Конспект НОД "Животные жарких стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности для дошкольников
«Животные жарких стран»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zhivotnye_zharkih_stran.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности для дошкольников
«Животные жарких стран»
Конспект НОД и презентация для дошкольников Животные жарких стран
непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию (экология)
Цель:
Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран.
Задачи:
формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
развивать интерес к представителям природы;
продолжить учить отгадывать загадки;
расширять словарный запас дошкольников;
развивать зрительное и слуховое внимание, творческое воображение, подражательность;
воспитывать интерес к окружающему миру, умение выслушивать и дополнять ответы друг друга.
Оснащение: географическая карта, глобус, наклейки с изображением животных, раскраски с изображением животных тёплых стран, разрезные картинки, мультимедийная презентация.
Предварительная работа: беседы о животных, загадывание загадок о животных, рассматривание картин о диких животных: «львы», «животные зоопарка» и др., рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Ход НОД
Воспитатель: Смотрите, ребята, кто у нас сегодня в гостях? Это наш добрый друг — попугай Кеша. Что с тобой, Кеша, приключилось? Почему ты решил прийти к нам?
Кеша: (Слайд)
В жарких странах я родился,
Но в России очутился.
Попугай я - какаду,
Средь людей я жизнь веду.
Я умею говорить,
И по жёрдочке ходить.
Вчера я получил письмо от брата — попугая «Ары». Он пишет, что скоро приедет с группой экзотических животных из жарких стран в наш цирк. Я так обрадовался. Но потом огорчился: ведь я приехал в Россию, когда был маленьким. И совсем не помню своих земляков. Вот будет стыдно, если я перепутаю страуса с попугаем, а зебру с лошадкой пони.
Помогите мне разобраться, какие животные обитают в жарких странах.
Воспитатель: Ребята, Кеша очень волнуется. Хотите ли вы помочь ему? (Ответы детей). Какие вы молодцы! Я знала, что вы всегда придёте на помощь. А если вы не всё будете знать, то как поступите в этом случае? (Ответы детей). Ну, конечно, я вам помогу. Мы вместе решим проблему Кеши. Уважаемый, Кеша, мы не только поможем вспомнить тебе названия животных жарких стран, но и назовём места их обитания.
(Воспитатель обращает внимание детей на географическую карту и глобус).
Воспитатель: Если внимательно посмотреть на карту земли и глобус — модель Земли, то можно увидеть, что наша планета состоит из воды и суши. Вода — это: (ответы детей) реки, озёра, моря, океаны и т. д. Суша - это что? (леса, поля, степи, пустыни и т. д.).
На нашей планете существует шесть материков (Африка, Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Антарктида).(Слайд) Каждый материк отличается от другого по цвету. Цвет на карте обозначает климат. Ведь животный и растительный мир зависит от климатических условий. (Работа с картой, глобусом).
А теперь, ребята, покажите Кеше материк, который раскрашен жёлтым цветом. Что означает жёлтый цвет? (Жёлтый цвет говорит о том, что на материке в основном преобладают пески. Здесь небогатый растительный мир. Живут в основном животные, которые любят тепло. Самый сухой и жаркий, где лето круглый год.) Что же это за материк?
(Воспитатель загадывает загадку).
Материк лежит большой,
Самый жаркий и сухой.
Там и лето круглый год,
Кто его мне назовёт? (Африка).
Воспитатель: Ребята, давайте вместе найдём картинки с изображением теплолюбивых животных и наклеим на нашу картину. (Дети выбирают животных, наклеивают на картину Африки — бегемот, зебра, слон, лев, обезьяна и др.).
Воспитатель: Кеша, теперь ты знаешь, откуда приедут к тебе животные. А с помощью загадок с подсказками ты узнаешь какие обитатели Африки к тебе могут пожаловать. Ребята, вы готовы найти Кеше правильный ответ?
Итак загадка первая.
Его огненная грива
В солнечных лучах красива.
Для прыжка чуть-чуть присев
Ждёт в траве добычу. (Лев). (Слайд)
- Почему льву важно быть незамеченным? (Он хищник, выслеживает добычу).
- Почему мы не видим его? (Цвет шерсти позволяет быть незамеченным среди жёлтой сухой травы).
- Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему? (На охоту ходят, как правило, львицы. (Слайд) Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает лев. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится).
- А чем внешне отличаются львы от львиц? (У львов большая, пушистая грива, а у львицы её нет).
- На кого охотятся львицы? (Их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).
- Какую пользу приносят хищники? (Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожая больных животных).
Дидактическая игра: «Кто быстрее соберёт картинку?»
Дети делятся на две группы и собирают целые картинки с изображением льва и львицы из разных картинок.
Загадка вторая.
Вот лошадки все в полосках,
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета. (Слайд).
Угадайте, кто же это? (Зебра).
Зебра — это чёрная лошадка в белую полоску или белая лошадка в чёрную полоску? (Каждая зебра покрыта полосками и они не повторяются).
- Как детёныш зебры узнаёт свою мать? (По рисунку).
