картотека подвижных, пальчиковых, с/р,фольклорных , хороводных игр по теме профессия повар
картотека по окружающему миру (младшая группа)
картотека игр профессия повар младший возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podbor_igr_dlya_professii_povar.docx | 194.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных, пальчиковых, с/р, фольклорных игр по теме: «знакомство с профессией повар» младший возраст.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».
Подвижная игра «Гуси – гуси»
Цель: развитие у детей координации движений, быстроты реакции, умения играть в команде.
Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.
Ведущий говорит: «Гуси, гуси».
Дети: «Га, га, га».
Ведущий: «Есть хотите?»
Дети: «Да, да, да».
Ведущий: «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите».
Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей.
Подвижная игра «Акула и рыбки»
\
Цель: развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.
Дети – «рыбки» «плавают». По сигналу воспитателя: «Акула» - дети прячутся, «уплывают» в укрытие (домик из каната).
«Огородная хороводная»
Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород. Там своя морковь растет
Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)
Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.
Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте:
Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:
Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород и капуста там растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши
А потом не зевай увози наш урожай.
«Кабачок»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.
Дети идут по кругу держась за руки, В середине круга сидит ребенок - "кабачок".
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставим,
Танцевать заставим.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь !
"Кабачок" танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится "кабачком".
.«Огуречик»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.
Педагог выбирает огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:
Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.
хороводная игра: «Урожай»
Цель: координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов: « соберем», «
натаскаем», « накопаем», « срежем», «нарвем».
В огород пойдем, урожай соберем. Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем «таскают».
И картошки накопаем. «копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками – 3раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
Хороводная игра: « Овощи»
Цель: координация слово с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Как – то вечером на грядке репа, свекла,
редька, лук поиграть решили в прятки , но
сначала встали в круг.
Идут по кругу, взявшись за руки, в центре
круга – водящий с завязанными глазами.
Рассчитались четко тут же :раз, два, три, четыре, пять,
Останавливаются, крутят водящего.
Прячься лучше, прячься глубже, ну а ты иди искать.
Разбегаются, приседают, водящий ищет.
Хороводная игра: «Ягодка-малинка»
Цель: координация речи с движением, развитие речевых навыков.
За малинной в лес пойдем, в лес пойдем. Хоровод.
Спелых ягод наберем, наберем. Идут по кругу, собирая воображаемые ягоды.
Солныщко высоко, а в саду тропинка. Лицом в круг, тянутся руками вверх, потом
пальчиками достают «тропинку», сделав наклон.
Сладкая ты моя ягодка – малинка. Бегут по кругу, взявшись за руки.
Хороводная игра: «Яблоня»
Цель: координация речи с движениями, работа над общими речевыми навыками, развитие
мелкой моторики.
-Яблоня, яблоня, где твои яблоки? Хоровод, в центре - «яблоня».
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Дети останавливаются, на каждую строчку
загибают по одному пальцу на левой руке.
Ребенок –яблонька отрицательно качает головой.
Куда они пропали? Разводят руками, пожимают плечами.
- не морозил их мороз, и не ветер их унес,
не спалило их огнем, рада не было с
дождем, птицы их не поклевали….
Дети загибают по одному пальцу на правой руке.
Дети оборвали! Дети разбегаются, «яблонька» ловит.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики рук.
“Капуста”
Мы капусту рубим – рубим, Движения прямыми ладонями вверх, вниз
Мы капусту солим-солим, Пальцы сложить в щепотку. Посолить
Мы морковку трем –трем, Потереть кулак одной руки, о кулак другой руки
Мы капусту жмем-жмем, Сжимать и разжимать кулаки
А потом мы капусту в рот кладем. Поочередно подносим ко рту, пальцы левой и правой руки, сложенные щепоткой.
Ам!
Сорока – белобока
Сорока – белобока
Кашу варила,
(Пальцы левой руки соединить вместе. Указательным пальцем правой руки «мешать кашу» в центре ладошки левой руки.)
Деток кормила.
Этому дала,
(Указательным и большим пальцами правой руки загибать к центру ладошки большой палец левой руки.)
Этому дала,
(Загибать указательный палец.)
Этому дала,
(Загибать средний палец.)
Этому дала,
(Загибать безымянный палец.)
А этому не дала.
(Подёргать мизинчик.)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего. Народная потешка
Ладушки, ладушки
- Ладушки, ладушки!
