Среднесрочный проект "Вода - источник жизни на Земле" (старший дошкольный возраст)
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мошкина Неля Григорьевна

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с ней, но их представления о воде недостаточны. В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь! Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы. Дошкольники – прирожденные  исследовали. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача воспитателя – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_voda.docx486.42 КБ

Предварительный просмотр:

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ЛУЧИК»

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ТЕМА: «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

Подготовила и провела:

Воспитатель 1 КК

Мошкина Неля Григорьевна

2020г.

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,

не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты

необходима для жизни, ты – сама жизнь…

Ты самое большое богатство на свете…»

Антуан Сент-Экзюпери

Введение

 

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь! Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы.

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с ней, но их представления о воде недостаточны. Дети, на вопрос «какого цвета вода?» часто отвечают: «белая». На вопрос  «какой вкус у воды?» отвечают, что «она сладкая или наоборот кислая». А на пар часто говорят, что «это дым».

Дошкольники – прирожденные  исследовали. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача воспитателя – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

По содержанию: дети старшей группы (28 человек), воспитатели, родители.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: среднесрочный (октябрь - декабрь).

По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты, продуктивная деятельность.

Актуальность

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Вода – источник жизни на Земле» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.

Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Проблема. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.

Цель проекта: Расширить знания детей о свойствах воды, роли в жизни человека и других живых организмов.

Задачи:

Образовательные: Дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть), о ее трех состояниях (жидкое, пар, лед); Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и всего живого; Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.

Развивающие: Развивать у детей фонематический слух; Развивать творческое воображение, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу. Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.  Основными идеями проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности, а также развитие творческого самовыражения.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.

Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Ребенок имеет возможность  познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.

Проект «Вода – источник жизни на Земле» осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности педагогов и детей, в совместной деятельности детей и взрослых, а так же самостоятельной деятельности детей в утренние и вечерние часы.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.

Основными  методами и приёмами проекта являются:

  • организованная образовательная деятельность;
  • наблюдения;
  • эксперименты;
  • опыты с водой;
  • игры с водой;
  • беседы;
  • чтение художественных произведений;
  • решение проблемных ситуаций;
  • дидактические и словесные игры;
  • продуктивная деятельность.

Предполагаемый результат:

Для детей

• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

• Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

Для педагогов

- Повышение педагогического мастерства в теме: «опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ».

- Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.

- Оформление проекта;

Для родителей

- Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

- Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Работа над проектом

Подготовительный этап.

- изучить психолого-педагогическую литературу по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование экспериментальной, исследовательской и опытнической деятельности;

- оборудовать мини-лабораторию в группе «Хочу все знать!»;

- организовать цикл наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода» (наблюдения за дождем, туманом, изморозью, градом, снегопадом, облаками, тучами);

- подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде;

- подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;

- организовать просмотр видеофильмов  о воде и ее обитателях и просмотр мультфильмов, прослушивание  аудиозаписи со звуками воды;

- провести консультацию для родителей на тему «Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками», составить памятки «Что почитать детям о воде», «Правила поведения на воде и у водоемов»;

- подобрать материал для оформления альбома и лэпбука.

Основной этап

Образовательная область

Содержание

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

• Беседы «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?», «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?», «Почему нельзя загрязнять водоемы?»
• 
Дидактические, словесные игры:

«Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Хорошо – плохо», «Три состояния воды», «Когда это бывает?» «Какой, какая, какие», «Закончи предложение»

 • Трудовая и продуктивная деятельность детей.
• 
Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», памятки.
• 
Создание альбома «Береги воду!» • Изготовление лэпбука из серии «Хочу все знать!» Тема: «Вода и ее свойства»

Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. 
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Познавательное развитие

Образовательная деятельность:

• ООД (познавательное    развитие) 

«Путешествие с капелькой».
• 
ООД: «Волшебница - вода».(познавательное развитие)
ООД «Кто живет в воде»(познавательное развитие)

Совместная деятельность

Рассматривание иллюстраций «Природные водоемы» (река, ручей, озеро)

«Искусственные водоемы» (фонтан, аквариум)

«Осадки» (град, туман, дождь, снег, роса)

 

Просмотр видеофильмов об обитателях водоемов из серии «Веселые животные» (компания ВВС).

Просмотр мультфильмов «Заяц Коська и Родничок», «Капитошка»

Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, о значении воды для всего живого.
Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, анализировать и планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Развить желание вместе со взрослым и с их помощью выполнять несложные опыты и эксперименты.

Речевое развитие

Совместная деятельность:

• Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок
• 
Разучивание индивидуальных стихотворений о воде.
• 
Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Какой бывает вода», «Опиши», «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»

 

• Чтение рассказов «Жила-была река»,  «Как люди речку обидели» Рыжовой Н.А.

Чтение стихотворений «Кто знает, откуда берется вода?», «Что такое

вода?», «Берегите воду»

Чтение рассказов  из учебного пособия «Добрый мир» Шевченко Л.Л. «Путешествие воды». «Для чего нужна вода?», «Дождик – путешественник», «Пища растений».

• Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки о воде

Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
Развивать коммуникативные умения детей в познавательной и экспериментальной деятельности.

Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание

небольших текстов о воде

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Рисование «Сказка о золотой рыбке»

Пластилинография «Плыл по морю кит»

Аппликация «Рыбки плавают в водице»

Конструктивно-модельная деятельность «Кораблик» (оригами)

Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки». Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Удочка», «Море волнуется»,  «Караси и щука», «С кочки на кочку», «Через ручеек», физкультминутки «На речке», «Дождик»,  «На море».

Развивать творческое воображение, конструктивное мышление, мелкую моторику, совершенствовать приемы лепки, рисования, аппликации.

Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

3 этап: Заключительный

Показатели результативности проекта:

-дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно-

исследовательской деятельности;

-дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие

обобщения или выводы по результатам опытов;

-самостоятельно устанавливают взаимосвязи: снег-вода-лед; пар - вода-лед; вода-пар.

В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды:

  • вода не имеет запаха, вкуса;
  • вода прозрачная;
  • вода является растворителем.
  • вода имеет три агрегатных состояния
  • У детей сформированы представления, что вода - источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.

Для родителей была проведена консультация: "Экспериментирование с детьми в домашних условиях"

Продуктом проекта стали лэпбук из серии «Хочу все знать!» Тема «Вода и ее свойства»; альбом "Берегите воду!" и картотека опытов с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Вода - источник жизни" для детей старшего дошкольного возраста

Необходимо познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с ее свойствами в процессе образовательной и игровой деятельности. В задачи проекта входит формирование экологической культуры детей...

Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благо...

информационная карта проекта "Вода - источник жизни" для детей старшего дошкольного возраста.

Дети в недостаточной степени имеют представления о  возможна ли жизнь на Земле без воды? Кому нужна вода?...

Проект на тему: «Морковь – источник витаминов» для детей старшего дошкольного возраста

Данный проект - это организация познавательной и творческой работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой моркови и формированию у них понимания значимости моркови в...

Устное народное творчество - источник развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому.   Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова, благодаря речи,  мы общаемся меж...

Проект "Книга как источник знаний для детей младшего дошкольного возраста"

Проект "Книга как источник знаний для детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста»...