«Система ознакомления дошкольников с Санкт-Петербургом»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Розлач Ксения Петровна

Процесс социокультурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождением в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Система ознакомления дошкольников с Санкт-Петербургом»

Подготовил педагог Детского сада №81 Центрального района СПб Розлач К.П.

  Процесс социокультурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождением в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город.

Наш город всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние малолетние его жители должны стать достойными их преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга - бескрайнее море, где каждая волна – новое открытие, приобретение для души и сердца ребенка. Для этого наших детей нужно подготовить.

Дошкольное детство-время становления личности. В этот период закладываются интерес, уважение к своей стране, к своему краю, своему городу. Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, а формируютя постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого, - родственниками, домом, городами, родными местами. Поэтому и надо знакомить детей с их малой родиной - Санкт-Петербургом – в дошкольном возрасте. Ранее знакомство с малой родиной развивает ребенка в личном плане, он начинает осознавать себя жителем великого города.

 Знакомство с городом должно осуществляться систематически, последовательно, в разных образовательных областях и в разных направлениях и должно начинаться с воспитания любви к своей семье, детскому саду, району, в котором живешь, родному городу, а затем и к своей Родине. Материал посложнее, особенно связанный с историей города, архитектурой, скульптурой, надо давать доходчиво, наглядно и начинать с ближайшего окружения ребенка (дом, улица, район), то есть с того места, где живет ребенок, что он ежедневно наблюдает.

      Воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

В основе воспитания маленького петербуржца может быть положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально - пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом: восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Петербурга – Ленинграда как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.

Для успешного усвоения знаний о Санкт-Петербурге можно оформить в каждой группе уголки по Петерберговедению, где сосредоточен игровой, дидактический, краеведческий, искусствоведческий материал петербургской тематики.

  Основные цели и задачи занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-петербурга.

Цели:

-воспитывать у детей интерес к истории и культуре родного города, формировать такие нравственные черты личности, как гордость за свой город, уважение к труду создателей города, интерес к окружающему миру, любовь к великим согражданам;

-развивать творческие способности и навыки познавательной деятельности через знакомство детей с произведениями литературы, архитектуры, театрального, изобразительного декоративно – прикладного искусства, посвященного Санкт-Петербург;

Задачи:

-воспитывать у детей эмоциональное отношение к Санкт-Петербургу, чувства сопереживания, сострадания, ответственности, формировать интерес к общественной жизни города;

-расширять знания детей об окружающем их городе, о неразрывной связи человека с окружающей действительностью, о возможных последствиях нарушения  этой взаимосвязи;

-познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями;

-учить детей описывать объекты, свои впечатления, давать оценку действиям и событиям;

-приобщать детей к общественной и культурной жизни города, воспитывать культуру поведения на улице, в общественных местах, на экскурсиях, выставках, театрах и т. д.;

-воспитывать у детей любовь к своему городу, пробуждать чувство ответственности и гордости за то, что они - петербуржцы.

Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением  позволяет решать практически все воспитательно-образовательные   задачи.

Развитие речи

Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития речи  в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и  прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы...), накопления жизненного опыта, развития психических функций,   свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков. Для успешного усвоения знаний о Санкт–Петербурге мы используем задания, викторины, используем мнемотаблицы ,составляем различные конспекты.

Развитие лексики.

               Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, поскольку овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.  Формируется  освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией в которой происходит общение. Развитая лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Ознакомление с петербурговедением  в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.

Формирование грамматического строя речи.

              Грамматика -это «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя  в речи, делает интуитивно, подчиняет свою речь грамматическим правилам.  

Воспитание звуковой культуры речи.

             Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи. В процессе ознакомления с петербурговедением еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения ,воспитывается правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется выразительность и плавность речи, дикция, воспитывается культура речевого общения.

Развитие связной речи.

           В связной речи, развивающейся посредством восприятия литературных произведений детей, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства опыта, развивается основная функция связной речи – коммуникативная (осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе).