(Хлопать в ладоши.)
- У бабушки.
- Что вы ели?
- Кашку.
(Указательным пальцем правой руки делать круговые движения по ладошке левой руки, затем наоборот.)
Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
(Хлопать в ладоши.)
Кашка сладенька.
(Указательным пальцем правой руки делать круговые движения по ладошке левой руки.)
Бабушка добренька.
(Указательным пальцем левой руки делать круговые движения по ладошке правой руки
Народная потешка
Пальчиковая игра «Ладушки – ладушки, сладкие оладушки»
Возьмите раскрытую ладошку ребенка в руку.
Ладушки, ладушки,
Пекла бабка оладушки,
(Начертите пальцем на ладошке ребенка круг)
Маслом поливала,
Деткам раздавала:
(поочередно загибайте пальчики, поглаживая от основания к кончикам)
Маше - два,
Саше - два,
Ване - два,
Тане - два,
Коле - два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Ладушки – ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Хороши оладушки
У нашей милой бабушки!
Пальчиковая игра «Фруктовый сад»
Этот пальчик – апельсин, (Поочередно разгибают пальцы из кулачка,
Он, конечно, не один. начиная с большого.)
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладонями на окружающих и на себя.)
Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин.
(Сжимаем ручку в кулачок)
Много нас, а он один!
(Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем большой пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра,
(Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура.!
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда!
(Берем вторую ручку и двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда!
(Складываем руки домиком)
Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки, звонкие хлопошки»
Ладушки – ладушки,
Где были? – У Аннушки.
Что ели? – Оладушки
А у Панечки – прянички,
А у Дуняшки – кулажки,
А у Акульки – жамульки,
А у Микешки – орешки,
А у Трошки – крошки,
А у Сенечки – семечки.
Провожали нас веничком.
Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить
каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с
него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной
ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках
«убегают» как можно дальше.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки
показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и
«опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –
«помешиваем чай».)
Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец
придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! (Гладят животы.)
Дидактические игры. Культура пoведения за стoлoм.
«Ктo бoльше назoвет блюд»
Цель: развивать быстрoту реакции на вoпрoс, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.
Хoд игры.
Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдo, не повтoряясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.
«Чтo едят в сырoм виде, а чтo в варенoм?»
Цель: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.
Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.
с/р игры
«Стoлик, накрoйся!».
Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.
Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.
«Накрoем стoл для кукoл».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
«Чашки – лoжки»
Цель: познакомить детей с предметами сервировки (ложка, чашка, тарелка)
«Научим Чебурашку накрывать на стoл»
Цель: Учить детей правильно сервировать стол, узнавать и называть предметы сервировки.
«Напoим Катю чаем»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами сервировки, правильно сидеть за столом.
«Маша oбедает»
Цель: Закрепить у детей знания о предметах сервировки.
«Будем кашу варить, будем Сашу кoрмить»
Цель: Обучать детей правильно пользоваться ложкой.
«Кoрмление кукoл»
Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать предметами (ложкой, чашкой, тарелкой)
«Красивые салфетoчки для трех пoрoсят»
Цель: Продолжать обучать детей навыкам пользования салфеткой.
Игры с предметными картинками «Дети oбедают»
Цель: Закрепить знания детей о поведении за столом, знания о столовой посуде.
Игрoвая ситуация «Мы гoтoвимся к oбеду»
Цель: знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом;
Оборудование: предметы столовой посуды: тарелки (глубокая, мелкая), кружка, ложки (маленькая, большая).
Ситуация разворачивается естественным образом. Воспитатель обращает внимание детей на няню, которая готовит посуду для сервировки стола к обеду.
Воспитатель показывает детям предметы столовой посуды попарно: глубокая и мелкая тарелка, маленькая и большая ложка, кружка. Выделяются общие и отличительные признаки. Например: «Эти тарелки круглой формы. Эта тарелка мелкая, а эта - глубокая».
Педагог объясняет детям назначение каждого предмета столовой посуды. Далее объясняет, что все эти предметы тоже называют посудой. Их ставят на стол, который нужно накрыть к обеду.
Далее воспитатель обращает внимание детей на сервировку няней стола. Комментирует детям последовательность расстановки приборов для обеда.
Сначала надо поставить на середину стола хлебницу. Вокруг хлебницы надо расставить глубокие тарелки. Справа от тарелки надо положить большую ложку, которой мы будем есть суп. Рядом с ложкой надо положить вилку. Она понадобится, когда мы будем есть второе блюдо. Между глубокой тарелкой и хлебницей надо поставить кружку, из которой мы будем пить компот».
