Поможем нашим друзьям»!

Апрель

«Мир природы в детских играх»

Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе» (Приложение 4)

Экологическая игра «Волшебное солнышко» (Приложение 5)

Перспективный план работы с педагогами ДОУ

Месяц

Тема встречи

Содержание

Ноябрь

«Экологические проекты -универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателей (Приложение 5)

Февраль

Дошкольник и экология

Консультация (Приложение 6)

Апрель

«Экологическая тропа как средство развития у ребенка представлений о природе»

Мастер-класс (Приложение 7)

Приложение 3

Предметно-развивающая среда в группе, по экологии, в соответствии с ФГОС

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года  мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены  макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.   Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных  испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных  испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.

Приложение 4

 «Экологические проекты - универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Семинар-практикум

I. Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека. Началом экологического воспитания является работа с детьми в дошкольном учреждении. В условиях пребывания ребенка в детском саду удобно организовывать процесс познания и исследования различных форм природы.

Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение природных богатств.

В ходе организации процесса экологического воспитания педагогами решаются как минимум 2 основных задачи:

1. Формирование основ общей экологической культуры ребенка.

2. Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальной школе.

Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми!

Экологический проект: во-первых, обязательно предполагает проведение исследования, во-вторых, требует активного вовлечения всех участников в его процесс.

При подготовке и реализации проекта экологической направленности необходимо принимать во внимание следующие условия: возраст детей, уровень их подготовленность к планируемой деятельности и общий план воспитательной работы дошкольного учреждения.

По продолжительности экологические проекты разделяются на:

• Краткосрочные - период их реализации может длиться от трех дней до недели.

• Среднесрочные - рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

• Долгосрочные - укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.

Более длительные проекты для детей дошкольного возраста планировать нецелесообразно!

• С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их уровня понимания (1-3 недели).

• Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших или смешанных групп.

Основные методы реализации экологического проекта в детском саду:

• Наблюдение

• Эксперимент

Способы обобщение и оформление результатов исследований:

• Тематические рисунки.

• Составление рассказов.

• Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.

• Составление мини-книжки.

• Составление фото-отчета (с помощью родителей).

Три этапа реализации экологического проекта:

1 этап - Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и самими детьми.

2 этап - Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме.

3 этап - Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.

II. Практическая часть.

Педагогам предлагается разделиться на группы по возрастам. 1) воспитатели младших групп; 2) средних групп; 3) старших; 4) подготовительных групп. Каждая группа должна выполнить задание по следующему плану: придумать название проекта, определить сроки реализации, тип проекта, методы и формы работы по его реализации и форму презентации проекта. За тем, каждая группа представляет краткое описание своего экологического проекта с последующим совместным обсуждением.

Необходимо отметить, что в основе успеха всех проектов – хорошая подготовка педагогического состава детского сада!

Приложение 5

Дошкольник и экология

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;

медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, по этому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Важное место в технологии занимает игра — несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами

би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой, знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных коров и коз, строят для них сараи, подражают их действиям и звукам.

Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

- разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни. Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

- ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;

- участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;

- проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

- совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

- рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

- проведение экологических занятий один раз в две недели;

- проведение экологических досугов.

Приложение 6

«Экологическая тропа как средство развития у ребенка представлений о природе»

Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса: 

- развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере экологии, использования экологической тропы в образовательном процессе;

- повышение профессионального мастерства педагогов.

Оборудование: материалы игр «Четвёртый лишний», «Цветочный магазин», письмо Березки, коробка с подарками дереву.

Ход:

        Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об  использовании экологической тропы в развитии у детей представлений о природе.

        Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования XXI века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

        Дети постоянно соприкасаются с природой, и эти встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.

        Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.

        Экологическое воспитание мы организуем через организованную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, через наблюдения во время прогулки. Экологическая тропа – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории), на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира. Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

        На территории нашего детского сада создана экологическая тропа для детей младшего дошкольного возраста «Любознайки», которая включает в себя три остановки:

  • Остановка 1. «Деревья и кустарники», с целью наблюдения за сезонными изменениями деревьев и кустарников в течение года. Дети знакомятся со строением деревьев и кустарников.
  • Остановка 2. «Цветочная полянка», выбрана с целью знакомства с различными видами цветов, которые цветут в разное время года (весной, летом, осенью).
  • Остановка 3. «Птичья столовая», выбрана с целью наблюдения за птицами в разное время года. На этой остановке в период с ноября по март дети развешивают кормушки, изготовленные из вторичного сырья, подкармливают птиц и наблюдают за ними.

