Тематический план по развитию речи для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения (4-5 лет)
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)
Аннотация тематического плана для работы с детьми разновозрастной дошкольной группы компенсирующей направленности с нарушением интеллекта
Представленный тематический план разработан в соответствии с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (Проект) и программы обучения и воспитания Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», 2011 год. Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющих легкую степень умственной отсталости (QI в пределах 50 – 69), а так же для детей, имеющих сложную структуру дефекта, при которой имеются два и более первичных дефекта. А так же учитывалась программа для дошкольных образовательных организаций «Омское Прииртышье» Л.В. Борцова, Е.Н. Гаврилова, М.В. Зенова, и Т. А. Чернобай. Содержание тематического плана учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требования к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников. На занятиях по развитию речи планомерно и поэтапно решаются специфические задачи, направленные на обобщение, систематизацию и обогащение культуры речи ребенка и развитие его языковых способностей. Обучение детей на специальных занятиях предполагает также формирование основ грамотной речи, понятной и самому ребенку, и окружающим его сверстникам и взрослым. При этом именно взрослый создает ситуацию общения, в которой усвоенные навыки и формируемые способности закрепляются и развиваются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_2_god_obucheniya.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план по развитию речи для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения
(4-5 лет)
Мес. | Нед. | Тема | Коррекционно-развивающие задачи | Знания, умения и навыки | Словарь | Дата | |
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ | |||||||
БЛОК: День знаний. Детский сад. | |||||||
Сентябрь | 3 | Детский сад. Профессии в детском саду. Музыкальные инструменты. | Познакомить детей с помещениями детского сада и их назначением. Познакомить детей с профессией учителя-дефектолога, врача, воспитателя, с некоторыми профессиональными действиями этих профессий, с предметами – помощниками в их труде. Познакомить детей с музыкальными инструментами (инструменты, фортепиано, металлофон). Учить различать и называть музыкальный инструмент, на котором исполняется знакомая мелодия. Разучить потешку «Ладушки». | Знать помещения детского сада и их назначение. Знать профессии учителя-дефектолога, врача, воспитателя, с некоторыми профессиональными действиями этих профессий, с предметами – помощниками в их труде. Знать названия музыкальных инструментов (инструменты, фортепиано, металлофон). Уметь различать и называть музыкальный инструмент, на котором исполняется знакомая мелодия. Знать потешку «Ладушки». | Детский сад, врач, воспитатель, учитель-дефектолог, помощник воспитателя. Музыкальные инструменты, фортепиано, губная гармошка, баян. | 17.09 | |
4 | Игрушки. | Учить детей составлению короткого рассказа по двум – трем игрушкам с помощью педагога по наборам: мальчик и мячик, кукла Катя и Жучка. Познакомить детей с произведением А. Барто «Мишка». | Уметь составлять короткие рассказы по двум-трем игрушкам с помощью педагога по наборам: мальчик и мячик, кукла Катя и Жучка. Знать содержание произведения А. Барто «Мишка». | Игрушки, ведерко, совок, лопатка, мяч, машинка, кукла, лошадка, кошка, неваляшка. | 24.09 | ||
БЛОК: Осень | |||||||
Октябрь | 1 | Огород. Овощи. | Познакомить детей с овощами; учить различать овощи по вкусу, на ощупь. Познакомить с отрывком из произведения Ю. Тувима «Овощи» (в обработке С. Михалкова). | Знать название овощей. Уметь различать овощи по вкусу, на ощупь. Знать содержание отрывка из произведения Ю. Тувима «Овощи» (в обработке С. Михалкова). | Овощи, огурец, помидор, капуста, морковь, картофель, лук. | 01.10 | |