После того как накрыт стол, педагог делает обобщение: «Посмотрите, все, что стоит на столе, - это посуда. Такая посуда называется столовая».
Няня сообщает детям, что повар приготовил сегодня детям на обед.
В свободное время воспитатель организует с детьми игру «Накроем стол к обеду для наших любимых игрушек», в ходе которой закрепляются названия предметов столовой посуды, совершенствуются культурно - гигиенические навыки, культура поведения за столом, дети упражняются в правильной сервировке стола.
Игровая образовательная ситуация «Принимайся за обед»
Цель:
-закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой;
-учить правильно и красиво накрывать на стол, культуре поведения за столом;
-формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре.
Оборудование: кукла, мебель, посуда для столовой; обеденная скатерть, чайная скатерть, столовые и чайные салфетки; фартук, косынка, пара рукавичек — ухваток.
Дети самостоятельно играют с куклой. Воспитатель предлагает детям накормить куклу. Кукла садится за стол. Но вот незадача: есть-то не из чего.
Дети обычно смеются. Кукла же огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем на стол».
Заранее необходимо подготовить как можно больше разнообразной посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как они пожелают.
На куклу надевают косынку и фартук, она будет помогать детям сервировать стол. Педагог задает детям вопросы от имени куклы: «Что надо прежде всего поставить на стол? А из чего мы будем есть второе блюдо, пить компот?»
Иногда кукла ошибается, например, ставит чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание.
Наконец все готово: няня подает кукле еду, а воспитатель учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благодарить за еду.
Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» А воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что надо сделать после еды, дети?» и т.д.
После окончания игры дети самостоятельно играют, приглашают в гости других кукол, сервируют чайный стол и т.д.
Вариант. На обед к Мальвине приглашены Буратино, Чебурашка, Хрюша, другие сказочные персонажи. Дети учат кукол правильно накрывать на стол, умело пользоваться приборами и т.д.
Игра - занятие «Напоим куклу Катю чаем»
Дидактическая задача:
-учить детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, зайку и т.д.)
-формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними;
-развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.
Материал: куклы, чашки, блюдца, ложки, сахарница и чайник из чайного сервиза, игрушечное печенье.
Содержание игры:
Педагог - мама накрывает стол для детей, показывает и называет каждое действие. На первом занятии целесообразно накрыть общий стол по числу играющих детей. Взрослый приглашает детей за стол, еще раз уточняет, что стоит на столе, как называется каждый предмет и для чего он нужен, как им
можно пользоваться. Педагог говорит детям о том, что за этим столом дети будут поить чаем своих дочек (кукол). Из-за ширмы появляются куклы, дети
выбирают себе их по желанию, усаживают на левое колено и придерживают левой рукой (показ дает педагог на своей кукле, помогает каждому ребенку взять правильно куклу, если возникает такая необходимость). Взрослый говорит со своей куклой и приглашает каждого ребенка тоже поговорить со своей куклой: «Сейчас будем пить чай, Катенька»
Вот чай наливаю в чашку... положу сахар... ложкой размешаю... возьми печенье... кусай печенье... пей чай... Не торопись, чай горячий...»
На последующих занятиях дети сами будут поить кукол чаем, игровое действие постепенно усложняется за счет ввода в игру варенья и т.п. Где возможно, усложняется и речевое сопровождение, например: «Не пей чай из ложки. Держи чашку крепко. Молодец, ешь печенье аккуратно, не кроши...»
«Напоим куклу чаем»
Дидактическая задача:
-знакомить с названием предметов из чайного сервиза;
-упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития).
Оборудование: чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чайник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья), чайные ложки.
Ход игры
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости?» Сегодня к нам в гости придут наши любимые игрушки. Давайте накроем стол для гостей. Чем мы будем их угощать? (Чаем и печеньем.)
Педагог объясняет детям последовательность расстановки приборов для чаепития. Сначала надо поставить вазу с печеньем на середину стола.
Вокруг вазы надо поставить блюдца, а на каждое блюдце - чашку. Около
каждого блюдца надо поставить десертную тарелку. В десертную тарелку каждый гость положит себе печенье. Справа от каждого блюдца надо положить чайную ложку. Последними ставим сахарницу и заварочный чайник. Они тоже должны стоять на середине стола, чтобы каждому гостю было удобно взять сахар и налить чай.
Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Андрей, поставь вазу с печеньем на середину стола». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе. Педагог комментирует их действия: «Андрей ставит на стол вазу с печеньем». И так далее.
Какая ваза - большая или маленькая? (Ваза большая.)
После того как накрыт стол, педагог обобщает высказывания детей.
Посмотрите, все, что стоит на столе, - посуда. Из этой посуды пьют чай. Такую посуду называют «чайной посудой».
В заключение дети рассаживают за столом свои любимые игрушки и «угощают» их чаем.
После игры педагог предлагает детям помочь вечером маме накрыть стол к вечернему чаепитию.
Игровая ситуация: «У Кати день рождения»
Задачи:
-обобщить знания детей о сервировке стола, о некоторых продуктах питания;
-закрепить навыки культуры еды, пользования чайной посудой;
-воспитывать умение быть гостеприимными при встрече гостей, радоваться их приходу, выражать слова благодарности, проявлять внимание во время угощения;
-воспитывать положительные эмоции. Развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детей.
Оборудование: игрушки: кукла в нарядном платье, кукла - мальчик, мишка, заяц; набор продуктов: морковь, банан, апельсин, малина, яблоко; предметы чайной посуды.
Ход: Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения и она всех нас приглашает в гости.
Обсуждение: «Что можно подарить кукле Кате?»
Дети собираются на день рождения, берут с собой приготовленные подарки.
Дети приходят в гости к Кате, приветливо здороваются, дарят Кате свои подарки. Катя благодарит детей.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какая Катя сегодня красивая, нарядная. Во что она одета? (Дети называют цвет платья, банта, туфелек.)
Катя: Ко мне на день рождения пришли еще мои друзья. Вот они сидят на диване.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто пришел к Кате надень рождения.
Дети называют знакомых им персонажей: зайка - попрыгайка, Мишка - Топтыжка, мальчик Коля.
Воспитатель: Катя хочет угостить своих гостей. Давайте посадим гостей к столу.
Маша, посади за стол зайчика. (Ребенок сажает игрушку, а воспитатель активизирует речь остальных детей: «Кому помогает сесть за стол Маша? Маша сажает за стол зайку».)
Давайте поможем Кате накрыть на стол. Вот в корзиночке Катя приготовила угощение для гостей (в корзинке морковь, банан, апельсин, малина, яблоко). Давайте выложим все на блюдо.
Дети достают из корзинки знакомые продукты и отвечают на вопросы воспитателя: что это? Какого цвета? Как его можно съесть? Надо ли снимать кожуру?
Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Максим, поставь вазу с печеньем на середину стола. Инна поставит вокруг вазы блюдца, а на каждое блюдце Женя поставит чашку». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе.
Воспитатель: Стол накрыт, гости сели за стол. Теперь они выберут себе угощение.
Как вы думаете, что выберет зайка - попрыгайка?
Почему ты думаешь, что он выберет морковку?
(Зайка - попрыгайка выберет морковку, потому что любит ее.)
Так распределяются все продукты. Медвежонок любит ягоды - угостим его малиной. Мальчик Коля любит яблоки. Кате достается апельсин.
Катя: Ребята, вы тоже пришли ко мне в гости. Я хочу угостить вас чаем с печеньем.
Дети садятся за стол и угощаются.
Затем гости благодарят Катю за вкусное угощение.
Играют в хороводную игру «Каравай».
Вежливо прощаются.
Игра - занятие «Накормим куклу Катю обедом»
Дидактическая задача:
-учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли;
-учить кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе (макароны-палочки, кружки-котлеты и пр.), поить компотом;
-формировать элементарные умения передавать отношение к кукле как к ребенку: понимать состояние куклы: хочет кушать, проголодалась и т.п.
-обучать детей культурно - гигиеническим навыкам, которые нужно выполнять перед едой.
Материал: кастрюля, поварешка, сковородка, ложка, вилка, глубокая и мелкая тарелки, чашка - для каждого участника игры.
Желательно использовать крупные игровые наборы, чтобы детям было удобно пользоваться в процессе игры.
Содержание игры:
Взрослый говорит о том, что куклы хотят обедать, им надо приготовить обед и накормить их.
