Отчет по самообразованию за 2020 – 2021 уч. г. Воспитателя МБДОУ детский сад «Ягодка» Кордуповой Нины Вениаминовны
материал (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ягодка» п. Сосенки Цимлянского района
Отчет по самообразованию
за 2020 – 2021 уч. г.
Воспитателя МБДОУ детский сад «Ягодка»
Кордуповой Нины Вениаминовны
2021 г.
Детство – каждодневное открытие мира.
В.А. Сухомлинский
Тема: Мнемотехника в образовательном процессе у детей дошкольного возраста: ознакомление с предметным и социальным окружением посредством мнемотехники.
Актуальность темы: Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Цель: формировать первичные представления об объектах окружающего мира у детей младшего возраста посредством мнемотехники.
Задачи:
- Совершенствовать предметно–развивающую среду группы для ознакомления с предметным и социальным окружением посредством мнемотехники.
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
- Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях окружающей среды;
- Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения;
- Знакомить с ближайшим окружением: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская
- Рассказать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофёр, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
- Взаимодействие и сотрудничество с родителями детей.
Предполагаемый результат
- Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы.
- Внедрение в педагогическую практику инновационной технологии «Ознакомление с предметным и социальным окружением детей с 3-4лет посредством мнемотехники в условиях ДОУ».
- Оснащение предметно развивающей среды учебно-дидактическим комплексом: дидактическими играми, пособиями.
- Повышение педагогической компетентности родителей по ознакомлению с предметным и социальным окружением посредством мнемотехники.
Этапы работы
1. Информационно-подготовительный этап. Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования. (сентябрь-ноябрь)
2. Практический этап. Внедрение в практику. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. (декабрь-март)
3. Итоговый этап (отчет). Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме: «Ознакомление с предметным и социальным окружением посредством мнемотехники детей с 3-4 лет» (апрель-май)
Методы работы
Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
Практический: составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
У дошкольников память носит непроизвольный характер - лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной - ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания припоминания. Этому способствует мнемотехника.
Поставив перед собой цель и задачи, я начала работу по следующим направлениям:
- изучение литературы;
- работа над созданием предметно-развивающей среды и изготовлением наглядно – демонстрационного и методического материала;
- занятия с детьми;
- взаимодействие с родителями и с педагогами.
В течение учебного года я изучила соответствующую литературу по данной теме:
- Т.Б. Полянская Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010.
- Т.П. Трясорукова Мнемодорожки. Окружающий мир. 3-4 года. – Москва: Феникс, 2020.
- Т.П. Трясорукова Мнемодорожки. Эмоции. 3-4 года. – Москва: Феникс, 2020.
- Т.П. Трясорукова Мнемодорожки. Математика. 3-4 года. – Москва: Феникс, 2020.
- Т.П. Трясорукова Мнемодорожки. Мышление. 3-4 года. – Москва: Феникс, 2020.
- Т.В. Большева Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб., 2005.
- Е.А. Юзбекова Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. – Москва: «Линка – Пресс», 2006.
- Ю.Е Розова, Т.В. Коробченко: Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. - Москва: Редкая птица, 2018 г.
- Интернет-ресурсы.
Разработала и составила планирование совместной деятельности с воспитанниками на учебный год в младшей группе. Изготовила наглядно- демонстрационный и методический материал: картотеку художественного слова с использованием мнемотаблиц по темам запланированных занятий.
Успешную работу с детьми по ознакомлению с предметным и социальным окружением невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями.
Были проведены с родителями
- беседы: «О пользе совместного с ребенком чтения с помощью мнемодорожек», «Знакомим малыша с окружающим миром через игру» (с использованием мнемотаблицы), «Животные в лесу зимой» (с использованием мнемоквадратов, мнемодорожек).
- консультации: «Использование мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», «Мнемотехника в разучивании стихотворений», «Сенсорное развитие в младшем возрасте» (с (использованием мнемоквадратов).
- создана папка-передвижка «Познаем окружающий мир, играя» (с использованием мнемотаблицы). Родители оказывали необходимую помощь в создании предметно-развивающей среды.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста понимаю, что мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.
Изучение специальной педагогической и психологической литературы, опыта работы своих коллег позволило прийти к выводу, что необходим комплексный подход к образовательному процессу, направленному на ознакомление с окружающим миром. Такой подход включал в себя создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащения жизненного опыта детей с учетом приемов мнемотехники, использование различных видов детской деятельности, организацию активного участия родителей воспитанников. Проведение диагностики с целью выявления влияния использования наглядного материла на восприятие предметного окружения дошкольниками позволило утвердиться в правильности выбора использования мнемотехники при ознакомлении с окружающим миром.