2 | Сад. Фрукты. | Познакомить детей с фруктах. Учить составлять рассказ-описание по наводящим вопросам; употреблять в речи простые предложения. Познакомить со считалкой «Мы делили апельсин…». | Знать названия фруктов. Уметь составлять рассказ-описание по наводящим вопросам; употребляя в речи простые предложения. Знать содержание считалки «Мы делили апельсин…». | Фрукты, яблоко, груша, апельсин, лимон. | 08.10 | ||
3 | Дары леса. Грибы. Ягоды. | Познакомить детей с дарами леса (грибы и ягоды). Учить дифференцировать на съедобные и несъедобные грибы. Познакомить с отрывком из стихотворения «По малину». | Уметь правильно называть дары леса-грибы и ягоды. Уметь дифференцировать на съедобные и несъедобные грибы. Знать содержание отрывка из стихотворения «По малину». | Дары леса, грибы, лисичка, мухомор, съедобные и несъедобные грибы, ягоды, малина, земляника. | 15.10 | ||
4 | Осень. Деревья осенью. | Познакомить детей со временем года осень (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди); систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки осени. Закреплять представления детей о листьях разной формы и окраски (о зелёном, красном цветах в природе). | Знать и уметь выделять время года осень (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди), уметь рассказывать об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки осени. Уметь находить листья разной формы и окраски (зелёные, красные цветом в природе). | Осень, холодно, дождь, пасмурно, похолодало. Мнемотаблицы. | 22.10 | ||
5 | Перелетные птицы. | Познакомить детей с прибауткой «Гуси, вы гуси». Учить отвечать на вопросы по тексту произведения, разбирать прочитанное, добиваясь понимания смысла. | Знать прибаутку «Гуси, вы гуси». Уметь отвечать на вопросы, разбирать прочитанное, добиваясь понимания смысла. | Гуси, улетели, перелетные. | 29.10 | ||
| |||||||
БЛОК: Животный мир. | |||||||
1 | Животные жарких стран. | Познакомить детей с животными жарких стран. Учить составлять рассказ-описание по схеме; употреблять в речи простые предложения. Познакомить с произведением А. Барто «Слон». | Уметь правильно называть животных жарких стран. Уметь составлять рассказ-описание по схеме; употреблять в речи простые предложения. Знать содержание произведения А. Барто «Слон». | Животные жарких стран, слон, зебра, обезьяна, тигр, лев. Мнемотаблицы. | 05.11 | ||
Н | 2 | Дикие животные и их детеныши. Подготовка к зиме. | Познакомить детей с дикими животными (внешний вид, пища, жилище); умение узнавать и называть животных. Разучить с детьми потешку А. Барто «Зайка». | Уметь узнавать и называть животных. Знать внешний вид диких животных, чем питаются. Знать потешку А. Барто «Зайка». | Волк, еж, медведь, лиса, заяц, белка. | 12.11 | |
3 | Домашние животные и их детеныши. | Познакомить детей с домашними животными (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных. Познакомить с потешкой «Идет коза рогатая». | Уметь узнавать и называть домашних животных. Знать, какую пользу приносят домашние животные людям. Знать потешку «Идет коза рогатая». | Домашние животные, собака, кошка, свинья, корова, лошадь. | 19.11 | ||
4 | Домашние птицы | Познакомить детей с домашними птицами. Познакомить детей с потешкой «Петушок, золотой гребешок». | Знать домашних птиц. Знать потешку «Петушок, золотой гребешок». Уметь отвечать на вопросы по тексту произведения. | Домашние птицы, курица, петух, утка, гусь. | 26.11 | ||
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ | |||||||
БЛОК: Здравствуй, зимушка-зима. | |||||||
Декабрь Декабрь | 1 | Зима. | Познакомить детей с признаками зимы. Повторить с детьми характерные признаки зимы. Учить определять по изображениям зиму. Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе. Познакомить детей со стихотворение «Улетают, улетели» | Знать время года зиму, характерные признаки зимы. Уметь определять по изображениям зиму, знать зимние явления в природе. Знать зимние явления в природе. Знать стихотворение «Улетают, улетели» | Зима, снег, холодно. | 03.12 | |
