Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (образовательная область познавательное развитие).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”, развивать музыкально-ритмические и творческие способности, формировать привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
Образовательные:
• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
• активизировать словарь детей по теме занятия;
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
• сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
• закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• развивать интерес к выполнению заданий.
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Здоровьесберегающие:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья; создание условий, обеспечивающих эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, музыкально-ритмическое развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»
(образовательная область познавательное развитие).
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”, развивать музыкально-ритмические и творческие способности, формировать привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
Образовательные:
• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
• активизировать словарь детей по теме занятия;
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
• сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
• закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• развивать интерес к выполнению заданий.
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Здоровьесберегающие:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья; создание условий, обеспечивающих эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, музыкально-ритмическое развитие.
Оборудование:
• Конверт с письмом и заданиями от Бабы Яги;
• Макеты деревьев берёзы, клёна, дуба и их листочки;
• Листочки из картона для дорожки;
• Познавательный мультфильм: «Почему листья желтеют»;
• Оборудование для опыта (сосуды, пипетки, красящий раствор, пена, вода);
• Обручи для кочек.
Ход НОД: 1 Слайд осенних деревьев в окне.
(Звучит музыка Мэри Поппинс)
Здравствуйте ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут Мэри Поппинс. Я воспитатель волшебница, помогаю воспитывать детей. А сейчас вы все вместе скажите своё имя. Молодцы! Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я открыла окно, чтобы проветрить зал, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает
Свою норку утепляет.
Дети: Осень.
Мэри Поппинс: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).
Письмо:
Я проказница такая
И разбойница большая.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень, дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снега – тьма!
Мэри Поппинс: Ой, ребятки, это проделки Бабы Яги, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все её задания. Ну что, готовы?
Дети: Да!
Мэри Поппинс:
Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по
осенним листочкам и не сбиться с пути. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. Какое у вас настроение стало? Вы готовы? Тогда в путь. Ребята, вы аккуратно наступайте и не сходите с тропинки. В это время некоторые обитатели леса впали в спячку, и мы, наступая на листики, нечаянно можем на них наступить.
2 Слайд осеннего леса.
( Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу красиво и плавно шагая с носочка). (Звучит песенка «Где ты осень?»)
Вокруг нас красивый лес. Ребята, а какой здесь чистый и свежий воздух. Вдохните медленно носом глубоко и тихонько через рот выдыхайте. Чувствуете, какой свежий и ароматный воздух. (Дыхательная гимнастика).
*А вот и первый листок с заданием. Посмотрите перед нами Календарь природы. Слушайте внимательно.
3 Слайд календарь природы.
1. Назовите, пожалуйста, времена года? (Зима, весна, лето, осень).
2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
3. Скажите, пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя.) А почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
4 Слайд ранняя осень.
4. А как называют осень в октябре? (Золотая.) А почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
5 Слайд золотая осень
5. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя.) Почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме, сбрасывая последние листья).
6 Слайд поздняя осень
Мэри Поппинс: Ребята, какие осенние приметы вы ещё знаете? Зачем деревья сбрасывают листья?
Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Мэри Поппинс: А почему листочки осенью жёлтые? Ответить на этот вопрос поможет мой друг Профессор Почемушкин. Внимание на экран.
Познавательный мультфильм «Почему листья жёлтые».
7 слайд осенний лес
Мэри Поппинс: Нам пора продолжать путь.
Физминутка «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес, - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо, - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать, - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички, - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Мэри Поппинс: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием справились успешно. Ребята, смотрите, Баба Яга от скуки совсем разбаловалась и перемешала все листочки с деревьев. Нам нужно помочь деревьям вернуть свои листочки, чтобы ещё раз полюбоваться красотой осеннего леса. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок. Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна - клиновый, а если с дуба - дубовый). Итак, 1,2,3 начало игры. Дети относят к макету деревьев листочки. (Звучит песенка осени, подвижная игра). Мэри Поппинс: Молодцы! Справились с заданием! Пора отправляться в путь. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Дети: Идём дальше.
8 Слайд осенние деревья.
Только аккуратно перешагивайте, чтобы не пропасть в болоте.
Дети перешагивают из обруча в обруч, перешагивая болото по кочкам.
