Конспект сюжетно-ролевой игры "Космическое путешествие"
план-конспект занятия (старшая группа)

Снегова Нина Владимировна

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Актуальность данной игры обусловлена тем, что космос - это обширная тема для исследования, вызывающая интерес у детей и создающая условия для всестороннего развития личности дошкольников. Игра поможет детям узнать о профессиях в космосе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

Конспект сюжетно - ролевой игры

Тема: «Космическое путешествие»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Форма организации деятельности: игровая деятельность

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Подготовила:

воспитатель первой

квалификационной категории

 Снегова Н.В.

                                            Бугуруслан - 2017


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

4-21

III.

Список литературы

22


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Актуальность данной игры обусловлена тем, что космос - это обширная тема для исследования, вызывающая интерес у детей и создающая условия для всестороннего развития личности дошкольников. Игра поможет детям узнать о профессиях в космосе.

        

2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект сюжетно-ролевой игры)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Снегова Нина Владимировна

2.

Доминирующая образовательная область

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Познавательная

Музыкальная

Игровая

Двигательная

Конструирование

4.

Форма организации

Сюжетно-ролевая игра

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

  «Космическое путешествие»                                                

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- предложение участвовать в игре;

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе  ИД;

 -беседа о космосе и космонавтах;

  1. Приемы организации практической деятельности детей:

-сюрпризный момент (макет ракеты), постановка проблемы;

-игровой  мотив на деятельность;

  1. Приемы поддержания интереса у детей:

 - видеосюжет «В открытом космосе»;

- музыкальное сопровождение: звук взлета и приземления ракеты, сигнал поражения ракеты, песня «Звёздный десант»;

- чередование видов деятельности.

  1. Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе игровой ситуации;

- самоанализ.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально - коммуникативное: беседа, игра;

Художественно-эстетическое: песня, видео

Познавательное  развитие: видеосюжет «В открытом космосе»

Речевое развитие:  рассказы детей, интервью

4.

Возрастная группа:

старшая группа (5-6 лет)

5.

Цель:

научить  детей играть в сюжетно-ролевую игру «Космическое путешествие»

6.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить детей с профессиями в космосе;

- формировать умение детей договариваться на игру, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров; умение соблюдать ролевые взаимоотношения, подчиняться правилам.

2. Развивающая:

- развивать творческое воображение в игре, инициативу;  

-закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей, увеличивая количество объединяемых сюжетных линий;

- развивать речевые умения: монологическую и  диалогическую речь;

-активизировать словарь детей;

- закреплять умение использовать разнообразные невербальные средства общения в игре: жесты, мимику;

3. Воспитательная

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, быть в одной команде.

7.

Планируемые результаты:

- Дети разворачивают содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

- Повышение уровня развития коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнёра).

- Формирование умения объединять разные тематические сюжеты в единый игрой сюжет.

- Проявление умений у дошкольников развёртывать в самостоятельной деятельности специфические ролевые действия, вести ролевой диалог.

8.

Организация среды для проведения игры

Центр речевой активности: энциклопедия «Космос» и книги о космосе,

Центр игры: атрибуты - пульт управления, наушники, инструменты, костюмы космонавтов и шлемы, макет «Космическая ракета», конструктор;

Музыкальный центр: магнитофон, запись космической музыки, проектор, экран, ноутбук.

9.

Подготовка к игре на занятиях и в режимных моментах

- ОД «Этот загадочный космос», «Что такое Луна? Млечный путь? Созвездие?» «Первый космонавт»;

- наблюдения за звёздным небом в вечерние часы (прогулка);

- рассматривание альбома «Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР», изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме « Космос»;

- просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва), К. Булычёв «Алиса на планете загадок»; видеоролик о планетах Солнечной системы для детей (А.Дружинина); аудио сказка «Кузнечик Кузя на планете Туами»;

- прослушивание песен для детей Ю.Антонова «Живет на свете красота», «Пусть вечным будет мир», «Туами»;

- беседы: «Почему в космос летают на ракете?», «Зачем летать в космос?» «Почему солнце такое горячее?», «Тёмный космос», «Почему всё падает на землю?», «Есть ли в космосе жизнь», «Какие бывают звезды?»;

- чтение детских энциклопедий (раздел космос);

- оформление помещения группы на тему «Космос»;

- изготовление атрибутов для игры.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

25 мин.

