Квест по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Осеннее путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Колесникова Анна Сергеевна

Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kvest.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование у дошкольников элементов экологического воспитания.

Задачи:

1) Образовательные – формировать представление об осени, как времени года, закреплять с детьми названия осенних месяцев, учить понимать закономерности явлений природы.

2) Развивающие – развивать интерес к изменениям, происходящим в природе; развивать умение устанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать речь детей и умение самостоятельно рассуждать.

3) Воспитательные – воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту, поддерживать умение слушать ответы товарищей, действовать сообща, помогать товарищам.

Технологии:

Здоровьесберегающие:

- смена двигательной активности

- динамические паузы

- игры (дидактические, развивающие)

Личностно ориентированные:

- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций.

- осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить свою активность.

Проблемно – игровая:

- проблемные вопросы, как средство побуждения, стимулирования активизации мыслительной деятельности ребёнка.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально–Коммуникативное»,«Физическое развитие»,«Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Предварительная работа: чтение художественной литературы про осень, рассматривание и беседы по осенним картинам русских художников, знакомство с осенними пословицами и приметами.

Материалы, оборудование: почтовый ящик, посылка, письмо, карта, телефон, буквы: (О, С, Е, Н, Ь). Муляжи съедобных и несъедобных грибов; паук – игрушка, лукошко, осенний лист с надписью. Речевая игра «Какой компот? Какой сок?». Д/и «С какой ветки детки?». Ребусы «Осенние пословицы и приметы»; шкатулка, картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, кормушка, оборудование на метеостанции, сова – игрушка мягкая, корзина с фруктами.

Ход квеста:

Раздается телефонный звонок. Воспитатель отвечает на звонок и обращается к детям.

Воспитатель: Ребята мне только что сообщили, что нам пришло письмо, и оно лежит в почтовом ящике. Давайте оденемся и выйдем на улицу.

Дети, выходят на улицу и подходят к почтовому ящику и достают письмо.

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Тогда слушайте. «Дорогие ребята! Пишет вам Мудрая Сова. Я живу в лесу и узнала, что вы любите природу и много о ней знаете, и решила отправить вам письмо с просьбой о помощи и посылку. Злой волшебник из страны Времён Года заколдовал Красавицу – Осень. Он хочет, чтобы сейчас была зима. А ведь так нельзя! Что же делать ребята? Помогите! Ветер уносит моё письмо, вот уже завывает метель, как же в лесу становится холодно…

В посылке вы найдете карту. На карте будут обозначены места, где Вас ждут приключения. Если вы справитесь с заданиями, Вы получите буквы, их унёс сильный ветер. Из них Вы составите слово, и сможете развеять чары злого волшебника и спасёте Осень! Посылку вам должны доставить в детский сад в среду, 28 октября».

Воспитатель: Ребята, как же нам с вами повезло, что именно мы получили такое замечательное письмо. Поможем? (ответы детей)

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (ответы детей)

Теперь ответьте, почему времена года не должны меняться? Почему так обеспокоена Мудрая Сова? (Ответы детей: животные в лесу не подготовились к зиме, птицы не улетели в тёплые края, насекомые погибнут, деревья еще не сбросили листву и т. д.)

Так, что же нам делать? Как помочь? (ответы детей)

Точно, Мудрая Сова послала нам посылку. Будем ждать. Постойте, а какой сегодня день недели, а число?

Дети отвечают.

Воспитатель: 28 октября! Посылка должна прийти сегодня. Но почтальон не принес, только письмо и больше ничего. Странно. Может он оставил посылку на веранде нашей группы, а нам забыл об этом сказать.

Давайте посмотрим, нет ли где-нибудь посылки?

Дети ищут и находят на веранде. Там лежит посылка.

Воспитатель: Да здесь действительно карта!

Воспитатель задает вопросы:

- Для чего нам нужна карта?

-Кто пользуется картой?

