Тематический план по ознакомлению с окружающим миром и социальному развитию для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения (4-5 лет)
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
Аннотация к тематическому планированию для работы с детьми разновозрастной дошкольной группы компенсирующей направленности с нарушением интеллекта
Представленное тематическое планирование разработано в соответствии с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (Проект) и программы обучения и воспитания Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», 2011 год. Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющих легкую степень умственной отсталости (QI в пределах 50 – 69), а так же для детей, имеющих сложную структуру дефекта, при которой имеются два и более первичных дефекта. А так же учитывалась программа для дошкольных образовательных организаций «Омское Прииртышье» Л.В. Борцова, Е.Н. Гаврилова, М.В. Зенова, и Т. А. Чернобай. Содержание тематического материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требования к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников. Занятия по ознакомлению включают в себя: ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематический план по ознакомлению с окружающим миром и социальному развитию
для детей 2 года обучения с нарушением интеллекта(4-5 лет)
Мес. | Нед. | Тема | Коррекционно-развивающие задачи | Знания, умения и навыки | Словарь | Дата | |
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ | |||||||
БЛОК: День знаний. Детский сад. | |||||||
Сентябрь | 3 | Детский сад. Профессии в детском саду. Музыкальные инструменты. | Познакомить детей с помещениями детского сада и их назначением. Познакомить детей с профессиями: учитель-дефектолог, врач, воспитатель, с некоторыми профессиональными действиями этих профессий, с предметами – помощниками в их труде, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. Познакомить детей с музыкальными инструментами (инструменты, фортепиано, губная гармошка, баян, ложки, гитара). Формировать умение различать и называть музыкальный инструмент, на котором исполняется знакомая мелодия. | Знать названия помещений детского сада и их назначение для чего он нужен, кто в нем работает. Знать профессии: учитель – дефектолог, врач, воспитатель, и некоторые профессиональные действия этих профессий, предметы – помощники в их труде, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. Знать и различать музыкальные инструменты. Знать музыкальные инструменты (инструменты, фортепиано, губная гармошка, баян, ложки, гитара). Уметь узнавать музыкальный инструмент, который исполняет знакомую мелодию. | Детский сад, врач, учитель-дефектолог, воспитатель. Музыкальные инструменты, фортепиано, губная гармошка, баян. | 14.09 | |
4 | Игрушки. | Познакомить детей с игрушками, для чего они нужны, уметь ими играть. Познакомить их с ведром, совком, лопатой, лошадкой, неваляшкой, кошкой, мячом. Развивать умение узнавать материал, из которого они сделаны (деревянные, пластмассовые, мягкие). | Знать названия игрушек, для чего они нужны, уметь ими играть. Знать ведро, совок, лопату, лошадку, неваляшкой, кошкой, мяч. Уметь определять материал, из которого они сделаны (деревянные, пластмассовые, мягкие). | Игрушки, ведерко, совок, лопатка, лошадка, машинка, мяч, неваляшка, кошка. | 21.09 | ||
БЛОК: Осень | |||||||
Октябрь | 1 | Огород. Овощи. | Познакомить детей с овощами; учить различать овощи по вкусу, на ощупь. | Знать название овощей. Уметь различать овощи по вкусу, на ощупь. | Овощи, огурец, помидор, капуста, морковь, картофель, лук. | 28.09 | |
2 | Сад. Фрукты. | Познакомить детей с фруктами. Развивать умение различать фрукты по вкусу, на ощупь. | Знать названия фруктов. Уметь различать фрукты по вкусу, на ощупь. | Фрукты, яблоко, груша, лимон, апельсин. | 05.10 | ||
3 | Дары леса. Грибы. Ягоды. | Познакомить детей с дарами леса (грибы и ягоды). Формировать умение дифференцировать на съедобные и несъедобные грибы. | Знать называния даров леса-грибы и ягоды. Уметь дифференцировать на съедобные и несъедобные грибы. | Дары леса, грибы, лисичка, мухомор, съедобные и несъедобные грибы, малина, земляника. | 12.10 | ||
