«Обитатели водоемов» Ф
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие №4
«Обитатели водоемов»
Форма проведения: занятие - игра
задачи:
- Развивать экологические представления взаимодействия растений и животных водоёма. Развивать зрительное и слуховое восприятие, речь, творческое воображение, память, внимание, мышление, самостоятельность в разных видах деятельности.
- Обучать умению выделять взаимосвязь между растениями и животными водоема. Формировать умения выделять цепочку взаимосвязи растений и животных водоема.
- Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к богатствам природы. Побуждать детей к сопереживанию, воспитывать желание помочь другому.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
- пейзаж водоема,
- загадки о растениях и животных водоема
- картинки с изображением растений и животных
- картинка Водяного
- д/и: «Четвертый лишний», «Составь картинку»
Раздаточный:
- картинки с изображением растений и животных водоема.
Предварительная работа:
Презентация «Обитатели водоема»
Беседа «Жизнь водоема»
Рассматривание иллюстраций с изображением различных водоемов;
Знакомство с некоторыми обитателями водоемов (животными, земноводными, птицами, насекомыми и др., а также растениями).
Организационная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте улыбнемся и с ними поздороваемся. Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам пришло письмо. Написано для старшей группы. Посмотрим от кого?
Открываем письмо. Достаем фото ВОДЯНОГО. Ребята, кто это?
Дети: Водяной.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте ребята. У меня случилась беда: злая колдунья похитила моих друзей, без которых я не могу обойтись. Они помогали мне, с ними я быть веселился, играл. Жизнь без них так скучна. Помогите мне, отыщите моих друзей».
Воспитатель: Ребята, что случилось с друзьями Водяного. (злая колдунья украла).
О чем просит нас Водяной? (отыскать друзей).
Хотите помощь Водяному? (да).
Но как же нам помочь ему вернуть друзей?
Воспитатель читает дальше: «Чтобы спасти моих друзей нужно пройти все препятствия в сказочной стране, а что бы вам туда попасть… вот вам волшебный клубок».
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы. Тогда в путь
Друг за другом по тропинке
Повернись вокруг себя
Раз - два, Раз - два
Оглядеться нам пора.
2 часть.
Подходят к первому столу «ВЫБИРАЙ-КА»
А вот и первое задание. Так, давайте посмотрим, что здесь.
Игра: «Четвертый лишний в нашем пруду».
Воспитатель: Давайте, подумаем, кто живет в водоеме? Кто может быть другом Водяного?
Водомерка, ежик, божья коровка, корова
Утка, петух, попугай, снегирь.
Бобер, белка, хомяк, бык
Рыба, верблюд, медведь, собака.
Пояснение воспитателя к выбору детей по дидактической игре «4 лишний».
Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка - насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие .
Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.
Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.
Рыбы, как животные бывают хищники и травоядные.
Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.
Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник питается мелкой рыбой.
Карась питается растениями и личинками насекомых
Карп также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.
Воспитатель: Чем все рыбы похожи? (они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя)
Обсуждение проблемного вопроса.
Воспитатель: Ребята, а почему вы не взяли другие карточки, например с верблюдом, или с ежиком? Разве они не могут быть друзьями Водяного? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Если выбирать из этих картинок, мы будем брать тех, кто без водоема жить не может. С этим заданием мы справились, давайте поспешим дальше.
Воспитатель: Отправимся дальше. Веди, веди нас наш клубок.
Подходим ко второму столу «ОТГАДАЙ-КА»
Давайте посмотрим, что приготовила для нас злая колдунья. Это загадки. Я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь угадать, о каком обитателе пруда я говорю.
Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка)
Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.
А теперь следующая загадка:
ползает наоборот,
задом наперёд.
Всё под водой
хватает клешнёй (Рак).
Раки обитают в пруду с чистой водой на илистом дне. Здесь под корягами, камнями, корнями подводных растений они роют норки. Рак активен ночью. В случае опасности он пятится назад.
По узкой дорожке,
голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
на себе свой дом везет? (улитка).
Улитка - прудовик передвигается очень медленно. Живя среди зарослей растений, он соскабливает кожицу с поверхности листьев, а также поедает икру рыб, упавших в воду мух.
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.
Давайте с вами представим, что мы стрекозы. И полетим к следующему заданию.
Динамическая пауза
Утром стрекоза проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - водой она умылась,
Два– изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Подходят к последнему столу «СОСТАВЛЯЙ-КА»
Воспитатель: Игра: « Составь картинку». Нужно разделиться на команды и только вместе мы сможем собрать картинки быстро и правильно.
Воспитатель: Здесь нам нужно составить картинки, и тогда мы узнаем друзей Водяного.
- Жук-плавунец
- Комар
- Цапля
В прудах, небольших озерах встречается жук-плавунец. У него обтекаемое тело. Задние длинные ноги выполняют роль весел. Плавунец дышит атмосферным воздухом. Поэтому ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит.
