Конспект НОД в старшей группе на тему «Осенины» (по области «познавательное развитие», ознакомление с окружающим миром)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Андреева Надежда Валерьевна

Обобщить знания детей о дарах Осени. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.  Формировать представления о чередовании времен года, дать представления о съедобных и несъедобных грибах. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oseniny_kvest-igra.docx592.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 «Теремок»

 

Конспект ООД в старшей группе

на тему «Осенины»

(по области «познавательное развитие»,

 ознакомление с окружающим миром)

Выполнила:

воспитатель I квалификационной категории

Андреева Н.В.

Новочебоксарск 2020

Цель: Обобщить знания детей о дарах Осени

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.  
  • Формировать представления о чередовании времен года;
  • Дать представления о съедобных и несъедобных грибах;

  1. Развивающие:
  • Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей);

  1. Воспитательные:
  • Воспитывать у детей положительное отношение к труду, разъяснять детям значимость труда.

Словарная работа:

Активизировать: ядовитый, урожай;

Обогащать  словарный запас словами: Осенины ;

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: деревья в саду, деревья в лесу, забор и грядки на огороде

Раздаточный материал: корзинки, карточки с изображением фруктов, овощей, грибов, д/и «Съедобный - несъедобный».

Предварительная работа:

  • лепка из соленого теста «Осенний натюрморт»;
  • чтение сказки «Вершки-корешки»;
  • чтение сказки Н. Сладкова  «Федот, да не тот»;
  • дидактическая игра «Волшебный мешочек»;
  • сюжетно-ролевая игра «У бабушки в гостях».

Методы и приемы:

Вводная часть:

  • беседа об осени
  • рассказ о празднике «Осенины»,

Основная часть:

  • Дидактическая игра «Кулинария»;
  • Малоподвижная игра «Вершки-корешки»;
  • Д/и «Что можно приготовить из капусты»;
  • Динамическая пауза «Вместе по лесу идем»;
  • Игра на липучках «Съедобный - несъедобный»;

Заключительная часть:

  • Рефлексия;

Ход ООД

Вводная часть: беседа об осени.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? Верно, осень. Осень поздняя.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы случилось?

Дети: Птицы не успеют на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснуться, люди не успеют собрать урожай с полей, садов и огородов, плоды и зерно погибнут и т.д.

Воспитатель: Верно, ребята в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно морозы усиливаются, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью трудятся все: и птицы, и насекомые, и звери, и мы – люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А завершалась осень праздником. В старину на Руси наши предки справляли праздник, который назывался Осенины, посвященный собранному урожаю и семейному благополучию.  К этому времени завершаются все огородные и полевые работы. Мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. В старину были ребята вот такие праздники.

Мотивация

- Ребята, а давайте отправимся в путешествие. Старичок Осень знает, что мы ребята смышленые и сможем пройтись по лесам и огородам. Проверим, все ли готовы к зиме? Я предлагаю вам, ребята навести порядок. Старичок оставил нам подсказку, где нас ждет первое задание. Давайте взглянем  и решим, куда нам нужно двигаться. Первое задание нас ждет в саду.

1. Сад.

Что же здесь росло, почему старичок нас сюда послал?

Ответы детей: фрукты, ягоды.

Воспитатель: Но все фрукты и ягоды уже собраны. Что же мы упустили…

Висят антоновские яблоки.

Воспитатель:  Ребята яблоки бывают разных сортов. Есть яблоки, которые мы сможем есть в конце лета, а есть те, которые летом кислые, а зимой сладкие. Это антоновские яблоки. Собирать их нужно аккуратно, чтобы они сохранились на всю зиму

 (Дети собирают яблоки в корзины)

Старичок нас все равно не пускает к следующему заданию. Странно, мы же все собрали, можно и зимовать. Как вы думаете, в таком виде их можно будет хранить  всю зиму?

Ответы детей.

Воспитатель: Собрать-то мы  собрали все фрукты и ягоды, но ничего не приготовили!

Дидактическая игра «Кулинария»

На листах нарисованы знаки: снежинка, солнце, банка, кастрюля. Ребята распределяют, что можно сделать из предложенных им фруктов и ягод.

Воспитатель: Ну, вот мы и справились. Старичок Осень нам за выполненное задание дарит нам фрукты и дает следующую подсказку. (Воспитатель показывает изображение огорода.) Идем в огород.

2. Огород.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за лето выросло на нашем огороде (Дети перечисляют названия овощей).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что не успели собрать в огороде?

