Познавательное развитие по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебная аптека»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Программное содержание: расширять имеющиеся и формировать новые знания и представления детей о лекарственных растениях, природоохранной деятельности человека на земле; закреплять понятия о взаимосвязи растительного мира и человека; формировать основы здоровьесбережения.

Развивать исследовательский интерес, любознательность; активизировать в речи понятия «лекарственные растения», названия лекарственных трав (подорожник, шалфей, зверобой, душица, лаванда); развивать связную речь, интерес к природе родного края.

Воспитывать любознательность, интерес к родной природе, экологическое мировоззрение.

Активизация словаря: лекарственные растения, душица, шалфей, зверобой, чабан.

Оборудование: высушенные лекарственные растения, иллюстрации с изображением лекарственных растений, аптечные упаковки с травяными сборами, травяной чай в кружках по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня мы побываем в целебной аптеке, познакомимся с лекарственными растениями. Некоторые из них вы уже знаете.

Раздается звонок мобильного телефона.

Воспитатель: ребята, мне сейчас позвонили из «Зеленой аптеки», сейчас к нам придет фармацевт, чтобы познакомиться с вами и рассказать много интересного о лекарственных растениях.

Слышен стук в дверь, входит фармацевт. В руках у него корзинка с лекарственными травами.

Фармацевт: здравствуйте, дети. Я так спешил к вам, что чуть не забыл свою корзинку. В ней у меня много интересного. Как вы думаете, что находится в корзинке? (ответы).

-Верно, это растения. Без растений жизнь на планете Земле не существовала бы. Растения помогают всем живым существам от болезней. Природа предлагает нам много своих даров, среди них и лекарственные травы. Надо только знать их и уметь ими пользоваться. Ребята, названия каких лекарственных растений вы знаете? Где мы можем встретить лекарственные травы? (ответы).

-Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами, которые помогают от разных болезней. Люди стали собирать эти растения и лечиться сами. Кого из вас лечили с помощью трав? (ответы).

-Растения можно не только собирать самим, но и купить в аптеке. А сейчас я приглашаю вас в мою целебную аптеку.

Дети подходят к первому столу, оформленному в виде аптечной витрины, на котором лежат подорожник и иллюстрации с его изображениями.

-Дети, послушайте загадку:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки, на земле лежат листки-

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.

-Что это?

Дети: подорожник.

Фармацевт: попробуйте догадаться, почему это растение так называется? Кого из вас лечили подорожником, какая его часть является целебной? (ответы)

-Да, правильно, ребята, листья подорожника люди используют с давних пор для заживления ран. Давайте посмотрим, что еще есть у меня в аптеке.

Дети подходят к следующему столу, на котором в корзине лежат лаванда и шалфей.

-Ну-ка попробуйте отгадать следующую загадку.

Среди пахнувшей травы

Может быть, встречали вы-

Помогает «духом фей»

Простудившимся … (шалфей)

-Конечно же, это шалфей. Название этого растения происходит от латинских слов «спасать, предохранять». Шалфей – светолюбивое, теплолюбивое и засухоустойчивое растение. Как вы понимаете значение этих слов? (ответы)

-Верно, шалфей любит свет, тепло и хорошо переносит отсутствие влаги – не боится засухи. В большинстве видов шалфея содержаться эфирные масла, которые применяются в медицине и для приготовления духов, кремов, мыла. (показывает кусочек мыла, дает детям понюхать его). А эфирное масло шалфея мускатного используют при приготовлении сладостей и добавляют в чай. А еще шалфей называют «чабан-чай». Как вы думаете, кто такой чабан? (ответы)

-Правильно, это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи-чабаны пили чай их шалфея, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко. Недаром есть такие старинные поговорки: «У кого в саду шалфей, тому доктор не нужен», «Кто долго жить желает, пусть ест шалфей в мае».

-А рядом с шалфеем находится лаванда. Это растение вам уже знакомо. Напомню, что свое название оно получило от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на греческом языке означает «мыть, очищать». Посмотрите, чем эти два растения отличаются друг от друга?

Дети сравнивают растения, дают ответы.

Ребята, понюхайте эти растения. Скажите, пожалуйста, отличаются ли они по запаху? (ответы)

-Да, эти растения имеют приятный аромат, однако ароматы этих растений отличаются один от другого. Ребята, нам пора идти дальше.

Дети подходят к следующему столу, на котором находится душица.

-Взгляните на это растение. А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (ответы)

-Запах у него ароматный, приятный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из нее хорошо лечить простудные заболевания.

-Еще очень много лекарственных растений на Кубани можно найти на лугах, в лесу, горах. Повсюду животные, птицы, люди ищут помощь у природы. Только изучай, люби, знай, береги природу. Га каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Но самая лучшая аптека – это природа. Все свои сокровища она щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Однако, ребята, все должны знать, что собирать и применять лекарственные растения могут лишь взрослые. Дети только помогают им в сборе трав.