Уточняет с детьми, что для этого надо. Задает вопросы о том, для чего нужен каждый предмет: плита, кастрюля, поварешка; в какую посуду надо наливать суп и т.п. Далее взрослый показывает, как надо варить суп на плите: «Кастрюлю ставлю на плиту, в ней суп варится. Суп сварился. Крышку
открываю, суп наливаю. Осторожно, суп горячий, проливать нельзя. Вот налила суп в тарелку».
Педагог сажает куклу на левое колено, придерживает ее левой рукой и дальше действует правой. Дети будут делать так же. Если, им трудно, то можно посадить куклу на стул, а самим, сидя или стоя, кому как удобно, расположиться рядом, действуя двумя руками. Педагог показывает речевой образец, обращенный к кукле, например: «Ешь, Катя. Ложку держи ровно... не проливай суп, хорошо! Молодец! Все съела».
После демонстрации игрового действия детям раздаются плиты, кастрюли, тарелки, ложки, поварешки; выясняется попутно название и назначение этих предметов; игровое действие производится детьми самостоятельно.
При необходимости педагог помогает детям.
Если этот этап не вызвал у детей затруднений, можно продолжить занятие, накормив куклу вторым блюдом. Или это делается на отдельном занятии, а затем объединяется в единую цепочку игровых действий.
Педагог дает образцы действий и речевого сопровождения: «Молодец, Катя, хорошо поела суп. Теперь дам тебе второе. Вот сковородка. На ней котлеты и макароны («понарошку»). Кладу котлету и макароны в мелкую тарелку. Бери вилку, ешь котлету и макароны. Бери чашку... держи крепко... пей компот!» Если дети захотят кормить своих «детей» вторым, то просят все необходимое:
сковородку, мелкую тарелку, вилку, а затем чашку для компота, попутно выясняя, для чего нужен каждый предмет.
Когда дети научились кормить кукол обедом и игровые действия не вызывают затруднений, можно усложнить игру, вводя новые «продукты»: мелкие красные квадраты - мясо в суп, пластмассовые мелкие овощи для супа и фрукты для компота и т.п. в зависимости от имеющегося материала и воображения как педагога, так и детей.
Усложнение идет за счет соединения цепочек разных игровых действий: мытье рук и обед; обед и мытье посуды; поход в магазин за продуктами, приготовление обеда и кормление кукол. Первое время в «магазине» работает продавцом взрослый, он подсказывает и направляет действия детей:
«Вот купите яйца (желтые или белые шарики, овалы), пожарьте на сковородке вместе с котлетами» или «Купите картошку, вот она. Почистите и положите в кастрюлю вместе с морковкой и мясом, будет отличный суп».
Позднее вы прибавите «солонку», «терку», «ножи» и т.п. Дети сами будут предлагать все новые и новые детали игры, если играть с ними систематически и с любовью.
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Формирование умения самостоятельно пользоваться ножом
«Покормим зверей салатом»
Цель:
-закреплять навык правильной еды - держать правильно ложку (тремя пальцами - указательным, средним, большим);
-нарезать пластилиновые овощи пластмассовым ножом;
-перемешивать большой ложкой салат в миске; кормить кукол салатом.
Словарь: огурец, помидор, лук; салатница, ложка; держу, отрезаю, перемешиваю, кормлю.
Оснащение: игрушечные звери; пластилиновые овощи, пластмассовый нож, вилка.
Ход игры: принесите красиво украшенную коробку и предложите ребенку посмотреть, что в ней (игрушечные звери). Скажите: «Звери пришли к тебе в гости из леса.
В лесу сейчас холодно и голодно. Надо бы их чем-нибудь угостить». Предложите ребенку сделать овощной салат и угостить зверей.
Рифмовка: Я сегодня не скучаю,
Всех салатом угощаю.
Звери на пеньке сидят
И салатик мой едят.
Ребенок должен приготовить "салат":
• нарезать пластилиновые овощи;
• сложить их в салатницу;
• круговыми движениями большой ложкой перемешать салат в салатнице;
• положить салат большой ложкой каждому гостю на тарелочку;
• угостить зверей салатом.
«Чай для кукол»
Цель:
-закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;
-обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;
-закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.
Словарь: чай, кипяток, заварка, чашка, чайник; наливаю, завариваю, угощаю; горячий, крепкий, вкусный.
Оснащение: игрушечный чайный сервиз, кукла.
Ход игры: расставьте перед ребенком чайный сервиз.
Рассмотрите вместе предметы посуды. Попросите ребенка назвать каждый предмет.
