Методическая разработка "Вода нужна всем"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Толстых Елена Юрьевна

Работа позволяет провести более глукое и наглядное знакомство с о свойствами, состояниями и функциями воды. Расширяет представления о взаимосвязи животных со средой обитания решением проблемных задач. Используются дидактические игры с элементами ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_nuzhna_vsem.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ВОДА НУЖНА ВСЕМ".

Цель: Развитие творческого мышления, самостоятельности познавательного поиска, действий.

Задачи:

-уточнение свойств, состояний и функций воды (прозрачная, не имеет вкуса и запаха, течет, сохраняет форму сосуда; жидкая, твердая, газообразная; чистая, грязная);

-расширение представлений о взаимозависимости животных со средой обитания (река, море);

-освоения способов познания окружающего мира (опыты с водой, карта, иллюстрация, схема);

-обучение ведению эксперимента; решению проблемных задач;

-воспитание социальных эмоций (сочувствие, переживание); коллективного творчества; информационной культуры.

Оборудование:

Шар-глобус, карта, разрезанные карточки, морфологические таблицы; силуэты рыб; макеты водоемов; оборудование для опытов (пробирки, колбы, стаканы, растворимые вещества; почва).

Предшествующая работа: 

-знакомство с глобусом, картой России;

-использование дидактических игр с элементами ТРИЗ;

-чтение познавательных энциклопедий: "Я познаю мир", "Экология", "Физика для мышей" и др., обсуждение информации о воде и водоемах.

-беседа о приключениях и жизни Робинзона Крузо - героя Д.Дефо.

-наблюдение за  явлениями природы, связанными с водой и её изменениями: снег, дождь, рос а, туман, иней.

Этапы

Локальные задачи

Метод ТРИЗ

Содержание и методика занятия.

Оборудование

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Уточнение количества воды её значение для жизни на планете.

Уточнение представлений о водных ресурсах планеты, знакомство с названиями водоемов.  

Уточнение свойств воды. Исследовательская деятельность детей.

Применений детьми знаний в коротком описательном рассказе по опорной схеме.

Исследование состояний воды

Развитие фантазии и речевого творчества.

Расширение  и уточнение представлений о об экосистеме.

Уточнение представлений о зависимости строения от среды обитания.

Экологическое воспитание.

МШ

Синектика прямая и символическая Дидактическое исследование.

Синектика, символическая аналогия ММЧ

Морфологический ящик

ЭТМ

Системный анализ

Фантазирование.

Кольца Лулия

Дети, представьте себе, что мы с вами жители отдаленной планеты, на которой иссякают запасы воды. Почему это могло произойти? Чем это грозит планеты и её обитателям? И решили жители планеты отправить космический экипаж на планету Земля.  Мы с вами участники этой экспедиции. (Звучит космическая музыка).

В группе под потолком висит шар - глобус планеты Земля. Дети из "космоса" рассматривают планету, к которой приближаются.

-На что похожа планета? Почему?

-Какого цвета больше? Почему?

Командир корабля - педагог предлагает рассмотреть карту и устанавливает, что голубой цвет на Земле это  реки, моря, океаны, озера, болота. Много воды на Земле. Это хорошо или плохо? Познавательная мотивация:

Когда мы прилетели на Землю, нам нужно будет определить пригодность воды для употребления.

Что мы знаем о воде? Какой она должна быть?

Педагог показывает детям набор стаканчиков с чистой водой, дети определяют и доказывают её первоначальные свойства (прозрачная, пресная, течет).

Ракета приземляется в детском саду, космонавты оказались в группе. Где спряталась вода? Есть ли она в группе? Противоречие. Если вода течет, почему она не залила всю группу? (вода принимает форму сосудов и удерживается стенками). Это хорошо или плохо?

Находят в группе воду.

Почему вода отличается от прозрачной? Как это произошло? Оказывается вода волшебная. Узнаем секреты волшебства. а) оживляет; б) растворяет; в)  превращается.

А) выберите в группе растения, по-разному относящиеся к воде (пустыни, субтропиков, тропиков). Объясните свой выбор. Можно составить рассказ, используя морфологический ящик:

Строение растений.

Факторы

воздух

солнце

тепло

вода

почва

Изменение количественного соотношения фактора, что изменяется в строении растения.

б) опыты с созданием растворов.

В) стихотворения о волшебных человечках живущих в воде. Нахождение человечков, живущих в воде. Нахождение человечков на карточках.

Подбор карточек к состоянии воды. Загадке о дожде, тумане, приметы о дожде. Хорошо - плохо, когда на Земле эти явления. Использование схем ММЧ.

Сказка о капельке с использованием экрана талантливого мышления.

Рассказы сфантазированные (эмпатия): "Разговор двух капелек"

Капельки могут быть из разных водоемов:

одна капелька из пресного водоема, вторая из соленого.

В каких водоемах они могут жить? Капельки хотят оказаться в своей среде и рассказать инопланетянам о своей природной среде.

Педагог предлагает вниманию детей модель странной птицы у которой части тела от разных птиц. Может ли эта птица жить в водной среде? Где она может жить? Почему?

Или моделирование детьми этой птицы, используя кольца Лулия.

В сказке "О Иване царевиче и сером волке" говориться о живой и мертвой воде. Бывает ли мертвая вода на самом деле? Какая она? Что произойдет на планете, если вода будет мертвой. О чем мы должны с вами не забывать? Вечером нарисуем знаки символы для охраны наших водоемов и водных запасов нашей прекрасной планеты.

Атрибуты космического корабля и ролей космонавтов.

Шар-глобус; карта Земли.

Стаканчики с чистой водой, ложечки, тарелочки, глянцевая и рыхлая бумага. Различные емкости с водой разного цвета и состава.

Растения (комнатные).

Модель - морфологический ящик.

Художественное слово.

См. практическое приложенте.

Схема ЭТМ Фантазийный рисунок двух капелек.

Модели водоемов, силуэты, картинки обитателей водоемов.

Можно использовать знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доброта нужна всем людям.

Интегрированное занятие развитие речи и художественное творчество на нравственную тему: "Доброта". Воспитание доброго отношения к окружающему миру, расширить представление о доброте. Развивать стремле...

Здоровье нужно всем

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе....

Занятие по экологии. «Чистая вода нужна всем и всегда» 2-я младшая группа.

 Задачи:Расширять знание детей о необходимости воды, о значении её для всех живущих на земле. Развивать речь, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, повторять за ним. У...

праздник "ЧИСТАЯ ВОДА НУЖНА ВСЕМ И ВСЕГДА"

ЦЕЛЬ ДАННОГО МЕРОПРИЯТИЯ:Цель: Совершенствовать  представления  детей   о  разнообразных  свойствах воды. Бережно относится  к  воде.Задачи:1. Способствова...

экологическое воспитание. Чистая вода нужна всем.

Экологическое воспитание Занятие Чистая вода нужна всем для детей раннего возраста  Программное содержание. Создать радостное, веселое настроение у детей. Расширять представления о необ...

Спортивное развлечение "Физкультура всем нужна, всем нам нравится она!"

Спортивное развлечение для детей подготовительной группы при активном участии родителей.Цель спортивного развлечения: приобщение детей и родителей к совместным занятиям физкультурой....