Конспект НОД "Животные жарких стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Горкавая Наталия Петровна

Конспект непосредственной образовательной деятельности для дошкольников

«Животные жарких стран»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zhivotnye_zharkih_stran.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для дошкольников

«Животные жарких стран»


Конспект НОД и презентация для дошкольников Животные жарких стран

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию (экология)

Цель:

Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран.

Задачи:

формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

развивать интерес к представителям природы;

продолжить учить отгадывать загадки;

расширять словарный запас дошкольников;

развивать зрительное и слуховое внимание, творческое воображение, подражательность;

воспитывать интерес к окружающему миру, умение выслушивать и дополнять ответы друг друга.

Оснащение: географическая карта, глобус, наклейки с изображением животных, раскраски с изображением животных тёплых стран, разрезные картинки, мультимедийная презентация.

Предварительная работа: беседы о животных, загадывание загадок о животных, рассматривание картин о диких животных«львы»«животные зоопарка» и др., рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Ход НОД

Воспитатель: Смотрите, ребята, кто у нас сегодня в гостях? Это наш добрый друг — попугай Кеша. Что с тобой, Кеша, приключилось? Почему ты решил прийти к нам?

Кеша(Слайд)

В жарких странах я родился,

Но в России очутился.

Попугай я - какаду,

Средь людей я жизнь веду.

Я умею говорить,

И по жёрдочке ходить.

Вчера я получил письмо от брата — попугая «Ары». Он пишет, что скоро приедет с группой экзотических животных из жарких стран в наш цирк. Я так обрадовался. Но потом огорчился: ведь я приехал в Россию, когда был маленьким. И совсем не помню своих земляков. Вот будет стыдно, если я перепутаю страуса с попугаем, а зебру с лошадкой пони.

Помогите мне разобраться, какие животные обитают в жарких странах.

Воспитатель: Ребята, Кеша очень волнуется. Хотите ли вы помочь ему? (Ответы детей). Какие вы молодцы! Я знала, что вы всегда придёте на помощь. А если вы не всё будете знать, то как поступите в этом случае? (Ответы детей). Ну, конечно, я вам помогу. Мы вместе решим проблему Кеши. Уважаемый, Кеша, мы не только поможем вспомнить тебе названия животных жарких стран, но и назовём места их обитания.

(Воспитатель обращает внимание детей на географическую карту и глобус).

Воспитатель: Если внимательно посмотреть на карту земли и глобус — модель Земли, то можно увидеть, что наша планета состоит из воды и суши. Вода — это(ответы детей) реки, озёра, моря, океаны и т. д. Суша - это что? (леса, поля, степи, пустыни и т. д.).

На нашей планете существует шесть материков (Африка, Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Антарктида).(Слайд) Каждый материк отличается от другого по цвету. Цвет на карте обозначает климат. Ведь животный и растительный мир зависит от климатических условий. (Работа с картой, глобусом).

А теперь, ребята, покажите Кеше материк, который раскрашен жёлтым цветом. Что означает жёлтый цвет? (Жёлтый цвет говорит о том, что на материке в основном преобладают пески. Здесь небогатый растительный мир. Живут в основном животные, которые любят тепло. Самый сухой и жаркий, где лето круглый год.) Что же это за материк?

(Воспитатель загадывает загадку).

Материк лежит большой,

Самый жаркий и сухой.

Там и лето круглый год,

Кто его мне назовёт? (Африка).

Воспитатель: Ребята, давайте вместе найдём картинки с изображением теплолюбивых животных и наклеим на нашу картину. (Дети выбирают животных, наклеивают на картину Африки — бегемот, зебра, слон, лев, обезьяна и др.).

Воспитатель: Кеша, теперь ты знаешь, откуда приедут к тебе животные. А с помощью загадок с подсказками ты узнаешь какие обитатели Африки к тебе могут пожаловать. Ребята, вы готовы найти Кеше правильный ответ?

Итак загадка первая.

Его огненная грива

В солнечных лучах красива.

Для прыжка чуть-чуть присев

Ждёт в траве добычу. (Лев)(Слайд)

- Почему льву важно быть незамеченным? (Он хищник, выслеживает добычу).

- Почему мы не видим его? (Цвет шерсти позволяет быть незамеченным среди жёлтой сухой травы).

- Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему? (На охоту ходят, как правило, львицы. (Слайд) Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает лев. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится).

- А чем внешне отличаются львы от львиц? (У львов большая, пушистая грива, а у львицы её нет).

- На кого охотятся львицы? (Их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).

- Какую пользу приносят хищники? (Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожая больных животных).

Дидактическая игра«Кто быстрее соберёт картинку?»

Дети делятся на две группы и собирают целые картинки с изображением льва и львицы из разных картинок.

Загадка вторая.

Вот лошадки все в полосках,

Может быть они в матросках?

Нет, они такого цвета. (Слайд).

Угадайте, кто же это? (Зебра).

Зебра — это чёрная лошадка в белую полоску или белая лошадка в чёрную полоску? (Каждая зебра покрыта полосками и они не повторяются).

- Как детёныш зебры узнаёт свою мать? (По рисунку).

