Конспект сюжетно-ролевой игры "Космическое путешествие"
план-конспект занятия (старшая группа)
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Актуальность данной игры обусловлена тем, что космос - это обширная тема для исследования, вызывающая интерес у детей и создающая условия для всестороннего развития личности дошкольников. Игра поможет детям узнать о профессиях в космосе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект сюжетно-ролевой игры "Космическое путешествие" | 46.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №16»
Конспект сюжетно - ролевой игры
Тема: «Космическое путешествие»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Форма организации деятельности: игровая деятельность
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Снегова Н.В.
Бугуруслан - 2017
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 4-21 |
III. | Список литературы | 22 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Актуальность данной игры обусловлена тем, что космос - это обширная тема для исследования, вызывающая интерес у детей и создающая условия для всестороннего развития личности дошкольников. Игра поможет детям узнать о профессиях в космосе.
2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект сюжетно-ролевой игры)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Ф.И.О. педагога | Снегова Нина Владимировна |
2. | Доминирующая образовательная область | Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие |
3. | Вид деятельности детей | Коммуникативная Познавательная Музыкальная Игровая Двигательная Конструирование |
4. | Форма организации | Сюжетно-ролевая игра |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1. | Тема образовательной деятельности | «Космическое путешествие» |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия |
- предложение участвовать в игре;
-беседа о космосе и космонавтах;
-сюрпризный момент (макет ракеты), постановка проблемы; -игровой мотив на деятельность;
- видеосюжет «В открытом космосе»; - музыкальное сопровождение: звук взлета и приземления ракеты, сигнал поражения ракеты, песня «Звёздный десант»; - чередование видов деятельности.
- словесное поощрение в ходе игровой ситуации; - самоанализ. |
3. | Интеграция образовательных областей | Социально - коммуникативное: беседа, игра; Художественно-эстетическое: песня, видео Познавательное развитие: видеосюжет «В открытом космосе» Речевое развитие: рассказы детей, интервью |
4. | Возрастная группа: | старшая группа (5-6 лет) |
5. | Цель: | научить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Космическое путешествие» |
6. | Задачи: | 1. Образовательные: - познакомить детей с профессиями в космосе; - формировать умение детей договариваться на игру, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров; умение соблюдать ролевые взаимоотношения, подчиняться правилам. 2. Развивающая: - развивать творческое воображение в игре, инициативу; -закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей, увеличивая количество объединяемых сюжетных линий; - развивать речевые умения: монологическую и диалогическую речь; -активизировать словарь детей; - закреплять умение использовать разнообразные невербальные средства общения в игре: жесты, мимику; 3. Воспитательная - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, быть в одной команде. |
7. | Планируемые результаты: | - Дети разворачивают содержание игры в зависимости от количества играющих детей. - Повышение уровня развития коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнёра). - Формирование умения объединять разные тематические сюжеты в единый игрой сюжет. - Проявление умений у дошкольников развёртывать в самостоятельной деятельности специфические ролевые действия, вести ролевой диалог. |
8. | Организация среды для проведения игры | Центр речевой активности: энциклопедия «Космос» и книги о космосе, Центр игры: атрибуты - пульт управления, наушники, инструменты, костюмы космонавтов и шлемы, макет «Космическая ракета», конструктор; Музыкальный центр: магнитофон, запись космической музыки, проектор, экран, ноутбук. |
