Методическая разработка по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Лазарева Светлана Александровна

Организация образовательной деятельности с дошкольниками. Педагогическое сопровождение родителей. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание)

 в 2020- 2021 году в старшей группе

месяц

Организация образовательной деятельности с дошкольниками

Педагогическое сопровождение родителей

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Сентябрь

«Лес- наш дом»

НОД

1. Тема: «Путешествие в рощу»

Цель: познакомить с обитателями рощи, рассказать об острых проблемах загрязнения окружающей среды.

2. Беседа (деревья, кусты, травы, правила поведения на природе).

Цель: расширять представления о разнообразии растений, формировать знания детей о правилах поведения в природе, учить применять полученные знания на практике.

3. Д/игра «Найди дерево по описанию».

«Отгадай, что за растение».

Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок» (прогулка).

4. Наблюдение за насекомыми осенью.

5. Чтение х/л: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича», В. Бианки «Как муравьишка спешил домой».

6. Д/игра «Летает-не летает».

7. Отгадывание загадок.

Беседа с родителями на тему загрязнения окружающей среды.

Книги, иллюстрации, игры, сюжетные картинки. Презентации.

Октябрь

«Здравствуй, осень золотая!»

НОД

1. Тема: «Здравствуй, осень золотая!»

Цель: обобщить знания об изменениях, происходящих осенью, на участке д/сада, назвать цвет листьев на деревьях, обратить внимание на их количество, объяснить происходящие изменения.

2. Д/игры «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото».

3. Беседа: «Что такое заповедник?»

Цель: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.

4. Реализация проекта по экспериментированию «Этот удивительный мир» Тема: «Волшебница вода».

Цель: познакомить со свойствами воды, формирование у детей, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, воспитание экологического сознания.

5. Беседа: «Берегите воду».  «Кто живет в море, океане», «Кому нужна вода?»

6. Опыты: «Какой бывает вода?»

«Пар – это вода, лед – это вода»,

 «Очистка грязной воды», «Свойства воды, натяжение воды».

7.  Чтение х/л Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Как люди речку обидели».

Беседа. Привлечение родителей к дискуссии на тему «Вода». Рекомендации по созданию экспериментов в домашних условиях.

Книги, иллюстрации, игры, сюжетные картинки. Презентации. Колбочки, баночки, стаканчики, тряпочки, полиэтиленовые пакеты, губки.

Ноябрь

«Перелетные птицы»

НОД

1. Тема: «Птицы поздней осенью»

ЦЕЛЬ: расширять представления детей о птицах, продолжать знакомить с понятием «перелетные».

2. Чтение х/л: Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь».

3. Д/игры: «Кто лишний», «Кто где живет», «Перелетные- зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка» (прогулка).

4. Просмотр м/ф «Серая шейка»

5. Беседа: «Птиц не слышно боле…»

Цель: объяснить, чем полезны и нужны в природе птицы, что нельзя разорять птичьи гнезда.

6. Реализация проекта по экспериментированию «Этот удивительный мир» Тема: «Воздух». Опыты: «Движение воздуха», «Что такое ветер», «Можно ли увидеть (услышать) воздух».

7. Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Цель: обобщить, уточнить знания детей о воздухе и воде; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха и воды, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Беседа. Привлечение родителей к дискуссии на тему «Воздух». Рекомендации по созданию экспериментов в домашних условиях.

Книги, иллюстрации, игры, сюжетные картинки. Презентации. Свеча, змейка из бумаги, шарик, стаканчик, бумага, газета, линейка.

Декабрь

«Дикие животные зимой»

НОД

1. Тема: «Дикие животные зимой»

Цель: обогащение представлений о зиме и жизни лесных животных.

2. Беседа о труде лесника.

3. Д/ игры «Мы маленькие зайчики», «Животные в лесу», «Закончи сказку…»,

4. Чтение х/л: В. Бианки «Купание медвежат», В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».

5. Реализация проекта по экспериментированию «Этот удивительный мир» Тема: «Свет». Опыты: «Свет повсюду», «Свет путешествует», «Волшебный диск, или получаем белый цвет», «Свет сквозь предметы», «Свет вместо ножниц»

Беседа. Привлечение родителей к дискуссии на тему «Свет». Рекомендации по созданию экспериментов в домашних условиях.

Книги, иллюстрации, игры, сюжетные картинки. Презентации. Фонарик, зеркало, фольга, металлическая крышка, карандаш, круг Гете, кувшин, сетка, лупа.

Январь

«Человек и природа»

НОД

1. Тема: «Человек и природа»

Цель: обобщить представления, как человек использует факторы природной среды для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья, воспитывать понимание того, человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу.

2. Д/игра «Угадай, кто я», «Хорошо – плохо», «Что создано природой, а что человеком?»

5. Составление природоохранительных знаков и их обсуждение.

6. Реализация проекта по экспериментированию «Этот удивительный мир» Тема: «Магнит». Опыты: «Магниты- друзья, или магниты- враги», «Притягивание предметов к магниту», «Самодельный электромагнит».