I.

Вводная часть (начало игры)

Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Распределение ролей.  Определение цели

5 мин.

1.1

Создание интереса к игре

Утром до прихода детей я размещаю в группе макет ракеты, пульт, шлемы, скафандры. Войдя в группу, дети ко всему  проявляют большой интерес (рассматривают, трогают). Наблюдая за ними, я спрашиваю:

Воспитатель: - Ребята, а что это такое? (ракета)

Воспитатель: - Как вы думаете, почему она у нас появилась в группе? (Чтобы полететь в космос)

1 мин

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель:  - Кто первым полетел в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Воспитатель: - Кто же такие космонавты?  (Космонавты - люди, совершающие полеты в космос. Космонавт управляет кораблем, ведет связь с Землей, проводит научные эксперименты, выполняет работы в открытом космосе, проводит запуск и  ремонт искусственных спутников).

Воспитатель: - А какими должны быть космонавты? (Они смелые, выносливые, умные, решительные, не боятся трудностей, могут справиться с трудностями и решить непредвиденные ситуации)

Воспитатель: - Как готовятся космонавты к полетам? (Они тренируются. Используют тренажер – центрифугу. Тренируются в "летающей лаборатории" и в гидробассейне.)

Воспитатель: - Правильно, ребята. Только после длительных тренировок космонавты отправляются в полет.

Воспитатель:  - А как называется одежда космонавта? Для чего она ему нужна?

(У космонавта скафандр и шлем.  Скафандр защищает космонавта от холода. В нем он может дышать. В скафандре есть переговорочные устройства для связи с космическим кораблем).

Воспитатель: - Ребята в  космосе нет воды, нет еды. Как же тогда там живут космонавты? (Едят космонавты продукты питания, которые хранятся в консервированном виде. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой).

Воспитатель:  -  В.: Дети, вы хотите узнать, что находится в космосе и отправиться в космический полёт? (Да)

Воспитатель: - Космическая ракета у нас есть. А как можно назвать наш космический корабль? («Буран», Восток», «Вихрь», «Чайка», «Союз», «Салют»)

Воспитатель: -  Хорошо,  а как будет называться наш корабль, мы сейчас узнаем. (название корабля «Союз» приклеивают на ракету. Дети читают.)

1 мин

1.3

Распределение ролей

Воспитатель: - Для путешествия в космос нам нужно распределить роли. А кто же участвует в полете? (командир космического корабля, космонавты, врач, бортинженер).

Воспитатель: - Кого можно взять в полет? (журналиста, туриста).

Воспитатель:  - Кого можно увидеть, встретить в космосе? (инопланетянина)

Воспитатель: - Кто руководит полетом с Земли? (диспетчер-оператор Центра управления полетом, руководитель полета)

Воспитатель: - Да, ребята, для полета в космос нам нужна целая команда и прежде всего командир. Давайте подумаем, каким должен быть командир. Чем он занимается в полете? (Командир должен быть сильным, смелым, ловким, отважным, решительным. Он управляет всем полетом.)

Воспитатель: - Кто из вас сегодня будет командиром? (дети предлагают участника на роль командира) 

Воспитатель: - А почему вы решили, что он именно он будет командиром? (Он сильный, умный, не бросит друга в беде)

Воспитатель: - Что делает в полете бортинженер? (Он заправляет ракету топливом, готовит ее к полету, даёт «добро» на старт).

Воспитатель:  - Кто сегодня будет бортинженером?

Дети выбирают бортинженера.

Воспитатель: - Что делает врач перед полетом? (Осматривает космонавтом) 

Воспитатель: - Кто станет сегодня врачом?  Дети выбирают врача.