Петербурговедение в дошкольном возрасте позволяет  с успехом совершенствовать речевые умения и навыки детей:

беседа, как метод обучения диалогической речи;

обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям;

обучение творческому рассказыванию;

формирование связных высказываний типа суждений;

ознакомление с литературными произведениями: различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи.

Физическое и валеологическое рвзвитие.

Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей в условиях ДОУ и дома, закаливающих процедур, специальных упражнений для развития двигательных умений и навыков с учетом рекомендаций медиков и индивидуально-личностного подхода, увеличение двигательной активности детей в течение дня.

Одна из основных задач сформирована в программе воспитания «Петербургская концепция» 1993 года – формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Средствами к достижению цели являются образец поведения взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

В основные методы следует включить и ознакомление с литературными произведениями. Различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи Ребенка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе может почувствовать, что может управлять своим здоровьем. Цель произведений о здоровом образе жизни – дать ребенку знания, заинтересовать его и предоставить возможность на практике познать функции организма.

Экологическое и нравственное воспитание.

         Нравственное воспитание –целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, выражения отношений к людям, к природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение к личности определенного набора нравственных качеств, и чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать  у детей гуманные чувства.

Tрудовое воспитание.

                    Mежду петербурговедением и трудом возникают следующие отношения: иллюстративные материалы, художественные произведения о Санкт- Петербурге, участие в трудовых мероприятиях на участке ДОУ имеют в своей основе моральной содержание. В них через художественные образы воспитывается трудолюбие, гордость за достижение положительных трудовых результатов, к результатам труда. Дети, оценивая действия и поступки персонажей, отражают это в своей деятельности в отношениях со сверстниками и взрослыми.  

Игровые ситуации

                   Игровые ситуации — один из самых любимых дошкольниками видов деятельности. Эта форма организации интересна детям, так как в ходе неё можно действовать непосредственно, свободно. Ценность её в том, что полученные представления легко переносятся ребятами в деятельность.

Приведу примеры организации игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с Санкт-Петербургом:

1.​ Конструирование микрорайона

Детям предлагается сконструировать несколько близлежащих улиц с помощью заранее изготовленных в процессе изобразительной деятельности макетов зданий. В игровой, увлекательной форме дошкольники знакомятся с близким окружением: дети строят улицы, проспекты, обозначают основные культурные центры микрорайона. Данная игровая ситуация может служить началом сюжетно-ролевой игры.

2.​ Сказка о Неве

Познакомить ребятишек с достаточно сложным для их понимания материалом по образованию русла реки Невы, можно, рассказав им сказку, используя элементы театрализации, кукол би-ба-бо и прием одушевления природных объектов.

3.​ Игровая ситуация «Строим острова Санкт-Петербурга»

Детишкам предлагается с помощью тканей, силуэтов островов, конструктора, макетов зданий, деревьев погрузиться в историческую ситуацию строительства города, ощутить себя первыми поселенцами, закрепить названия и особенности островов Санкт-Петербурга. Данный прием можно использовать и при организации сюжетно-ролевых игр дошкольников.

4.​ Проблемно-игровая ситуация «Как спустить корабль на воду?»

В поисково-игровой форме погружают ребят в историческое прошлое Санкт-Петербурга, знакомят с такими историческими фактами, как например, спуск корабля в акваторию Невы во времена Петра I. Мальчики спускают на воду макет корабля, а девочки подкладывают под дно корабля бревнышки. Данную игровую ситуацию можно использовать, и при знакомстве с Адмиралтейством, и в качестве физкультминутки.

Использование мультимедийных технологий

Также основной формой работы с детьми является просмотр мультимедиа презентаций. На этом этапе важно удивить ребенка, заинтересовать.

Использование мультимедиа презентации в ознакомлении дошкольников с Санкт-Петербургом обладает определенной новизной. Мультимедиа презентация позволяет не только приблизить объект к ребенку, рассмотреть его с разных точек зрения, дает возможность кругового обзора, что необходимо для правильной организации рассматривания, например скульптуры. Она же помогает в формировании у ребенка зрительного ассоциативного ряда, который необходим для понимания специфики воспринимаемого объекта. При создании мультимедиа презентации для ознакомления с Санкт-Петербургом необходимо соблюдать следующую последовательность работы. Сначала педагог выбирает с каким именно объектом он хочет познакомить детей и определяет объем и содержание необходимой информации. Количество слайдов не должно превышать 7-8 единиц. Это ограничение связано с объемом памяти ребенка.