-Как нам может сейчас помочь карта?( ответы детей)

Дети рассматривают карту, уточняют, что на ней изображено, намечают маршрут и отправляются в путь.

Воспитатель: Ребята, а вот внизу написано, если пройдем все испытания, и соберем кодовое слово, то вы спасёте золотую пору. Какое время года называют золотой порой? (ответы детей).

Пришло время отправляться нам в путь! Давайте возьмемся за руки, улыбнемся и зарядимся прекрасным настроением. Вместе мы преодолеем все препятствия.

«Мы дружные ребята,

Из 5 детского сада,

На помощь мы придём всегда

Вперёд к приключениям! Ура!»

1станция «Грибная»

Дети приходят в уголок нетронутой природы (который находится на территории детского сада). Ползёт паучок с запиской.

«Добрый день, ребята! Вы пришли ко мне в гости. Я добрый старый паучок! Ползу, ищу в лесу сморчок! Но вот беда, забыл ребята, как выглядят в лесу опята! А вот моё лукошко, помогите мне немножко».

Воспитатель: В руки мы возьмем корзинку

Мы поможем и найдем,

Те грибы, что можно кушать…

Как пахнет осенним грибком! (воспитатель показывает, как от корзинки пахнет осенними, лесными грибами и обращает внимание детей, все ли здесь грибы можно кушать).

- Ребята, все ли здесь грибы съедобные? (ответы детей) Давайте напомним паучку, какие грибы съедобные.

В корзинке лежат картинки с изображением грибов: подосиновик, белый гриб, подберёзовик, мухомор, бледная поганка, опята, сморчок.

Дети съедобные грибы оставляют в корзинке, а несъедобные - под куст.

Дети вспоминают, что грибы – это не растения и не животные, поэтому их называют загадочными созданиями. Надо хорошо знать грибы, ведь мы любим собирать в лесу грибы, а они бывают очень опасны для здоровья. Грибы очень дружные, они не растут поодиночке. И дружат они с деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Белый гриб – «царь грибов», «боровик» растёт только в хвойном лесу, близ дорог, когда разделишь ножку пополам, она белая, отсюда и название гриба. Подосиновик – растёт под осиной, шляпка у него красная. Подберёзовик – под берёзой, шляпка коричневая. Мухомор – самый нарядный гриб в лесу, но своим красивым нарядом предупреждает людей – Есть меня нельзя!

Воспитатель: Ребята, можно есть мухоморы людям? (ответы детей)

Воспитатель: А вот многим лесным жителям без него не обойтись. Как вы думаете, кто из животных может есть мухомор? Почему? (размышления детей)

Воспитатель: Правильно, белочки сушат их на зиму. А ещё не брезгуют мухоморами сороки. А лоси проглатывают их целиком, и несколько штук за раз. Как Вы думаете зачем? (ответы детей) Мухоморы для лосей – лекарство.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с первым заданием. На дне корзинки лежит буква.

За правильное задание дети получают букву «О»

2 станция у яблони «Дары осени» Рядом лежит осенний листок и надпись:

«Поиграйте со мной ребятки. Я и в сказке бывала и девочку с братцем укрывала». Догадались какая сказка? (ответы детей)

Воспитатель: Очень я люблю детишек,

Славных, милых ребятишек.

Осень дарит нам дары,

Для здоровья детворы.

Физминутка  «Варим компот»

Будем мы варить компот (маршируют на месте)

Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками много)

Будем яблоки крошить. (Имитировать движения, как крошат)

Грушу будем мы рубить (рубят)

Отожмём лимонный сок (отжимают)

Слив положим и песок (кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот (Повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ! (хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Ребята, компот мы с Вами наварили, а вот ещё задание от яблони.

Речевая игра «Какой компот? Какой сок?»

Цель игры : Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже; развивать речь детей и активизировать в их речи прилагательныеИгра состоит из муляжей (кастрюля для компота и пачка сока) и разрезных картинок с изображением фруктов и ягод.