- Как окрас зебры спасает её от хищников? (Окрас позволяет сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).(Слайд)

Проводится физкультурная минутка попугая Кеши.

Мы с весёлым Попугаем,

По дорожке пошагаем.

И похлопаем в ладоши:

Кеша — попугай хороший.

Продолжаем мы игру -

Скачем все, как кенгуру.

На охоту мы идём

И как крокодил ползём.

А теперь рычим, как львы

В густых зарослях травы.

Как жирафы потянулись.

Снова на места вернулись.

Воспитатель: А сейчас продолжаем помогать Кеше знакомиться с животными, которые приедут к нему из жарких стран.

О ком же эта загадка?

Прячет в речке свой живот

Толстый, добрый. (Бегемот).

С кем же дружит этот толстый бегемот? Бегемот дружит с птицами. Да, да, Кеша, не удивляйся, у нашего большого бегемота есть такие маленькие друзья.

- Как же эти маленькие друзья помогают бегемоту? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя (Слайд) птица бегемоту чистит шкуру от насекомых, лечит ранки. (Слайд)

- А кто же спрятался в следующей загадке?

Носом-шлангом великан

Моется, как в душе.

Этот житель жарких стран

Всех крупней на суше. (Слон) (Слайд)

- Осмелится ли лев напасть на слона? (Нет, слон — могучее, очень сильное животное, льву с ним не справиться). Самое удивительное у слона - хобот. Что же слон делает с ним? (С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, (Слайд) рвёт траву, (Слайд) пьёт. (Слайд) Он переносит очень толстые деревья. Хоботом он защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детёнышей).

- Может ли кто принести вред слону? (Муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног и слон не может ходить).

Пальчиковая гимнастика

В жарких странах

(лёгкими скользящими движениями всех пальцев проводить по столу)

Носороги

(руки поставить на согнутые растопыренные пальцы)

Просто ходят по дороге.

(руками производить движения вперёд)

Мокнут в речке бегемоты.

(перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы)

Львы выходят на охоту.

(раскрывать пальцы веером)

Крокодилы

(раскрывать соединённые у запястья руки)

Обезьяны

(Руки приставить к голове, показать «уши»)

Зебры — жители саванны,

(пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие» движения по столу вперёд)

И тропические птицы.

(большие пальцы обеих рук переплести между собой, взмахивать ладонями, как крыльями).

Есть чему тут подивиться.

(ладони обеих рук, лежащие на столе, переворачивать вверх — вниз).

Воспитатель: Ну, а сейчас, следующий материк.

Лучше всех материков,

И, конечно, краше.

Там, где мы с тобой живём,

Где Россия наша. (Евразия).

- Где в нашей стране мы можем увидеть теплолюбивых животных(Зоопарк, цирк).

- Вы бывали с родителями в настоящем зоопарке? Какие животные там обитают? Кто знает, как нужно вести себя в зоопарке? (Нельзя кормить животных, нельзя отходить от родителей, нельзя дразнить животных, нельзя близко подходить к вольеру и т. д.).

- Какие виды животных вы знаете(Хищники и травоядные).

- Кто такие хищники и чем они отличаются от травоядных? (Травоядные питаются травой, хищники охотятся на слабых животных).

Воспитатель: Кеша, ты только не пугайся. В цирке звери обучены и с ними всегда рядом их дрессировщик. Но ты всё равно обязан придерживаться правил поведения при общении с такими животными. Так что мы за тебя с ребятами будем спокойны.

Так откуда же ещё могут пожаловать теплолюбивые «гости», из каких стран? На каких же материках они обитают? Ах, да! У нас же есть загадка.

Ну, а эти — самые длинные

И, конечно, очень нужные.

Они почти соединили

Полюс Северный и Южный. (Северная и Южная Америка).

На этой территории встречаются животные, которые живут и в Европе, и в Африке, и в Австралии. Как вы думаете, почему территория Америки тянется от Северного полюса до Южного, климат очень разнообразный и животные поэтому разнообразные.

(Воспитатель вместе с детьми расселяют на карте только теплолюбивых животных: попугаи, обезьяны, крокодилы и т. д.).

Хотя бы с одним из этих представителей мы тебя, Кеша, и познакомим.

А вот и загадка:

Пасть зубастую открыл (Слайд)

Царь болота. (крокодил).

А знаете, сколько лет живёт крокодил? Целых 100 лет. Посмотрите на его короткие, но очень сильные лапы. А плоский и мощный хвост? Для чего он крокодилу? (Помогает ему двигаться). У крокодила шея короткая, но очень мощная, крепкие челюсти с острыми зубами. А может ли крокодил менять цвет кожи? (Да. Чем выше температура воздуха, тем в окраске кожи больше зелёного оттенка). Но, несмотря на свой устрашающий вид, он с удовольствием разрешает птицам (кулики, цапли (Слайд) заходить в открытую пасть, чтобы поклевать остатки птицы и паразитов, при этом крокодил никогда не пытается схватить птицу.

Воспитатель: А вот и ещё один материк, откуда могут пожаловать удивительные «гости».

Для всех он — младший брат,

Невелик, зато богат.

