Методическая разработка: Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (знакомство с Санкт-Петербургом) в старшей группе «Летний сад. Весеннее пробуждение»
план-конспект занятия (старшая группа)
Методическая разработка содержит материал, предназначенный для приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга, позволяет в игровой форме формировать у детей представления о Летнем саде как о первом в городе месте отдыха петербуржцев; осознать собственное эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию родного города. Материал разрабатывался на основе программы Е.А. Бехметьевой "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_letniy_sad.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию (знакомство с Санкт-Петербургом)
в старшей группе
«Летний сад. Весеннее пробуждение»
Цель:
Формирование представлений о Летнем саде как о первом в городе месте отдыха петербуржцев
Задачи:
Обучающие
– способствовать формированию представлений о скульптурном и архитектурном убранстве; украшениях Летнего сада (скульптуры, фонтаны, пруд, красивая решётка, Летний дворец, Кофейный и Чайный домики);
– закреплять названия деревьев (клён, дуб, липа, вяз, каштан).
Развивающие
– развивать общие речевые навыки; активизировать словарь за счёт слов: деревья, скульптура, фонтан, аллея, Летний дворец, Карпиев пруд, чайный и кофейный домик;
– развивать умение согласовывать речь с движениями
Воспитательные
– воспитывать интерес к родному городу;
– воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту весенней природы Летнего сада, её пробуждение.
Предварительная работа: Беседы «Санкт-Петербург – город в котором мы живём»; рассматривание иллюстраций, альбомов «Достопримечательности Санкт-Петербурга»; маршруты выходного дня (прогулки детей и родителей по улицам родного города, изучение особенностей городской природы); разучивание стихотворений о приходе весны в город (индивидуальная работа)
Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с видами Летнего сада, CD «Звуки природы для детей. Песни птиц города», ворона в элегантной шляпке с брошкой (игрушка бибабо), картинки с изображениями листьев и деревьев: клён, дуб, липа, вяз; репродукция картины «Статуи на центральной аллее Летнего сада» (графика, акварель); план-макет Летнего сада Санкт-Петербурга; настольные фигурки (Летний дворец, чайный кофейный домики, Шахматный фонтан, два лебедя, решетка, деревья и скульптуры); ширма «уголок Летнего сада», иллюстрация решетки Летнего сада, образцы камня гранит, мяч.
Используемые методы:
– наглядные (рассматривание иллюстраций);
– словесные (беседа, чтение стихов, рассказ)
– практические (предметно-практические, дидактическая игра);
Логика образовательной деятельности:
Этапы НОД | Деятельность педагога | Деятельность детей | Примечания |
1. Вводная часть (организационный момент) | Педагог приглашает детей в круг. Долгожданная весна В город, наконец, пришла, Тёплым дождиком умыла Парки, скверы и дома. А на ветках, порвав почки, Распускаются листочки, Зацветает первоцвет… И поры прекрасней нет, Когда воздух чист, прозрачен, Оживают вокруг дачи, Весело журчат ручьи, Прилетают в парк грачи. А к нам в гости ворона прилетела… Знакомьтесь – Кира Карловна Крылова Ворона (педагог с игрушкой бибабо). Здравствуйте, ребята! Кира Карловна настоящая петербурженка, знает и любит наш красивый город Санкт-Петербург. (Показывает иллюстрацию) Кто знает, какой сад или парк здесь изображён? (Это Летний сад – первый сад нашего города) | Дети заходят в группу. Встают в круг. Проговаривают слова стихотворения. Выполняют движения в соответствии с текстом. Повторяют действия за педагогом. Все дети здороваются по очереди Рассматривают иллюстрацию. Отвечают на вопрос | Создание доброжелательного настроения у детей. Психоэмоциональная разгрузка (самопоглаживание, элемент дыхательной гимнастики). Активизация речи Возможны импровизации у детей Сюрпризный момент. Мотивация детей на включение в игровую деятельность (ворона кланяется, поправляет шляпку с брошкой) |
2. Основная часть | В Летнем саду много разных деревьев и цветов. А зачем нужны деревья? (Чтобы мы дышали чистым воздухом) Наша ворона, Кира Карловна, в прошлом году собрала там коллекцию из листьев. А вот как называются листья и с каких деревьев листья не помнит! (Дидактическая игра «С какого дерева листок») В Летнем саду деревья посажены вдоль дорожек. Такие дорожки называются аллеями. (Показ иллюстрации) | Дети задумываются о назначении растений. Высказывают свои мнения Уточняют, с каких деревьев листья Называют деревья, растущие в саду: липы, дубы, клёны, вязы, каштаны. Дети отвечают на вопросы, повторяют слова сверстников, обобщают понятия, активно участвуют в игровой деятельности | |
На весенний период многие сады и парки города закрывают на просушку. А что это такое? Вот послушайте стихотворение «Летний сад на просушке» | Дети высказывают свои предположения. Дети внимательно слушают | Стихотворение «Летний сад на просушке» М. Борисова выразительно читает заранее подготовленный ребёнок: Надо ж: круглые сутки Летний сад – на просушке! Запирают ворота: На газонах – болота, На дорожках – озёра, Им не высохнуть скоро… Ну-ка ветер весенний, Брось на время веселье – Ты наведайся к солнцу Стукни солнцу в оконце, Скинь с него одеяло, Чтоб оно засияло. Чтоб оно поспешило, Летний сад просушило! | |
