самообразование воспитателя 2020-2021
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Воронцовский детский сад” Полтавского района Омской области
Самообразование педагога
По теме: «Экологическое воспитание детей 6-7 лет (подготовительная группа)»
Составила воспитатель
высшей квалификационной категории
Волохова Ирина Владимировна
2020- 2021 учебный год
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Цель саморазвития:
Повысить свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей
6-7 летнего возраста;
Задачи :
Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы;
Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
Создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
Формировать знания, умения и навыки воспитанников;
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
изучение нормативно-правовых документов;
участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
Создание эколого-развивающей среды (метеоплощадка, огород).
Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
План работы с детьми:
Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
моделирование ситуаций;
игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
опытно-исследовательская деятельность;
разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
просмотр мультфильмов;
Проведение сезонных выставок поделок;
Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
Беседы с на экологические темы.
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
Ю. Демянская «Дом Земли»;
Н. Т. Бромлей «Охотник»
Заучивание наизусть:
Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
В. Орлов «Общий дом»;
П. Воронько «Журавль»
Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
Организация труда на прогулках, как на участке (метеоплощадка, огород).
Планирование работы
месяц | мероприятие |
Сентябрь | 1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы; 2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях 3.Игровая деятельность. 4.Беседа «Значение воды в жизни людей»; 5. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»; 6. Консультирование родителей по экологии. |
Октябрь | 1. Создание эколого-развивающей среды (метеоплощадка, огород). 2.Опытно-исследовательская деятельность; 3. Чтение В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; 4. Чтение С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»; 5. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка» |
Ноябрь | 1. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы 2.Заучивание: П. Воронько «Журавль» 3.Памятка для родителей: «Польза овощей для малышей»; 4. Работа на площадках: «метеоплощадка», «огород |
Декабрь | Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. 1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»; 2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»; 3.Игровая деятельность; 4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса» 5.Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»: 6.Памятка: «Экологическое воспитание»; 7. Работа на площадке: «метеоплощадка» (наблюдение за погодой) |
Январь | Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников 1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: «Что такое заповедник»; 2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» 3.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»; 4. Работа на площадке: «метеоплощадка».(наблюдение за погодой) |
Февраль | 1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии; 2. Изучение нового материала по экологии; 3. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие» 4.Подготовка посадочного материала, рассады; 5. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»; 6.Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края» 7.Памятка: «Берегите природу»; 8. Работа на площадке: «метеоплощадка».(наблюдение за погодой) |
Март | 1.Разработка конспекта открытого занятия; 2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»; «Значение почвы и воды в жизни всего живого»; 3.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»; 4.Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка»: 5.Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». 6. Работа на площадках: «метеоплощадка», «огород» |
Апрель | 1.Проведение открытого занятия 2.Работа на площадках: «метеоплощадка», «огород». |
Май | 1.Мониторинг на конец учебного года; 2. Родительское собрание : «Наши успехи!» 3. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»; 4. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; 5.Подведение итого работы по плану саморазвития; 6. Работа на площадках: «метеоплощадка», «огород». |
Литература:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-
синтез» 2006г.
7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г
8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.
10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2020-2021 г.
Финансовая грамотность для дошкольников....
План самообразование на 2020-2021 г.
Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ»....
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год.
Тема: «Использование игровых технологий в развитии мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста».Направление: познавательно-оздоровительноеЦель: повышение своего теоретического...
План по самообразованию на 2020 - 2021, воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" школы 2120 Д8 Москва
План по самообразованию воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" Титовой Альбины Револеновны Тема: «Развитие интереса к рисованию, в работе с детьми младшего дошкольного возраста, испол...
Отчет по самообразованию за 2020 – 2021 уч. г. Воспитателя МБДОУ детский сад «Ягодка» Кордуповой Нины Вениаминовны
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Ягодка» п. Сосенки Цимлянского района Отчет по самообразованиюза 2020 &nd...
Отчёт по самообразованию на 2020-2021 учебный год тема: «Использование песочной терапии в работе воспитателя»
Отчёт по самообразованию на 2020-2021 учебный год тема: «Использование песочной терапии в работе воспитателя»...
План работы по самообразованию на 2020-2021 год Воспитателя Боевой Анны Андреевны тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
План работы по самообразованию на 2020-2021 годВоспитателя Боевой Анны Андреевнытема: «Художественная литература как средствовсестороннего развития дошкольника»...