Воспитатель: - Но как жители нашей страны узнают о том, что в космос полетела очередная ракета? (Об этом рассказывают журналисты)  

Воспитатель: - Давайте выберем того, кто будет журналистом. Дети выбирают журналиста.

Воспитатель: - А почему вы именно ей (ему) доверили эту роль? (Она  общительная и добрая).

Воспитатель: - Ну, вот  мы и сформировали экипаж, он полетит в космос. Но нужен еще один человек. Он следит за полетом с Земли, согласовывает действия экипажа. Это диспетчер-оператор.  Диспетчер находится в Центре управления полетом.  Кто же сегодня останется на Земле в Центре управления полетом? Дети выбирают диспетчера ЦУП.

Воспитатель: - А почему вы ему дали эту роль? (Он умный, разбирается в компьютерах и другой сложной технике).

Воспитатель: - Хорошо. Остальные ребята будут у нас космонавтами. А я буду руководить полетом и направлять действия всех членов экипажа. Приготовьте все необходимое для полета.

3 мин

II.

Основная часть

Ход игры

17 мин.

2.1

Развитие сюжета игры

Разворачивается игровое действие: техники готовят ракету к полету, врач осматривают членов экипажа, журналист берет интервью перед полетом.

Руководитель полета: - Ну что, ребята, начинаем. Командир, командуйте экипажем.

Командир.  Внимание! Всех участников полета прошу собраться у кабинета врача для прохождения медицинского осмотра. (проходят к врачу)

Врач: Добрый день! Я врач. Меня зовут ____.  Всем необходимо измерить температуру. (раздает градусники). Пока дети с градусниками, врач проверяет зрение, вес. А командиру измеряет давление. Затем собирает градусники.

Врач: - Надо проверить, все ли у вас хорошо с ориентацией. Встаньте, пожалуйста, в колонну по одному. Закройте глаза и достаньте правой рукой левое ухо. (Выполняют) А теперь вытяните руки вперед, закройте глаза и с закрытыми глазами дотроньтесь до носа сначала одной рукой, а потом другой. (Выполняют). И последнее упражнение: вытяните руки в стороны и пройдите по скакалке. (Выполняют).

Руководитель полета: - Врач, доложите в Центр управления полетом о состоянии здоровья космонавтов.

Врач:  (подходит к диспетчеру в ЦУП) – Здравствуйте. Я врач … Космонавты осмотрены. Результаты обследования  говорят о том, что все члены экипажа здоровы, чувствуют себя хорошо, никаких отклонений  от нормы нет. Удачного старта.

Диспетчер: Врач …, вы должны полететь с ними, чтобы следить за их здоровьем.

Врач: - Есть лететь с ними.

Командир.  – Бортинженер, проверьте ракету. (Бортинженер проверяет ракету)

Бортинженер: - Командир корабля, ракета  к полету готова.

Командир: -  Внимание. Всех членов экипажа прошу надеть скафандры.

Космонавты одеваются (звучит песня)

Командир: - Экипаж, все на борт.

Руководитель полета: - Молодцы, теперь я вижу, что вы действительно готовы к полёту! Космонавты, займите свои места в ракете. Приготовиться к взлету.

(Космонавты занимают свои места в ракете).

Руководитель полета: - Внимание! Объявляю, трёхминутную готовность!  Экипаж к полёту в космос готов. Диспетчер, начинайте запуск корабля. (Звучит сигнал «пип-пип») Дается сигнал к отправлению ракеты. Диспетчер и космонавты готовятся к взлету:

Диспетчер.  - Проверка скафандров.

Командир. - Есть проверка скафандров!

Диспетчер. - Ключ на старт.

Командир. - Есть ключ на старт.

Диспетчер. - Зажигание.

Командир. - Есть зажигание.

Диспетчер. - Начинаем  отсчет времени  10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-ПУСК! (звук взлета ракеты)

Командир. - «Земля», «Земля», на связь вызывает «Салют». Как слышите? Прием!