Результаты диагностики предполагали насыщение воспитательно-образовательного процесса дошкольников наглядностью во всех видах детской деятельности. А использование приемов мнемотехники позволяли обеспечивать эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение детьми полученной информации.
В начале работы обязательное включение мнемотехники в ознакомление с окружающим миром воспитанников вызывало несогласие. Затем, наблюдая результативность в усвоении детьми программного содержания при проведении разных видов деятельности пришли к выводу, что такой подход к организации педагогического процесса приведет к благоприятному всестороннему развитию воспитанников.
Большое внимание при ознакомлении детей с окружающим миром уделяла формированию представлений о близких им предметах и явлениях, совершенствованию лично-бытовых ориентировок. При этом учила детей выделять существенные и несущественные признаки и свойства предметов, обобщать, группировать и дифференцировать объекты по определенным признакам; устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
При ознакомлении детей с окружающими предметами заботилась о разностороннем восприятии ребенком его свойств, давала возможность каждому ребенку хорошо рассмотреть объект, ощупать, подержать в руках, назвать и др. Обращала внимание на форму, цвет, основные части предмета («Как ты узнал, что это грузовик? Из чего он состоит? Где у него колеса, кузов, кабина?») При последующих беседах предлагали мнемодорожки и мнемоквадраты, облегчающие детское восприятие того или иного предмета.
Понимая, что ознакомление с окружающим миром неразрывно связано с развитием речи детей и что для того, чтобы понять насколько ребенок знает название, знаком с внешним видом, назначением того или иного предмета необходимо, чтобы он рассказал об этом предмете, предлагали детям таблицы, которые способствовали выявлению полученных знаний.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях, проводила дидактические игры, которые требовали от детей умения объединять сходные предметы в пары, группировать объекты по заданному признаку («Найди, назови такой же», «Назови одним словом» и другие). В процессе игр уточняли представления воспитанников о назначении предметов, учила целесообразно действовать с ними, а затем закрепляла знания детей с помощью мнемодорожек и мнемоквадратов.
При ознакомлении с окружающим миром как на занятиях, так и в повседневной жизни упражняла детей в различении и назывании цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и некоторых оттенков, в группировке предметов по цвету по слову и образцу или только по слову воспитателя. В качестве учебного материала использовала детали строительных наборов, дидактические игрушки, окрашенные в основные цвета. При этом эффективными были игры-поручения «Зажги фонарик», «Собери в корзину игрушки такого же цвета» и др. А также предложенные сначала готовые мнемодорожки, а затем предлагалось собирать мнемодорожки детям самостоятельно на закрепление необходимого цвета. Например, если детям предлагалось пятно зеленого цвета, то они к нему должны были выбрать из небольшого множества картинок изображение огурца, травы, зеленого листочка, крокодила и др.
Осознавая, что дети 4 года жизни способны понимать несложные логические связи, лежащие в основе объединения предметов под общим названием: посуда, мебель, одежда - учила группировать предметы по назначению, подводить к пониманию слов с обобщающим значением. Однако отношения между общим и частным осознаются детьми этого возраста своеобразно. Поэтому для лучшего усвоения данной темы, кроме дидактических игр и упражнений, предлагали детям мнемодорожки по лексическим темам.
Большая работа по закреплению знаний и умений, полученных детьми на занятиях, проводилась в самостоятельной, индивидуальной деятельности детей. Знакомила детей с предметами ближайшего окружения, с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых. В результате почти все дети различают и называют игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, овощи и фрукты, виды транспорта. Все дети хорошо ориентируются в групповой комнате; называют своё имя, фамилию, воспитателя и помощника воспитателя по имени и отчеству.
Большое внимание уделялось экологическому воспитанию детей: рассматривали комнатные растения, наблюдали за домашними животными (кошкой, собакой), знакомили с домашними птицами и птицами на участке
детского сада. Учила детей различать и называть диких животных (в процессе чтения сказок, рассматривания иллюстраций). Формировала умение выделять их характерные особенности (у зайца – длинные уши, лиса рыжая, у неё длинный пушистый хвост, медведь – косолапый). Знакомила детей с отличительными особенностями животных, птиц, рыб.
Учила различать – по внешнему виду и вкусу – наиболее распространенные овощи и фрукты.
Наблюдала за красотой природных явлений (листопадом, снегопадом, цветущими цветами и т.д.). Формировала бережное отношение к окружающей природе.