А сейчас, ребята, я хочу угостить вас травяным чаем из зверобоя.

Дети пробуют чай.

Желтый цвет,

Дыряв листок,

Но как доктор Айболит

Он нас всех исцелит.

-Как скромно выглядит этот цветок, но зато зверобой лечит от многих болезней, а нам поможет оставаться здоровыми и не заболеть. (показывает зверобой)

Фармацевт: ребята, мне пора возвращаться в свою «зеленую аптеку», я очень рад, что вы очень много знаете о лекарственных растениях Кубани. Хочу вас попросить, чтобы вы запомнили:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планеты мы останемся одни!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_strana_zdorovya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад № 25 станицы Петровской муниципального

образования Славянского района.

Занятия с элементами здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе

«Волшебная страна Здоровья»

Воспитатель:          Ляхненко Наталья Петровна

2015г

Программное содержание: формировать общее представление о здоровье, как ценности, положительные эмоции от деятельности, понимании важности хорошего настроения для здоровья человека; умение рассуждать, логически излагать свои мысли, суждения. Уметь выделять признаки здорового человека; развивать желание беречь свое здоровье; развивать память, логическое мышление, умение делать умозаключения; закрепить элементарный вид массажа, элементы дыхательной гимнастики; упражнять в умении употреблять простые и сложные представления.

Оборудование: картинки с изображением двух гномов: одно го веселого, здорового, второго – грустного, неаккуратного; «волшебный» сундучок, перечень вопросов, зеркало.

Словарная работа: здоровье, здоровяк, редко болеющий, растяпа, витамины, режим дня.

Ход занятия:

Воспитатель: здравствуйте, дорогие гости! Желаю вам всем здоровья! А здоровы ли вы, дорогие друзья?

Дети: да.

Воспитатель: я очень рада, что у вас все отлично. Приглашаю вас отправиться в путешествие в волшебную Страну Здоровья, в которой живет знакомый всем вам герой. Всех излечит, исцелит… . Кто это?

Дети: доктор Айболит.

Воспитатель: но попасть в волшебную страну не так просто. Давайте сначала поговорим на очень важную тему. Как вы думаете, что такое здоровье?

Дети высказывают предложения.

-Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и у тебя все получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным! Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы быть здоровым?

Дети: нужно хотеть и уметь заботься о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Нужно соблюдать режим дня.

Воспитатель: правильно, ребята. Что такое здоровье, помогут поменять два моих друга-гнома. Одного зовут Здоровяк, а другого – Растяпа. Они помогут нам попасть в волшебную Страну Здоровья. Ребята, как вы думаете, кто из них Здоровяк, а кто Растяпа? (ответы)

-Почему вы так решили? Кто поделится своим мнением? (ответы)

-Да, ребята, крепких, сильных, редко болеющих людей называют здоровяками. Посмотрите, какой цвет лица у нашего Здоровяка. Что вы можете сказать об этом гноме?

Дети: у него румяные щеки, стройная фигура. Наверное он занимается спортом, делает зарядку, много гуляет на свежем воздухе, соблюдает правила поведения, не ест немытые фрукты и овощи. И он, конечно, знает, что полезно, а что вредно для здоровья.

Воспитатель: ребята, я согласна с вами, вы много рассказали о Здоровяке. А как вы думаете, Растяпа ведет такой же образ жизни?

Дети: нет.

Воспитатель: а почему вы так решили? (ответы). Правильно, ребята. Растяпа не может идти с нами в волшебную Страну Здоровья, ведь там живут сильные, крепкие, здоровые люди. Давайте поможем ему стать таким же, как Здоровяк. Мы должны показать ему пример.

  • Массаж ушей.

Массаж точек, расположенных на ушах, полезен для улучшения работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний. Выполняется под музыку.

Упражнение «Похлопаем ушками».

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. При этом ребенок должен ощущать хлопок.

Упражнение «Потянем ушки».

Ребенок захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

Упражнение «Покрутим козелком».

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30с.

Упражнение «Погреем ушки».

Ребенок прикладывает к ушам ладони и тщательно трет ими всю ушную раковину.

Дети расслабляются и слушают тишину.

Воспитатель: молодцы, ребята, я думаю, что мы укрепим свои ушки и Растяпа захочет выполнять эти упражнения. Я думаю, что он запомнил, что надо делать, чтобы быть красивым, сильным, умным, здоровым. Итак, теперь мы знаем здоровый человек хорошо себя чувствует, он весел, может гулять на свежем воздухе, кататься с горки, ходить в детский сад. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Вы со мной согласны?

Дети: да.

  • Игра «Я начну, а ты продолжи!»

Дети продолжают предложение.