2 | Зимующие птицы. | Познакомить детей с зимующими птицами. Познакомить с понятием «зимующие птицы», с условиями их жизни, подкармливать их зимой. Разучить с детьми потешку «Сорока-белобока». Научить детей самостоятельно рассказывать потешку. Вызывать у детей эмоциональный отклик, стремление отхлопывать ритм или совершать ритмичные действия, побуждать к совместному и отраженному декламированию. | Иметь представление о зимующих птицах. Знать понятие «зимующие птицы», условия их жизни. Знать потешку «Сорока-белобока». Уметь самостоятельно рассказывать потешку, вызывая у детей эмоциональный отклик, стремление отхлопывать ритм или совершать ритмичные действия, побуждать к совместному и отраженному декламированию. | Воробей, сорока, синица, голубь. | 10.12 | ||
3 | Новогодний калейдоскоп. | Продолжать знакомить детей с зимними забавами и играми: игра в снежки, катание на коньках, лыжах, с горки, постройка снежного городка, лепка снеговика из снега. Познакомить детей с отрывком из произведения О. Высотской «На санках». Продолжать знакомить с традициями новогоднего праздника. Учить детей составлять рассказ о празднике по опорным картинкам. Разучить с детьми стихотворение к Новому году, учить рассказывать наизусть. | Знать зимние игры и забавы: игра в снежки, катание на коньках, лыжах, с горки, постройка снежного городка, лепка снеговика из снега. Уметь понимать рассказанный отрывок из текста О. Высотской «На санках». Знать традиции новогоднего праздника. Уметь составлять рассказ по опорным схемам-картинкам о празднике. Знать стихотворение к Новому году, уметь рассказывать наизусть. | Снежки, катания с горки, на коньках, лыжах, снеговик, снежный городок, ледяная крепость. Новый год, праздник, подарки, зима, елка. | 17.12 | ||
4 | Промежуточная диагностика | ||||||
нварь | БЛОК: Я и мой мир. | ||||||
2 | Дружная семья. | Учить детей знать и называть по имени правильно членов своей семьи, знать свою фамилию. Учить выделять по общей фотографии себя, маму, папу, бабушку, дедушку. Познакомить с родственными отношениями в семье. Познакомить детей с произведением Е. Благининой «С добрым утром». | Уметь правильно называть по имени членов своей семьи. Уметь выделять по общей фотографии себя, маму, папу, бабушку, дедушку. Знать родственные отношения в семье. Знать и понимать рассказанный текст Е. Благининой «С добрым утром». | Имя, фамилия, папа, мама, дедушка, бабушка. | 14.01 | ||
3 | Человек (части тела). | Учить детей называть правильно свои имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников, участвующих в повседневном общении. Учить видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Познакомить детей с потешкой «Водичка - водичка». | Уметь правильно называть свои имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников, участвующих в повседневном общении. Уметь видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Знать и понимать потешку «Водичка - водичка». | Имя, фамилия, части тела, рука, нога, голова, лицо, туловище, девочка, мальчик. | 21.01 | ||
4 | Одежда. Обувь. Головные уборы. | Познакомить детей с предметами верхней одежды; подбирать её с соответствующим временем года. Учить составлять рассказ-описание по схеме; употреблять в речи простые предложения. Познакомить с украинской сказкой «Рукавичка». Познакомить детей с обувью, ее назначение; познакомить с отдельными деталями обуви; учить ухаживать за обувью. Познакомить с головными уборами, соотносит его с сезоном, возрастному признаку. Познакомить детей с произведением О. Высоцкая «Холодно». | Уметь правильно называть предметы верхней одежды, подбирать её с соответствующим временем года. Уметь составлять рассказ-описание по схеме; употребляя в речи простые предложения. Знать украинскую сказку «Рукавичка». Уметь узнавать и называть обувь, соотносит обувь с сезоном, возрастному признаку; ухаживать за нею. Уметь узнавать и называть головные уборы, соотносит его с сезоном, возрастному признаку. Знать содержание произведения О. Высоцкой «Холодно». | Одежда, шуба, пальто, кофта, брюки, шарф, рукавицы. Обувь, сапоги, валенки, туфли, туфли, тапки, ботинки. Головной убор, шапка, кепка, косынка. Мнемотаблицы. | 28.01 | ||
