Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Орлова Светлана Васильевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»

Программное содержание: в процессе ознакомления с историей создания куклы учить детей интересоваться прошлым и настоящим людей на земле.

  • Продолжать развивать умение свободного участия в диалоге (внимательно слушать, задавать вопрос, высказывать своё мнение, строить предложение кратко).
  • Совершенствовать творческие способности детей в конструктивной деятельности.
  • Развивать мелкую моторику рук, продолжать работу по автоматизации звука «л».
  • Воспитывать уважительное отношение к предметам, созданным руками человека.

Ход деятельности:

Вос-ль: Дети, посмотрите, какая необычная коробка. Что-то её я раньше не видела, а вы?

Дети:

Вос-ль: Давайте посмотрим вместе, что в ней (открываем коробку, а в ней кукла).

Появилась на свет она давно,

Назначение у неё одно,

Детям радость приносить

Красоту всегда дарить.

Это кукла Мила.

Посмотрите, какая красивая кукла Мила. У неё большой бант, нарядное платье. Давайте пригласим куклу Милу к нам на занятие. Оставайся Мила, с нами. Ребята, давайте прочтём Миле стихотворение.

           Лара на ночь куклу мыла

           Кукла мыла не любила

           Но не ныла кукла Мила

           Кукла Мила молодчина.

Вос-ль: Но такими красивыми куклы были не всегда. Давным-давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры, ходили на охоту, готовили еду на огне. А маленькие дети скучали, им нечем было заняться. И вот тогда, подобрав обыкновенную палочку, взрослый показал ребёнку, как можно забавляться-кормить, качать, укладывать спать. Вот так и появилась на свет первая кукла – палочка - деревянная.

Вос-ль: Похожа она на куклу?

Дети:

Вос-ль: Почему?

(ответы детей)

- Прошло много-много лет. Человек нашел глину.

- Как вы думаете, что он из неё слепил?

Дети:

Вос-ль: И, конечно, же, куклу. Взрослые делали кукол для своих детей с любовью, теплотой, заботой. И чтобы кукла привлекала малыша, взрослые научились раскрашивать её. Так и появились эти красивые куклы.

Вос-ль: А как вы считаете, удобно ли играть глиняной куклой?

Дети:

Вос-ль: Почему?

Дети:

Вос-ль: И поэтому взрослые придумали вот такую куклу. (Показывает соломенную). Дети, посмотрите на неё и скажите из чего и как она сделана? Предположите, как она называлась? (ответы детей).

Вос-ль: Верно. Сначала собирали солому, затем её варили, чтобы стала мягкая, блестящая, эластичная, а уж потом скручивали, связывали, и украшали. Кукла получилась простой и одновременно забавной. Для кукольного наряда использовали листья лопуха или подорожника, цветы, ягоды . Косу кукле тоже приделывали из соломы, голову украшали венком. В старину этих кукол называли стригушки. Они названы так потому, что снизу их подравнивали. Подстригали ножницами. Если стригушку поставить на поднос и слегка потрясти, то кукла начинает поворачиваться, как бы танцевать.

Какая это кукла?

Как их называли в старину? (стригушки).

Вос-ль: Запомнили?

Вос-ль: Долго ли хранилась такая кукла? (нет).

Соломенная кукла оказалась не практичной - солома высыхала, ломалась. Совсем другое дело кукла тряпичная. Дети очень любили тряпичную куклу. Подумайте почему? (теплая, мягкая, похожа на маленького ребенка).

- Дети, а почему она так называется?

- Да, в это время люди уже научились делать нитки и ткать полотно. Ткань сшивали мешком, набивали во внутрь что-нибудь мягкое и украшали. Головку отделяли от туловища, перерезав мешочек ниткой, тесьмой. Посмотрите.

- Лицо куколки раньше рисовали угольком в печке или вышивали цветными нитками. Такую куклу делали взрослые. И каждая девочка, ваша ровесница, могла свертеть из подходящих лоскутов вот такую куклу.

- Чем же не практична эта кукла?

Дети:

- А вам нравятся эти куклы?

- Чем они вам нравятся?

- А для чего взрослые придумали кукол?

Вос-ль: А сейчас, ребята, давайте отдохнём и вспомним физкультминутку «Непослушная кукла».