Комар это насекомое, которое живет во влажной среде. У комаров самки пьют кровь, укусив жертву, а самцы питаются цветочным нектаром и никогда не кусаются. Множество комаров поедают стрекозы, лягушки; их личинки уничтожают не только рыбы, но и другие обитатели водоемов.
Цапля - это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Она тщательно за собой ухаживает. Питаются цапли рыбой, лягушками, раками, ящерицами, различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны.
Воспитатель: А наш клубок закончился. Это значит, что всех друзей мы спасли. Давайте вернем друзей на место. Для этого мы с вами пройдем к нашему водоему (нарисован на доске) и заселим обитателей на свои места.
Макет водоема с растениями, камышом Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом обсуждают, кого куда поселили.
А почему, Арсений ты заселил этого обитателя сюда? А как ты думаешь, Варя правильно Максим заселил своего жильца? Почему? (Индивидуальная работа воспитателя с детьми)
Воспитатель: Что ж, теперь и самого водяного можно позвать. Дорогой Водолей. Мы возвращаем тебе твоих друзей.
Водяной: Спасибо, ребята.
3 часть.
Воспитатель: Вот и мы вернули обитателей водоема на свои места. Какой красивый у нас получился водоем. Молодцы, ребята, вы справились с заданиями, помогли Водяному найти своих друзей - обитателей водоема. А, скажите ребята, Водяной это реальный персонаж или сказочный? Возможно встретить его на самом деле? Почему вы так думаете?
Обсуждение: беседа
Давайте вспомним, с какими обитателями водоема мы сегодня познакомились.
- Кто живет на берегу? Почему? А кто в воде? А он может на берегу жить? Почему?
- Кто из них хорошо плавает? Благодаря чему? (вызвать на диалог)
- Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?
- Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?
Ребята, а как вы думаете, есть ли связь растений и животных водоема? Какая? А нужны ли растения и животные водоема друг другу? А попробуйте, найти взаимосвязь комара с другими обитателями водоема.
комар — лягушка — цапля
кувшинка – рыба - лягушка
червячок — рыбка — чайка
водоросли — улитка — рак
молодцы. Все знаете. Ребята, а как вы думайте, можно часть водоема иметь у себя дома? А как? (ответы детей)
— Правильно, конечно это аквариум. Можно купить аквариум, налить воды и поселить там рыбок. Ребята, наше занятие заканчивается, и я хочу вам сделать подарок. Посмотрите это аквариум. Только по-моему чего-то там не хватает? Давайте каждый подумает, чего не хватает, и сегодня после ужина дорисуем аквариум.
Предварительный просмотр:
Занятие №5
"Классификация животных"
Форма проведения: занятие- игра
задачи:
- обобщить знания детей о видах(классах) животных: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые; закреплять умение классифицировать животных по общим признакам;
- находить сходство представителей одного класса;
- способствовать развитию у детей понимания ценности жизни, значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, воспитывать интерес к жизни животных, желание узнать о них побольше.
материал: карта мира, иллюстрации «Птицы», «Млекопитающие», «Насекомые», «Рыбы», таблица с изображением животных для дидактической игры «Отвечай быстро», фишки 3 цветов для игры «Земля, вода, воздух», конверты для игры «Разложи правильно признаки».
Основная часть
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на планете Земля, где обитает много животных. И в каждом уголке нашей планеты: будь-то Африка, тундра, Север ,степь или лес, в любой климатической зоне живут различные животные: птицы, звери, рыбы, насекомые.
Ребята, как вы думаете почему так происходит? Почему и на крайнем Севере, и в жарких странах мы можем увидеть животных?
Дети: все животные приспосабливаются к условиям, в которых им приходится жить.
Воспитатель: Приведите пример животного, каким образом он приспособился к своей среде обитания.
Дети приводят примеры: Белый медведь живет на севере, у него белый мех, чтобы быть менее заметным.
Воспитатель: верно, ведь в какой бы мы уголок земли не заглянули, везде есть живые существа, и каждое из них приспособлено к определенным условиям обитания (холод, жара, вода и т. д.).
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту и увидим, как много и густо населены все материки.
Кого мы здесь видим? Назовите животных Севера, животных жарких стран, животных средней полосы?
Дети называют животных по климатическим зонам.
Воспитатель: всех животных, населяющих нашу Землю, ученые -зоологи делят на несколько классов. Сейчас мы о них и поговорим.
Воспитатель: что такое класс животных? Почему мы делим животных на классы?
Ответы детей
Воспитатель: Дети, назовите основные классы животных?
Дети называют классы: птицы, млекопитающие, рыбы, насекомые.