Февраль | 1 | Дом. Мебель. | Познакомить детей с основными видами мебели; учить правильно обставлять комнату; воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели. Познакомить детей с произведением Б. Иовлев «У крылечка». | Уметь узнавать и называть основные виды мебели, уметь правильно обставлять комнату, воспитывая чувство красоты. Знать содержание произведения Б. Иовлев «У крылечка». | Мебель, стул, стол, кровать, диван, шкаф, ножка, спинка, сиденье. Крылечко. | 04.02 | |
2 | Посуда. | Познакомить детей с названиями и назначениями отдельных предметов посуды. Познакомить с блюдцами, ножом, кастрюлей, половником, чайником, сковородой. Познакомить детей с произведением К. Чуковский «Федорино горе». | Знать названия и назначения отдельных предметов посуды. Знать блюдце, нож, кастрюлю, половник, чайник, сковороду. Знать произведением К. Чуковский «Федорино горе». | Посуда, тарелка, чашка, нож, блюдце, кастрюля, сковородка, вилка, ложка, чайник. Мнемотаблицы. | 11.02 | ||
3 | День защитников Отечества. Военные профессии. | Познакомить детей с праздником «23 февраля», военными профессиями (лётчик, танкист). Разучить с детьми стихотворение к празднику. | Знать праздник «23 февраля», уметь называть военные профессии (лётчик, танкист). Знать стихотворение к празднику. | Родина, защитники, лётчик, танкист. Мнемотаблицы. | 18.02 | ||
4 | Продукты питания. | Познакомить детей с понятиями «еда», «продукты», «напиток». Познакомить детей с культурой питания, значимость питания. Познакомить детей с произведением С. Капустин «Маша обедает». | Иметь представление о еде, продуктах, напитках. Знать о культуре питания и о поведении за столом. Знать содержание текста С. Капустин «Маша обедает». | Еда, продукты питания, хлеб, яйца, молоко, масло, шоколад, сыр, курица, рыба, напиток. | 25.02 | ||
Март | БЛОК: Весна пришла. | ||||||
1 | Мамин праздник. | Познакомить детей с праздником «8 Марта». Разучить к празднику стихотворение о маме, бабушке. | Знать праздник «8 Марта». Знать стихотворение про маму или бабушку. | Мамин праздник, весна. | 04.03 | ||
2 | Весна. Прилет птиц (закрепление) | Познакомить детей с признаками весны. Учить детей составлять фразы по опорным картинкам о приметах весны. Закрепить представления у детей о перелётных птицах. Познакомить со стихотворением «На зеленом на лужку…». | Знать характерные признаки весны (весной снег и лед тают, становится теплее, солнце греет). Знать перелётных птиц. Знать стихотворение «На зеленом на лужку…». | Весна, праздник, капель, травка, солнце. Грач, скворец, кукушка. | 11.03 | ||
3 | Деревья, кустарники. | Познакомить детей с деревьями и кустарниками. Учить дифференцировать деревья и кустарники. Познакомить детей с произведением И. Токмакова «Деревья». | Знать деревья и кустарники. Уметь дифференцировать деревья и кустарники. Знать произведение И. Токмакова «Деревья». | Деревья, кустарники. Ветки, ствол, листья, корни. Мнемотаблицы. | 18.03 | ||
4 | Комнатные растения. | Познакомить детей с комнатными растениями, их строением. Познакомить со стихотворением Н. Нищева «На окне в горшочках». | Знать названия комнатных растений, их строение. Знать стихотворение Н. Нищева «На окне в горшочках». | Комнатные цветы, герань, кактус, корень, стебель, листья, цветок. | 25.03 | ||
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ | |||||||
БЛОК: Мой город. Моя страна. | |||||||
1 | Транспорт (наземный). | Познакомить детей с наземным транспортом, с его назначением; с профессией шофера. Познакомить детей с произведением А. Барто «Грузовик» | Знать названия наземного транспорта, его назначение. Знать профессию шофер. Знать произведение А. Барто «Грузовик» | Наземный транспорт, машина, автобус, поезд, шофер. | 01.04 | ||