В беседах использовала мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы для закрепления последовательности отражения окружающей действительности.
На базе детского сада педагогам было показано открытое мероприятие «Хозяйственно-бытовой труд «Игрушки любят чистоту».
В рамках самообразования принимала участие в методических объединениях «ФГОС», где поделилась опытом работы «Педагогическая мастерская» - конструкторские навыки и развитие технического творчества детей дошкольного возраста, «Занимательная математика» - выставка пособий по занимательной математике, используемой мной в работе с дошкольниками.
Работа с детьми
ООД Тема: «Транспорт», «Мебель», «Чудесный мешочек», «Найди предметы рукотворного мира»
Игровые ситуации:
- «У меня живёт котёнок»
- «Уход за комнатными растениями»
- «Что лучше: бумага или ткань?
- «Кукла Таня обедает»,
- «Тарелочка из глины»
- «Кукла Таня обедает»,
- «Подарки для медвежонка»
- «Кукла Таня обедает»
- «Как мама учила мишку правильно кушать»
- «Кукла Таня обедает»
Д/игры:
- «Найди, назови такой же»
- «Назови одним словом»
Вывод
Применение элементов мнемотехники в разных видах деятельности обеспечило успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Опытным путем было отмечено, что при использовании атрибутов мнемотехники (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы) сокращается время обучения, стимулируется познавательная активность детей, а, значит, значительнее расширяется словарный запас и знания об окружающем мире. Дети охотно общаются с товарищами и взрослыми. Повысился не только интерес детей к данным видам занятий, но их мотивация к деятельности.
Элементы мнемотехники помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков и обогащают словарный запас детей. Данные схемы служат зрительным планом для создания рассказа, ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети разучивают стихи, составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Хочется отметить, что положительное влияние на развитие детей в группе оказывает не только использование приемов мнемотехники, но и мой индивидуальный подход к детям, тесное сотрудничество воспитателей, помощника воспитателя и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ягодка» п. Сосенки Цимлянского района
Отчет по самообразованию
за 2020 – 2021 уч. г.
Воспитателя МБДОУ детский сад «Ягодка»
Кордуповой Нины Вениаминовны
2021 г.
Детство – каждодневное открытие мира.
В.А. Сухомлинский
Тема: Мнемотехника в образовательном процессе у детей дошкольного возраста: ознакомление с предметным и социальным окружением посредством мнемотехники.
Актуальность темы: Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Цель: формировать первичные представления об объектах окружающего мира у детей младшего возраста посредством мнемотехники.
Задачи:
- Совершенствовать предметно–развивающую среду группы для ознакомления с предметным и социальным окружением посредством мнемотехники.
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
- Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях окружающей среды;
- Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения;
- Знакомить с ближайшим окружением: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская
- Рассказать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофёр, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
- Взаимодействие и сотрудничество с родителями детей.
Предполагаемый результат
- Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы.
- Внедрение в педагогическую практику инновационной технологии «Ознакомление с предметным и социальным окружением детей с 3-4лет посредством мнемотехники в условиях ДОУ».
- Оснащение предметно развивающей среды учебно-дидактическим комплексом: дидактическими играми, пособиями.
- Повышение педагогической компетентности родителей по ознакомлению с предметным и социальным окружением посредством мнемотехники.
Этапы работы
1. Информационно-подготовительный этап. Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования. (сентябрь-ноябрь)
2. Практический этап. Внедрение в практику. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. (декабрь-март)
3. Итоговый этап (отчет). Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме: «Ознакомление с предметным и социальным окружением посредством мнемотехники детей с 3-4 лет» (апрель-май)
Методы работы
Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
Практический: составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
У дошкольников память носит непроизвольный характер - лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной - ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания припоминания. Этому способствует мнемотехника.
Поставив перед собой цель и задачи, я начала работу по следующим направлениям:
- изучение литературы;
- работа над созданием предметно-развивающей среды и изготовлением наглядно – демонстрационного и методического материала;
- занятия с детьми;
- взаимодействие с родителями и с педагогами.
В течение учебного года я изучила соответствующую литературу по данной теме:
- Т.Б. Полянская Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010.
- Т.П. Трясорукова Мнемодорожки. Окружающий мир. 3-4 года. – Москва: Феникс, 2020.
- Т.П. Трясорукова Мнемодорожки. Эмоции. 3-4 года. – Москва: Феникс, 2020.
- Т.П. Трясорукова Мнемодорожки. Математика. 3-4 года. – Москва: Феникс, 2020.
