Конспект занятия "В гостях у бабушки Забавушки" (по обучению мордовскому /мокша/языку) старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект открытого занятия кружка "Ляйня" "В гостях у бабушки Забавушки" (по обучению мордовскому /мокша/ языку) старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babushka-zabavushka.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
- Активизировать в речи детей слова и речевые образца на тему «Мой город» на мокшанском языке.
- Закрепить знания детей о членах семьи на мокшанском языке, добиваться их правильного произношения.
- закрепит названия посуды на мокшанском языке.
- формировать умения в форме игры называть продукты на мокшанском языке.
- побуждать детей рассказывать потешки, стихи, считалки на мокшанском языке, желание играть в мордовские подвижные игры.
- воспитывать желание разговаривать на мокшанском языке. Воспитывать любовь и интерес к родному краю.
- развивать внимание, память, разговорную речь, умение понимать и отвечать на вопросы воспитателя.
Методические приемы:
- Приветствие.
- Сюрпризный момент.
- Игра «Радужный зонтик».
- Песня «Птички, прилетайте».
- Загадка.
- Игра «Мы живем в городе».
- Стихотворение «Приходи к нам, солнышко».
- Игра «Моя семья».
- Потешка.
- Подвижная игра «В горшки».
- Игра «Говорящий куб».
- Игра «Мы накрываем стол».
- Итог занятия.
Материал и оборудования:
- Ширма, доска
- Картинки с изображением города, улицы, транспорта.
- Картинки с изображением членов семьи.
- Куб с картинками-продуктами
- Кукольная посуда
- Стол, самовар
- Игрушка-кошка
- Радужный зонтик
- Диски с мордовскими песнями
- Диск «Малыш в лесу»
- Магнитофон
Звучит мордовская музыка. Дети входят в зал и здороваются с гостями на мокшанском языке:
Дети: - Шумбратада, инжихть!
Ведущие: - Ребята, посмотрите там, вдали виднеется домик. Интересно, кто там живет? Хотите узнать?
Дети: - Хотим.
Ведущие: - Давайте подойдем.
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Никто не отвечает. Вы, ребята, постучите в окошко и спросите еще раз.
В это время воспитатель наряжается в Бабушку-Забавушку.
Забавушка: - Иду, иду! Шумбратада, церанят! Шумбратада, стиринят!
Дети: - Шумбрат бабай!
Забавушка: - Тя кудняса эрян мон. Монь лемозе Бабушку-Забавушку. А тонь кода лемце? (обращается к каждому ребенку)
Дети называют свои имена.
Забавушка: - Ляды, ляды, лядки,
Собрались у меня ребятки.
Какие вы большие, красивые. Да здоровые. Отгадайте-ка мою загадку:
Нармоннятне тевс кундасть
Пизот тиихть. Сась…(тундась)
Забавушка: - Правильно. А про что загадка?
Дети: - Наступила весна. Прилетели с юга птица, вьют себе гнезда.
Забавушка: - Виде! Целый день поют птицы. Давайте послушаем, как они поют.
Дети встают под радужный зонтик, звучит музыка с пением птиц.
Музыка выключается.
Забавушка: - Шабат, расскажите, голоса каких птиц вы услышали?
Ребенок 1: - Чирикает воробей.
Ребенок 2: - Поют синицы.
Ребенок 3: - Воркуют голуби.
Ребенок 4: - Кукует кукушка.
Ребенок 5: - Поют ласточки.
Забавушка: - Правильно. А я знаю песню про птиц. Я начну, а вы мне поможете. Песня «Нармоннятне лияда».
Забавушка: - Прявинят шабатне. Азость, шабат, коса тинь эрятада?
Дети: - Минь эрятама Саранск ошса.
Забавушка: - Кода ошсь?
Дети: - Ошсь мазы. Ошсь оцю.
Забавушка: - Мезьда лама ошса?
Дети: - Ошса лама кутта. Ошса лама ульцяда.
Забавушка: - Месть ардыхть ульцява?
Дети: - Ульцява ардыхть автобуст, троллейбуст, машинат.
Забавушка: - А вы любите свой город?
Дети: - Да.
Забавушка: - А стихи о своем городе знаете?
Ребенок читает стихотворение «Приходи к нам, солнышко» В. Корчеганова.
Забавушка: - Ай да детки,
Ай да малолетки
Да все они умеют,
Да все они знают.
Азость, шабат, а кинь мархта эрятада?
Проводится игра «Моя семья».