Дети: Капуста! (Собирают)

Воспитатель: Капуста собрана, а теперь кто мне поможет узнать, что можно приготовить из капусты?

Д/и «Что можно приготовить из капусты»

(Дети отвечают: пустить в суп, тушить, сделать пироги с капустой, квасить, сделать салат)

Воспитатель: Есть овощи, у которых люди едят вершки – это верхняя съедобная часть. А есть овощи, у которых едят корешки – съедобная часть, которая находится в земле. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, какие части овощей люди употребляют в пищу.

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

Когда называется овощ, у которого едят корешки –  все приседают, если вершки – встают. (Помидор, свекла, картофель, перец, кабачок, укроп, репа, морковь, лук, капуста, редиска, чеснок, баклажан).

Воспитатель: Молодцы, все верно определили

Воспитатель: Ну, вот мы и справились. Старичок Осень нам за выполненное задание дарит нам овощи и дает следующую подсказку. (Воспитатель показывает изображение леса.)

Дети: Идем в лес.

Динамическая пауза «Вместе по лесу идем»

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим на опушку

Кто же здесь устроил лужу.

Много листьев вокруг (Потягивания – руки в стороны.)

Вот дубовый, вот кленовый,

Липовый, березовый (собирают листья)

И направо и налево (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот.)

К небу ручки протянули,

позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место все пришли.

  1. Лес

Воспитатель: Почему не слышно птиц?

Дети отвечают.

Дети видят пенек, в который звери спрятали орехи и желуди на зиму

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети в недоумении

Воспитатель: Это запасы, которые животные приготовили себе на зиму. Нельзя их разорять!

Воспитатель: Вот вам дары леса: всем по лукошку грибов. Старичок-Осень не просто так нас сюда направил. Давайте подумаем, что здесь не так. (В лукошках грибов есть и ядовитые)

Дети: Кто-то собрал несъедобные грибы!

Игра на липучках «Съедобный - несъедобный»

Ребята распределяют грибы. Ядовитые грибы оставляют в лесу, а съедобные кладут в лукошко. По ходу игры воспитатель спрашивает у детей, почему именно этот гриб они не относят к съедобным, и наоборот.

Воспитатель: Какие вы все знатоки! Все отличные грибники! А что же можно сделать с грибами, чтобы их можно было есть зимой (высушить, засолить, заморозить и т.д.)

Воспитатель: И в лесу мы ребята все убрали, наш старичок-Осень теперь доволен, и дает нам дары леса. Давайте сложим их в наши корзинки. И двинемся в путь по парку обратно в сад.

Дети видят, на ковре рассыпаны листья:  Как много тут листьев! (Воспитатель предлагает собрать их в свои корзинки)

Дети по ходу сбора говорят листья, каких деревьев они собирают (кленовый, дубовый, березовый)

Воспитатель: Ребята давайте присядем, отдохнем. Мы сегодня потрудились на славу.

Рефлексия

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, дети, где мы бывали и что мы искали? Ребята, какое задание от старичка-Осени вам больше всего понравилось? А может, кому-то из вас было трудно справиться с заданием? Каким? А если бы мы не трудились, мы бы получили с вами дары Осени? Что нам Осень принесла, посмотрите в свои корзинки?

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности на тему: «Мяч» Образовательная область: «Познавательное развитие».Ознакомление с окружающим миром.

Программное содержание:Образовательная область: Побуждать называть детей свойства предмета твердый -легкий, большой -маленький на примере мяча. Способствовать реализации потребности ребенка во вл...

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (образовательная область познавательное развитие).

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”, развивать  музыкально-ритмические и творческие способности, формировать привычки к здоровому образу жизни.Задачи:Образовательные:&bu...

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе. Тема: «На выставке кожаных изделий»

Конспект   НОДпо образовательной области познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)в старшей группе.              Тема: «На выставке к...

Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» Образовательная область «Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным окружением)

Данный материал будет полезен воспитателям при проведении бесед и НОД по теме: «Мебель» с детьми средней группы...

Конспект организованной образовательной деятельности «Всякий труд почетен» по образовательной области: Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе

Программное содержание:Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.Задачи:1.   - Продолжать знакомить с новыми профессиями.      - Обобщ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром Старшая группа Тема: «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты.» Тема недели: «Сад. Фрукты. Ягоды»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Ознакомление с окружающим миромСтаршая группаТема: «Во саду ли, в огороде: овощи и ...