- Т.П. Трясорукова Мнемодорожки. Мышление. 3-4 года. – Москва: Феникс, 2020.
- Т.В. Большева Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб., 2005.
- Е.А. Юзбекова Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. – Москва: «Линка – Пресс», 2006.
- Ю.Е Розова, Т.В. Коробченко: Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. - Москва: Редкая птица, 2018 г.
- Интернет-ресурсы.
Разработала и составила планирование совместной деятельности с воспитанниками на учебный год в младшей группе. Изготовила наглядно- демонстрационный и методический материал: картотеку художественного слова с использованием мнемотаблиц по темам запланированных занятий.
Успешную работу с детьми по ознакомлению с предметным и социальным окружением невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями.
Были проведены с родителями
- беседы: «О пользе совместного с ребенком чтения с помощью мнемодорожек», «Знакомим малыша с окружающим миром через игру» (с использованием мнемотаблицы), «Животные в лесу зимой» (с использованием мнемоквадратов, мнемодорожек).
- консультации: «Использование мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», «Мнемотехника в разучивании стихотворений», «Сенсорное развитие в младшем возрасте» (с (использованием мнемоквадратов).
- создана папка-передвижка «Познаем окружающий мир, играя» (с использованием мнемотаблицы). Родители оказывали необходимую помощь в создании предметно-развивающей среды.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста понимаю, что мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.
Изучение специальной педагогической и психологической литературы, опыта работы своих коллег позволило прийти к выводу, что необходим комплексный подход к образовательному процессу, направленному на ознакомление с окружающим миром. Такой подход включал в себя создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащения жизненного опыта детей с учетом приемов мнемотехники, использование различных видов детской деятельности, организацию активного участия родителей воспитанников. Проведение диагностики с целью выявления влияния использования наглядного материла на восприятие предметного окружения дошкольниками позволило утвердиться в правильности выбора использования мнемотехники при ознакомлении с окружающим миром.
Результаты диагностики предполагали насыщение воспитательно-образовательного процесса дошкольников наглядностью во всех видах детской деятельности. А использование приемов мнемотехники позволяли обеспечивать эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение детьми полученной информации.
В начале работы обязательное включение мнемотехники в ознакомление с окружающим миром воспитанников вызывало несогласие. Затем, наблюдая результативность в усвоении детьми программного содержания при проведении разных видов деятельности пришли к выводу, что такой подход к организации педагогического процесса приведет к благоприятному всестороннему развитию воспитанников.
Большое внимание при ознакомлении детей с окружающим миром уделяла формированию представлений о близких им предметах и явлениях, совершенствованию лично-бытовых ориентировок. При этом учила детей выделять существенные и несущественные признаки и свойства предметов, обобщать, группировать и дифференцировать объекты по определенным признакам; устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
При ознакомлении детей с окружающими предметами заботилась о разностороннем восприятии ребенком его свойств, давала возможность каждому ребенку хорошо рассмотреть объект, ощупать, подержать в руках, назвать и др. Обращала внимание на форму, цвет, основные части предмета («Как ты узнал, что это грузовик? Из чего он состоит? Где у него колеса, кузов, кабина?») При последующих беседах предлагали мнемодорожки и мнемоквадраты, облегчающие детское восприятие того или иного предмета.
Понимая, что ознакомление с окружающим миром неразрывно связано с развитием речи детей и что для того, чтобы понять насколько ребенок знает название, знаком с внешним видом, назначением того или иного предмета необходимо, чтобы он рассказал об этом предмете, предлагали детям таблицы, которые способствовали выявлению полученных знаний.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях, проводила дидактические игры, которые требовали от детей умения объединять сходные предметы в пары, группировать объекты по заданному признаку («Найди, назови такой же», «Назови одним словом» и другие). В процессе игр уточняли представления воспитанников о назначении предметов, учила целесообразно действовать с ними, а затем закрепляла знания детей с помощью мнемодорожек и мнемоквадратов.
При ознакомлении с окружающим миром как на занятиях, так и в повседневной жизни упражняла детей в различении и назывании цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и некоторых оттенков, в группировке предметов по цвету по слову и образцу или только по слову воспитателя. В качестве учебного материала использовала детали строительных наборов, дидактические игрушки, окрашенные в основные цвета. При этом эффективными были игры-поручения «Зажги фонарик», «Собери в корзину игрушки такого же цвета» и др. А также предложенные сначала готовые мнемодорожки, а затем предлагалось собирать мнемодорожки детям самостоятельно на закрепление необходимого цвета. Например, если детям предлагалось пятно зеленого цвета, то они к нему должны были выбрать из небольшого множества картинок изображение огурца, травы, зеленого листочка, крокодила и др.