– Показ картины «Статуи на центральной аллее Летнего сада» | Просохнут аллеи и газоны, «пробудятся» статуи (скульптуры) Летнего сада. Их открывают, чистят, моют, и скульптуры словно оживают. (Показ картины) | Рассматривают картину, скульптуры, делятся впечатлениями по поводу увиденного | Воспитатель вместе с детьми раскрывает створки ширмы, оформленной в виде решетчатого садового заборчика, обвитого плющом. Раскрытие ширмы -декорации позволяет представить уголок Летнего сада, увидеть его скульптурное убранство |
– Физминутка «Статуя, замри!» | Ребята, давайте поиграем! Мы будем превращаться в статуи. Подвижная игра: «Статуя, замри!» (Ветер колышется раз, Ветер колышется два. Кружит, листву заметает. В статуи всех превращает.) | Активно вовлекаются в игровую, импровизированную деятельность. Имитируют ветер, качают руками, кружатся, изображают статуи. | |
–Дидактическая игра «План-макет Летнего сада» | Ворона Кира Карловна, пролетая над Летним садом, нарисовала карту-план и указала где и какие основные достопримечательности (постройки) Летнего сада находятся. Мы с вами, ребята, внимательно посмотрим на план. Летний сад появился в нашем городе по велению Петра I. Сад создан для того, чтобы все взрослые и дети могли приходить сюда гулять по аллеям и любоваться красотой растений, фонтанов, скульптур, построек. 1 - Летний дворец Петра I был построен для царя и его семьи. Они жили здесь в тёплое время года. 2 -Чайный домик (Как вы думаете почему так назвали?) 3 - Кофейный домик (Как вы думаете почему так назвали?) В чайном пили чай, в кофейном – кофе. 4 - Шахматный фонтан. У каждого фонтана в саду есть своё название. 5 - Карпиев пруд. Внутри сада есть пруд, в котором раньше разводили рыб – зеркальных карпов. А сейчас здесь живут два лебедя | Дети подходят к столу с картой Летнего сада. Каждый ребёнок у вороны из коробочки берёт карточку (фигурку), проговаривая название. Картинки-фигурки с достопримечательностями соотносят с изображениями на карте. Отвечают на вопросы воспитатели, слушают пояснения | Можно предложить детям выполнять задания в парах, помогая друг другу |
В Летнем саду есть ещё один символ города. Показ крупной иллюстрации решётки. Посмотрите, какие колонны есть в решётке. Они сделаны из камня (гранита) | Подходят к доске, на которой размещен рисунок решётки Летнего сада. Рассматривают решётку, берут в руки кусочки гранита. | Важно отметить тактильные и зрительные ощущения. Поделиться впечатлениями друг с другом | |
- Индивидуальная работа (на листочках/в тетрадях) | А теперь дорисуйте по клеточкам узор решётки | Дети выполняют задание «Дорисуй узор решётки» | По желанию, выбору детей |
3. Заключительная часть - Подведение итогов - Оценка работы детей | Ребята, ворона Кира Карловна предлагает вам отгадать загадку: Есть в Петербурге чудо-сад, Украшен кружевом оград… Дворец в нём есть царя Петра, И статуи, как божества; В тени аллей возле оград. Скажите, что это за сад? (Летний сад) Молодцы! Ребята, давайте поиграем с мячом и вспомним, что есть в Летнем саду, а ворона Кира Карловна послушает, что вы сегодня узнали. Молодцы! Вот сколько нового вы узнали о Летнем саде! Ворона радостно прощается с ребятами: «Пора лететь, мои друзья! Ведь у меня ремонт гнезда! Весна пришла! Ура! Ура! А вам ни пуха, ни пера!» | Разгадывают загадку Дети передают мяч по кругу и называют, что растёт в саду и что украшает сад. Дети прощаются с вороной под весёлое пение птиц | CD «Звуки природы для детей» (звуки природы в органичном сочетании с музыкой) – создание радостной, доброжелательной атмосферы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по «Познавательному развитию» «Наблюдения на экологической тропинке с детьми старшей группы в условиях санатория» с использованием современной образовательной технологии - и
В конспекте используется современная образовательная технология " Исследовательская деятельность", ЭОР. Конспект создан с учетом возможностей детей с ОВЗ в условиях детского санатория....
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная страна Времени»
Методическая разработка конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная с...
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путешествие на остров Знаний"
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементрных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путеше...
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в лес" для детей подготовительной группы.
Материал содержит приемы использования различных технологий: игровой, познавательно-исследовательской, здоровьесберегающей. На занятии используется много демонстрационного материала: карта климатическ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с профессией - врач» в младшей группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомство с профессией - врач» в младшей группеОбразовательная область: Познавательное развитиеНа...
Методическая разработка конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Обида и злость"
Методическая разработкаКонспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Обида и злость» Чистякова И. А....
Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию: формирование целостности картины мира в средней группе на тему: «Животные жарких стран.»
Формирование целостности картины мира в средней группе на тему: «Животные жарких стран.»...