Конспект НОД "В гостях у бабушки Забавушки (Быт древней Руси)" (6 - 7 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данное занятие знакомит детей с бытом и жизнью людей на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_byt_drevney_rusi.docx | 40.4 КБ |
byt_drevney_rusi.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию для детей 6 – 7 лет с ОНР.
Тема: «В гостях у бабушки Забавушки».
( Быт Древней Руси).
Составила воспитатель
I квалификационной категории
Десятова Лариса Павловна
с/п «Д/с «Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска
Цель: Знакомство детей с бытом Древней Руси, с обстановкой русской избы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (русская изба, домашняя утварь, русский народный костюм, русские народные инструменты). Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения простым предложением. Обогащать словарь: изба, горница, прялка, ткацкий станок, коромысло, люлька, косоворотка, пахарь, гусли, рожок.
Коррекционные: Развивать коммуникативные умения с помощью народной игры. Упражнять в умении согласовывать движения хоровода с текстом. Развивать слуховое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать интерес к самобытной красоте наших предков.
Методы и приемы:
Практические: Просмотр слайд – презентации «Русская изба» (Быт Древней Руси), отгадывание загадок; пальчиковая гимнастика «Пряли, пряли вечерком», хоровод «На горе то калина», п/и «Яблочко наливное».
Наглядные: Показ слайд – презентации «Русская изба» (Быт Древней Руси).
Словесные: Рассказ воспитателя, вопросы к детям, загадки.
Материал и оборудование: Слайд – презентация «Русская изба» (Быт Древней Руси),
игрушка – яблоко, музыкальные инструменты: балалайка, гармонь, гусли, рожок; кукла в русском народном костюме, оформление в виде горницы, колыбель с куклой.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | П/и «Яблочко наливное» |
Коммуникативная | Беседа. Тема: «Русская изба» (Быт Древней Руси) |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика «Пряли, пряли вечерком», п/и «Яблочко наливное», хоровод «На горе то калина» |
Восприятие художественной литературы, фольклора | Загадки про домашнюю утварь русской избы, про русские народные инструменты |
Музыкальная деятельность | Хоровод «На горе то калина». Прослушивание звучание русских народных инструментов (балалайка, гармонь, гусли, рожок) |
Познавательно – исследовательская деятельность | Слайд – презентации «Русская изба» (Быт Древней Руси) |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
1 слайд. Воспитатель в костюме бабушки Забавушки под русскую народную мелодию входит в группу, здоровается с детьми. Рассказывает о том, что шла к ним в детский сад и любовалась красотой домов в городе, какие дома высокие, красивые, кирпичные. Затем спрашивает, как называется город? Как называется страна, в которой мы живем? Далее Б.Забавушка говорит о том, что раньше Россию называли Русью и люди жили совсем в других домах. Предлагает детям совершить путешествие в Древнюю Русь, закрыть глаза и посчитать до пяти. | Дети здороваются с Б. Забавушкой, отвечают на её вопросы. Дети закрывают глаза и считают до пяти. | Дети знают название родного города и название страны. |
2 слайд На экране появляется изображение Древней Руси. Б.Забавушка читает стихотворение на слайде. Фоном звучит медленная русская народная мелодия. Слава нашей стороне! | Дети открывают глаза. Дети слушают стихотворение и смотрят на изображение Древне Руси на слайде. | Дети заинтересованы |
3 слайд На экране появляется изображение русской избы. Б.Забавушка предлагает детям посмотреть на изображение слайда и сказать, что изображено на картинке. Б.Забавушка говорит, что на Руси люди называли такой дом – изба и предлагает детям повторить слово изба. Далее б. Забавушка предлагает детям подумать и сказать, из чего сделана изба. Детям задается вопрос, если изба сделана из дерева, значит она какая? Рассказ б.Забавушки из каких деревьев строили на Руси деревья (сосна, лиственница) и почему. Далее детям предлагается посмотреть, что же внутри избы. | Дети отвечают на вопрос, что это дом. Дети повторяют слово изба. Дети отвечают на вопрос: изба сделана из дерева. Дети подбирают слово – определение (изба деревянная). Дети внимательно слушают рассказ. | Дети запомнили слово изба. Дети умеют отвечать на вопрос предложением, правильно определяют, из чего сделана изба. Дети умеют подбирать слово – определение. Дети умеют слушать рассказ. Дети заинтересованы. |
