Методическая разработка "Свойства воды"
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека "Свойства воды" | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Как ребята рассказали Водяному о свойствах воды.
Картотека
Возрастная группа: 5-7 лет
Цель: Расширить представления детей о свойствах воды
Проблемная ситуация (Проводится в день первого опыта):
Однажды утром в дверь группы постучали. Воспитатель удивленно открывает дверь и входит Водяной (переодетый воспитатель).
Воспитатель: «Здравствуй! А ты кто? И зачем пожаловал к нам?»
Водяной (грустно): «Здравствуйте, ребята! Я Водяной и живу в своем водоеме уже много лет, я уже привык к воде, она мне необходима, но я заметил, что она часто меняется, да и в соседнем болоте вода совсем не такая, как в моем водоеме, в болоте она зеленая и мутная! Я ничего не понимаю, почему это так? Помогите мне, пожалуйста, разобраться…»
Воспитатель: «Не печалься, дружок, мы тебе поможем! Похоже, дело в том, что ты не знаешь свойств воды. Ребята, поможем водяному организовать научную лабораторию и узнать, какая она, Волшебница вода?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Тогда позвольте мне стать главным научным сотрудником в нашей лаборатории, а вы будете моими помощниками, лаборантами»
Детям надевается «костюм лаборанта» - шапочка, перчатки и фартук.
Воспитатель: «Ну что, Водяной, мы готовы и сейчас расскажем тебе все, что мы знаем про воду, а ты внимательно смотри и слушай!»
Карточка 1.
Почему Водяной может видеть сквозь воду?
Задачи:
1. Познакомить детей со свойством воды - прозрачность.
2. Продолжать активизировать словарь детей, побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
3. Продолжать формировать интерес детей к играм с объектами неживой природы.
Материал к игре. Прозрачные стаканы (по 2 на каждого ребенка), кипяченая охлажденная вода в чайнике, непрозрачная жидкость (молоко, питьевой йогурт), цветные одноразовые чайные ложки.
Ход игры-эксперимента
Воспитатель: «Вот, Водяной, расскажи-ка нам, когда ты сидишь на дне своего водоема и отдыхаешь, ты наблюдаешь за рыбками, насекомыми и растениями?»
Водяной: «А как же, наблюдаю!»
Воспитатель: «А почему ты их видишь в воде, знаешь? А если бы ты сидел не в воде, а в молоке, например, ты бы видел что-нибудь?»
Водяной: «Нет, не знаю…Может вы мне объясните?»
Воспитатель: «Ребята, давайте пройдем в нашу лабораторию и проведем научный опыт, чтобы объяснить Водяному, почему он видит сквозь воду».
Предложить детям превратиться в лаборантов и налить в один стакан кипяченую воду из чайника, в другой – жидкость из бутылки.
Воспитатель: «Ребята, давайте опустим в каждый стакан ложку».
Дети выполняют задание.
Вопросы детям: - Что вы видите?
- В каком стакане ложка видна (не видна)?
- Почему вы увидели ложку в стакане, где налита вода?
- А в стакане с молоком видно ложку? Почему?
Воспитатель: «Смотри, Водяной, мы тебе показали, что предметы видно только в прозрачной, чистой жидкости. Значит, вода в твоем водоеме чистая и прозрачная, поэтому ты и видишь своих рыбок и насекомых. А если бы ты сидел в молоке, ничего бы не увидел»
Выводы: Вода в стакане прозрачная, чистая. В непрозрачной жидкости ложка не видна.
Карточка 2.
Кто поселился в водоеме?
Задачи:
1.Формировать у детей представления о том, что вода отражает окружающие предметы.
2. Формировать интерес к играм с объектами неживой природы.
Материал к игре.
Таз с водой, камушки
Ход игры-эксперимента
Водяной: «Дорогие ребята, то, что вода прозрачная я понял. Но меня вот еще одна загадка интересует. Когда я возвращаюсь с прогулки домой и заглядываю в свой водоем, я все время вижу какое-то зеленое мохнатое существо. Я ему улыбаюсь, и оно мне улыбается в ответ. Может, вы и эту тайну поможете мне раскрыть?
Воспитатель: «Ну, это совсем просто! Да, ребята? Сейчас мы расскажем тебе, что это за чудеса! Для этого, ребята, нам нужен всего лишь тазик с водой, давайте заглянем в таз по очереди и каждый из вас расскажем нам, кто прячется в тазу. Только, заглядывая в таз, нужно молча улыбнуться, чтобы не напугать того кто сидит в тазу и внимательно его рассмотреть».
Дети по очереди заглядывают в таз и рассказывают, кого они там увидели.
Вопрос детям:
- Кто сидит в тазу? Правильно, в воде вы увидели свое отражение.