Ребенок 1: - Монь ули тядезе.
Ребенок 2: - Монь ули алязе.
Ребенок 3: - Монь ули бабазе.
Ребенок 4: - Монь ули атязе.
Ребенок 5: - Монь ули щавазе.
Ребенок 6: - Монь ули брадозе.
Ребенок 7: - Монь ули сазорозе.
Забавушка: - Скажите, дружно в семье живете?
Дети: - Да!
Забавушка: - А вот наши пальчики тоже дружная семья.
Потешка с загибанием пальчиков:
Тя атяне, Тя щава,
Тя бабане, Тя ака,
Тя аля, Тя стирня,
Тя тядя, Тя цераня,
Тя шеерня, Тя шяярне.
Кштр, кштр, кяшсь шеернясь.
Забавушка: - А я живу со своей кошкой. Ее зовут Мурка. Она очень любит, когда ее гладят.
Ведущий дает в руки ребенку кошку-игрушку. Ребенок рассказывает потешку про кошечку:
Ай, катоня, катоня,
Лефкскадот тонь катоня,
Аф, катоня, киска
Нярьцень ала миска.
Забавушка: - Я – бабушка Забавушка.
Хочу вас позабавить.
Выходите, детвора,
Поиграть пришла пора!
Дети выбирают считалкой водящего.
Забавушка: - А игра называется «Сяканяса». Как на русском звучит?
Дети: - В горшки.
Считалка: Машати – тяштеня,
Дашати – тяштеня,
А катонясь – емла,
Теенза – колма.
Звучит мордовская музыка.
Забавушка: - Ай, да детки,
Ай, да малолетки,
Да все они знают,
Да все они умеют.
Прявинят шабатне.
Шабат! Вы мои гости! А для гостей накрывают стол. Чем угощают гостей?
А расскажет об этом «Говорящий куб». На нем разные картинки. Вы назовете на русском языке предмет, а потом на мокшанском.
Ребенок катит куб, приговаривая:
Катись, вертись, на бочок ложись.
- Тя лофца. Это молоко.
- Тя кал. Это рыба.
- Нят пачат. Это блины.
- Нят конфетат. Это конфеты.
- Нят алхт. Это яйца
- Тя кши. Это хлеб.
Игра «Говорящий куб».
Забавушка: - Вам понравилась моя игра?
Дети: - Да.
Забавушка: - Этот куб я вам подарю. В детском саду научите других детей играть. А теперь помогите мне на стол посуду разложить.
Ребенок 1: Нят куцювт. Это ложки.
Ребенок 2: Нят цяннгонят. Это вилки.
Ребенок 3: Тя пеельня. Это ножик.
Ребенок 4: - Тя шаваня. Это тарелка.
Ребенок 5: - Тя блюдца и чашка. Это блюдца и чашки.
Забавушка: - Спасибо, шабат, что приходили ко мне в гости, порадовали меня. А вам у меня понравилось?
Дети: - Да, понравилось!
Забавушка: - А вот вам и угощение – блины. Как на мокшанском языке это звучит?
Дети: - Пачат!
Забавушка : - Правильно. Давайте попрощаемся с гостями:
Все: - Уляда шумбрат! Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Чудесный мешочек Бабушки-Забавушки.
Обобщение понятий "Домашние животные",развитие навыков фразовой речи,воспитание гуманного отношения к животным....
Перспективный план по мордовскому- мокша языку в подготовительной группе.
Подробный план работы на 9 месяцев по изучению мордовского- мокша языка для детей подготовительной группы. Приобщение детей к языку Родного края....
Конспект занятия по развитию речи с использованием программы SMART Notebook для старшей группы "В гостях у Мишутки"
Конспект интегрированного занятия по теме "Посуда"...
Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга".Старшая группа.
Конспект занятия по развитию речи. Тема: Чтение рассказа К. Паустовского "Кот ворюга".Старшая группа....
Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик".Старшая группа.
Занятие по развитию речи. Тема : " Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик". Старшая группа....
Конспект интегрированного занятия "Гости к бабушке на стоянку" с использованием блоков Дьенеша (средняя группа)
Цель: активизировать в речи детей слова и выражения «такие же по цвету», «одинаковые по форме, но разные по цвету» и т.д.Задачи:Образовательные: Дать представление о понят...
Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" (обучение чувашскому языку) в старшей группе на тему "В гостях у бабушки"
Данный материал будет полезен воспитателям при обучении детей старшего возраста чувашскому языку...