Конспект познавательного развития "Люблю березу русскую"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Яхнович Наталья Александровна

Цель: Пополнение знаний о березе как о растении и символе России. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад  № 171»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ .

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

H:\Береза\Девочка с березой.jpg

             

                Выполнила:

                воспитатель высшей

         квалификационной категории                                                            

              Яхнович  Наталья Александровна

Оренбург, 2020

Тема образовательной деятельности:        «Люблю березу русскую»

Методы и приемы реализации содержания занятия:

  1. Мотивация (Звучит отрывок из песни «Россия - Родина моя»).
  2. Коммуникативная игра «Здравствуйте».
  3. Рассматривание слайдов с комментариями (планета Земля, карта мира, карта России, народы России).
  4. Беседа о символах государств (флаг, герб, игрушка).
  5. Чтение стихотворения  В. Степанова «Что мы Родиной зовем?»
  6. Рассказ о символах природы.
  7. Пословица, стихи о березе (С. Есенин «Береза», А. Прокофьев  «Люблю березу русскую»).
  8. Словесная игра «Похвали березку».
  9. Экспериментальная деятельность:
  1. Опыт «Определение возраста дерева по кольцам  на спиле»;
  2. Опыт «Рассматривание бересты»;
  3. Эксперимент «испытание бересты на прочность».
  1. Работа по составу слова  « береста» на компьютерном  столе.
  2. Пословица «Кто березу любит, тот возле нее всегда здоровым будет».
  3. Рассматривание лечебных свойств березы.
  4. Рассматривание изделий из березы и бересты.
  5. Рассматривание веток березы (с почками и распустившимися листочками).
  6. Рассматривание слайда о праздниках.
  7. Хоровод «Во поле береза стояла».
  8. Загадки.
  9. Загадывание желаний с подвязыванием ленточек.
  10. Выполнение оберега.
  11. Рефлексия:
  1. Выбор значков.
  2. Вопросы: (Что нового вы узнали? Какое задание вам понравилось выполнять? Что было особенно интересным?)

Интеграция образовательных областей:        

Социально-коммуникативное развитие, речевое  развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

        

Возрастная группа: Подготовительная  группа        


Цель: Пополнение знаний о березе как о растении и символе России.  

          

Задачи:

Образовательные:        

Дать знания о символе славянского народа России- березе. Познакомить с обычаями и обрядами, связанными с березой. Приобщать к русской народной культуре. Уточнять и расширять знания детей о русской березе, о ее удивительных особенностях. О значении ее в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. Познакомить с понятиями «береста», «чечевички» для чего они нужны. Учить находить причинно – следственные связи в природе. Закреплять умение детей в составлении слова  из букв. Упражнять в чтении. Закреплять деление слова на слоги. Учить высказывать своё мнение, поддерживать беседу. Учить подбирать определения к слову «береза». Обогащать словарь новыми словами (береста, чечевички, белоствольная, лучина). Упражнять в четком произношении слов, выразительном чтении стихов. 

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, творческое воображение, кругозор, мышление, активизировать детей в процессе знакомства с историческими данными, получении новых знаний и закрепления ранее полученных, в результате проводимых экспериментов, отгадывании загадок, знакомства с традициями русского народа,  побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, умению делать выводы.        

Воспитательные:        

Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к природе. Воспитывать  гордость за свою Родину, способствовать развитию духовности. Воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам.        

Предварительная работа:

Чтение  стихов, рассказов, сказок, отгадывание загадок, беседы о березе.

Наблюдения на прогулке. Экспериментирование в познавательном центре. Сравнение березы с другими деревьями. Рассматривание глобуса, знакомство с флагом, гербом, гимном России. Разучивание  русских народных песен и хороводов. Посещение мини-музея.

Материал и оборудование:

Русские костюмы на детей и воспитателя ,видео-презентация, модель берёзы, цветные ленточки на каждого ребёнка, стол для экспериментальной деятельности: спилы дерева на каждого, кусочки бересты, лупы, карточки, фломастеры, стол для изделий из берёзы и бересты, стол для рассматривания лечебных свойств берёзы: берёзовый сок, стаканы на каждого, берёзовый веник, берёзовый дёготь. Ветка берёзы без листьев и ветка с распустившимися листьями, ваза с водой. Заготовки на детей для поделки оберега, скамейка, интерактивный стол, экран для просмотра слайдов.

                                                                      Ход

  1. Вводная часть.

Рассматривание русского национального костюма.        

Коммуникативная игра «Здравствуйте».

«Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое.