-Давайте вспомним, где еще мы видим свое отражение. Подвести детей к выводу. (Вода отражает предметы, как зеркало)
Игровое упражнение «Разбей зеркало». Вопросы: «Вы бросили в воду камушки. Что произошло с водой? (Отражение исчезло). Когда можно опять увидеть своё отражение? Когда разойдутся круги от предмета, вода станет спокойной и можно опять увидеть отражение.
Воспитатель: «Ну что, Водяной, мы помогли тебе раскрыть тайну? В водоеме ты видел свое отражение. Так как вода имеет свойство отражать предметы, как зеркало».
Вывод:
Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
Карточка 3
Почему все предметы в воде кажутся большими?
Задачи:
- Формировать у детей представления о том, что вода обладает эффектом лупы.
- Способствовать развитию познавательного интереса детей, поисковой деятельности, анализа и синтеза.
Материал к игре.
Стеклянные стаканы, мелкие игрушки, ракушки, камни, пуговицы, вода.
Ход игры-эксперимента
Водяной: «Дорогие ребята, помогите мне решить непростую задачу! Когда я смотрю с суши в воду то почему-то все предметы в воде большие, а когда я их достаю, они уменьшаются в размере! Как такое может быть? Помогите мне разобраться с этой проблемой!»
Воспитатель: «Конечно, Водяной мы с ребятами поможем решить эту задачу!»
Для этого нам понадобится: пустой прозрачный (стеклянный) стакан, мелкие игрушки, ракушки, камни, пуговицы, вода.
Для наглядности можно взять бумажную полоску и отмечать
ширину предмета маркером.
Кладем предмет в пустой стакан и сравниваем его ширину с
отметкой на бумажке. Его размер остался практически тем же,
что и был. Значит, сам стакан тут не важен. Доливаем в стакан воду и снова проверяем ширину. Видимый размер предмета значительно увеличился!
Он "вырос" где-то на четвертинку. И все благодаря
тому, что мы смотрим на него через воду. Да и без измерений видно, что предметы в стакане стали выглядеть гораздо больше.
Вопрос детям:
- Ребята, как вода влияет на предметы находящиеся в ней?
- Ребята, какой предмет тоже может увеличивать предметы?
Воспитатель: «Водяной вот мы помогли тебе разобраться с твоей проблемой. Предметы в воде увеличиваются в размере, т.к. вода приобретает эффект лупы».
Вывод: Вода в стакане приобретает эффект лупы, т. е. увеличивает предмет.
Карточка 4.
Почему в болоте вода не прозрачная?
Задачи: Познакомить со следующим свойством воды (растворимость) -выяснить, зависит ли растворимость от температуры воды, учиться сравнивать , выяснить, всем ли жидкостям свойственна растворимость.
Материалы: у каждого ребенка два стакана с водой (холодной и теплой), два чайных пакетика, два кусочка сахара - рафинада, чайная ложка. У воспитателя: то же, что у детей, емкость с подсолнечным маслом (рафинада и чайных пакетика 3).
Ход игры-эксперимента:
Воспитатель: «Ребята, перед вами два стакана воды. Вы уже знаете некоторые свойства воды. Назовите их».
Водяной: «Ребята, вы мне доказали, что вода прозрачная. Но всегда ли она прозрачная и чистая? Я живу по соседству с зеленым болотом, неужели кто-то покрасил его?»
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, можно ли окрасить воду? (варианты детей). Сейчас мы проведем эксперимент, и вы догадаетесь, о каком свойстве воды идет речь. Возьмите стакан с теплой водой, опустите туда пакетик с чаем. Что произошло?»
Дети: «Вода стала коричневой, она поменяла цвет».
Воспитатель: «Теперь добавьте в воду кусочек рафинада. Что с ним произошло?»
Дети: «Он растворился».
Воспитатель: «Как можно назвать такое свойство? (ответы детей). Такое свойство называется растворимость».
Водяной: «А если я опущу рафинад в болото, он растворится?» (ответы детей).
Воспитатель: «А теперь возьмите стакан с холодной водой, опустите туда чайный пакетик и кусочек рафинада. Что вы заметили?»
Дети: «Вода почти не окрасилась, рафинад не растворился».
Воспитатель: «Ребята, у меня в емкости масло. Как вы думаете, что будет, если туда опустить чайный пакетик и рафинад?»
Дети: «Масло не окрасится, рафинад не растворится».
Воспитатель: «Какие выводы можно сделать?»
Водяной: «Болото холодное, в нем рафинад точно не растворится».
Воспитатель: «Верно, в теплой воде лучшая растворимость. Скажите, а любой жидкости свойственна растворимость?»
Дети: «Нет. Холодная вода растворяет хуже теплой».
