Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Знакомство с русской избой."
материал (средняя группа)

Алябьева Юлия Викторовна

Этот конспект поможет педагогам 

познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска);

познакомить некоторыми кухонными принадлежностями крестьянской избы: ложки, чугунок, сито, самовар;

обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками;

воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_chistovik.docx837.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №2083 ДО «Ивушка»

Конспект непосредственно – образовательной

деятельности в средней группе

«Знакомство с русской избой»

 

 

Автор: Алябьева Ю.В.

2016

Задачи:

  • познакомить детей с  особенностями жизни крестьянской семьи: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска );
  • познакомить некоторыми  кухонными принадлежностями крестьянской избы: ложки , чугунок, сито, самовар;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Предварительная работа: чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Спящая красавица» рисование сказочных героев, рассматривание иллюстраций о деревенской жизни, знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Предварительная словарная работа: домашний уют, прялка, пряла, шила.

Оборудование и материалы: магнитофон, записи русской народной музыки песни, атрибуты для оформления экспозиции – русская изба: печь, ухват, чугунок, сито, мука, каравай,  самовар, деревянная посуда, таз, стиральная доска, прялка, шерсть, нитки, вязанная шерстяная одежда, салфетки для рук, фартуки .

.

Ход занятия:

Хозяйка избы ( воспитатель в русском костюме) встречает детей у входа.

Хозяйка.- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, и называлось оно – изба. Они приходим домой отдохнуть и набраться сил, погреться у огня.

Хозяйка. - А из чего люди раньше могли построить себе дом? (из дерева)

Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

С елью стройной мы родня –

Обе зелены и колки,

Но длиннее у меня

И названье, и иголки.

(Сосна – показ картинки)

Хозяйка. Строили избу и из сосен, бревна у них длинные, ровные, а   воздух в таком доме всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга. Хозяйка приглашает всех к столу. За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.

( показ самовара )

Хозяйка. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Стол накрывали в центре избы , около печки

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду . Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Как вы думаете чем топили печь ? (Дровами)

Правильно ребята .

А кто же занимался заготовкой дров?

Конечно же мужчины, потому что это очень тяжелый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.

-Что можно было приготовить в печи?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйничала около печи женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила.  

В чем же она варила обед?

Знакомим с чугунком

Хозяйка. Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.  В чугунке варили супы, каши, тушили мясо. (Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый )

Хозяйка. С  помощью чего (какого предмета) можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами или вкусной кашей. (Показ: воспитатель ставит чугунок в печь, потом – показывает, как доставали из печи)

Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Хозяйка. Наварила хозяйка щей – надо теперь и хлеба напечь. В этом случае поможет хозяйке сито - (Показ)

Хозяйка. Вот оно у нас лежит возле печи.  

Ситом сеяли муку, и тогда тесто для хлеба, на пироги получилось очень пышным и мягким. Посмотрите как это делается. (Показ)

Давайте и мы с вами попробуем просеять муку через сито.

Дети пробуют просеять муку через сито.

Хозяйка. А из муки потом  замешивали тесто, да хлеб пекли. Ведь какой обед без хлеба. Недаром на Руси пословицу сложили «Хлеб всему голова».

Хозяйка. А посмотрите какой красивой ложкой мы насыпали на сито муку.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

А как вы думаете, для чего еще могли пригодится ложки?

Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и под их веселый ритм пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку играют  на ложках  и выполняют танцевальные движения.

Хозяйка. Молодцы, хорошо плясали, а теперь давайте посмотрим, что еще есть в нашей избе

  Посмотрите  (Показ)

Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?    - это прялка

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали носки, свитера и другую одежду – хозяйки сами рукодельничали – потому что в магазинах ее нельзя было купить. . (Показ пряжа, вязанные вещи) А когда одежда пачкалась – ее приходилось стирать.

Хозяйка. Раньше женщины белье стирали руками. В домах не было не только стиральных машин и, но и не было воды, её приносили в вёдрах, грели на печке, выливали в большие тазы и замачивали бельё. Но для стирки у них тоже была помощница — стиральная доска. Стиральная доска облегчала насколько возможно тяжелый труд наших бабушек. Они отстирывали одежду об ребра доски.

Посмотрите как это делается. (Показ, дети пробуют потереть вязанные вещи об стиральную доску  )

 (Подведение итога) 

Понравилось вам белье стирать (ответы детей  .– да – что еще понравилось, если нет – что все таки понравилось )

 Хозяйка. Что вам в моей избе больше всего понравилось, запомнилось? Давайте еще раз назовем помощников хозяйки.  Мы с вами потрудились очень хорошо — попробовали муку просеять, вытащить из печки чугунок, постирать бельё.  Много у хозяйки в избе было работы, трудно ей приходилось. А после работы – можно и отдохнуть.  Раньше после тяжелого трудового дня – любили люди устроить какую - нибудь веселую забаву, да под музыку. Хотите и мы с вами теперь передохнем, да в игру поиграем. Знаете игру « Ручеек» -  это тоже старая русская-народная игра.

Дети под народную музыку играют  в ручеек.

Хозяйка. Ребята, а теперь   пришла пора  нам попрощаться.  Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!

Гость на порог — хозяину радость! Я была очень рада Вас повидать! До свидания! Приходите  ко мне еще в гости!!!

I:\ФОТО САДА ВСЕ\Фото 2014-2015\ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ\Педсовет зима\Фото Перышкова\IMG_20150129_095809_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «В русской избе»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры....

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....

«Одуванчик для бабочки» (конспект непосредственно образовательной изобразительной деятельности в средней группе)

Развитие  умения детей работать с акварельными красками и кистью, рисовать способом примакивания  кисти; проведения сплошной линии сверху вниз всем ворсом. Знакомить детей с фазами развития ...

. Конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в средней гр «Путешествие в Страну мальчиков и девочек»

Цель: Закрепление представлений детей об особенностях мальчиков и девочек (внешний вид, женские и мужские имена, любимые игрушки и т. д, о своей половой принадлежности.Задачи:1. Закрепить пр...

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство с русскими традициями»

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы            «Знакомство ...