2 | Транспорт (водный, воздушный). | Познакомить детей с водным и воздушным транспортом, с его назначением; с профессиями летчик, моряк. Познакомить детей с произведениями А. Барто «Самолет», «Кораблик». | Знать водный и воздушный транспорт. Знать профессии, летчик, моряк. Знать произведения А. Барто «Самолет», «Кораблик». | Водный транспорт, воздушный транспорт, самолет, вертолет, летчик, моряк, корабль, пароход. | 08.04 | ||
3 | Красота земли сибирской. Мой город Омск. | Познакомить детей с понятием «город» (количество людей, многоэтажные дома, длинные улицы); название города, в котором живешь. | Иметь представление о городе(количество людей, многоэтажные дома, длинные улицы), знать название города, в котором живешь. | Город, Омск, улицы, люди. Мнемотаблицы. | 15.04 | ||
4 | Профессии. Инструменты | Познакомить детей с понятиями «профессия, работа», значение для человека. Познакомить с распространенными профессиями. | Иметь представление, что значит профессия, работа. Знать распространенные профессии. | Работа, профессия, врач, шофер, воспитатель, учитель, продавец, парикмахер. Мнемотаблицы. | 22.04 | ||
5 | Стройка. | Познакомить детей со стройкой, профессией строитель. Учить составлять рассказ – описание по серии худ. картинок «Как волк, заяц и медведь строили дом». | Иметь представление, что значит стройка. Знать профессию строитель. Уметь составлять рассказ – описание по серии худ. картинок «Как волк, заяц и медведь строили дом». | Стройка, строитель, дом, кирпич. Серия худ. картинок. | 29.04 | ||
Май | БЛОК: Скоро лето. | ||||||
1 | Насекомые. | Познакомить детей с насекомыми, их характерных признаках; воспитывать бережное отношение ко всему живому. Познакомить со строением насекомых, их пользе человеку. Познакомить со сказкой К. Чуковского «Муха - цокотуха». | Уметь различать и называть насекомых, уметь бережно относиться ко всему живому. Знать строение насекомых, какую пользу приносят человеку. Знать содержание сказки К. Чуковского «Муха - цокотуха». | Насекомые, жук, пчела, муха, бабочка, кузнечик, комар, божья коровка. | 06.05 | ||
2 | Скоро лето. Первоцветы. | Познакомить детей с признаками лета. Учить строить фразы из двух слов: «Летом тепло», «Светит солнышко», «Деревья зеленые». Расширять и уточнять знания детей о цветах, их строению (корень, стебель, листья, бутон, цветок). Воспитывать бережное отношение к природе. | Знать признаки лета. Уметь строить фразы из двух слов: «Летом тепло», «Светит солнышко», «Деревья зеленые». Уметь называть и различать цветы, их строение (корень, стебель, листья, бутон, цветок). Воспитывать бережное отношение к природе. | Лето, тепло, солнышко, светит, солнечный день, первоцветы, одуванчик, тюльпан, колокольчик, роза, ромашка. Мнемотаблицы. | 13.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Елочка -красавица"(для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта)
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервы. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие е...
Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....
Сюжетно – ролевая игра и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Доказывается в работе значимость с-ролевых игр для развития речи детей...
ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»
В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знания...
Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Целью программы является развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка с синдромом Дауна, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социаль...
Методическая разработка "Логоритмика как форма коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений...
Тематический план по ознакомлению с окружающим миром и социальному развитию для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения (4-5 лет)
Аннотация к тематическому планированию для работы с детьми разновозрастной дошкольной группы компенсирующей направленности с нарушением интеллектаПредставленное тематическое планирование разработано в...