Подбирая дизайн фона для изображения, следует учитывать несколько параметров.

Сочетаемость фона со всеми используемыми в презентации фотографиями, авто фигурами и надписями.

Ассоциативное значение фона (например, использование насыщенных голубых тонов для изображения грифонов подчеркнет их принадлежность к силам воздушной стихии).

Особенности цветопередачи используемой проекционной техники (например, небесно-голубые тона некоторыми проекционными системами искажаются до беловато-серых оттенков).

Основные законы цветовосприятия. Нужно помнить, что фон является вспомогательным, а не доминирующим элементом при восприятии зрителем информации, избегать выбора эмоционально-насыщенных раздражающих оттенков.

Презентацию обычно показывают подгруппе детей. В презентации для дошкольников, как правило, используется минимальное количество надписей. Надписи могут служить ключевыми словами для педагога при составлении проблемного обсуждения для презентации, прочитываться читающими детьми, вызывать интерес к слову у других участников просмотра. Надписи на презентации желательно выполнять максимально четким печатным шрифтом, размер которого не менее 20 кеглей.

Для того чтобы презентация решала поставленные задачи, была средством развития эстетического восприятия и активизации познавательных интересов, её просмотр сопровождается такими методами как, проблемное обсуждение, рассказывание дидактической сказки, образный этюд.

Проблемное обсуждение позволяет педагогу выстроить процесс визуального восприятия презентации ребенком, делает его интерактивным, вербализует создаваемые ребенком образы и гипотезы, выстраивая диалог между детьми и взрослым. Использование проблемного обсуждения требует создания более подробной презентации, содержащей большее число слайдов. В содержание слайдов закладывается принцип сравнения. В этом случае слайд содержит фотографию исследуемого объекта или его фрагмента и фотографии ассоциаций, которые появляются в ходе решения проблемной ситуации. Ассоциации «всплывают» по мере продвижения проблемного обсуждения.

Приведу пример используемого в нашей работе проблемного обсуждения.

Пример дидактической сказки «Кораблик Адмиралтейства».

Посмотри, это Кораблик, который находится на шпиле Адмиралтейства. Ты уже знаешь, что в Адмиралтействе строили корабли. Когда-то, очень давно, русские корабли строились из стволов высоких стройных сосен. Рабочие заранее выбирали сосны для постройки кораблей. На ствол дерева они наносили изображение адмиралтейского кораблика. По этому клейму потом узнавали сосны, из которых лучше всего строить корабли.

Черный от времени силуэт кораблика до сих пор можно увидеть на стволах высоких красивых сосен. Их хотели использовать для строительства кораблей. Присмотрись, может быть, и ты встретишься с адмиралтейским корабликом в лесу, если будешь внимательно рассматривать стволы старых-старых сосен… (Фотография «Шпиль Адмиралтейства»).

Дидактическая сказка может быть не только монологичной, но и интерактивной. В этом случае она включает образные этюды на передачу детьми определенных движений, которые связаны с раскрытием смысла сооружения, выдвижение гипотез ребенком на основе проблемных вопросов, включаемых в текст сказки, задания к дальнейшему познанию.

Дидактическая сказка «Нимфы Адмиралтейства».

Когда вы смотрите на небо, вам кажется, что оно движется - плывет над головой. Но вы уже хорошо знаете, что это Земля движется вокруг небесного свода.

А вот в древности люди этого не знали. Они считали, что это морские нимфы держат небо над своей головой и медленно перемещают его. Скульптура «Нимфы Адмиралтейства» рассказывает нам об этом.

Посмотрите на нимф. Они наделены огромной силой, их руки напряжены от тяжелой ноши. Они с трудом сохраняют равновесие, и все время стараются не уронить свою ношу – небесную сферу. Нимфы медленно кружатся в плавном хороводе.

