Конспект НОД по познавательному развитию «Береза – символ русской души»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект напрвлен на формирование у детей представлений о русской березе, ставшей символом России, расширить кругозор о красоте русской природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_lyublyu_berezku_russkuyu.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Брюхачева Лиана Николаевна
МБДОУ №89 «Крепыш»
г. Сургут Тюменская область ХМАО
Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: «Береза – символ русской души»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.
Задачи:
Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающего мира; познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России; с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям; познакомить со стихотворением, загадками, пословицами, приметами.
Развивающие: развивать речь детей, обогащать словарь; развивать продуктивную деятельность,
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.
Виды детской деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Предварительная работа: беседы, прогулки, чтение рассказов о природе; рассматривание иллюстраций с изображением леса.
Материалы: картинки с изображением различных деревьев, леса; художественная литература; карточки с изображением листьев и плодов; бумага белого цвета формата А5, фломастеры.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, хотите их увидеть? (ответы детей)
Отгадав загадку, вы узнаете ,что это за картинки. Послушайте внимательно
1. В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)
2. Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)
3. Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)
4. Много рук, а нога одна. (Дерево.)
Воспитатель. (Воспитатель выставляет картинки с изображением леса.)
Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации.
-Что это? (Лес.)
- Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев.)
- Названия каких деревьев вы знаете? (Ель, клен, тополь, береза.)
-А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. (Рассказы детей.)
-Красиво в лесу? Вам там понравилось?
Деревья – это жилища многих зверей, птиц. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой.
II. Основная часть. Ознакомление с деревом. (Береза)
- Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации о природе нашей Родины. Обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается березка. Березка есть и на нашем участке. (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы - длинные сережки. Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? (Ответы детей.)
Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.
- Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрите в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.
Береза украшает наши города. Это красивое дерево. О ней сложено много стихов. Послушайте, что пишет поэт А. Прокофьев
2. Стихотворение. «Люблю березку русскую»
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, - но не ломится.
-В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу?( Воспитатель обобщает ответы детей:«Люди заготавливают березовый сок? Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу. Еще ее называют символ – России.
3. Физкультминутка «Деревья»
Ветер сильный налетал, (Наклоны корпуса вперед-назад.)
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад – вперед. (Рывки руками перед грудью)
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать – (Приседания)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души (Шагают на месте.)
И на место вновь пошли.
4. Про березу много пословиц, примет, загадок.
Приметы: из берез течет много сока – к дождливому лету; нет дерева белей на свете;летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.
Пословицы: сломать дерево – секунда, вырастить – года.
Загадки про березу.
1. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
2. Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза.)
3. Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза.)
4. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой. (Береза.)
5. Разбежались по опушке
В белых платьях подружки. (Березы)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали – это береза.
5. Игра «Узнай и назови»
Воспитатель задает вопросы детям:
- Какие части дерева вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, почки)
- Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет)
- Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)
- Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами)
- А какие ветки у березы? (длинные, тонкие)
- Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники)
- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе?
(Черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие)
-Какую пользу приносит береза (сок, лекарства, краска, дрова, мебель, лыжи, корм для птиц)
-Какое дерево называют кудрявым (береза)
-Какое дерево называют русским (береза)
6. Упражнение «Покажи и назови части дерева».
Воспитатель показывает на картине корни, ствол, ветки, крону, листья, Затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.
7. Игра «Плоды и листья».
Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить плоды и листья березы, соединить в пары.
8. Физкультминутка.
Выросли деревья в поле (руки вверх)
Хорошо расти на воле! (руки разводим в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (потягиваемся вверх, поднимая руки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (руки наверху, покачивания из стороны в сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны всем корпусом)
Вправо - влево, взад - вперед
Так деревья ветер гнет. (наклоны корпусом)
Он их вертит, он их крутит, (повороты туловища)
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна. (руки опустили, голову поднимаем вверх)
Наступила тишина. (опустили голову вниз)
9. Рисование березы.
Предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть березку и нарисовать. Воспитатель напоминает, что ствол березы – белый, с черными пятнами, веточки напоминают дуги; наверху они короткие; чем ниже, тем длиннее. Самостоятельная деятельность.
III. Заключительная часть. Подведение итогов
10. Рефлексия.
Вопросы:
-С каким деревом вы сегодня познакомились?
-Что вы нового сегодня узнали о березе?
-Какое дерево рисовали?
-Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ННОД по познавательному развитию "Государственные символы России"
Занятие для детей в подготовительной к школе группы....
Конспект ООД по познавательному развитию " Береза русская красавица"
Расширять знания детей о березе. Продолжать знакомить детей с полезными свойствами березы. Учить детей составлять описательный рассказ о березе. Развива...
Педагогический проект по познавательному развитию "Береза Белоствольная"
Цель: формирование в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности ценностного отношения к березе, как к уникальному представителю родной природы посредством интеграции образо...
ООД по речевому развитию "Береза в картинах русских художников"
Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по пейзажу....
Конспект занятия "Матрешка- символ русской души"
Матрёшка…эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной ру...
Конспект ОД в старшей группе по аппликации с использованием элементов пластилинографии «Берёза – символ русской души»
Конспект ОД в старшей группе по аппликации с использованием элементов пластилинографии«Берёза – символ русской души»Интеграция образовательных областей: познавательное раз...
Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию «Береза — символ России» с воспитанниками старшей группы (5-6 лет)
Цель организационной образовательной деятельности:способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.Зада...