4 слайд На слайде появляется изображение горницы. Детям говорится, что в избе была одна большая светлая комната и называлась - горница. Горница – узорница Чудо хороша Горница – узорница Сказки припасла Детям предлагается повторить слово горница и посмотреть на интересные вещи, которые находятся в горнице. | Дети рассматривают изображение горницы и слушают стихотворение. Дети повторяют слово – горница. | Дети запомнили слово – горница. |
5 слайд Б.Забавушка предлагает детям ответить на вопрос, что в избе было самым главным. Загадывает загадку: Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает (печь). Появляется изображение печки. Детям предлагается подумать и сказать, зачем в избе нужна печь. Б.Забавушка уточняет ответы детей: Печь - это сердце дома. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печь обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду. | Дети высказывают свои предположения и отгадывают загадку. Дети высказывают свои предположения. | Дети правильно отгадывают загадку, понимают образный её смысл, могут объяснить. Дети умеют высказываться предложениями, связно. |
6 слайд (стол, лавка) Б.Забавушка обращает внимание детей на следующую картинку, где изображены стол, лавка, и предлагает назвать, что еще есть в избе. У детей выясняется, почему стол и лавка такие длинные. 7 слайд Изображение детской люльки в избе Раздается детский плач (запись) Б.Забавушка удивленно спрашивает кто это плачет. Подходит к колыбельке, открывает полог и берет куклу – младенца. Говорит, что это Ванечка проснулся. И успокаивает его, качает на руках и поет колыбельную песню: Ай, люли, люленьки, Б.Забавушка обращает внимание детей, что Ванечка успокоился и спрашивает у детей, где спит Ванечка. В старину её называли колыбель или люлька. Люльку подвешивали к потолку рядом с печкой, чтобы малышу было тепло. Если малыш плакал, то люльку качали, пели колыбельные песни. Б.Забавушка детей еще раз выясняет, зачем нужна была люлька и повторяет с детьми слово – люлька. | Дети смотрят на картинку, называют стол и лавку. Дети высказывают свои предположения. Дети слушают колыбельную песню. Дети отвечают на вопрос: в кроватке. Дети повторяют слово – люлька. | Дети правильно называют стол и лавку. Дети умеют высказываться предложениями, связно. Дети заинтересованы, умеют внимательно слушать. Дети запомнили назначение люльки и слово – люлька. |
8 слайд (изображение сундука) Б.Забвушка предлагает детям отгадать следующую загадку: Прячет бабушка там вещи У детей спрашивают, зачем людям нужен был сундук. | Дети слушают и отгадывают загадку. Дети высказывают свои предположения. | Дети понимают образный смысл загадка, могут объяснить. Дети умеют высказываться предложениями, связно. |
9 слайд Появляется изображение коромысла с ведрами Рассказ Б.Забавушки о том, на Руси девушки, женщины за водой ходили к колодцу или на речку. А чтобы было удобнее нести наполненные водой ведра, люди придумали коромысло. Это толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемкам на концах для ношения ведер на плече (плечах). Детям предлагается повторить слово – коромысло. Воду дед носил с утра, | Дети рассматривают изображение коромысло и слушают небольшой описательный рассказ о коромысле. Дети повторяют слово – коромысло. | Дети умеют внимательно слушать, поняли назначение коромысла. Дети запомнили слово – коромысло. |
10 слайд (прялка) Б.Забвушка предлагает детям отгадать следующую загадку: Что за барыня такая? В гребень шерсть она берёт, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдаёт?» (прялка) Б.Забавушка рассказывает о назначении прялки: в старину в каждой избе были прялки. При помощи прялки получали нити, а из ниток затем вязали или ткали полотно. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. И мы сейчас с вами будем прясть. Проводится пальчиковая гимнастика: - Пряли, пряли вечерком (пальцы рук трутся друг о друга), Ниточки тянули (пальцы рук перед собой, поглаживание), Будет маме сарафан (сжимание и разжимание пальцев), Бабушке платочки (хлопки в ладоши), Дедушке жилет (пальцы в «замок») Братишке берет (пальцы в «замке, ладони приподнять, локти в стороны), Ну, а мне кафтан (ладонью показать на себя). | Дети слушают и отгадывают загадку. Дети слушают рассказ о прялке. Дети выполняют пальчиковую гимнастику стоя. | Дети понимают образный смысл загадки. Дети умеют внимательно слушать. Дети правильно выполняют пальчиковую гимнастику – согласуют движения с текстом. |