9. | Подготовка к игре на занятиях и в режимных моментах | - ОД «Этот загадочный космос», «Что такое Луна? Млечный путь? Созвездие?» «Первый космонавт»; - наблюдения за звёздным небом в вечерние часы (прогулка); - рассматривание альбома «Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР», изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме « Космос»; - просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва), К. Булычёв «Алиса на планете загадок»; видеоролик о планетах Солнечной системы для детей (А.Дружинина); аудио сказка «Кузнечик Кузя на планете Туами»; - прослушивание песен для детей Ю.Антонова «Живет на свете красота», «Пусть вечным будет мир», «Туами»; - беседы: «Почему в космос летают на ракете?», «Зачем летать в космос?» «Почему солнце такое горячее?», «Тёмный космос», «Почему всё падает на землю?», «Есть ли в космосе жизнь», «Какие бывают звезды?»; - чтение детских энциклопедий (раздел космос); - оформление помещения группы на тему «Космос»; - изготовление атрибутов для игры. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ | 25 мин. | ||
I. | Вводная часть (начало игры) | Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Распределение ролей. Определение цели | 5 мин. |
1.1 | Создание интереса к игре | Утром до прихода детей я размещаю в группе макет ракеты, пульт, шлемы, скафандры. Войдя в группу, дети ко всему проявляют большой интерес (рассматривают, трогают). Наблюдая за ними, я спрашиваю: Воспитатель: - Ребята, а что это такое? (ракета) Воспитатель: - Как вы думаете, почему она у нас появилась в группе? (Чтобы полететь в космос) | 1 мин |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: - Кто первым полетел в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин) Воспитатель: - Кто же такие космонавты? (Космонавты - люди, совершающие полеты в космос. Космонавт управляет кораблем, ведет связь с Землей, проводит научные эксперименты, выполняет работы в открытом космосе, проводит запуск и ремонт искусственных спутников). Воспитатель: - А какими должны быть космонавты? (Они смелые, выносливые, умные, решительные, не боятся трудностей, могут справиться с трудностями и решить непредвиденные ситуации) Воспитатель: - Как готовятся космонавты к полетам? (Они тренируются. Используют тренажер – центрифугу. Тренируются в "летающей лаборатории" и в гидробассейне.) Воспитатель: - Правильно, ребята. Только после длительных тренировок космонавты отправляются в полет. Воспитатель: - А как называется одежда космонавта? Для чего она ему нужна? (У космонавта скафандр и шлем. Скафандр защищает космонавта от холода. В нем он может дышать. В скафандре есть переговорочные устройства для связи с космическим кораблем). Воспитатель: - Ребята в космосе нет воды, нет еды. Как же тогда там живут космонавты? (Едят космонавты продукты питания, которые хранятся в консервированном виде. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой). Воспитатель: - В.: Дети, вы хотите узнать, что находится в космосе и отправиться в космический полёт? (Да) Воспитатель: - Космическая ракета у нас есть. А как можно назвать наш космический корабль? («Буран», Восток», «Вихрь», «Чайка», «Союз», «Салют») Воспитатель: - Хорошо, а как будет называться наш корабль, мы сейчас узнаем. (название корабля «Союз» приклеивают на ракету. Дети читают.) | 1 мин |