4 | Осень. Деревья осенью. | Познакомить детей с временем года осень и научить выделять признаки осени (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди); Познакомить детей с листьями разной формы и окраски (о жёлтом, красном цветах в природе). | Знать время года осень и уметь выделять признаки осени (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди). Уметь находить листья разной формы и окраски (жёлтый, красный цвет в природе). | Осень, холодно, дождь, пасмурно, похолодало. | 19.10 | ||
5 | Перелетные птицы. | Познакомить детей с перелётными птицами, внешний вид (голова, туловище, клюв, крыло, лапы, перья), звукоподачей. | Уметь называть перелётных птиц. Знать: внешний вид, чем питаются. | Перелетные птицы, грач, скворец, кукушка. | 26.10 | ||
БЛОК: Животный мир. | |||||||
1 | Животные жарких стран. | Познакомить детей с животными жарких стран. Учить рассказывать о внешнем виде. | Уметь правильно называть животных жарких стран. Уметь рассказывать о внешнем виде. | Животные жарких стран, слон, зебра, обезьяна, тигр, лев. | 02.11 | ||
Ноябрь | 2 | Дикие животные и их детеныши. Подготовка к зиме. | Познакомить детей с дикими животными. Учить рассказывать о внешнем виде, пище, жилище. | Уметь узнавать и называть диких животных, Уметь рассказывать о внешнем виде, пище, жилище. | Волк, лиса, медведь, еж, заяц, белка. | 09.11 | |
3 | Домашние животные и их детеныши. | Познакомить детей с домашними животными (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных. | Уметь узнавать и называть домашних животных. Знать: внешний вид, какую пользу приносят домашние животные людям, о том, как заботится человек о домашних животных. | Домашние животные, собака, коза, кошка, свинья, корова, лошадь. | 16.11 | ||
4 | Домашние птицы. | Познакомить детей с домашними птицами, с внешним видом (голова, туловище, клюв, крыло, лапы, перья), звукоподачей, чем питаются, какую пользу приносят. | Знать домашних птиц, внешний вид (голова, туловище, клюв, крыло, лапы, перья), звукоподачу, чем питаются, какую пользу приносят. | Домашние птицы, курица, петух, утка, гусь, голова, туловище, клюв, крыло, лапы, перья. | 23.11 | ||
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ | |||||||
БЛОК: Здравствуй, зимушка-зима. | |||||||
Декабрь Декабрь | 1 | Зима. | Познакомить детей с признаками зимы. Формировать умение определять по изображениям зиму. Познакомить детей с зимними явлениями в природе. | Знать характерные признаки зимы. Уметь определять по изображениям зиму. Знать зимние явления в природе. | Зима, снег, снегопад, холодно. | 30.11 | |
2 | Зимующие птицы. | Познакомить детей с зимующими птицами; с условиями их жизни. Развивать умение заботиться о птицах, подкармливать их зимой. | Знать зимующих птиц и их условия жизни. Уметь заботиться о птицах, подкармливать их зимой. | Воробей, сорока, синица, голубь, снегирь. . | 07.12 | ||
3 | Новогодний калейдоскоп. | Познакомить детей с зимними забавами и играми (игра в снежки, катание на коньках, лыжах, с горки, постройка снежного городка, лепка снеговика из снега), учить в них играть и объяснять правила игры друг другу. Познакомить с традициями новогоднего праздника. | Знать зимние игры и забавы, уметь в них играть и объяснить правила игры другу. Знать традиции новогоднего праздника. | Снежки, катания с горки, на коньках, лыжах, снеговик, снежный городок. Новый год, праздник, подарки, зима, елка, Снегурочка, Дед Мороз. | 14.12 | ||
4 | Промежуточная диагностика | ||||||
БЛОК: Я и мой мир. | |||||||
2 | Дружная семья. | Учить детей узнавать и называть по имени правильно членов своей семьи. Учить называть свою фамилию. Учить выделять по общей фотографии себя, маму, папу, бабушку, дедушку. Называть родственные отношения в семье. | Уметь правильно называть членов своей семьи по имени. Уметь называть свою фамилию. Уметь выделять по общей фотографии себя, маму, папу, бабушку, дедушку. Знать родственные отношения в семье. | Имя, фамилия, папа, мама, дедушка, бабушка. | 11.01 | ||
3 | Человек (части тела). | Учить детей называть правильно свои имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников, участвующих в повседневном общении. Повторить названия частей тела и их назначения. Формировать понимание и осознание своего возраста и пола. | Уметь правильно называть свои имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников, участвующих в повседневном общении. Знать названия частей тела и их назначения, свой возраст и пол. | Имя, фамилия, части тела, рука, нога, голова, лицо, туловище, девочка, мальчик. | 18.01 | ||