Водяной: «Ребята, спасибо, я теперь понял, почему болото по соседству зеленое, видимо оно приняло цвет травы, которая растет на поверхности! Вода имеет свойство окрашиваться и растворять вещества, расскажу своим друзьям!»
Карточка 5.
Почему нельзя взять в руки кусочек водоема?
Цель: познакомить детей со следующим свойством воды, текучесть; учиться сравнивать.
Материал: у каждого ребенка - картонка, стакан воды, стакан с крупой (любой).
Водяной: "Ребята, я собирался к вам в лабораторию и хотел захватить кусочек водоема, но он почему-то убежал из рук"
Воспитатель: «Дорогой Водяной, если бы ты знал об одном свойстве воды - это не вызывало у тебя недоумение. Ребята, возьмите картонку и стакан воды. Налейте немного воды на картонку. Что произошло?»
Дети: "Вода растеклась в разные стороны"
Воспитатель: "Теперь приподнимите картонку. Что произошло?"
Дети: "Вода стекла на стол"
Воспитатель: «А теперь проделайте то же самое с крупой. Что вы заметили?».
Дети: «Крупа не растеклась, она осталась в таком же состоянии».
Воспитатель: «Молодцы. Это свойство воды называется текучесть».
Водяной: «Теперь я понял, почему мне не удалось принести кусочек водоема - вода текучая».
Вывод: Вода имеет такое свойство, как текучесть, ее нельзя удержать в руках.
Карточка 6.
Почему Водяной не может читать газету, лежа на поверхности воды своего водоема?
Задачи:
- Расширить знания детей о свойствах воды по средствам исследования.
- Продемонстрировать, что солёная вода плотнее пресной воды.
- Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, наблюдательность, умение и желание самостоятельно делать опыты, делать выводы.
Материалы к игре:
Соль, два прозрачных стакана, два яйца, ложка, вода.
Ход игры-эксперимента
Водяной: «Ребята я слышал, что есть такое море, в котором можно лежать на поверхности воды и читать газету. Я попробовал у себя в водоеме, но у меня ничего не получилось! Помогите мне, пожалуйста, решить эту проблему!»
Воспитатель: «Ребята давайте попробуем помочь водяному решить эту проблему!»
Для этого нам нужно налить воду в стакан и опустить в него яйцо с помощью ложки.
Воспитатель: Ребята что произошло с яйцом?
Ответы детей: Яйцо тонет.
А теперь нужно налить воду в другой стакан и добавить 4 ложки соли, размешать до полного растворения и опустить яйцо в этот стакан.
Воспитатель: Ребята что произошло с яйцом?
Ответы детей: Яйцо не тонет.
Вывод: Яйцо не тонет, а плавает. Почему?
В пресной воде яйцо тонет, т.к. оно плотнее, чем вода. В солёной воде яйцо плавает, т.к. солёная вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо.
Вывод: Плотность соленой воды больше, чем плотность пресной.
Вопрос детям:
- Почему яйцо утонуло в воде в первом стакане?
- Почему яйцо не утонуло в воде во втором стакане?
Воспитатель: «Водяной оказывается вода в твоём водоёме пресная, а в море, о котором ты слышал соленая, поэтому в этом море можно лежать на поверхности воды не прилагая никаких усилий!».
Вывод: Плотность соленой воды больше, чем плотность пресной.
Карточка 7 (Вариант карточки 6)
Плотность воды.
Задачи:
- Вспомнить качества воды (цвет,запах,текучесть вкус.) определять и называть основные признаки (чистая, грязная, цветная)
- Расширить знания детей о свойствах воды по средствам исследования.
- Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, наблюдательность, умение и желание самостоятельно делать опыты, делать выводы.
Материалы к игре:
Емкость с водой,3 прозрачных пластиковых стакана, краски, кисточки, сахар, ложка, одноразовый шприц, халаты.
Ход игры-эксперимента
Пронумеруем стаканы. 1,2,3. Дети наливают в стаканы небольшое количество воды, и окрашивают воду в разные цвета. 1 стакан - голубым цветом, 2-ой в красным,3-зеленым. Во 2 стакан добавляем 1 ложку сахара, в 3 стакан 2 ложки сахара и перемешиваем до растворения. 1-ый ст. оставляем без сахара. Далее набираем шприцам желтую воду и погружаем шприц до дна стакана с голубой водой №1. медленно выливаем и видим, как красная вода переместилась вверх. Далее набираем зеленую воду и так же выливаем в 1 стакан. Зеленая вода переместилась, не смешиваясь с другими цветами, и оказалась первым слоем сверху. Вот такая "Радужная вода" получилась.
Вывод:
Слои воды не смешались по причине (больше сахара - больше плотность.)