11 слайд Появляется изображение деревянного ткацкого станка Б.Забавушка говорит, что много напряли ниток, а из ниток в старину ткали полотно (ткань) на ткацком станке. Посмотрите на картинку. Ткацкий станок стоял в каждой избе. На ткацком станке ткали девушки и женщины. У детей еще раз уточняется, зачем нужен был ткацкий станок. Б.Забавушка предлагает повторить выражение – ткацкий станок. | Дети рассматривают изображение ткацкого станка. Дети отвечают на вопрос. Дети повторяют выражение – ткацкий станок | Дети уяснили назначение ткацкого станка. Дети запомнили - ткацкий станок. |
12 слайд Появляется изображение русского народного костюма мужчины и женщины Б.Забавушка рассказывает о русском народном костюме мужчины и женщины: Из ткани шили одежду. Посмотрите, какую одежду носили в Древней Руси. У мальчиков и мужчин рубашка косоворотка. Почему её так называли? От слов косой воротник. Детям предлагают повторить слово – косоворотка. Косоворотку подвязывали кушаком – сейчас это называется пояс. Детям предлагают повторить слово – кушак. Штаны и сапоги. - Девочки и женщины носили женские рубахи и сарафаны. В обычные дни люди на Руси носили простую одежду, а в праздники надевали праздничную одежду. | Дети рассматривают русский народный костюм и внимательно слушают. Дети повторяют слово – косоворотка. Дети повторяют слово – кушак. | Дети умеют внимательно слушать Дети усвоили слова – косоворотка и кушак. |
13 слайд (праздничный русский костюм) | Дети рассматривают праздничный русский костюм | Дети заинтересованы |
14 слайд (труд мужчин в Древней Руси) Б.Забавушка предлагает посмотреть на картинку, подумать и рассказать, чем занимались мужчины на Руси: Занимались земледелием: пахали землю, сеяли хлеб, собирали урожай. Человек, который пахал землю, назывался – пахарь. Мужчины охотились, ходили на охоту. Подумайте и скажите, как назывался человек, который охотился? – охотник. Еще мужчины ловили рыбу. Подумайте, как назывался человек, который ловил рыбу? - рыбак. Как назывался человек, который пас коров, коз, овечек?- пастух. Далее Б.Забавушка рассказывает, что народ на Руси был трудолюбивый. Трудились с раннего утра до позднего вечера. И свой труд воспевали в хороводах. Предлагает завести хоровод «На горе то калина». Исполняется хоровод «На горе то калина» (под музыкальное сопровождение).
| Дети смотрят на картинку и высказывают свои предположения. Дети проговаривают слова: пахарь, охотник, рыбак, пастух Дети вместе с Б.Забавушкой исполняют хоровод «На горе то калина». | Дети умеют высказывать свои мысли предложениями, связно. Усвоили слова: пахарь, охотник, рыбак, пастух Дети умеют согласовывать движения с текстом хоровода. |
15 слайд Появляются картинки народных гуляний: Ивен – купала, осенины, масленица и т.д. Б.Забавущка показывает на картинки и рассказывает, что люди не только трудились. На Руси устраивали праздники – народные гуляния пели песни, водили хороводы, играли в игры. | Дети рассматривают картинки и слушают. | Дети заинтересованы, умеют внимательно слушать. |
16 слайд Появляется изображение русских народных инструментов Б.Забавушка продолжает свой рассказ о том, что Руси во время гуляния, что бы было веселее, люди играли на музыкальных инструментах. Предлагает детям отгадать загадки. У неё есть три струны, Детям предлагается послушать, как звучит балалайка. - В руки ты ее возьмешь, Детям предлагается послушать, как звучит русская гармонь. Далее Б.Забавушка рассказывает о том, что на Руси славились гусли и рожок. - Выходили гуси Детям предлагается послушать, как звучат гусли. Мы собрали хоровод. Детям предлагается послушать, как звучит рожок. С детьми еще раз проговариваются названия русских народных инструментов. Появляется 17 слайд (изображение людей в русских костюмах с русскими народными музыкальными инструментами). | Дети слушают и отгадывают загадки про русские народные музыкальные инструменты и отгадывают Дети слушают звучание балалайки, гармошки, гуслей, рожка. Дети повторно называют музыкальные инструменты: балалайка, гармошка, гусли, рожок. | Дети понимают образный смысл загадок, могут объяснить. Дети заинтересованы, умеют внимательно слушать. Дети запомнили названия музыкальных инструментов. |