Я твой друг и ты мой друг,

Встанем вместе в дружный круг».

(Дети берутся за руки)

В.: – Какой у нас дружный и крепкий круг получился. Что напоминает круг?

Д.: – Тарелку, колесо, мяч, солнце, планету.

В.: – Верно, планету. Ведь наша  планета Земля тоже круглая. Посмотрите, сколько на ней материков и разных стран. Как называется наша страна? Она занимает самое большое пространство на Земле (показываю карту России). У нас в стране живут люди разных национальностей. Какие национальности России вам знакомы? (дети перечисляют) А все вместе мы – Россияне. У каждого жителя Земли есть своя Родина (дети садятся перед экраном).        

Слушание песни «Россия – Родина моя» с просмотром слайдов.        

В.: – Хотите больше узнать о нашей Родине, о традициях русского народа, о символах страны?        

  1. Основная часть                

В.: – О чем эта песня?

Д.: – О России, о Родине.

В.: – В каждой стране есть свои символы. Какие символы вы знаете?

Д.: – Флаг, герб.

В.: – Как выглядит флаг России, герб России?

Д.: – (высказывания детей сопровождаются показом слайдов)

В.: – У нас в России есть даже игрушка символ страны. О какой игрушке я говорю?

Д.: – Это матрешка (показ матрёшки) 

В.: – Правильно. Но кроме обычных символов в каждой стране есть символ красоты природы. Так в Японии это цветущая сакура. Так японцы называют вишню, которая только цветет, но не дает плодов. Это целый ритуал. Люди приходят целыми семьями и любуются красотой сакуры, дышат ее ароматом.  В Канаде это краснолистный клен со своими резными листочками. Канадцы очень любят свой клен. Изображение его листа есть даже на флаге Канады. Дети, скажите, когда жители Африки слышат слово Родина, что они представляют? (ответы детей)

В.: – Верно. Ведь пальма это их родное дерево. Как вы думаете, а  для нас Россиян, какое дерево самое родное? (ответы детей)

В.: – Да, ни в одной стране нет столько берез, сколько растет их у нас в России. Она растет во всех уголках страны. Ее можно увидеть в лесу, и в поле, и у дома под окном.

Послушаем Илюшу, он прочтет нам стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовем?» (Чтение стихотворения).

В.: – Любит наш народ русскую березку. Не даром говорится в пословице «Корою бела, душою мила». Сколько песен, стихов, рассказов, сказок сложено о березе. Какие сказки вы знаете?

Д.: – «Береза и 3 сокола», «Баба Яга», «Как муравьишка домой спешил?», «Сказка о двух березах».

В.: –  А как красива береза во все времена года. Русские поэты написали много замечательных стихов о белоствольной красавице. Кто прочитает стихотворение о зимней березе? (показ изображения зимней берёзы)

( ребенок читает стихотворение С. Есенина «Береза»)

В.: – Но не только зимой прекрасна кудрявая береза, но и летом.

( ребенок читает стихотворение  А. Прокофьева «Люблю березу русскую»)

В.: – И художников вдохновляет русская березка. Посмотрите, какую замечательную картину написал художник Левитан. Какое время года изображено на картине? С чем сравнивается желтый цвет листьев березы?

Д.: – С золотом.

В.: – Сколько замечательных слов хочется сказать о березе. Давайте и мы похвалим березку, скажем ей ласковые слова. (Дети передают маленькую фигурку березы и называют ласковые слова. Словесная игра «Похвали березку».)

В.: – Дети давайте подойдем к березке. (Дети подходят к модели берёзы) Скажите, чем особо береза отличается от других деревьев? Для чего березе сережки? Дети, а как можно определить возраст дерева? (Дети высказывают свои предположения)

В.: – Сейчас мы с вами это проверим.

Экспериментальная деятельность:

Проводятся опыты:

1. «Возраст дерева». Возьмите лупы, посчитайте возраст дерева по кольцам на спиле дерева, а результат запишите на карточку. У кого какие числа получились? Какое число больше, на сколько?

2. «Знакомство с берестой». Кора березы называется  «береста». Повторите это слово. Давайте рассмотрим бересту. Что вы видите? Черные полоски называются  «чечевички». Через них береза дышит.