1.3 | Распределение ролей | Воспитатель: - Для путешествия в космос нам нужно распределить роли. А кто же участвует в полете? (командир космического корабля, космонавты, врач, бортинженер). Воспитатель: - Кого можно взять в полет? (журналиста, туриста). Воспитатель: - Кого можно увидеть, встретить в космосе? (инопланетянина) Воспитатель: - Кто руководит полетом с Земли? (диспетчер-оператор Центра управления полетом, руководитель полета) Воспитатель: - Да, ребята, для полета в космос нам нужна целая команда и прежде всего командир. Давайте подумаем, каким должен быть командир. Чем он занимается в полете? (Командир должен быть сильным, смелым, ловким, отважным, решительным. Он управляет всем полетом.) Воспитатель: - Кто из вас сегодня будет командиром? (дети предлагают участника на роль командира) Воспитатель: - А почему вы решили, что он именно он будет командиром? (Он сильный, умный, не бросит друга в беде) Воспитатель: - Что делает в полете бортинженер? (Он заправляет ракету топливом, готовит ее к полету, даёт «добро» на старт). Воспитатель: - Кто сегодня будет бортинженером? Дети выбирают бортинженера. Воспитатель: - Что делает врач перед полетом? (Осматривает космонавтом) Воспитатель: - Кто станет сегодня врачом? Дети выбирают врача. Воспитатель: - Но как жители нашей страны узнают о том, что в космос полетела очередная ракета? (Об этом рассказывают журналисты) Воспитатель: - Давайте выберем того, кто будет журналистом. Дети выбирают журналиста. Воспитатель: - А почему вы именно ей (ему) доверили эту роль? (Она общительная и добрая). Воспитатель: - Ну, вот мы и сформировали экипаж, он полетит в космос. Но нужен еще один человек. Он следит за полетом с Земли, согласовывает действия экипажа. Это диспетчер-оператор. Диспетчер находится в Центре управления полетом. Кто же сегодня останется на Земле в Центре управления полетом? Дети выбирают диспетчера ЦУП. Воспитатель: - А почему вы ему дали эту роль? (Он умный, разбирается в компьютерах и другой сложной технике). Воспитатель: - Хорошо. Остальные ребята будут у нас космонавтами. А я буду руководить полетом и направлять действия всех членов экипажа. Приготовьте все необходимое для полета. | 3 мин |
II. | Основная часть | Ход игры | 17 мин. |
2.1 | Развитие сюжета игры | Разворачивается игровое действие: техники готовят ракету к полету, врач осматривают членов экипажа, журналист берет интервью перед полетом. Руководитель полета: - Ну что, ребята, начинаем. Командир, командуйте экипажем. Командир. Внимание! Всех участников полета прошу собраться у кабинета врача для прохождения медицинского осмотра. (проходят к врачу) Врач: Добрый день! Я врач. Меня зовут ____. Всем необходимо измерить температуру. (раздает градусники). Пока дети с градусниками, врач проверяет зрение, вес. А командиру измеряет давление. Затем собирает градусники. Врач: - Надо проверить, все ли у вас хорошо с ориентацией. Встаньте, пожалуйста, в колонну по одному. Закройте глаза и достаньте правой рукой левое ухо. (Выполняют) А теперь вытяните руки вперед, закройте глаза и с закрытыми глазами дотроньтесь до носа сначала одной рукой, а потом другой. (Выполняют). И последнее упражнение: вытяните руки в стороны и пройдите по скакалке. (Выполняют). Руководитель полета: - Врач, доложите в Центр управления полетом о состоянии здоровья космонавтов. Врач: (подходит к диспетчеру в ЦУП) – Здравствуйте. Я врач … Космонавты осмотрены. Результаты обследования говорят о том, что все члены экипажа здоровы, чувствуют себя хорошо, никаких отклонений от нормы нет. Удачного старта. Диспетчер: Врач …, вы должны полететь с ними, чтобы следить за их здоровьем. Врач: - Есть лететь с ними. Командир. – Бортинженер, проверьте ракету. (Бортинженер проверяет ракету) Бортинженер: - Командир корабля, ракета к полету готова. Командир: - Внимание. Всех членов экипажа прошу надеть скафандры. Космонавты одеваются (звучит песня) Командир: - Экипаж, все на борт. Руководитель полета: - Молодцы, теперь я вижу, что вы действительно готовы к полёту! Космонавты, займите свои места в ракете. Приготовиться к взлету. (Космонавты занимают свои места в ракете). Руководитель полета: - Внимание! Объявляю, трёхминутную готовность! Экипаж к полёту в космос готов. Диспетчер, начинайте запуск корабля. (Звучит сигнал «пип-пип») Дается сигнал к отправлению ракеты. Диспетчер и космонавты готовятся к взлету: Диспетчер. - Проверка скафандров. Командир. - Есть проверка скафандров! Диспетчер. - Ключ на старт. Командир. - Есть ключ на