Руководитель полета: - «Салют», «Салют», слышу вас хорошо. Доложите обстановку.

 (Видеоряд на потолке «Космос»)

Командир. – Бортинженер, как работает оборудование корабля?

Бортинженер: - Система обслуживания  корабля работает нормально.

Командир. – Врач, доложите о самочувствии экипажа.

Врач: -  Члены экипажа чувствуют себя хорошо.  Жалоб на состояние здоровья не поступало.

Руководитель полета: - Экипаж «Салют», до связи.

Диспетчер. - «Салют», «Салют, вас вызывает  «Земля». Доложите обстановку.   Прием!

Капитан: - Полет протекает нормально?  

Диспетчер. - Что интересного увидели?

Космонавты, туристы и журналисты рассказывают: «Земля»  мы видим планеты.  Среди них есть большие и маленькие. Все они вращаются вокруг Солнца. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. У него твёрдая каменистая поверхность. На этой планете очень жарко.

- Вторая от Солнца планета Венера. Она окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет.  Поверхность Венеры каменистая.

Диспетчер.-  Расскажите, как выглядит Земля из космоса. На что она похожа?

Космонавт: - Наша земля кажется маленьким шариком. Мы видим на ней синие пятна – это океаны, моря, реки, озера. Есть и белые пятна – ледники в горах, коричневый цвет – суша. Солнце дает Земле тепло и свет. У Земли есть спутник Луна.

9 мин

2.2

Поддержание интереса к игре (устранение непола-док на корабле, встреча с инопланетянином)

Диспетчер:  (звук поражения) – «Салют», поступил сигнал тревоги, проверьте внешнюю обшивку корабля.

Командир: - Земля, для устранения неполадок принимаю решение выйти в открытый космос. До связи.

Командир: - Бортинженер, для устранения неполадок приготовиться к выходу в открытый космос. 

Бортинженер: (привязывается веревкой) – Капитан, к выходу в космос готов. Разрешите приступать к выполнению задания. (Выходит, осматривает ракету, производит ремонтные работы, возвращается в ракету и докладывает ).

Командир:  - Бортинженер, доложите обстановку.

Бортинженер: - Товарищ командир, неполадки устранены.

Командир: - Есть,  неполадки устранены.

Журналист: (спрашивает бортинженера) – Вы выходили в открытый космос, как вы себя чувствуете.

Бортинженер: - Чувствую себя хорошо.

Журналист: - Какие чувства  вы испытывали в открытом космосе? Может быть, вам было страшно? 

Бортинженер: - Страшно не было. Я действовал по инструкции. Было очень интересно.

Руководитель полета: - «Салют» поступил сигнал «SOS» с неизвестной планеты. Даю разрешение на посадку.

Командир: - Вас понял. Экипаж, приготовиться к посадке. Занять свои места. (принимают позу)

(Звук приземления корабля)

Командир: - Земля! Посадка прошла нормально, выходим из корабля. (Все ходят по помещению, изображая состояние невесомости)

Турист: - Ой, посмотрите, кто это? (Сидит Инопланетянин)

Космонавт: - Вы кто?

Инопланетянин: - Я Инопланетянин. Меня зовут робот Боб. У меня сломался корабль. Не могли бы вы помочь мне собрать ракету.

Командир: - Экипаж, поможем Инопланетянину?

(собирают корабль)

Руководитель полета: - «Салют» на связи Земля, доложите обстановку.

Командир: - Обнаружили Инопланетянина, построили ему ракету.

Диспетчер: - Бортинженер, проверьте состояние корабля. Доктор, как чувствуют себя члены экипажа.

Руководитель полета: - Пора прощаться с Инопланетянином.

Инопланетянин: - Спасибо за помощь. Можно ли мне отправиться с вами на Землю на своей ракете.

Командир: - Конечно можно. Мы приглашаем тебя в гости на нашу планету. Лети на своей ракете за нами.