4 | Одежда. Обувь. Головные уборы. | Познакомить детей с названиями предметов верхней одежды; подбирать её с соответствующим временем года. Учить дифференцировать по временам года (летняя, осенняя, зимняя, весенняя). Познакомить детей с обувью, ее назначением; познакомить с отдельными деталями обуви; учить ухаживать за обувью. Познакомить детей с головными уборами, их назначением; учить соотносить с сезоном и по возрастному признаку. | Уметь правильно называть предметы верхней одежды, подбирать её с соответствующим временем года. Уметь дифференцировать по временам года (летняя, осенняя, зимняя, весенняя). Уметь узнавать и называть обувь, знать ее назначение, соотносить обувь с сезоном, возрастному признаку; уметь ухаживать за обувью. Уметь узнавать и называть головной убор, соотносит его с сезоном, и по возрастному признаку. | Одежда, шуба, пальто, кофта, брюки, шарф, рукавицы. Обувь, сапоги, валенки, ботинки, туфли, тапки. Головной убор, шапка, косынка, кепка. | 25.01 | ||
Февраль | 1 | Дом. Мебель. | Познакомить детей с основными видами мебели; учить правильно обставлять комнату. Познакомить с частями мебели. | Уметь узнавать и называть основные виды мебели. Уметь правильно обставлять комнату. Знать названия частей мебели. | Мебель, стул, стол, кровать, диван, шкаф, ножка, спинка, сиденье. | 01.02 | |
2 | Посуда. | Познакомить детей с названиями и назначением отдельных предметов посуды. Познакомить с блюдцами, ножом, кастрюлей, чайником, сковородой. | Знать названия и назначение отдельных частей посуды; Знать блюдце, нож, кастрюлю, чайник, сковороду. | Посуда, тарелка, чашка, нож, блюдце, кастрюля, сковорода, вилка, ложка, чайник. | 08.02 | ||
3 | День защитников Отечества. Военные профессии. | Познакомить детей с военными профессиями (лётчик, танкист). Учить составлять предложения о защитниках. | Знать, военные профессии (лётчик, танкист), праздник «23 февраля». | Родина, защитники, лётчик, танкист. | 15.02 | ||
4 | Продукты питания. | Познакомить детей с понятиями «еда», «продукты», «напиток». Познакомить детей с культурой питания, значимостью питания. Учить детей правильному поведению за столом. | Иметь представление о еде, продуктах, напитках. Учить детей культуре питания, поведению за столом. | Еда, продукты питания, хлеб, яйца, молоко, масло, шоколад, сыр, курица, рыба, напиток. | 22.02 | ||
БЛОК: Весна пришла. | |||||||
1 | Мамин праздник. | Познакомить детей с праздником «8 Марта». Разучить к празднику стихотворение о маме, бабушке. | Иметь представление о празднике «8 Марта». Знать к празднику стихотворение про маму или бабушку. | Мамин праздник, весна, мама, бабушка. | 01.03 | ||
2 | Весна. Прилет птиц (закрепление). | Познакомить детей с признаками весны. Учить детей рассказывать о приметах наступающей весны, составлять фразы - описание. Закрепить представление о перелётных птицах, об особенностях внешнего вида (части тела, повадки, звукоподача). | Знать характерные признаки весны (весной снег и лед тают, становится теплее, солнце греет). Уметь рассказывать о приметах наступающей весны, составлять фразы - описание. Иметь представление о перелётных птицах. Знать особенности внешнего вида (части тела, повадки, звукоподача). | Весна, праздник, капель, солнце. Грач, скворец, кукушка, части тела. | 08.03 | ||
3 | Деревья, кустарники. | Познакомить детей с деревьями и кустарниками. Учить детей дифференцировать на деревья и кустарники. Познакомить со строением деревьев (корни, ствол, ветки, листья) и кустарников (корни, ветки, листья). | Знать характерные отличительные признаки деревьев и кустарников. Знать строение деревьев и кустарников. | Дерево, кустарник, яблоня, береза, сосна, сирень, ствол, ветки, листья. | 15.03 | ||
4 | Комнатные растения. | Познакомить детей с комнатными растениями (герань, кактус); правилами ухода за растениями. Познакомить со строением цветка (корень, стебель, листья, цветок). | Знать комнатные растения и как ухаживать за ними. Знать строение цветка (корень, стебель, листья, цветок). | Комнатные цветы, герань, кактус, корень, стебель, листья, цветок. | 22.03 | ||
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ | |||||||
БЛОК: Мой город. Моя страна. | |||||||