Беседа: «Природа и человек»

Цель: объяснить детям о необходимости бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.

Привлечение родителей к дискуссии на тему «Магнит». Рекомендации по созданию экспериментов в домашних условиях.

Книги, иллюстрации, игры, сюжетные картинки. Презентации. Магниты, различные металлические и не металлические предметы, стаканчик, бумага, скрепки, батарейка, гвоздь, проволока.

Февраль

«Богатство России»

НОД.

1. Тема: «Хлеб – наше богатство».

Цель: расширить знания у детей о пользе хлеба для человека; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания, воспитывать бережное отношение к хлебу и людям, вырастившим его.

2. Рассматривание иллюстраций «Хлеб – главное богатство России»,

3. Рассматривание гербария.

4. Пословицы, поговорки о труде.

5. Чтение х/л: Н. Юсупов

 «Голубь и пшеничное зерно», Ю. Круторогов «Дождь из семян».

6. Д/игры: «Каравай», «Узнай растение».

7. Реализация проекта по экспериментированию «Этот удивительный мир» Тема: «Электричество». Опыты: «Волшебный шарик», «Упрямый шарик», «Модная прическа», «Шарик помощник».

Беседа. Привлечение родителей к дискуссии на тему «Электричество». Рекомендации по созданию экспериментов в домашних условиях.

Книги, иллюстрации, игры, сюжетные картинки. Презентации. Воздушные шарики, расческа, соль, перец.

Март

«Ранняя весна»

НОД

1. Тема: «Как поссорились март и февраль»

Цель: познакомить с весенними явлениями: изменениями цвета снега, таянием снега, капели.

2. Беседа «Ранняя весна»

3. Д/ игры «Сравни и найди», «Бывает – не бывает».

4. Чтение х/л: И. Токмакова «Весна», Ф. Тютчев «Весенние воды».

5. Реализация проекта по экспериментированию «Этот удивительный мир» Тема: «Сила тяготения». Опыты: «Земное притяжение», «Упрямые вещи», «Хитрости инерции».

Беседа. Привлечение родителей к дискуссии на тему «Сила тяготения». Рекомендации по созданию экспериментов в домашних условиях.

Книги, иллюстрации, игры, сюжетные картинки. Презентации. Мяч, машинка, зайчик, стакан, бумага, яйцо (вареное, сырое).

Апрель

«Весенние заботы птиц»

НОД

Тема: «Весенние заботы птиц».

Цель: развивать представления о перелетных птицах, прилет, добывание корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них; о заботе человека о птицах; воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.

2. П/игры прогулка: «Совушка»,

«Перелет птиц», «Коршун и наседка».

3. Чтение х/л: Г. Скребицкий «Берегите птиц», А. Барков «Голоса леса».

4. Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей).

5. Слушание аудиозаписи «Пение птиц».

6. Проблемная ситуация: выпавший из гнезда птенец.

Реализация проекта по экспериментированию «Этот удивительный мир» Тема: «Почва». Опыты: «Рисунки на песке», «Ищем воздух в почве», «Поиск воды в почве», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину».

Беседа. Привлечение родителей к дискуссии на тему «Почва». Рекомендации по созданию экспериментов в домашних условиях.

Книги, иллюстрации, игры, сюжетные картинки. Презентации. Песок, клей, лупа, стаканчик, почва, банка, глина.

Май

НОД

1.Тема: «Строим экологический город».

Цель: уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле, воспитывать гуманное отношение к природе. желание оберегать и сохранять красоту природы.

2. Исследовательская деятельность: «посадка семян цветов», «цветок тянется к солнцу», «цветок пьет воду», «какую воду пьет цветок».

3. Художественное творчество. Рисование. «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта».

4. Реализация проекта по экспериментированию «Этот удивительный мир» Тема: «Подведение итогов», Викторина «Экологический калейдоскоп».

Беседа. Привлечение родителей к проведения итоговой Викторины «Экологический калейдоскоп». Рекомендации по созданию экспериментов в домашних условиях.

Книги, иллюстрации, игры, сюжетные картинки. Презентации. Медали по числу детей, грамоты для активных родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебная аптека»

Программное содержание: расширять имеющиеся и формировать новые знания и представления детей о лекарственных растениях, природоохранной деятельности человека на земле; закреплять понятия о взаимосвязи...

Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) в подготовительной группе

Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание)  в подготовительной группе включает в себя цикл бесед и видео роликов, опытно...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (РАЗДЕЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Материал по познавательному развитию в разделе экология для детей подготовительной группы насыщен различными формами взаимодействия с детьми как в организованной деятельности, так и в досуговой деятел...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (РАЗДЕЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Правильное отношение детей к природе начинается в семье. В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, с/х работам; пример...

Перспективное планирование создания развивающей предметно-пространственной среды по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) В подготовительной группе

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной-пространственной среды....

Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) в 2020- 2021 году во второй группе раннего возраста «_Колокольчики_»

Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание)  в 2020- 2021 году во второй  группе раннего возраста «_Колокольчи...