        Для организации работы педагогами разработан паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов. «Хозяином» тропинки выбран сказочный персонаж Лесовичок,  который во время прогулки по тропе  приглашает в гости и дает задания. Педагогами изготовлены таблички для остановок маршрута, составлены конспекты для проведения образовательной деятельности на экологической тропе.

        В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

        Наблюдения должны включать в себя активную эмоциональную и интеллектуальную деятельность самих детей. Этому помогает использование дидактических игр. Впечатления, получаемые детьми во время наблюдений, должны подкрепляться, усиливаться с помощью разнообразных методов и приёмов.        Для закрепления знаний, полученных в ходе прогулок по экологической тропе,  мы включаем в образовательный процесс дидактические игры.

        Я вам предлагаю познакомиться с некоторыми дидактическими играми, которые мы предлагаем воспитанникам на разных остановках.

        При проведении ознакомительного занятия на остановке «Деревья и кустарники» воспитатель предлагает детям поздороваться с березой, сообщает детям, что она их очень ждала и предлагает обнять дерево. В это время педагог  достает с ветки письмо и читает его.

Письмо березы

        Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж я вас так ждала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Погладьте мою кору. А как вы узнали, что я – дерево? Может, я травинка? Правильно, у меня есть ствол, он твердый, а у травинки не бывает больших стволов. Ребята, я вас прошу порадовать меня, я очень люблю песни! (Дети водят вокруг березы хоровод). Спасибо вам, ребята, приходите ко мне еще, не забывайте меня! Ваша Березка.

        Для закрепления и расширения знаний о птицах в группе мы предлагаем детям игру «Четвёртый лишний». Воспитанникам предлагается сериационный ряд, в котором надо найти лишнюю картинку (животное, которое не является птицей). Варианты заданий (рядов) могут быть следующие:

- ласточка, акула, скворец, кукушка;

- сорока, ворона, медведь, дятел;

- голубь, снегирь, заяц, грач;

- лягушка, воробей, скворец, голубь.

        Также используем игру «Летает – не летает» для закрепления названий птиц. Дети становятся в круг, воспитатель называет птицу или животное. Если это птица – дети машут руками (показывают взмах крыльев птиц), а если педагог называет животное – дети стоят смирно.

        Для закрепления знаний о цветах, их  строении, полученных на остановке «Цветочная полянка», используем дидактическую игру  «Цветочный магазин». Также игра способствует закреплению названий основных цветов. На стол выставляется  поднос с разноцветными лепестками разной формы и сердцевинами цветов с одним лепестком. Воспитанникам раздаются сердцевины, задача детей – найти такие же по форме и цвету лепестки, называют их цвет.

        Уважаемые коллеги! Сейчас я предлагаю вам познакомиться с дидактической игрой, которую мы используем на остановке «Деревья и кустарники». Она учит детей видеть взаимосвязи дерева с окружающей средой, воспитывает бережное отношение к растениям.

        После проведения беседы возле дерева, педагог говорит:

-Ребята, мы с вами приготовили подарки березе, давайте их вручим.

Воспитатель показывает детям коробочку с «подарками» (фигурка птицы из бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажная капелька воды, бумажное солнце, мешочек с землей, мешочек с семенами, кормушка).

-Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните,  для чего вы это ей дарите. Послушайте, как это сделаю я.

- Я дарю тебе землю (почву), чтобы ты лучше росло.

Варианты ответов.

-Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом.

-Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя.

-Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя.

-Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток.

-Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей-птиц.

        - Желаем вам успехов в воспитании бережного и ответственного отношения ко всему живому у ваших воспитанников! Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прикоснись с природе сердцем"К

КВН (совместное мероприятие детей и родителей)...

КВН для родителей: «Прикоснись к природе сердцем.»

Родительское собрание в форме КВН на тему:  - "Прикоснись к природе сердцем." направленное на поблему экологической этики,поведение человека в природе....

"Прикоснись к природе сердцем"

Традиционный конкурс чтецов проходил под девизом "Сбережем окружающий мир". Дети демонстрировали свои умения выразительного исполнения стихов, участвовали в речевых играх, отгадывали загадки и ребусы ...

педагогическое эссе "Чуткому детскому сердцу сердце своё открой"

На определённом этапе жизненного пути ребёнок поступает в детский сад, где его окружают новые люди - взрослые и дети, которых он раньше не знал. В последнее время всё больше появляется в группах "особ...

Проект Психолого-педагогической деятельности по экологическому развитию детей дошкольного возраста. «Прикоснись к природе сердцем»

Цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Задачи:Учить детей понимать и оценивать при...

Педагогический проект "Прикоснись к природе сердцем"

Педагогический проект эколого-познавательной направленности, целью которого служит формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной дятельности, освоение детьми ценностей...

КВН по природе Прикоснись к природе сердцем

КВН по природе Прикоснись к природе сердцем...