3. «Испытание на прочность». Попробуйте помять, поломать бересту - что, скажите? Верно она крепкая. Береста не гниет ни в воде, ни в земле. Когда не было бумаги, люди писали на бересте. Писали письма, послания и даже законы. И называлось это берестяными грамотами. До сих пор в раскопках древних поселений находят берестяные грамоты. Посмотрите, легко ли ее прочитать?  (показ слайда)

В.: –  Правильно. Потому, они написаны старославянским языком. Многие буквы остались и до нашего времени, а многие изменились. Издавна люди стремились быть грамотными. Мы тоже учимся грамоте. А помогают нам учиться современные средства. Давайте подойдем к компьютерному столу и выполним задание. (Рассыпанные по слогам слова собрать и прочитать, разделить на слоги: береза, береста).

В.: –  Молодцы, вы отлично справились. Русская пословица говорит: «Кто березу любит, тот возле нее всегда здоровым будет». Как вы понимаете эту пословицу?

Д.: – Береза лечит, помогает больным.

В.: – Верно, почти все, что дает береза находит применение в медицине.

Давайте подойдем поближе  к столу и посмотрим, чем же помогает больным  берёза. (Рассматриваем березовые почки,  листья, гриб чагу, березовый деготь, березовый сок.) Дети угощаются березовым соком.

В.: – Вот какое чудесное дерево береза. Издавна береза помогала человеку. Березовые дрова лучше всех горели в печи и долго сохраняли тепло в доме. Посмотрите, расскажите, что еще делали из березы и бересты. (Дети берут изделия и рассказывают о них: лапти, кузовок, гребень, дудочка, берёзовый веник и др.) Когда не было электричества, жгли березовые лучины, они долго горели и освещали избу.

Звучит тревожная музыка - на полу оказывается ветка березы.

В.: – Посмотрите, ветер сломал ветку, она вся дрожит и просит нас о помощи. Как мы можем ей помочь? Чтобы ветка не погибла?

Д.: – Нужно поставить ее в воду, отогреть и когда будет тепло высадить на участке.

В.: – Вы добрые и умные дети, мы так и сделаем (ветка ставится в вазу с водой).

Ребята, посмотрите какие листочки, распустились (рассматривание распустившейся ветки).

В.- На праздник Святой Троицы все дома и храмы украшались красивыми березовыми ветками (показ слайда).

Издавна русский народ устраивал у березы праздники, водились хороводы. Давайте и мы поддержим эту традицию и заведем хоровод «Во поле береза стояла». Березе понравилось. И она предлагает поиграть

1. Загадки (о берёзе и подберёзовике)

2. Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

В.: – Вот эти разноцветные ленточки схожи с нашим настроением. Издавна с березой связана еще одна традиция – загадывать желание и подвязывать ленточки.  Но сегодня  давайте загадаем желание не для себя, а для нашей милой березки (дети вслух загадывают желание и подвязывают ленточку на березку).

В.: – Ребята, вы загадали замечательные желания. И одно из них мы можем исполнить. Давайте сделаем обереги из бересты (дети садятся на скамейки и под спокойную музыку выполняют  работу).

        

  1. Заключительная часть        

Рефлексия.        

В.: – Дети, сегодня мы узнали много нового  и интересного о русской березе. Выберите значки и расскажите, чему  вы научились? Что было особенно интересным для тебя Илюша? Какое задание  понравилось тебе выполнять, Соня? Что ты, Захар, запомнил?  (высказывания детей)

Молодцы, вы сегодня были активными и дружными. Теперь ваши обереги  будут хранить вас от всех бед, неприятностей и болезней. А сейчас мы пойдем на прогулку и посмотрим, хорошо ли живется нашей березке, позаботимся о ней


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: « Береза - русская красавица»

Интегрированное занятие включает в себя :музыку, ИЗО, чтение художественной литературы, познание....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»

Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...

Конспект занятия "Поэты о русской березе"

Программное содержание:  - совершенствовать умение  изображать предметы по памяти и по иллюстрации;- продолжать развивать образное восприятие и образное представление о деревьях, описанных...

Конспект интегрированного занятия "Береза- русская красавица"

Интегрированное занятие для детей средней группы....

Проект по образовательной области "Познавательное развитие" тема: "Русская береза - красавица и целительница".

Цель проекта: Сформировать представления детей о березе, её значения в жизни людей: оздоровительном, эстетическом и хозяйственном. Продолжение деятельности по формированию экологической грамотности де...

Конспект ООД по познавательному развитию " Береза русская красавица"

Расширять знания детей о березе.           Продолжать знакомить детей с полезными свойствами березы. Учить детей составлять описательный рассказ о березе.    Развива...

Конспект НОД по познавательному развитию «Береза – символ русской души»

Конспект напрвлен на формирование у детей представлений о русской березе, ставшей символом России, расширить кругозор о красоте русской природы....