Выводы:
Вода имеет свойства окрашиваться.
Вода может менять плотность (добавление сахара)
Карточка 8.
Почему водоем Водяного замерзает?
Задачи:1.Продолжать детей знакомить со свойствами воды.
2.Выявить свойство воды замерзать на холоде.
3.Разивать умение устанавливать простейшие связи между предметами.
4.Формировать интерес к играм с неживой природой.
Материал к игре:
Вода, мелкие формочки, краски, ниточки.
Ход игры-эксперимента:
Водяной: «Ребята, мы с вами уже столько новых свойств воды узнали, но у меня еще один вопрос остался. Посмотрите, я принес вам льдинку с моего водоема. Она такая красивая! Но как она появилась?»
Воспитатель: «Ребята, давайте рассмотрим льдинку. Каким цветом льдинка? (прозрачная). А какая она на ощупь? (холодная, гладкая, скользкая, твердая). Что происходит с льдинкой, когда мы ее трогаем? (она тает). Почему она тает? (от тепла наших рук).
А как вы думаете, почему образовался лед на водоеме Водяного? (вода замерзла в холодную погоду).
Воспитатель: «Правильно. А теперь давайте пройдем в нашу лабораторию и покажем Водяному, почему замерзает его водоем. Для этого нам нужно выбрать любую формочку. Чтобы наши льдинки получились разноцветными, мы подкрасим воду в понравившийся цвет. Нальем эту воду в формочку и вставим ниточку. А кто мне скажет: Что нужно сделать ,чтобы вода замерзла?( вынести на мороз или поставить в холодильник).
Ставим формочки в холодильник, и, когда они застыли, дети рассматривают получившиеся льдинки.
Вопросы детям: «Почему держится ниточка на льдинке? (она примерзла). Почему льдинки цветные, а не прозрачные как у Водяного? (из подкрашенной воды). Когда могут растаять льдинки? (когда тепло).
Воспитатель: «Ну что Водяной и эту тайну мы смогли раскрыть. Теперь ты знаешь, что вода в твоем водоеме замерзает, когда на улице становится холодно. И она растает, когда потеплеет.
Вывод: вода замерзает на холоде и превращается в лед.
Карточка 9.
Почему водоем не промерзает полностью, и на дне сохраняется жизнь?
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды и льда (Лед легче воды).
2. Продолжать активизировать словарь детей, побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
3. Продолжать формировать интерес детей к играм с объектами неживой природы.
Материалы:
Пластиковые стаканчики из-под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды, человечек-лего.
Ход игры-эксперимента:
Водяной: «Ребята, вы мне вчера рассказали, что вода может превращаться в лед! Я очень испугался, ведь мой водоем в одну морозную зиму может промерзнуть до самого дна! Тогда мне негде будет жить, как и моим рыбкам! Вдруг так случится?»
Воспитатель: «Водяной, не переживай, этого не случится! А почему, мы тебе сегодня расскажем. Да, ребята?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Сначала, давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Вечером, когда вода замерзнет, ты, Водяной придешь к нам, а мы вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом».
Когда кораблики замерзли…
Воспитатель: «Давайте, ребята, запустим наши кораблики, и проверим, будут ли они плавать».
Дети запускают кораблики в тазу с водой.
Воспитатель: «Смотри, Водяной, кораблики плавают на поверхности и не тонут, ребята, что это значит?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно, лед легче воды! Так что Водяной, не переживай, замерзнет только верхняя часть водоема, потому что лед покрывает поверхность, как одеяло и сохраняет воду на дне в жидком состоянии!»
Водяной: «Ура, ребята, вы настоящие научные сотрудники! Мне очень понравилось у вас, и я наконец-то разобрался, какие они, эти свойства воды, и почему вода бывает разная! Можно я к вам буду приходить, если у меня появятся еще вопросы?»
Ответы детей.
Вывод: Лед легче воды, поэтому замерзает только поверхность водоема, вода на дне остается в жидком состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта "Вода-водичка"
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в первой младшей группе "Вода-водичка"(Знакомство с агрегатными состояниями воды, её пользой)....
Методическая разработка "Вода нужна всем"
Работа позволяет провести более глукое и наглядное знакомство с о свойствами, состояниями и функциями воды. Расширяет представления о взаимосвязи животных со средой обитания решением проблемных задач....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...
Методическая разработка. "Вода и ее значение"
Опытно-экспериментальная деятельность для знакомства со свойствами воды....
Методическая разработка "Вода водичка"
Методическая разработка на тему "Вода водичка" для воспитателей средней группы детского сада....
Методические разработки, "Вода - волшебница"
Воспитатель эксперементирует с детьми качество воды. Его свойства....