Конспект НОД в старшей группе на тему «Осенины» (по области «познавательное развитие», ознакомление с окружающим миром)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Обобщить знания детей о дарах Осени. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Формировать представления о чередовании времен года, дать представления о съедобных и несъедобных грибах. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oseniny_kvest-igra.docx | 592.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Теремок»
Конспект ООД в старшей группе
на тему «Осенины»
(по области «познавательное развитие»,
ознакомление с окружающим миром)
Выполнила:
воспитатель I квалификационной категории
Андреева Н.В.
Новочебоксарск 2020
Цель: Обобщить знания детей о дарах Осени
Задачи:
- Образовательные:
- Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
- Формировать представления о чередовании времен года;
- Дать представления о съедобных и несъедобных грибах;
- Развивающие:
- Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом;
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей);
- Воспитательные:
- Воспитывать у детей положительное отношение к труду, разъяснять детям значимость труда.
Словарная работа:
Активизировать: ядовитый, урожай;
Обогащать словарный запас словами: Осенины ;
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: деревья в саду, деревья в лесу, забор и грядки на огороде
Раздаточный материал: корзинки, карточки с изображением фруктов, овощей, грибов, д/и «Съедобный - несъедобный».
Предварительная работа:
- лепка из соленого теста «Осенний натюрморт»;
- чтение сказки «Вершки-корешки»;
- чтение сказки Н. Сладкова «Федот, да не тот»;
- дидактическая игра «Волшебный мешочек»;
- сюжетно-ролевая игра «У бабушки в гостях».
Методы и приемы:
Вводная часть:
- беседа об осени
- рассказ о празднике «Осенины»,
Основная часть:
- Дидактическая игра «Кулинария»;
- Малоподвижная игра «Вершки-корешки»;
- Д/и «Что можно приготовить из капусты»;
- Динамическая пауза «Вместе по лесу идем»;
- Игра на липучках «Съедобный - несъедобный»;
Заключительная часть:
- Рефлексия;
Ход ООД
Вводная часть: беседа об осени.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? Верно, осень. Осень поздняя.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы случилось?
Дети: Птицы не успеют на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснуться, люди не успеют собрать урожай с полей, садов и огородов, плоды и зерно погибнут и т.д.
Воспитатель: Верно, ребята в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно морозы усиливаются, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью трудятся все: и птицы, и насекомые, и звери, и мы – люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А завершалась осень праздником. В старину на Руси наши предки справляли праздник, который назывался Осенины, посвященный собранному урожаю и семейному благополучию. К этому времени завершаются все огородные и полевые работы. Мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. В старину были ребята вот такие праздники.
Мотивация
- Ребята, а давайте отправимся в путешествие. Старичок Осень знает, что мы ребята смышленые и сможем пройтись по лесам и огородам. Проверим, все ли готовы к зиме? Я предлагаю вам, ребята навести порядок. Старичок оставил нам подсказку, где нас ждет первое задание. Давайте взглянем и решим, куда нам нужно двигаться. Первое задание нас ждет в саду.
1. Сад.
Что же здесь росло, почему старичок нас сюда послал?
Ответы детей: фрукты, ягоды.
Воспитатель: Но все фрукты и ягоды уже собраны. Что же мы упустили…
Висят антоновские яблоки.
Воспитатель: Ребята яблоки бывают разных сортов. Есть яблоки, которые мы сможем есть в конце лета, а есть те, которые летом кислые, а зимой сладкие. Это антоновские яблоки. Собирать их нужно аккуратно, чтобы они сохранились на всю зиму
(Дети собирают яблоки в корзины)
Старичок нас все равно не пускает к следующему заданию. Странно, мы же все собрали, можно и зимовать. Как вы думаете, в таком виде их можно будет хранить всю зиму?
Ответы детей.
Воспитатель: Собрать-то мы собрали все фрукты и ягоды, но ничего не приготовили!
Дидактическая игра «Кулинария»
На листах нарисованы знаки: снежинка, солнце, банка, кастрюля. Ребята распределяют, что можно сделать из предложенных им фруктов и ягод.
Воспитатель: Ну, вот мы и справились. Старичок Осень нам за выполненное задание дарит нам фрукты и дает следующую подсказку. (Воспитатель показывает изображение огорода.) Идем в огород.
2. Огород.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за лето выросло на нашем огороде (Дети перечисляют названия овощей).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что не успели собрать в огороде?
Дети: Капуста! (Собирают)
Воспитатель: Капуста собрана, а теперь кто мне поможет узнать, что можно приготовить из капусты?