Осознавая, что дети 4 года жизни способны понимать несложные логические связи, лежащие в основе объединения предметов под общим названием: посуда, мебель, одежда - учила группировать предметы по назначению, подводить к пониманию слов с обобщающим значением. Однако отношения между общим и частным осознаются детьми этого возраста своеобразно. Поэтому для лучшего усвоения данной темы, кроме дидактических игр и упражнений, предлагали детям мнемодорожки по лексическим темам.
Большая работа по закреплению знаний и умений, полученных детьми на занятиях, проводилась в самостоятельной, индивидуальной деятельности детей. Знакомила детей с предметами ближайшего окружения, с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых. В результате почти все дети различают и называют игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, овощи и фрукты, виды транспорта. Все дети хорошо ориентируются в групповой комнате; называют своё имя, фамилию, воспитателя и помощника воспитателя по имени и отчеству.
Большое внимание уделялось экологическому воспитанию детей: рассматривали комнатные растения, наблюдали за домашними животными (кошкой, собакой), знакомили с домашними птицами и птицами на участке
детского сада. Учила детей различать и называть диких животных (в процессе чтения сказок, рассматривания иллюстраций). Формировала умение выделять их характерные особенности (у зайца – длинные уши, лиса рыжая, у неё длинный пушистый хвост, медведь – косолапый). Знакомила детей с отличительными особенностями животных, птиц, рыб.
Учила различать – по внешнему виду и вкусу – наиболее распространенные овощи и фрукты.
Наблюдала за красотой природных явлений (листопадом, снегопадом, цветущими цветами и т.д.). Формировала бережное отношение к окружающей природе.
В беседах использовала мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы для закрепления последовательности отражения окружающей действительности.
На базе детского сада педагогам было показано открытое мероприятие «Хозяйственно-бытовой труд «Игрушки любят чистоту».
В рамках самообразования принимала участие в методических объединениях «ФГОС», где поделилась опытом работы «Педагогическая мастерская» - конструкторские навыки и развитие технического творчества детей дошкольного возраста, «Занимательная математика» - выставка пособий по занимательной математике, используемой мной в работе с дошкольниками.
Работа с детьми
ООД Тема: «Транспорт», «Мебель», «Чудесный мешочек», «Найди предметы рукотворного мира»
Игровые ситуации:
- «У меня живёт котёнок»
- «Уход за комнатными растениями»
- «Что лучше: бумага или ткань?
- «Кукла Таня обедает»,
- «Тарелочка из глины»
- «Кукла Таня обедает»,
- «Подарки для медвежонка»
- «Кукла Таня обедает»
- «Как мама учила мишку правильно кушать»
- «Кукла Таня обедает»
Д/игры:
- «Найди, назови такой же»
- «Назови одним словом»
Вывод
Применение элементов мнемотехники в разных видах деятельности обеспечило успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Опытным путем было отмечено, что при использовании атрибутов мнемотехники (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы) сокращается время обучения, стимулируется познавательная активность детей, а, значит, значительнее расширяется словарный запас и знания об окружающем мире. Дети охотно общаются с товарищами и взрослыми. Повысился не только интерес детей к данным видам занятий, но их мотивация к деятельности.
Элементы мнемотехники помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков и обогащают словарный запас детей. Данные схемы служат зрительным планом для создания рассказа, ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети разучивают стихи, составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Хочется отметить, что положительное влияние на развитие детей в группе оказывает не только использование приемов мнемотехники, но и мой индивидуальный подход к детям, тесное сотрудничество воспитателей, помощника воспитателя и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию за 2020-2021 учебный год
Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и качеств....
Отчет по самообразованию на 2020-2021 уч. год. Тема: «Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»
laquo;Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»Актуальность темы определяется тем, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и ...
Отчет по самообразованию на 2020-2021.
Развивать у детей потребность к созданию нового , необычного продукта творческой деятельности. Развивать эстэтическую оценку, стремление к творческой самореализации. Способствовать развитию познавател...
Отчет по самообразованию за 2020-2021 уч. год
Отчет по самообразованию за 2020-2021 уч. год...
Годовой отчет по самообразованию за 2020 - 2021 учебный год
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮЗА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Отчет по самообразованию за 2020/2021 учебный год.
Отчет по самообразованию по теме:«Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр»...
Программа саморазвития Воспитателя МБДОУ «Детский сад №270» Тресковой Нины Владимировны
Учебно-методический материал...