Мэри Поппинс: Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Бабы Яги.
*А вот Баба Яга оставила нам листок с заданиями. Слушайте внимательно.
Мэри Поппинс: Просит Яга дать ответы эти вопросы. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Мэри Поппинс: И с этим заданием справились. Мы выполнили все задания Бабы Яги, но что-то она не спешит освобождать нашу пленницу. Ребята, продолжим путь по нашей лесной тропинке. (Дети выходят на полянку). Посмотрите, какая поляна, и пенёчки на ней есть. Вы немного устали. Присаживайтесь на пенёчки. *Так посмотрим, здесь ещё какая - то записочка от Яги. И, так давайте прочитаем. Что же в ней написано (Мэри Поппинс достаёт записку и читает):
Освобожу я вашу Осень, если вы, научите меня не грустить когда идёт дождь.
9 Слайд идет дождь
Мэри Поппинс: Ребята, давайте выполним пожелание Бабы Яги. Я научу вас, как можно весело играть с дождиком. А Баба Яга увидит, обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень. Дети по показу Мэри Поппинс выполняют движения, имитируя звук дождя. Ритмичные хлопки по коленкам в заданном темпе, с одновременно выполняемыми топающими движениями. Поглаживающий массаж ног.
Мэри Поппинс: Ребята, а вы знаете, как идёт дождь? Приглашаю вас в лесную лабораторию. Сегодня я предлагаю вам посмотреть и самим провести опыт, как получается дождь. Подойдите к столу. Сначала я сделаю облако из пены. Но почему идет дождь? Для наглядного примера я возьму подкрашенную воду. Так вот, на земле происходят процессы испарения воды, и пар поднимается в верхние слои атмосферы. Когда пар поднимается, то температура воздуха понижается, и в результате появляются капельки воды. В облаках капли воды собираются вместе и становятся тяжёлыми. Под тяжестью веса эти капли падают на землю. Посмотрите, я капаю цветной раствор воды, ни чего не происходит. Предлагаю взять цветной раствор и при помощи пипетки накапать подкрашенной воды в свой сосуд с облаком. Обратите внимание, когда эти капли собираются вместе и становятся тяжелее, мы видим, как цветная жидкость начинает капать вниз.
Мэри Поппинс: Посмотрите, как здорово у нас получилось! Ребята, послушайте, музыка зазвучала. (Звучит песенка осени). Сдержала своё обещание Баба Яга и освободила нашу Осень. А сейчас закройте глаза, пришла пора волшебства. Превращаю вас в листочки. Раз, Два, Три - листик нас домой верни. Закружились листочки по залу и возле меня остановились. (Звучит музыка волшебства).
10Слайд осень в окне.
1,2,3, деток нам листок верни. Вот мы и дома! Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.
ПРИГЛАШАЮ ВАС СО МНОЙ ПОТАНЦЕВАТЬ. Танец с Мэри Поппинс.
Мэри Поппинс: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).
Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки об осени. И показали себя настоящими знатоками природы! Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре?
Мэри Поппинс: Вы все молодцы! А вот эти листочки вам в группу на память об осени. Вы можете стать настоящими художниками и раскрасить их в разные цвета. (Подарок раскраски листочков). (Звучит песенка осени).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
Конспект занятия для детей старшей группы для расширения и закрепления знаний о перелетных птицах....
Презентация для детей средней группы на тему "Осень". Образовательная область - "Познавательное развитие".
Презентация поможет детям лучше запомнить основные признаки осени, привлечет интерес и положительное отношение к образовательной деятельности....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие» Математика) Тема: «Путешествие с Красной шапочкой»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие» Математика). Тема: «Путешествие с Кр...
Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Растения – легкие Земли».
Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Растения – легкие Земли».Программное содержание:Коррекционно-обра...
Конспект НОД в старшей группе на тему «Осенины» (по области «познавательное развитие», ознакомление с окружающим миром)
Обобщить знания детей о дарах Осени. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру....
Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» Образовательная область «Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным окружением)
Данный материал будет полезен воспитателям при проведении бесед и НОД по теме: «Мебель» с детьми средней группы...
Конспект занятия в старшей группе "Неофициальные символы России". Образовательная область: познавательное развитие.
Данный конспект занятия разработан на основе примерного тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственными символами России....