Покажите куклу, скажите, что кукла пришла к ребенку в гости, а гостей принято угощать.
Рифмовка: Таню в гости приглашаю,
Чаем с плюшкой угощаю.
Пей, Танюша, чай!
Пей и не скучай!
Предложите ребенку приготовить чай (положите перед ним мнемокарту с рисунками, изображающими последовательность действий при приготовлении чая). Когда чай будет готов, предложите ребенку напоить кукол и взрослых, играющих с ним.
Игры и упражнения, направленные на формирование навыка приема пищи
Д/и «Кормление куклы»
Цель:
-научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки;
-вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.
Сюжетно - отобразительная игра «Встреча подружек куклы, угощение их чаем»
Цель:
-знакомить детей с предметами посуды: учить называть их, узнавать по слову, использовать по назначению;
-учить сервировать стол к чаепитию;
-воспитывать желание заботиться о кукле.
Д/и «Накормим куклу кашей»
Цель: рассматривание тарелки, столовой ложки, салфеток. Обучение культурно -гигиеническим навыкам.
«Мы готовимся к обеду»
Цель:
-знакомство с названиями предметов столовой посуды, приборов, их формой, цветом;
-учить правильно и красиво накрывать на стол;
-учить кукол культуре поведения за столом.
«Угостим Катю обедом»
Цель:
-сервировка стола для обеда куклы Кати;
-сравнение глубокой и мелкой тарелок; знакомство с названиями приборов и их
назначением: ложка столовая и чайная, вилка, нож.
«У куклы Кати день рождения». (Накрываем стол для обеда и кормим кукол.)
Цель: обобщение знаний о предметах столовой посуды и продуктах питания, активизация словаря, связной речи.
Д/и «Обед для трех медведей». («Три медведя готовят обед»)
Цель: уточнение понятий «маленький» - «большой» - «очень большой» применительно к предметам кухонной посуды.
«Четвертый лишний» (классификация посуды по назначению, использованию.)
Д/и «Катин огород»
«Подарок зайке»
«Что выросло на огороде».
Цель:
-рассматривание овощей; познакомить с названиями некоторых овощей;
-учить узнавать их по названию и самостоятельно называть;
-активизировать словарь, развивать связную речь (умение выражать мысль в форме 3 - 4-словного предложения).
Игры на различение предметов посуды
Д/и «Магазин». (Покупка продуктов для приготовления обеда. Покупка посуды )
«Навестим больную куклу. Приготовим ей угощения» (лепка предметов округлой формы - конфетки, вишенки.)
«Печем пироги для куклы» (игры с песком)
Цель: учить действовать совком - набирать влажный песок, наполнять им формочки, утрамбовывать песок в формочки тыльной стороной совка, переворачивать формочку на стол, придерживать песок рукою4 стучать по дну формочки, снимать ее; угощать куклу.
Действия с предметами - орудиями. «Оладьи для Кати».
Цель: -развивать глазомер, координацию движений правой руки;
-упражнять в умении подхватывать круглый диск концом лопатки;
-воспитывать ловкость, сноровку, желание довести дело до конца.
Д/и «Научим куклу мыть посуду»
Цель: -воспитывать навыки пользоваться посудой, содержать ее в чистоте;
-приучать использовать посуду по назначению, бережно к
ней относиться;
-называть предметы посуды во время кормления куклы;
-называть действия (вытирать, ставить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по теме "Профессия повар"
Рекомендации для родителей по ознакомлению детей с профессией повара....
Занятие Тема «Профессия повара»
ЗанятиеТема «Профессия повара» Воспитатель: Попова Т. А. Май 2013 г. Занятие ...
Конспект непосредственно-совместной деятельности по знакомству с окружающим миром по теме « Профессия –повар»
В гости к детям приходит Каркуша и знакомит детей с профессией повар и кухонными приборами, которыми повар пользуется в своей работе....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТРУД ВЗРОСЛЫХ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ТЕМА: ПРОФЕССИЯ «ПОВАР»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТРУД ВЗРОСЛЫХ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ТЕМА: ПРОФЕССИЯ «ПОВАР»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности ТЕМА: «Профессия повар»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга Конспект непосредственно-образовательной деятель...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Профессия повар»
Непосредственно образовательная деятельность по этническому воспитанию дошкольников,...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Профессия повар».
Познакомить детей с профессией повара. Расширять знания и и представления о профессии повара, специфике его работы....