-Здоровый человек – это тот, кто… (занимается спортом)

-Мое здоровье… (мне помогает быть сильным)

-Иногда я болею, потому что… (у меня слабый иммунитет)

-Когда я болею, мне помогают… (витамины)

-Когда у человека что-то болит, он… (идем к врачу)

-Когда я думаю о своем здоровье, мне хочется… (делать зарядку)

Воспитатель: давайте научим Растяпу дыхательной гимнастике, ведь она так полезна для здоровья.

  • Дыхательная гимнастика

Упражнение «Часики»

И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) – назад (выдох),  произносить: «Тик-так».- 10-12 раз.

Упражнение «Трубач»

И. п. сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением: «ф-ф-ф». – 4-5 раз.

Упражнение «Лыжник»

И. п. стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширине ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением: «м-м-м». – 1-2 раза.

Упражнение «Вырастем большими»

И. п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произнесением: «ух-х-х». – 5-6 раз.

Воспитатель: я думаю, что Растяпа непременно будет выполнять дыхательную гимнастику.

Веселые движения,

Полезные движения.

Кто ими занимается,

Достоин уважения.

Кто ими занимается,

Здоровья набирается,

А кто не занимается –

С болезнями намается.

Дети, давайте покажем Растяпе, что полезно для человека, а что вредно.

  • Игра «Здоровый образ жизни»

Воспитатель читает утверждения. Если это полезно для здоровья, дети хлопают, если вредно – топают.

Нужно: трудиться, мало двигаться, соблюдать чистоту, закаляться, лениться, делать зарядку, есть много сладкого, радоваться жизни, улыбаться, болеть, заниматься физкультурой, грустить, много гулять, слушаться родителей, редко умываться, одеваться тепло, дружить.

Воспитатель: вот мы и в волшебной Стране Здоровья, а встречает нас Зеркало души. Ребята, Зеркало может помочь сохранить здоровье.

  • Игра «Зеркало души»

Ты не грусти, а улыбайся,

Смотри на вещи веселей,

И от меня ты не скрывайся,

Со мной ведь и смешней, и здоровей… .

Дети подходят к зеркалу, улыбаются себе и друг другу, гостям, желают всем здоровья.

Воспитатель: кто-то в гости к нам спешит! Добрый … Доктор Айболит!

Доктор Айболит: здравствуйте, ребятки! Рад встречи с вами в волшебной Стране Здоровья! А вы рады?

Дети: да.

Доктор Айболит: Чтобы здоровым, крепким быть,

Витамины надо пить.

Вспоминайте вы меня,

Дам совет полезный я:

Утром рано спозаранку

Дружно ешьте вы овсянку,

Умывайтесь, закаляйтесь?

Дружно спортом занимайтесь!

Я желаю вам, друзья,

Быть здоровыми всегда.

Вот волшебный сундучок –

Витаминов в нем мешок!

Угощу вас всех, друзья,

За хорошие дела!

Воспитатель: чтобы пожелать всем здоровья и счастья, давайте поиграем в игру, которая называется «Руки любви».

  • Игра «Руки любви»

Доктор Айболит: погладьте себя по рукам, лицу, груди, ногам. Запомните, что вы чувствуете во время поглаживания. Затем посмотрите на свои руки и представьте, что это руки не ваши, а того человека, который вас очень любит (мамы, папы, дедушки, бабушки). Этими любящими руками снова погладьте себя, обнимите. А теперь вспомните, если вас кто-то обидел или причинил боль. «Руками любви» ласково и нежно снимите эту боль, обиду, уберите их в сторону. Подойдите к нашим гостям, дотроньтесь до них и пожелайте им здоровья.

Воспитатель: ребята, давайте и до Растяпы дотронемся, пожелаем ему здоровья.

Дети выполняют задание.

-Вот и закончилось наше путешествие, нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и «руки любви» перенесут нас в нашу группу.

Дети выполняют задание.

-А теперь откройте глаза. Дети, где вы были? Что вам было интересно? Чем необычно?

Дети отвечают.

-Молодцы, ребята, вы были хорошими помощниками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательному развитию по экологическому воспитанию в средней группе

Занятие направлено на формирование пространственного, зрительного представление и закрепление знание о насекомых....

Познавательный досуг по экологическому воспитанию в старшей группе «Национальный парк «Лосиный остров»

Детям рассказывается о Дне заповедников и национальных парков, который отмечается 11 января. Также дети узнают чем отличается заповедник от национального парка.Расширяются и систематизируются представ...

Методическая разработка по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) в старшей группе

Организация образовательной деятельности с дошкольниками. Педагогическое сопровождение родителей. Создание развивающей предметно-пространственной среды....

Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) в подготовительной группе

Перспективное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание)  в подготовительной группе включает в себя цикл бесед и видео роликов, опытно...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (РАЗДЕЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Материал по познавательному развитию в разделе экология для детей подготовительной группы насыщен различными формами взаимодействия с детьми как в организованной деятельности, так и в досуговой деятел...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (РАЗДЕЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Правильное отношение детей к природе начинается в семье. В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, с/х работам; пример...