Детям предлагаются задания : "Свари мне яблочный компот". "Из чего этот сок?" Ребенок должен правильно ответить на вопрос педагога (яблочный компот, гранатовый сок и т. д.). Очень хорошая игра для правильного употребления прилагательных в речи и соотнесения их с существительными к которым они относятся.

За правильное задание дети получают букву «С»

3 станция (Метеостанция) – прогноз погоды.

Воспитатель: Ребята, как узнать какая погода нас ожидает сегодня? (ответы детей). Правильно, можно послушать прогноз погоды по телевизору или посмотреть на термометр.

Давайте вспомним, какая погода бывает осенью:

- Когда идет дождь (дождливая),

- Когда дует ветер (ветреная),

- Холодно (холодная),

- Хмуро (хмурая),

- Сыро (Сырая),

- Ясно – (Ясная),

-Светит солнце (солнечная),

- Нет ветра (безветренная).

Воспитатель: Молодцы!

У нас в саду есть копилка народных мудростей. Дети складывают в неё пословицы и приметы про времена года.

Назовите, какое время года сейчас? (ответы детей)

Какие осенние месяцы Вы знаете? (ответы детей)

Ребята, а как Вы думаете, осень всегда бывает одинаковая (ответы детей).

Какие периоды Вы знаете? (ответы детей: ранняя осень, золотая и поздняя).

Воспитатель: Молодцы, много знаете Вы про осень. Готовы положить в шкатулку свои пословицы и приметы. (Ответы детей)

В круг ребята становитесь,

Крепко за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму

И приметы соберу. (Дети становятся полукругом)

Воспитатель показывает картинки - ребусы, ребята должны догадаться, найти пару приметы.

1. Много паутины – к мягкой, тёплой зиме.

2. Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.

3. Когда гусь улетает – снег выпадает.

4. Красна весна цветами, а осень плодами.

5. Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо отвечали и наша шкатулочка наполнилась вашими приметами и пословицами.

За правильное задание дети получают букву «Е»

4 станция у кормушки «Птичий город» При помощи карты дети подходят к кормушке.

Воспитатель: Вы знаете, что осенью многие птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются с нами, и мы их кормим зимой. Нужно в кормушку посадить птиц, которые остаются с нами (голубь, синица, воробей, ворона).

Воспитатель: Ребята, скажите, а как мы называем птиц, которые остаются с нами зимовать? (ответы детей) А как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (ответы детей).

За правильное задание дети получают букву «Н»

5 станция Спортивная площадка «С какой ветки детки?»

Встречает мальчик Саша и говорит деткам, что он расстроен, собирал коллекцию, вдруг поднялся ветер, который всё перепутал и теперь переживает, что не может сам собрать свою коллекцию.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Саше. Подумайте хорошенько и рассмотрите внимательно изображения деревьев (клён, дуб и береза) и Вам необходимо подобрать листья, которые подходят к этим деревьям. (Детям предлагаются изображения деревьев и вырезанные листики и плоды, соответствующие этим деревьям.) Дети должны выбрать листья и положить их к нужному дереву.

Дидактическая игра «С какой ветки детки» (Дети выполняют задание)

Цель: закреплять умение детей узнавать и называть в окружающем знакомые деревья и кустарники (дуб, клен, береза).

Ход игры:

1. Узнать дерево по его листку, назвать его (Береза, дуб, клен)

2. Назвать лист березы – березовый лист;

Лист клена- кленовый;

Лист дуба –дубовый;

3. Ребята выбирают и прикрепляют листья к соответствующим деревьям.

         За правильное задание дети получают букву «Ь»

Ребята, а давайте мы с Вами поиграем!

«Осенние листья».

Покружились, покружились

И в листочки превратились. (Дети взялись за руки)

Мы листики осенние

На веточки висели.

Ветер вдруг поднялся, мы и полетели. (разбежались в разные стороны)

И на землю тихо сели (Сели на корточки)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встали, руки вверх подняли)

Закружились, полетели (Бег на месте)

И на землю тихо сели.