Там одна страна всего,

Назови-ка ты его. (Австралия).

Австралия со всех сторон омывается морями. Здесь очень буйная растительность и очень богатый разнообразный животный мир. Самая большая птица в Австралии — страус, очень быстроногое животное — кенгуру, смешные коала, попугаи, лемуры, пумы и др.).

Воспитатель с детьми расселяет животных на карте (м. Австралия).

Воспитатель:

Прыгает, как чемпион

С сумкой чудо-почтальон.

Не письмо и не газету

Зверь упрятал в сумку эту.

Кормит мама поутру

Маленького. (Кенгуру)(Слайд)

Да, да, Кеша, с этим удивительным животным мы тебя познакомим поближе.

- Как передвигаются кенгуру? (Передвигаются по земле прыжками, которые совершают за счёт очень сильных и развитых задних ног).

- Что помогает кенгуру сохранять равновесие при совершении прыжков? (Длинный хвост).

В мире существует легенда о происхождении названия этого животного. Когда из Европы на материк Австралия прибыли учёные, то они впервые встретились с этим уникальным зверем. И когда они стали расспрашивать об этом животном людей, которые жили в Австралии, то они не понимали язык учёных и отвечали им: Кен Гу Ру, что означало в переводе на русский язык «Я не понимаю». Но с тех пор так и родилось название этих животных — кенгуруЖивотное это довольно-таки крупное и способности его удивительные. Оно может перепрыгнуть через преграду около 3-х метров в высоту, бегает очень быстро, но и быстро устаёт, поэтому их легко можно догнать.

- А для чего кенгуру крупные уши? (Крупные развитые уши служат для того, чтобы определить хищника вблизи. Если кенгуру замечает опасность, то начинает стучать сильно лапами об землю, пытаясь предупредить о приближении врага своих сородичей).

- Какого цвета мех кенгуру? (Чёрного или серого).

- Где носит своего детёныши кенгуру?

Воспитатель: У нас, Кеша, ещё один «гость» из Австралии спрятался в загадке. Тебе обязательно надо познакомиться с ним.

Прячет шею в облаках

Длинноногий зверь. (Жираф) (Слайд)

Высота жирафа 6 метров, он с ростом с 2-х этажный дом, половина высоты приходится на шею.

- Зачем ему такая шея? (Легко достаёт до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).

- Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы. Чем привлекает их жираф? (Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что не поворачивая головы он видит всё вокруг).(Слайды)

Воспитатель(обращает внимание детей на глобус и загадывает загадку).

Дуют ветры ледяные,

Горы снежные, крутые.

Там о лете не слыхали.

Там согреешься едва ли.

Он не мал и не велик

Этот снежный материк. (Антарктида).

Воспитатель: Ребята, что случилось, куда же делись наши картинки-наклейки с животными жарких стран? Кого же мы заселим на этот материк?

- Каким цветом раскрашен этот материк? (Белым). Почему? (Потому, что здесь вечная мерзлота, и снег не тает. Здесь нет растительности).

- Смогут ли выжить там теплолюбивые животные? (Нет. Они погибнут. Нет такого тёплого меха и толстого слоя жира, как у животных холодных стран).

Воспитатель: Ребята, мы очень много интересного рассказали Кеше о животных жарких стран. Но чтобы от всё-таки не перепутал животных, мы вспомним всё, о чём говорили. (Воспитатель задаёт вопросы по теме. Попугай Кеша благодарит воспитателя и детей за помощь).

Воспитатель:

Кеша, славный попугай,

Ты запоминай, давай.

Всех животных жарких стран:

Тигра, льва и обезьян,

Кенгуру и крокодила,

И жирафа, и слона -

Всем защита им нужна!

К, сожалению, на многих животных идёт охота. Охотники незаконно добывают шкуры животных. Поэтому многие из них охраняются законом. Посмотрите на нашу карту. Какой она у нас получается великолепной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Животные жарких стран"

Конспект лексического занятия в подготовительной группе тема: "Животные жарких стран" "Мама для слоненка"...

Конспект занятия для подготовительной к школе группыпо теме: « Животные жарких стран и Севера»

Непосредственно образователная детеьнось направлена на расширение и углубление заний  детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду живо...

Конспект открытого интегрированного занятия "Путешествие в жаркие страны" подготовительная группа

Конспект открытого интегрированного занятия "Путешествие в жаркие страны" образовательная область "Познание" коструирование и мир природы подготовительная группа...

Конспект:" Животные жарких стран и севера". Старшая группа.

Продолжать знакомить детей с животными жарких стран и севера. Употреблять названия животных в правильном падеже,числе, роде. Делить на слоги....

Конспект "Животные жарких стран"

Лексическая тема "Животные жарких стран.Путешествие"...

Календарно-тематическое планирование в средней группе "Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому климату"

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ АПРЕЛЬ 2020Тема III недели: Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому...

Конспект "Животные жарких стран"

В джунглях звон везде летит,Если слон во всю трубит.А у жирафа шея длинная,И все видать ему вокруг.У зебры грива лошадиная,Она для всех хороший друг.А по пустыне поутруЛегко скакала кенгуру....