- Как окрас зебры спасает её от хищников? (Окрас позволяет сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).(Слайд)
Проводится физкультурная минутка попугая Кеши.
Мы с весёлым Попугаем,
По дорожке пошагаем.
И похлопаем в ладоши:
Кеша — попугай хороший.
Продолжаем мы игру -
Скачем все, как кенгуру.
На охоту мы идём
И как крокодил ползём.
А теперь рычим, как львы
В густых зарослях травы.
Как жирафы потянулись.
Снова на места вернулись.
Воспитатель: А сейчас продолжаем помогать Кеше знакомиться с животными, которые приедут к нему из жарких стран.
О ком же эта загадка?
Прячет в речке свой живот
Толстый, добрый. (Бегемот).
С кем же дружит этот толстый бегемот? Бегемот дружит с птицами. Да, да, Кеша, не удивляйся, у нашего большого бегемота есть такие маленькие друзья.
- Как же эти маленькие друзья помогают бегемоту? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя (Слайд) птица бегемоту чистит шкуру от насекомых, лечит ранки. (Слайд)
- А кто же спрятался в следующей загадке?
Носом-шлангом великан
Моется, как в душе.
Этот житель жарких стран
Всех крупней на суше. (Слон) (Слайд)
- Осмелится ли лев напасть на слона? (Нет, слон — могучее, очень сильное животное, льву с ним не справиться). Самое удивительное у слона - хобот. Что же слон делает с ним? (С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, (Слайд) рвёт траву, (Слайд) пьёт. (Слайд) Он переносит очень толстые деревья. Хоботом он защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детёнышей).
- Может ли кто принести вред слону? (Муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног и слон не может ходить).
Пальчиковая гимнастика
В жарких странах
(лёгкими скользящими движениями всех пальцев проводить по столу)
Носороги
(руки поставить на согнутые растопыренные пальцы)
Просто ходят по дороге.
(руками производить движения вперёд)
Мокнут в речке бегемоты.
(перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы)
Львы выходят на охоту.
(раскрывать пальцы веером)
Крокодилы
(раскрывать соединённые у запястья руки)
Обезьяны
(Руки приставить к голове, показать «уши»)
Зебры — жители саванны,
(пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие» движения по столу вперёд)
И тропические птицы.
(большие пальцы обеих рук переплести между собой, взмахивать ладонями, как крыльями).
Есть чему тут подивиться.
(ладони обеих рук, лежащие на столе, переворачивать вверх — вниз).
Воспитатель: Ну, а сейчас, следующий материк.
Лучше всех материков,
И, конечно, краше.
Там, где мы с тобой живём,
Где Россия наша. (Евразия).
- Где в нашей стране мы можем увидеть теплолюбивых животных? (Зоопарк, цирк).
- Вы бывали с родителями в настоящем зоопарке? Какие животные там обитают? Кто знает, как нужно вести себя в зоопарке? (Нельзя кормить животных, нельзя отходить от родителей, нельзя дразнить животных, нельзя близко подходить к вольеру и т. д.).
- Какие виды животных вы знаете? (Хищники и травоядные).
- Кто такие хищники и чем они отличаются от травоядных? (Травоядные питаются травой, хищники охотятся на слабых животных).
Воспитатель: Кеша, ты только не пугайся. В цирке звери обучены и с ними всегда рядом их дрессировщик. Но ты всё равно обязан придерживаться правил поведения при общении с такими животными. Так что мы за тебя с ребятами будем спокойны.
Так откуда же ещё могут пожаловать теплолюбивые «гости», из каких стран? На каких же материках они обитают? Ах, да! У нас же есть загадка.
Ну, а эти — самые длинные
И, конечно, очень нужные.
Они почти соединили
Полюс Северный и Южный. (Северная и Южная Америка).
На этой территории встречаются животные, которые живут и в Европе, и в Африке, и в Австралии. Как вы думаете, почему территория Америки тянется от Северного полюса до Южного, климат очень разнообразный и животные поэтому разнообразные.
(Воспитатель вместе с детьми расселяют на карте только теплолюбивых животных: попугаи, обезьяны, крокодилы и т. д.).
Хотя бы с одним из этих представителей мы тебя, Кеша, и познакомим.
А вот и загадка:
Пасть зубастую открыл (Слайд)
Царь болота. (крокодил).
А знаете, сколько лет живёт крокодил? Целых 100 лет. Посмотрите на его короткие, но очень сильные лапы. А плоский и мощный хвост? Для чего он крокодилу? (Помогает ему двигаться). У крокодила шея короткая, но очень мощная, крепкие челюсти с острыми зубами. А может ли крокодил менять цвет кожи? (Да. Чем выше температура воздуха, тем в окраске кожи больше зелёного оттенка). Но, несмотря на свой устрашающий вид, он с удовольствием разрешает птицам (кулики, цапли (Слайд) заходить в открытую пасть, чтобы поклевать остатки птицы и паразитов, при этом крокодил никогда не пытается схватить птицу.
Воспитатель: А вот и ещё один материк, откуда могут пожаловать удивительные «гости».
Для всех он — младший брат,
Невелик, зато богат.