Д/и «Что можно приготовить из капусты»
(Дети отвечают: пустить в суп, тушить, сделать пироги с капустой, квасить, сделать салат)
Воспитатель: Есть овощи, у которых люди едят вершки – это верхняя съедобная часть. А есть овощи, у которых едят корешки – съедобная часть, которая находится в земле. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, какие части овощей люди употребляют в пищу.
Малоподвижная игра «Вершки-корешки»
Когда называется овощ, у которого едят корешки – все приседают, если вершки – встают. (Помидор, свекла, картофель, перец, кабачок, укроп, репа, морковь, лук, капуста, редиска, чеснок, баклажан).
Воспитатель: Молодцы, все верно определили
Воспитатель: Ну, вот мы и справились. Старичок Осень нам за выполненное задание дарит нам овощи и дает следующую подсказку. (Воспитатель показывает изображение леса.)
Дети: Идем в лес.
Динамическая пауза «Вместе по лесу идем»
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим на опушку
Кто же здесь устроил лужу.
Много листьев вокруг (Потягивания – руки в стороны.)
Вот дубовый, вот кленовый,
Липовый, березовый (собирают листья)
И направо и налево (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот.)
К небу ручки протянули,
позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место все пришли.
- Лес
Воспитатель: Почему не слышно птиц?
Дети отвечают.
Дети видят пенек, в который звери спрятали орехи и желуди на зиму
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети в недоумении
Воспитатель: Это запасы, которые животные приготовили себе на зиму. Нельзя их разорять!
Воспитатель: Вот вам дары леса: всем по лукошку грибов. Старичок-Осень не просто так нас сюда направил. Давайте подумаем, что здесь не так. (В лукошках грибов есть и ядовитые)
Дети: Кто-то собрал несъедобные грибы!
Игра на липучках «Съедобный - несъедобный»
Ребята распределяют грибы. Ядовитые грибы оставляют в лесу, а съедобные кладут в лукошко. По ходу игры воспитатель спрашивает у детей, почему именно этот гриб они не относят к съедобным, и наоборот.
Воспитатель: Какие вы все знатоки! Все отличные грибники! А что же можно сделать с грибами, чтобы их можно было есть зимой (высушить, засолить, заморозить и т.д.)
Воспитатель: И в лесу мы ребята все убрали, наш старичок-Осень теперь доволен, и дает нам дары леса. Давайте сложим их в наши корзинки. И двинемся в путь по парку обратно в сад.
Дети видят, на ковре рассыпаны листья: Как много тут листьев! (Воспитатель предлагает собрать их в свои корзинки)
Дети по ходу сбора говорят листья, каких деревьев они собирают (кленовый, дубовый, березовый)
Воспитатель: Ребята давайте присядем, отдохнем. Мы сегодня потрудились на славу.
Рефлексия
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, дети, где мы бывали и что мы искали? Ребята, какое задание от старичка-Осени вам больше всего понравилось? А может, кому-то из вас было трудно справиться с заданием? Каким? А если бы мы не трудились, мы бы получили с вами дары Осени? Что нам Осень принесла, посмотрите в свои корзинки?
| |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей первой младшей группы (2-3 года) Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром на прогулке с использованием здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» Тема: «Букет из одуванчиков»
Уважаемые друзья и коллеги! Представляю вашему вниманию конспект прогулки для детей раннего возраста "Букет из одуванчиков"...
Конспект Организованной образовательной деятельности на тему: «Мяч» Образовательная область: «Познавательное развитие».Ознакомление с окружающим миром.
Программное содержание:Образовательная область: Побуждать называть детей свойства предмета твердый -легкий, большой -маленький на примере мяча. Способствовать реализации потребности ребенка во вл...
Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (образовательная область познавательное развитие).
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”, развивать музыкально-ритмические и творческие способности, формировать привычки к здоровому образу жизни.Задачи:Образовательные:&bu...
Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе. Тема: «На выставке кожаных изделий»
Конспект НОДпо образовательной области познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)в старшей группе. Тема: «На выставке к...
Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» Образовательная область «Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным окружением)
Данный материал будет полезен воспитателям при проведении бесед и НОД по теме: «Мебель» с детьми средней группы...
Конспект организованной образовательной деятельности «Всякий труд почетен» по образовательной области: Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе
Программное содержание:Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.Задачи:1. - Продолжать знакомить с новыми профессиями. - Обобщ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром Старшая группа Тема: «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты.» Тема недели: «Сад. Фрукты. Ягоды»
Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Ознакомление с окружающим миромСтаршая группаТема: «Во саду ли, в огороде: овощи и ...