Диспетчер. «Салют»«Салют»! Вызывает на связь «Земля»! Расчетное время вашего полета подходит к концу! Возвращайтесь на Землю!

Командир: - Экипаж, прошу всех занять свои места. К полету готовы. Старт. (Звук стартующей ракеты)

8 мин

III.

Заключительная часть

Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение

Подведение итогов игры

3 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Космонавты «возвращаются на Землю». Их встречают журналисты, родственники, знакомые. Герои рассказывают о своем путешествии. Журналист делает короткий репортаж о полете.

Журналист: (берет интервью у космонавтов) - Вы совершили свой первый полет в космос. Мы вас поздравляем. Как вы себя ощущали?

Космонавты: Ощущали себя отлично. Это моя работа. Я не жалею, что выбрал такую работу. Любой человек захотел бы туда попасть, если бы знал, что мы там видели.

Журналист: - Сколько времени вы готовились к полету в космос?

Космонавты: Долго, но это стоит того.

Журналист: Были ли какие-то сложные, запоминающиеся моменты?

Космонавты: Самое запоминающееся – это выход в космос. Это самая интересная и опасная работа.

Журналист: Есть ли у вас какие-то традиции?

Космонавты: Самая важная традиция – всегда действовать по инструкции. А еще мы берем в космос игрушку. И когда мы входим в состояние невесомости, то она первая поднимается с места. Это значит, что мы уже в космосе.

Журналист: Спасибо. Спешите к родным, они вас очень ждут.

Журналист: Внимание! Только что приземлился корабль «Салют».  Все космонавты чувствуют себя хорошо. Во время полета они провели много научных экспериментов. Мы продолжаем следить за событиями сегодняшнего дня. До встречи в вечерних новостях.

2 мин

3.2

Подведение итогов игры

Воспитатель: - Понравилось играть? Почему? А что запомнилось в игре? Что было самым интересным? Все ли ребята справились со своими ролями? А кто справился со своей ролью лучше? Почему?

А ты как справился со своей ролью? А что у тебя не получилось?

Воспитатель: - Молодцы! Вы все очень старались, поэтому справились со своими ролями. А что вы расскажете дома? Кому вы расскажете? Молодцы!

1 мин

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Книжный центр

Подбор книг и иллюстраций о космосе

4.2

Центр творчества

Рисунки, коллективная аппликация

4.3

Центр двигательной активности

 Комплексы пальчиковой  гимнастики о космосе, атрибуты к игре, подбор комплекса упражнений  и подвижных игр по теме.

4.4

Центр настольно-печатных и развивающих игр

Дидактические игры о космосе

4.5

Музыкальный центр

Песни о космосе

3. ЛИТЕРАТУРА

1. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. –М: Гном и Д, 2000.

2. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. - М.: Педагогика,1990.

3. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Игра с правилами. – М.: Онега, 1994.

4. Родари Дж. Грамматика фантазии. –М.: Прогресс,1990.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие в страны Европы".

Конспект сюжетно-ролевой игры для старшего дошкольного возраста. В игре помимо морского путешествия, прописаны экскурсии с коментариями гида по столицам Европы. Игра расширяет кругозор и развивает поз...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Космическое путешествие"

Данная игра поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине - первом космонавте Земли. Поможет систематизировать получ...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Интересное путешествие". Подготовительная группа.

Интересный  конспект , пример которого поможет воспитателю направить детей в игре, захватывая несколько образовательных областей...

КОНСПЕКТ сюжетно-ролевой игры «Веселое путешествие» во II младшей группе

Программное содержание:обучать детей игровым навыкам, способствовать возникновению игры на тему литературного произведения;учить детей обыгрывать сюжет, выполняя определенную роль в игре;учить взаимод...

конспект сюжетно -ролевой игры морское путешествие

Конспект сюжетно ролевой игры в подготовительной группе...

План конспект сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие»

Цель: Продолжать учить создавать воображаемую игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею. Задачи:·         Совершенствовать иг...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Космическое путешествие"

Конспект предназначен для детей средей группы....