Воспитатель: Ой, ребята, заигрались мы с Вами, хорошее дело сделали, помогли Саше. Но нам надо спасать Осень… До свидания, Саша! Приходи к нам в гости в нашу дружную, весёлую группу! (дети прощаются)

Воспитатель: Так, что там говорилось в письме? Из букв нужно собрать слово. Давайте попробуем! (Дети собирают слово ).

Сова (игрушка) вылетает из-за дерева и радостно сообщает, что ребята остановили заклинание и что осень идёт, а за ней и зима наступит.

«Ребята, под ёлочкой Вам угощение осень приготовила! Спасибо Вам передаёт!» (Дети находят корзину с фруктами)

Воспитатель: Ребята, Вы молодцы и справились с заданиями, как Вы думаете, что позволило нам помочь осени? (ответы детей) Вам помогли Ваши знания.

Воспитатель: А для чего Вам нужны эти знания? Какое задание было для Вас лёгким? А где показалось трудным? И почему? (ответы детей)

Воспитатель  хвалит детей (мне очень понравилось, как вы справлялись с лёгкими на первый взгляд заданиями, как находили решение и вместе выполняли).

В ходе рефлексии выяснилось: дети научились строить последовательную работу по картам схемам, детям понравилась такая форма работы, наблюдалась взаимопомощь и эмоциональная поддержка детьми друг друга.

Самоанализ интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

проведенной в виде квеста по экологическому воспитанию.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной образовательной программы ДОУ, соответствующими старшему дошкольному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме был преподнесен материал для ознакомления детям.

На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным.

Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и с воспитателем.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену видов детской деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Дидактическая деятельность воспитателя:

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: расширяла и систематизировала знания детей о природе, формировала интерес к проблеме охраны природы, познакомила детей с нормами и правилами поведения в природе.

Речевое развитие: развивала кругозор, мышление, связанную речь.

Социально- коммуникативное: формировала умение оценивать свои поступки и поступки сверстников; воспитывала заботливое отношение к природе.

Физическое: формировала правильную осанку детей на занятии.

Художественно- эстетическое: учила детей читать с выражением пословицы, воспитывала радостное, заботливое отношение к природе.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.

Моя роль сводилась к обучению детей давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.  На протяжении всего занятия я добивалась полных грамотных ответов детей на поставленные вопросы. Не всегда дети отвечали полным ответом.

В связи с тем, что было много хоровых ответов, я планирую в дальнейшем особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены. Соблюдены все требования СанПина к проведению занятия: временные рамки занятия — 25 минут, в середине занятия физминутка, смена видов деятельности. Так же соблюдены психологические требования к занятию : в начале занятия детей заинтересовала, собрала, настроила, поставили проблему, определили мотивацию, в конце - подведена рефлексия. Итог — что делали на занятии и для чего мы это делали.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 5 «Ромашка»




Квест по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе


«Осеннее путешествие»


Выполнила воспитатель:

Колесникова Анна Сергеевна


х. Северин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе"Морское путешествие"

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

Авторский конспект игры- викторины по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе"Путешествие в сказочный лес" с использованием мультимедиапрезентации воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Мельниковой Л.И.

Авторский конспект  игры- викторины по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе"Путешествие в сказочный лес" с использованием мультимедиапрезентации воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Ме...

Квест по экологическому воспитанию детей подготовительной группы Тема: «Осеннее путешествие»

Цель: формирование у дошкольников элементов  экологического воспитанияЗадачи:1) Образовательные – формировать представление об осени, как времени года, закреплять с детьми названия осенних ...

Досуг по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в лес»

Досуг по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группена тему:«Путешествие в лес»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе (6-7 лет) Тема «Путешествие капельки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по экологическому воспитаниюв подготовительной группе (6-7 лет)Тема «Путешествие капельки»Доминирующая образовательная область: ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Лесное путешествие»

Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое.Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.Предварительная работа:* по...