Б.Забавушка говорит, что дети на Руси то же любили играть и предлагает поиграть в русскую народную игру «Яблочко золотое». Предлагает детям встать в круг. Одному дает в руки яблоко. Яблоко передают по кругу со словами: - Яблочко золотое, яблочко наливное По рукам катилось и остановилось (Ребенок, у которого остановилось яблоко, бежит с ним внутри круга). Быстро с яблочком беги, и дружка себе найди. На конец последней фразы ребенок останавливается и кладет яблоко около выбранного «дружка», поворачиваются спиной друг другу, и на слова: «Раз, два, три беги!», бегут по внешнему кругу на встречу друг другу. Кто быстрее добежит и возьмет яблоко. | Дети играют в подвижную игру «Яблочко золотое» | Дети усвоили правила и, запомнили текст игры. |
18 слайд Появляется картинка с изображением русских просторов (пейзаж). Б.Забавушка говорит, что закончилось наше путешествие в Древнюю Русь. Наша родина Россия очень большая страна, а про Русь говорили: Ширь необъятная, Просторы бескрайние. Русь, моя, матушка То весёлая, то печальная (фоном звучит медленная русская мелодия) - А теперь, ребята, пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки и считайте до 5. (все атрибуты накрываются) Дети считают до 5, открывают глаза. | Дети смотрят картинку и слушают стихотворение Дети закрывают глаза и считают до пяти, открывают глаза. | |
Рефлексия: Б.Забавушка сообщает детям, что они вернулись в детский сад и спрашивает у детей, где они побывали? Что видели? Как назывался дом на Руси? Какими предметами пользовались люди? Какую одежду носили? На каких музыкальных инструментах играли в праздники? А в следующий раз Б.Забавушка обещает детей познакомить с русским народным промыслом и народными игрушками. Дарит детям сладкий подарок: леденцы – петушки (Бабушка Забавушка раздает леденцы – петушки и читает стихотворение). Л. Луканова | Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями | Дети умеют высказывать свои мысли предложениями, связно. Дети усвоили познавательный материал по теме НОД. |
Используемые источники:
Сайты: - infourok.ru
- kladraz.ru
- vsemzagadki.narod.ru
- ljubimaja-rodina.ru
- www.numama.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Древняя русь Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли.
Русская изба
Русская изба Горница – узорница Чудо хороша Горница – узорница Сказки припасла
Русская печка
Русская изба (стол и лавка)
Русская изба Ай, люли, люленьки , Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать. Стали гули ворковать. Стал малыш мой засыпать.
Русская изба Сундук
Русская изба Прялка
Русская изба Ткацкий станок
Русская народная одежда
Русский праздничный костюм
Быт древней руси
Народные гуляния
Русские народные музыкальные инструменты
Древняя Русь Ширь необъятная, просторы бескрайние Русь, моя, матушка то весёлая, то печальная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "В гостях у бабушки Забавушки" (по обучению мордовскому /мокша/языку) старшая группа
Конспект открытого занятия кружка "Ляйня" "В гостях у бабушки Забавушки" (по обучению мордовскому /мокша/ языку) старшая группа...
Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром на тему: «В гостях у бабушки Забавушки».
Цель: Развитие у детей наблюдательности, логического мышления, внимательности и речи.Задачи:1) Закрепить знания детей узнавать и верно называть домашних животных;2) Отвечать на вопросы воспитателя;З) ...
конспект занятия по логоритмике для старшего дошкольного возраста "В гости в бабушке - забавушке"
В конспекте представлены игры, упражнения музыкальный материал для занятия по КРО....
Конспект НОД "В гости к бабушке-Забавушке".
Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей "Коммуникация" и "Художественное творчество" по теме: "В гости к бабушке- Забавушке". Младший дошкольный во...
Конспект открытого комплексного занятия "В гостях у бабушки Забавушки" (старший дошкольный возраст).
Данный материал является объединением работы по нескольким направлениям образовательной деятельности дошкольников: экспериментальной деятельности, ознакомлении с народной культурой, художественным тру...
Конспект итогового занятия по развитию речи в ясельной группе Тема: "В гости к бабушке Забавушке"
Цель: Учить детей произносить слова, называть показанные игрушки, указывать. Учить правильно произносить звуки в словах. Развивать умение постепенно, медленно выдыхать воздух через нос. Воспитыв...
Конспект НОД по расширению ориентировки в окружающем"В гостях у Бабушки - Забавушки"
Продолжаем знакомить детей с домашними животными...