старт. Диспетчер. - Зажигание. Командир. - Есть зажигание. Диспетчер. - Начинаем отсчет времени 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-ПУСК! (звук взлета ракеты) Командир. - «Земля», «Земля», на связь вызывает «Салют». Как слышите? Прием! Руководитель полета: - «Салют», «Салют», слышу вас хорошо. Доложите обстановку. (Видеоряд на потолке «Космос») Командир. – Бортинженер, как работает оборудование корабля? Бортинженер: - Система обслуживания корабля работает нормально. Командир. – Врач, доложите о самочувствии экипажа. Врач: - Члены экипажа чувствуют себя хорошо. Жалоб на состояние здоровья не поступало. Руководитель полета: - Экипаж «Салют», до связи. Диспетчер. - «Салют», «Салют, вас вызывает «Земля». Доложите обстановку. Прием! Капитан: - Полет протекает нормально? Диспетчер. - Что интересного увидели? Космонавты, туристы и журналисты рассказывают: «Земля» мы видим планеты. Среди них есть большие и маленькие. Все они вращаются вокруг Солнца. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. У него твёрдая каменистая поверхность. На этой планете очень жарко. - Вторая от Солнца планета Венера. Она окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет. Поверхность Венеры каменистая. Диспетчер.- Расскажите, как выглядит Земля из космоса. На что она похожа? Космонавт: - Наша земля кажется маленьким шариком. Мы видим на ней синие пятна – это океаны, моря, реки, озера. Есть и белые пятна – ледники в горах, коричневый цвет – суша. Солнце дает Земле тепло и свет. У Земли есть спутник Луна. | 9 мин |
2.2 | Поддержание интереса к игре (устранение непола-док на корабле, встреча с инопланетянином) | Диспетчер: (звук поражения) – «Салют», поступил сигнал тревоги, проверьте внешнюю обшивку корабля. Командир: - Земля, для устранения неполадок принимаю решение выйти в открытый космос. До связи. Командир: - Бортинженер, для устранения неполадок приготовиться к выходу в открытый космос. Бортинженер: (привязывается веревкой) – Капитан, к выходу в космос готов. Разрешите приступать к выполнению задания. (Выходит, осматривает ракету, производит ремонтные работы, возвращается в ракету и докладывает ). Командир: - Бортинженер, доложите обстановку. Бортинженер: - Товарищ командир, неполадки устранены. Командир: - Есть, неполадки устранены. Журналист: (спрашивает бортинженера) – Вы выходили в открытый космос, как вы себя чувствуете. Бортинженер: - Чувствую себя хорошо. Журналист: - Какие чувства вы испытывали в открытом космосе? Может быть, вам было страшно? Бортинженер: - Страшно не было. Я действовал по инструкции. Было очень интересно. Руководитель полета: - «Салют» поступил сигнал «SOS» с неизвестной планеты. Даю разрешение на посадку. Командир: - Вас понял. Экипаж, приготовиться к посадке. Занять свои места. (принимают позу) (Звук приземления корабля) Командир: - Земля! Посадка прошла нормально, выходим из корабля. (Все ходят по помещению, изображая состояние невесомости) Турист: - Ой, посмотрите, кто это? (Сидит Инопланетянин) Космонавт: - Вы кто? Инопланетянин: - Я Инопланетянин. Меня зовут робот Боб. У меня сломался корабль. Не могли бы вы помочь мне собрать ракету. Командир: - Экипаж, поможем Инопланетянину? (собирают корабль) Руководитель полета: - «Салют» на связи Земля, доложите обстановку. Командир: - Обнаружили Инопланетянина, построили ему ракету. Диспетчер: - Бортинженер, проверьте состояние корабля. Доктор, как чувствуют себя члены экипажа. Руководитель полета: - Пора прощаться с Инопланетянином. Инопланетянин: - Спасибо за помощь. Можно ли мне отправиться с вами на Землю на своей ракете. Командир: - Конечно можно. Мы приглашаем тебя в гости на нашу планету. Лети на своей ракете за нами. Диспетчер. «Салют», «Салют»! Вызывает на связь «Земля»! Расчетное время вашего полета подходит к концу! Возвращайтесь на Землю! Командир: - Экипаж, прошу всех занять свои места. К полету готовы. Старт. (Звук стартующей ракеты) | 8 мин |
III. | Заключительная часть | Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение Подведение итогов игры | 3 мин. |