Образный этюд «Хоровод» - кружение под медленную музыку.

Медленно движется небесная сфера. Как вы думаете, легко или тяжело нимфам держать над головой небесную сферу?

Упражнение с мячом для фитбола – воспроизведение движения нимф с небесной сферой. Дети выполняют упражнение втроем.

Давайте посмотрим, которой из нимф тяжелее всего? Как вы догадались? (правой нимфе - сфера лежит на её плечах, на лице – страдание).

Если подойти к этой скульптуре и долго-долго смотреть на нимф, будет казаться, что они и на самом деле медленно идут в своем хороводе, небесная сфера над их головой движется. Вы можете сами это проверить, если подойдете к скульптуре и попробуете долго смотреть на неё.

Работа с родителями воспитанников.

       В настоящее время весьма разнообразен контингент родителей: это и очень юные родители, и родители солидного возраста, и многодетные родители, много семей, которые совсем недавно переехали жить в наш город. Нередко сами родители очень мало или практически ничего не знают о Санкт-Петербурге. Многие из них никогда не жили в большом городе, а некоторые – вынужденные переселенцы, то есть плохо говорящие на русском языке. Для более плодотворной работы было составлено планирование работы по сотрудничеству с семьями воспитанников.

        Воспитывая маленького петербуржца, не забывайте о «взрослых петербуржцах». Им тоже нужна помощь, им тоже важно и интересно узнавать город вместе с детьми. Это делает семейные отношения добрыми и теплыми. А в дружной семье и культура общения высока.

        Санкт-Петербург — город с более трехсотлетней историей.  Несколько столетий — небольшой возраст для города. Однако за три века стремительного роста и развития, совершая неожиданные повороты и выбирая свой собственный путь. Наш город один из красивейших городов мира с большим количеством исторических памятников и достопримечательностей. Не только творения великих архитекторов, но и улицы Санкт-Петербурга являются исторической ценностью и могут радовать своим видом гостей и жителей Петербурга.

        Очень важно с малых лет ощущать себя настоящим петербуржцем. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества.

 Работая на протяжении многих лет в детском саду и изучив опыт других педагогов, понимаешь, что процесс социального и культурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город – Санкт-Петербург.

       Язык города - это язык образов, линий, цвета, символов. Понимания языка ориентировано на образно-ассоциативный строй мышления горожан.  Ребенок с первых лет жизни познает мир практическим, наглядно-образным путем, и важную роль в этом процессе играет творческое воображение.

        Задачей педагога будет показать нашим воспитанникам Санкт-Петербург, с привлекательной стороны, вызвать познавательный интерес, желание знакомиться с городом дальше. Только тогда вы воспитаете у ребенка чувство настоящего гражданина своего замечательного города  и поможете активировать  интерес дошкольников к Санкт-Петербургу, сформировать эмоционально-положительное к нему отношение, содействовать проявлению полученных представлений в деятельности, развитию творчества  дошкольников, ведь главная наша цель-это воспитание современного, культурного маленького человека - жителя нашей великой Родины-России, который любил бы свою страну, и тот город, в котором он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Невский проспект.

В данной работе предлагается необычные методы и приемы работы с детьми....

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом

Увлекательные игры познакомят дошкольников с достопримечательностями Санкт-Петербурга, позволят закрепить знания , полученные на экскурсиях и прогулках....

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Сценарий праздника "С днем рождения, Санкт-Петербург!"

«С Днем рождения, Санкт - Петербург!» Цели и задачи:1.     Обобщать и закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.2.     Р...

Методическая разработка - "Планирование работы по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом"

Представлено разработанное планирование для работы с дошкольниками от 3 до 7 лет, включая работу с родителями....

Статья на тему: «Система ознакомления дошкольников с Санкт-Петербургом»

Статья про систему ознакомления дошкольников с Санкт-Петербургом....

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом

Статья по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом...

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом в старшей группе компенсирующей направленности.

Расскажу Вам о педагогических идеях, приемах, позволяющих знакомить детей старшей группы, компенсирующей направленности (логопедической) с нашим уникальным, величественным городом - Санкт-Петербургом....