Воспитатель загадывает загадки о насекомых:
1.Шевелились у цветка
все четыре лепестка
я сорвать его хотел
он вспорхнул и улетел (бабочка).
2 Шесть ног без копыт
Летит-жужжит,
Упадет- землю роет (жук).
3. Что за девчонка:
в поясе тонка,
огромные очи,
летит- стрекочет? (стрекоза)
4.Не зверь, не птица
носок, как спица,
летит -кричит
сядет- молчит? (комар)
5.Целый день летает.
Вам надоедает
ночь настает
тогда перестает? (муха)
Воспитатель выставляет иллюстрации насекомых на магнитную доску.
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на наши иллюстрации, как одним словом можно назвать всех животных здесь изображенных?
Дети: насекомые.
Воспитатель: посмотрите внимательно и скажите, что общего у бабочки и кузнечика, стрекозы и жука.
Дети: все насекомые имеют 6 лапок, крылья (четыре или два), усики, и еще особенное строение тела: голова, грудка и брюшко.
Воспитатель выставляет на доску таблицу- схему, на которой изображены признаки насекомых: лапки, крылья, усики и тело насекомых.
Воспитатель: совершенно верно. Этим насекомые отличаются от других животных. А каких еще насекомых вы еще знаете?
Дети называют: муравей, кузнечик, оса, таракан, и т. д.
Воспитатель: ребята, скажите, как появляются насекомые?
Дети: насекомые откладывают яйца, из которых появляются личинки или гусеница, личинка растет и превращается в кокон, а из него появляются взрослые насекомые.
Воспитатель: Дети, скажите, когда появляются насекомые, в какое время года и почему?
Дети: насекомые появляются весной, когда на улице становится тепло и насекомым есть чем прокормиться (появляются цветы, растет трава, освобождается от снега земля).
Воспитатель: скажите какую пользу или вред приносят насекомые природе, человеку.
Дети: одни насекомые опыляют растения, а без опыления не будет ягод, фруктов, одни насекомые поедают других насекомых, некоторые как муравей и жук- навозник наводят «чистоту». Так же насекомые являются кормом для птиц.
Воспитатель: это польза, а какой вред они могут нанести человеку.
Дети: многие насекомые разносят болезни, микробы(муха). Гусеница поедает растения, овощи.
Воспитатель: итак, мы с вами объединили насекомых по четырем признакам им свойственным (усики, шесть лапок, крылья и особое строение тела).
Воспитатель: А теперь давайте постараемся определить признаки других классов: птиц, рыб, зверей.
На столах у каждого из вас лежит конверт с карточками. Вам надо постараться сделать так, как мы сделали с насекомыми. И начнем мы с рыб. Из всех карточек вам необходимо выложить в ряд карточки с признаками рыб.
Работа детей с карточками.
Воспитатель: давайте посмотрим, что у вас получилось?
Дети: мы выбрали карточки, на которых изображены чешуя, плавник, жабры и икринки.
Воспитатель все правильно. Давайте посмотрим на картинки, на которых изображены рыбы.
Воспитатель выставляет иллюстрации с рыбами
Воспитатель: Назовите рыб, которых вы здесь видите?
Дети называют.
Воспитатель: как мы назовем этих рыб? И почему?
Дети: этих рыб мы называем пресноводные, они обитают в речках и озерах.
Воспитатель: а каких еще рыб вы знаете? Назовите?
Дети: есть рыбы морские. Камбала, морской язык, сельдь, нарвал
Воспитатель: для чего рыбам нужны жабры и плавники?
Дети: Жабрами рыбы дышат, а плавники помогают рыбам передвигаться.
Воспитатель: Скажите, как появляются на свет рыбы?
Дети: рыбы откладывают икру, из которой появляются мальки, а мальки вырастают в настоящую рыбу.
Воспитатель: все верно, но давайте с вами немного передохнем и поиграем.
Проводится физ.минутка
Как-то раз лесной тропой (Идут по кругу друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются в полу приседе.)
За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут в перевалку.)
За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками.)
За мамой зайчихой — косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).
Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают ласкательные
движения)
Воспитатель: сейчас мы с вами были и лисичками, и зайчиками, и белками. Это все звери. Выложите карточки, на которых изображены признаки зверей.
Дети выкладывают.
Воспитатель: какие карточки вы объединили?
Дети: мы объединили 4 карточки: шерсть, четыре лапы, пасть, бутылка с молоком.
Воспитатель: Правильно. У всех зверей есть особый отличительный признак, по которому звери не похожи ни на какой другой класс. Назовите мне его?
Дети: все дети вскармливают своих детей молоком, которое вырабатывает их мать.
Воспитатель: поэтому мы их называем...а как мы их называем?
Дети: Млекопитающие.
Воспитатель: млекопитающие, т.е. питающиеся молоком. а почему вы выбрали карточку где изображена пасть?