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Космонавты «возвращаются на Землю». Их встречают журналисты, родственники, знакомые. Герои рассказывают о своем путешествии. Журналист делает короткий репортаж о полете. Журналист: (берет интервью у космонавтов) - Вы совершили свой первый полет в космос. Мы вас поздравляем. Как вы себя ощущали? Космонавты: Ощущали себя отлично. Это моя работа. Я не жалею, что выбрал такую работу. Любой человек захотел бы туда попасть, если бы знал, что мы там видели. Журналист: - Сколько времени вы готовились к полету в космос? Космонавты: Долго, но это стоит того. Журналист: Были ли какие-то сложные, запоминающиеся моменты? Космонавты: Самое запоминающееся – это выход в космос. Это самая интересная и опасная работа. Журналист: Есть ли у вас какие-то традиции? Космонавты: Самая важная традиция – всегда действовать по инструкции. А еще мы берем в космос игрушку. И когда мы входим в состояние невесомости, то она первая поднимается с места. Это значит, что мы уже в космосе. Журналист: Спасибо. Спешите к родным, они вас очень ждут. Журналист: Внимание! Только что приземлился корабль «Салют». Все космонавты чувствуют себя хорошо. Во время полета они провели много научных экспериментов. Мы продолжаем следить за событиями сегодняшнего дня. До встречи в вечерних новостях. | 2 мин |
3.2 | Подведение итогов игры | Воспитатель: - Понравилось играть? Почему? А что запомнилось в игре? Что было самым интересным? Все ли ребята справились со своими ролями? А кто справился со своей ролью лучше? Почему? А ты как справился со своей ролью? А что у тебя не получилось? Воспитатель: - Молодцы! Вы все очень старались, поэтому справились со своими ролями. А что вы расскажете дома? Кому вы расскажете? Молодцы! | 1 мин |
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | ||
4.1 | Книжный центр | Подбор книг и иллюстраций о космосе | |
4.2 | Центр творчества | Рисунки, коллективная аппликация | |
4.3 | Центр двигательной активности | Комплексы пальчиковой гимнастики о космосе, атрибуты к игре, подбор комплекса упражнений и подвижных игр по теме. | |
4.4 | Центр настольно-печатных и развивающих игр | Дидактические игры о космосе | |
4.5 | Музыкальный центр | Песни о космосе |
3. ЛИТЕРАТУРА
1. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. –М: Гном и Д, 2000.
2. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. - М.: Педагогика,1990.
3. Михайленко Н.Я.; Короткова Н.А. Игра с правилами. – М.: Онега, 1994.
4. Родари Дж. Грамматика фантазии. –М.: Прогресс,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие в страны Европы".
Конспект сюжетно-ролевой игры для старшего дошкольного возраста. В игре помимо морского путешествия, прописаны экскурсии с коментариями гида по столицам Европы. Игра расширяет кругозор и развивает поз...
Конспект сюжетно-ролевой игры "Космическое путешествие"
Данная игра поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине - первом космонавте Земли. Поможет систематизировать получ...
Конспект сюжетно-ролевой игры "Интересное путешествие". Подготовительная группа.
Интересный конспект , пример которого поможет воспитателю направить детей в игре, захватывая несколько образовательных областей...
КОНСПЕКТ сюжетно-ролевой игры «Веселое путешествие» во II младшей группе
Программное содержание:обучать детей игровым навыкам, способствовать возникновению игры на тему литературного произведения;учить детей обыгрывать сюжет, выполняя определенную роль в игре;учить взаимод...
конспект сюжетно -ролевой игры морское путешествие
Конспект сюжетно ролевой игры в подготовительной группе...
План конспект сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие»
Цель: Продолжать учить создавать воображаемую игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею. Задачи:· Совершенствовать иг...
Конспект сюжетно-ролевой игры "Космическое путешествие"
Конспект предназначен для детей средей группы....