1 | Транспорт (наземный). | Познакомить детей с наземным транспортом, с его назначением и правилами поведения в транспорте; с профессией шофера. | Знать наземный транспорт: машина, автобус, поезд и правила поведения в транспорте; знать профессию шофер. | Наземный транспорт, машина, автобус, поезд, шофер. | 29.03 | ||
2 | Транспорт (водный, воздушный). | Познакомить детей с водным и воздушным транспортом, с его назначением. Познакомить с профессиями летчик, моряк, | Знать водный и воздушный транспорт: самолет, вертолет, корабль, пароход; знать профессии: летчик, моряк. | Водный транспорт, воздушный транспорт, самолет, вертолет, летчик, моряк, корабль, пароход. | 05.04 | ||
3 | Красота земли сибирской. Мой город Омск. | Познакомить детей с понятием «город» (количество людей, многоэтажные дома, длинные улицы); название города, в котором живешь. | Знать свой город, название города, в котором живешь. Уметь различать многоэтажные дома, длинные улицы. | Город, Омск, улицы, люди. | 12.04 | ||
4 | Профессии. Инструменты. | Познакомить детей с понятиями «профессия, работа», значение для человека. Познакомить с распространенными профессиями (врач, воспитатель, учитель, шофер, парикмахер, продавец) и инструментами. Уточнить знания о профессиях родителей. | Иметь представление, что значит профессия, работа, какими инструментами пользуется человек конкретной профессии. Знать распространенные профессии (врач, воспитатель, учитель, шофер, парикмахер, продавец). Уметь называть профессии родителей. | Работа, профессия, врач, шофер, воспитатель, учитель, продавец, парикмахер. | 19.04 | ||
5 | Стройка. | Познакомить детей с понятием «стройка», с профессией строитель. Познакомить с трудом людей на стройке (укладывают кирпичи, строят дома). | Иметь представление, что значит стройка, знать профессию строитель. Знать о труде людей на стройке (укладывают кирпичи, строят дома). | Стройка, кирпичи, дома, строитель. | 26.04 | ||
БЛОК: Скоро лето. | |||||||
1 | Насекомые. | Познакомить детей с насекомыми, их характерных признаках. Познакомить со строением насекомых, о пользе человеку. | Уметь называть и различать насекомых. Знать строение насекомых, какую пользу приносят человеку. | Насекомые, жук, пчела, муха, кузнечик, комар, божья коровка, бабочка. | 03.05 | ||
2 | Скоро лето. Первоцветы. | Познакомить детей с временем года лето, его признаками. Учить строить фразы из двух слов: «Летом тепло», «Светит солнышко», «Деревья зеленые». Познакомить с первыми признаками лета. Учить детей определять состояние природы и погоды (солнечный день). Познакомить детей с первоцветами, со строением цветка (корень, стебель, листья, бутон, цветок). | Иметь представление о признаках лета. Уметь строить фразы из двух слов: «Летом тепло», «Светит солнышко», «Деревья зеленые». Уметь определять состояние природы и погоды (солнечный день). Уметь называть и различать цветы (луговые и садовые), строение цветка (корень, стебель, листья, бутон, цветок). | Лето, тепло, солнышко, светит, солнечный день. Первоцветы, садовые, луговые, ромашка, тюльпан, роза, одуванчик, колокольчик. | 10.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....
Сюжетно – ролевая игра и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Доказывается в работе значимость с-ролевых игр для развития речи детей...
ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»
В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знания...
Тематический план по развитию речи для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения (4-5 лет)
Аннотация тематического плана для работы с детьми разновозрастной дошкольной группы компенсирующей направленности с нарушением интеллекта Представленный тематический план разработан в соответстви...
Перспективное планирование по самообразованию по теме «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Старшая группа 2019-2020 учебный год
Перспективное планирование по теме: "Развитие представлений об окружавющем мире через сенсорных способномсти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Старшая группа....
Перспективное планирование по самообразованию по теме: «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Подготовительная группа 2020-2021 учебный год
Перспективный план по теме: Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Подготовительная группа...
Актуальность на тему «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»
Актуальность на тему «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»...