Дети: у зверей есть зубы, чего нет у других животных.
Воспитатель: верно, звери -единственные животные у которых есть зубы и хорошо заметные уши.
Всех зверей, которых мы с вами знаем делим на две группы. Какие? Приведите примеры.
Дети: Зверей мы делим на хищников и травоядных.
Дети приводят примеры.
Воспитатель: и остался у нас с вами птицы. Какие карточки вы объедините? Почему?
Дети: мы объединили: клюв, крыло, две ноги, перо и яйцо.
Воспитатель: совершенно верно. Для чего птицам нужен клюв. Какова его роль?
Дети: клювом птицы питаются, достают себе корм, разламывают его.
Воспитатель: а для чего нужны крылья?
Дети: чтобы летать, перемещаться по воздуху.
Воспитатель: Верно. Крылья придают птицам способность к полёту. Для перемещения по твердой поверхности у них есть две ноги.
Воспитатель: а как производят свое потомство птицы?
Дети: Птицы откладывают яйца, согревают их своим теплом, из яиц вылупляются птенцы.
Воспитатель: а теперь проверим как вы все запомнили и поиграем в игру «Земля, воздух, вода»
Проводится игра.
Детям раздаются кружки трех цветов: синий, черный, белый. Воспитатель поочередно называет представителей какого-либо класса животных, а дети поднимают карточку нужного цвета, символизирующую среду обитания (синий -вода, белый- воздух, черный -земля).
Воспитатель: Ребята, молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: все сказанное нами мы подведем в итоговой игре «Отвечай быстро!»
Воспитатель выставляет таблицу с карточками и задает вопросы, на которые дети отвечают (за правильный ответ получают фишку)
воробей голубь дятел
пчела лиса стрекоза
волк бабочка снегирь
Воспитатель: как можно назвать всех , кто нарисован в первом ряду каждого столбика? (птицы)
Сколько всего изображено птиц. (четыре)Назовите их? (воробей, голубь, дятел, снегирь)
Кого больше насекомых или зверей? (три насекомых и два зверя)
Какие классы животных здесь представлены? (насекомые, звери, птицы)
Воспитатель выставляет следующую таблицу
корова лось чайка
кошка гепард курица
собака лиса гусь
Воспитатель: сравните животных во первом и во втором столбиках. На какие две группы их можно разделить? (Дикие и домашние животные)
Какие животные в первом и втором столбиках похожи друг на друга? (кошка и гепард, лиса и собака). Как можно назвать животных в третьем столбике (Птицы)
лев жираф бегемот
белый медведь северный олень тюлень
волк косуля бобр
Воспитатель: какие животные проводят больше времени в воде? (бегемот, тюлень, бобр)
Где обитают животные, изображенные во втором ряду? (животные обитают на севере)
Где обитают животные, изображенные в первом ряду? (они обитают в жарких странах)
Подводится итог игры.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проделали большую работу: закрепили знания о том, что животных объединяют в классы: рыбы, насекомые, птицы и млекопитающие. Все они разные, но у них у всех есть то общее, что их объединяет в классы. И теперь вас смело можно назвать знатоками зоологии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познавательное занятие "обитатели водоемов"
Задачи:Образовательные:Познакомить с понятиями «пресноводные» рыбы и « морские» обитатели.Закрепить характерные признаки весны.Развивающие:Развивать у детей зрительное внимание при рассмотрении предме...
познавательное занятие "обитатели водоемов" (многообразие рыб)
Задачи: 1. Расширить сведения детей о многообразии видов рыб.2. Учить различать оттенки одного цвета; фиксировать оттенки по насыщенности; закреплять умение детей соотносить предметное, силуэтное и ко...
Модель реализации образовательной области «Познание» и «Художественное творчество» в старшей логопедической группе - «Обитатели водоемов».
Образовательная ситуация: Рассматривание рака и изготовление рыбки.Группа: старшая группа.Дидактическая цель: Познакомить детей с живым раком и с новым способом аппликации при помощи салфеток.Задачи: ...
Итоговая беседа по теме : Водоемы, обитатели водоемов, рыбы (викторина).
Формироваybt знаниq детей о некоторых видах природных водоемов. Закрепить знания об их обитателях, внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания. Прививать бережное отношение к...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Обитатели водоемов»
Цель: познакомить с обитателями водоемов нашей планеты.Задачи: расширить, углубить знания о обитателях водоемов, их внешнем виде, разнообразии;приспособленности к жизни в воде;развитие познавательного...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой на тему: « Обитатели водоемов» для детей старшей группы.
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с природойна тему: « Обитатели водоемов» для детей старшей группы....
" ОБИТАТЕЛИ ВОДОЕМОВ "
Презентация и план конспекта по окружающему миру " Обитатели водоемов". Для Старшей и подготовительной группы....