Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием методов экспериментальной деятельности в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: « Удивительный воздух и его свойств »
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием методов экспериментальной деятельности
в старшей группе
на тему: «Удивительный воздух и его свойства»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: « Удивительный воздух и его свойств »
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
1.Обучающая – Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Научить детей выполнять элементарные опыты.
2.Развивающая –.Развивать способность устанавливать простейшие причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
3.Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами. Воспитывать экологическую культуру;
Словарная работа – активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;
Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, двигательная активность.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, пустые стаканчики и стаканчики с чистой водой, горох, пластиковые трубочки , кусок полиэтиленовой пленки, банка, две свечи, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с водой , карточки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Сегодня мы узнаем много нового и интересного, вы будете делать опыты и, придя домой расскажите родителям и друзьям о том, что узнали на занятии
- Дети, внимание! Начнем с небольшого эксперимента. Одной рукой давайте закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот открывать нельзя.
Дети закрывают нос и рот руками.
- Почему вы открыли нос и рот? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (ответы детей)
- Я загадаю загадку и, возможно, вы найдете ответ на ваше состояние.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем!
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно ребята. Воздух окружает нашу Землю. Воздух везде: на улице, в комнате, в земле, воде, и даже внутри нас. Воздухом дышат люди, животные, растения, все живое.
- Ребята, а вы видите воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют « невидимка». Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы? Давайте воздух обозначим вот таким обозначением – круг с точкой в середине.
На доску прикрепляется карточка-обозначение.
Опыт № 1 « Как поймать воздух»
Воспитатель: Сейчас проверим с вами. Я предлагаю вам поймать воздух. Возьмите каждый в руки пакет. Что в нем?
Дети: он пустой.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А сейчас смотрите, как я раскрываю пакет, провожу им по воздуху и закручиваю как шарик. Раскрывайте пакет и проведите им по воздуху.
Дети выполняют действия вместе с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, почему пакет стал выпуклым? Что его раздуло? Кто догадался, что же в пакете?
Дети: Воздух!
Воспитатель: А какой воздух? Мы видим его? Почему мы его не видим?
Дети: Потому что воздух бесцветный.
Воспитатель: Правильно. Давайте сделаем вывод- Воздух не имеет цвета и формы.
На доску прикрепляется карточка-обозначение.
-Хотя воздух невидим, бесцветен и не имеет запаха, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу «Лабораторию».
Дети садятся за столы.
Опыт 2. «Обнаружение воздуха»
Воспитатель: Дети возьмите в руке пустой стакан. Что в нем?
Дети: Стакан пустой.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно его опустите в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан?
Ответы детей.
Воспитатель: Достаньте стакан из воды и посмотрите.
Дети: стакан внутри сухой.
Гипотезы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод – В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
На доску прикрепляется карточка-обозначение.
Воспитатель: А теперь еще раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?
Дети: Пузыри.
Воспитатель: Откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.
Опыт 3. «Как увидеть воздух»
Воспитатель: Ребята, у вас на столах стоят стаканчики с водой, а на дне стаканчика лежат горошины. Хотите их оживить? А как вы думаете, что нам может помочь в этом?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, воздух. А как это сделать я вам сейчас расскажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот, осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?
Дети: Появились пузырьки и горошины двигались.
Воспитатель: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух легкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит, в ней появился воздух . Это и помогло нам оживить горошины.
- Мы воздух не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины.
Вывод: Воздух легче воды.
На доску прикрепляется карточка-обозначение.
Физкультминутка: Игра с воздухом «Парашют»
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем. Давайте на какое-то время покинем нашу «лабораторию».
- У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой у меня кусок полиэтиленовой пленки. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете кто такие парашютисты?
Дети: Да. Они прыгают с самолета.
Воспитатель: Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета?
Дети: Парашют.
Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух.
Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края пленки.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать - парашют
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем
Парашют наш надуваем.
Руки вниз мы опускаем,
Парашютик мы сдуваем.
И давайте еще раз:
Руки вверх все поднимаем
Парашют наш надуваем.
Руки вниз мы опускаем,
Парашютик мы сдуваем.
Вот такой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель: Ребята, возвращаемся в нашу «лабораторию».
Дети садятся за столы.
Опыт 4. «Как почувствовать воздух»
Воспитатель: А еще мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер- это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землей с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышутся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуя волны в морях, озерах, океанах. Ветер может быть разным, легким и приятным, а может быть сильным, порывистым, как ураган.
Вывод: Воздух движется.
На доску прикрепляется карточка-обозначение.
Опыт 5. «Почему гаснет пламя»
Воспитатель: Я сейчас возьму две свечи, зажгу их. Одну накрою банкой, и мы с вами будем наблюдать, что происходит.
Почему свеча в банке погасла? В банке закончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода в воздухе. Если бы не было растений, мы не смогли бы дышать. Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету – Земля, заботясь о чистоте воздуха.
Вывод: Мы дышим воздухом. Он часть природы.
На доску прикрепляется карточка-обозначение.
Опыт 6. «Запахи воздуха»
Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с еще одним свойством воздуха.
В начале занятия я вам сказала, что воздух не имеет запаха. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?
Дети: Ничего. Пусто. Воздух.
Воспитатель: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте, попробуем по запаху определить, что же было в каждой в баночке .
1 – чеснок, 2- лимон, 3 – духи, 4 – чистый воздух
Дети по запаху определяют, что находится в баночке.
Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.
На доску прикрепляется карточка-обозначение.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового и интересного о воздухе, и я надеюсь, все запомнили.
- Давайте вспомним по карточкам – обозначениям все, о чем мы говорили на занятии.
1. Воздух не имеет цвета.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет запаха.
4.Воздух движется.
5.Мы дышим воздухом. Он часть природы.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ТРИЗ - РТВ технологии в младшей группе "В лесу"
Задачи: 1.Расширять представления детей о диких животных, знать и называть их.2. Дать детям представление о жизни лесных зверей зимой.3. Подвести детей к знаково – символической деятельност...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ» ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)
Продолжаем учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-с...
КОНСПЕКТ организации и проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром, с использованием опытно – экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г.Борисоглебска Воронежской о
Дать детям понятие, что природа - это наш общий дом....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ТРИЗ – технологии для 2 младшей группы «Сад и огород»
Ознакомление с понятиями сад и огород...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью "Праздник русской берёзки", старшая группа
Данный конспект поможет воспитателям приобщить детей к традициям национальной русской культуры....
КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе. «Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе»
КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе.«Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием интеллект карты в старшей группе
Тема: «Овощи и фрукты» Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах.Задачи: закреплять умение детей классифицировать предметы по теме «Овощи и фрукты». Продолжать развивать...