Куклу нежно я качаю,

А она кричит: «Уа».

Руки, ноги поднимает,

Спать не будет до утра,

Кашку я сварю ей лучше

И в тарелку положу,

Вся испачкалась грязнуля,

Дай, я кашу остужу,

Дочку я свою умыла:

Руки, шею и лицо.

Кашу всю водою смыла,

Наигралась с куклой. Все!

А теперь пройдите, сядьте на стульчики. Мы с Милой знаем интересную игру. Посмотрите, у меня на столе лежат три коробочки. В каждой из них находится кукла, о которых мы с вами сегодня говорили. Можно задавать любые вопросы, но в вопросе не должно звучать название куклы. На ваш вопросы я могу отвечать только «да» или «нет». В «да» - «нет» поиграем и куклу отгадаем.

Игра «Да» - «Нет».

Первая кукла - глиняная.

1. Она может открывать глаза? (нет).

2. У неё есть волосы? (нет).      

3. Её можно раздеть? (нет).

4. У неё есть ноги? (нет).

5. У неё есть руки? (да).

6. Она тяжёлая? (да).

7. Она может двигать руками? (нет).

8. Она может разбиться? (да).

Это глиняная кукла.

 

Вторая кукла-палочка.

1. У неё есть платье? (нет).

2. Она тяжелая? (нет).

3. У неё есть ноги? (нет).

4. У неё есть руки? (нет).

5. У неё есть голова? (нет).

Это кукла-палочка.

 

Третья кукла-пластмассовая.

1. У неё есть руки? (да).

2. У неё есть ноги? (да).

3. У неё есть волосы? (да).

4. Её можно причесывать? (да).

5. Её можно мыть? (да).

6. Она может открывать и закрывать глаза? (да).

7.Она может двигать руками? (да).

Это пластмассовая кукла.

 

Вос-ль: Дети, что это у меня лежит на столе?

- Как вы думаете из этого можно сделать куклу?

- Какую?

- Вы хотите научиться делать такую куклу?

- Давайте мы её сегодня попробуем сделать.

- Нужно взять ткань, положить её изнаночной стороной вверх и скатать много раз. Затем свернуть пополам. Вот что у меня получилось. (Показывает). Теперь я отделю голову от туловища с помощью тесьмы. Моя кукла готова. Прежде чем вы начнете работу, давайте с вами поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Любимые куклы».

Куклам платья дружно шили,

Кукол очень мы любили,

Долго нитки продевали,

Узелок потом вязали,

Отрезали лоскуток,

Прошивали вдоль стежок.

Кукол поскорей позвали,

Нарядили. Не узнали!

(дети изготавливают кукол).

Покажите своих кукол. Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша и я думаю дорога вам. Возьмите их, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали. (она мягкая, теплая, добрая, красивая).

Видите, как много может сделать человек своими руками.

- Давайте вспомним, о каких куклах мы говорили на занятии?

- И я думаю, что мы их подарим малышам. И если они будут бережно обращаться с ними, то куклы будут радовать их очень долго.


Литература:

  1. Мулько И.Ф.  Развитие представлений о человеке в истории и культуре.-М. Сфера, 2009 г.
  2. Дыбина О.Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. - М., 1999.
  3. Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Познавательное развитие. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
  4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. - М. сфера, 2006 г.
  5. Н.В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в старшей   (подготовительной) логопедической группе»  С.-Пб. 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в 1 младшей группе на тему: "Дорожка для Колобка"

В процессе  непосредственно образовательной  деятельности по формированию целостной картины мира в 1 младшей группе  дети знакомятся со свойствами камней....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖНЫЕ МАЛЫШИ НАШЕГО САДА»

формировать представления детей о своём детском саде в который они ходят; развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме; вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного челове...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

Объяснить значение памятников боевой славы, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого, сформировать соответствующее отношение к ним....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме: "ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГА".

Конспект непосредственной образовательной   деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме:"ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГ...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему «Путешествие Капельки»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира "Путешествие Капельки"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формирование целостной картины мира в старшей группе по теме «Бал комнатных растений»

Цель: Развитие познавательного интереса у детей к природе и желания активно изучать природный мир комнатных растений....