Там одна страна всего,
Назови-ка ты его. (Австралия).
Австралия со всех сторон омывается морями. Здесь очень буйная растительность и очень богатый разнообразный животный мир. Самая большая птица в Австралии — страус, очень быстроногое животное — кенгуру, смешные коала, попугаи, лемуры, пумы и др.).
Воспитатель с детьми расселяет животных на карте (м. Австралия).
Воспитатель:
Прыгает, как чемпион
С сумкой чудо-почтальон.
Не письмо и не газету
Зверь упрятал в сумку эту.
Кормит мама поутру
Маленького. (Кенгуру). (Слайд)
Да, да, Кеша, с этим удивительным животным мы тебя познакомим поближе.
- Как передвигаются кенгуру? (Передвигаются по земле прыжками, которые совершают за счёт очень сильных и развитых задних ног).
- Что помогает кенгуру сохранять равновесие при совершении прыжков? (Длинный хвост).
В мире существует легенда о происхождении названия этого животного. Когда из Европы на материк Австралия прибыли учёные, то они впервые встретились с этим уникальным зверем. И когда они стали расспрашивать об этом животном людей, которые жили в Австралии, то они не понимали язык учёных и отвечали им: Кен Гу Ру, что означало в переводе на русский язык «Я не понимаю». Но с тех пор так и родилось название этих животных — кенгуру. Животное это довольно-таки крупное и способности его удивительные. Оно может перепрыгнуть через преграду около 3-х метров в высоту, бегает очень быстро, но и быстро устаёт, поэтому их легко можно догнать.
- А для чего кенгуру крупные уши? (Крупные развитые уши служат для того, чтобы определить хищника вблизи. Если кенгуру замечает опасность, то начинает стучать сильно лапами об землю, пытаясь предупредить о приближении врага своих сородичей).
- Какого цвета мех кенгуру? (Чёрного или серого).
- Где носит своего детёныши кенгуру?
Воспитатель: У нас, Кеша, ещё один «гость» из Австралии спрятался в загадке. Тебе обязательно надо познакомиться с ним.
Прячет шею в облаках
Длинноногий зверь. (Жираф) (Слайд)
Высота жирафа 6 метров, он с ростом с 2-х этажный дом, половина высоты приходится на шею.
- Зачем ему такая шея? (Легко достаёт до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).
- Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы. Чем привлекает их жираф? (Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что не поворачивая головы он видит всё вокруг).(Слайды)
Воспитатель: (обращает внимание детей на глобус и загадывает загадку).
Дуют ветры ледяные,
Горы снежные, крутые.
Там о лете не слыхали.
Там согреешься едва ли.
Он не мал и не велик
Этот снежный материк. (Антарктида).
Воспитатель: Ребята, что случилось, куда же делись наши картинки-наклейки с животными жарких стран? Кого же мы заселим на этот материк?
- Каким цветом раскрашен этот материк? (Белым). Почему? (Потому, что здесь вечная мерзлота, и снег не тает. Здесь нет растительности).
- Смогут ли выжить там теплолюбивые животные? (Нет. Они погибнут. Нет такого тёплого меха и толстого слоя жира, как у животных холодных стран).
Воспитатель: Ребята, мы очень много интересного рассказали Кеше о животных жарких стран. Но чтобы от всё-таки не перепутал животных, мы вспомним всё, о чём говорили. (Воспитатель задаёт вопросы по теме. Попугай Кеша благодарит воспитателя и детей за помощь).
Воспитатель:
Кеша, славный попугай,
Ты запоминай, давай.
Всех животных жарких стран:
Тигра, льва и обезьян,
Кенгуру и крокодила,
И жирафа, и слона -
Всем защита им нужна!
К, сожалению, на многих животных идёт охота. Охотники незаконно добывают шкуры животных. Поэтому многие из них охраняются законом. Посмотрите на нашу карту. Какой она у нас получается великолепной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Животные жарких стран"
Конспект лексического занятия в подготовительной группе тема: "Животные жарких стран" "Мама для слоненка"...
Конспект занятия для подготовительной к школе группыпо теме: « Животные жарких стран и Севера»
Непосредственно образователная детеьнось направлена на расширение и углубление заний детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду живо...
Конспект открытого интегрированного занятия "Путешествие в жаркие страны" подготовительная группа
Конспект открытого интегрированного занятия "Путешествие в жаркие страны" образовательная область "Познание" коструирование и мир природы подготовительная группа...
Конспект:" Животные жарких стран и севера". Старшая группа.
Продолжать знакомить детей с животными жарких стран и севера. Употреблять названия животных в правильном падеже,числе, роде. Делить на слоги....
Конспект "Животные жарких стран"
Лексическая тема "Животные жарких стран.Путешествие"...
Календарно-тематическое планирование в средней группе "Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому климату"
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ АПРЕЛЬ 2020Тема III недели: Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому...
Конспект "Животные жарких стран"
В джунглях звон везде летит,Если слон во всю трубит.А у жирафа шея длинная,И все видать ему вокруг.У зебры грива лошадиная,Она для всех хороший друг.А по пустыне поутруЛегко скакала кенгуру....