Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом
статья

Статья по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oznakomlenie_doshkolnikov_s_sankt.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом

 Санкт-Петербург — город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Этот город обладает особой притягательной силой. Откуда бы вы ни приехали, вы сразу поддадитесь очарованию его широких, прямых проспектов, мостов, дворцов, куполов, которые повлекут вас все дальше и дальше. Санкт-Петербург — это наш большой дом, в котором живут 5 миллионов человек. Это очень большая семья, состоящая из людей самых разных и по характеру, и по своим привычкам и занятиям. Но все они — петербуржцы. И они любят свой общий дом — Петербург. Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Надо обязательно рассказывать об этом дошкольникам. Последнее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Проявляется устойчивая тенденция падение престижа военной и государственной службы. Многие граждане Петербурга не гордятся своим городом, не знают, где находятся достопримечательности и памятники, забывают городские традиции. В этих условиях очевидна неотложность решения 3 проблем системы воспитания патриотизма, как основы сплочения общества и укрепления государства.

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родного города поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Наш современник, академик Д. С. Лихачев, отмечая, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «Духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стране человек похож на иссушенное растение, перекати — поле. Но не какие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, — писал К. Д. Ушинский, — потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Но и без участия родителей, близких невозможно решить задачу воспитания патриотических чувств у дошкольников. Воспитывая маленького петербуржца, не нужно забывать о «взрослых петербуржцах». Им тоже нужна помощь, им тоже важно и интересно узнавать город вместе с детьми. Это делает семейные отношения теплыми, добрыми. Не спеша, исподволь мы поможем воспитать семью, в которой начнет формироваться маленький петербуржец, любящий свой город, свой дом. Воспитанием патриотизма у дошкольников занимались такие исследователи как Г. Т. Алифанова, Л. К. Ермолаева, Н. Г. Гаврилова, З. А. Серова и др. Воспитание патриотических начал в дошкольном возрасте включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент обеспечивается освоением знаний о своем городе, его традициях, природных особенностях, истории, народной культуре, правилах и нормах взаимоотношений людей, принятых в обществе. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте и включает чувство привязанности ребенка к своей семье, близким, родному краю. Поведенческий компонент предполагает накопления опыта ответственного нравственного поведения в различных ситуациях по отношению к своей семье, окружающим людям, своему городу. Работая по программе Г. Т. Алифановой «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» при знакомстве детей младшей группы можно выделить следующие задачи и цели, которые должны решиться в течение всего учебного года ребенка.
Задачи:
− Пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им; осознание ценности памятников культуры и искусства.

− Формирование начальных знаний о городе.

 − Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры.

− Знания о символах города, памятниках, достопримечательностях.

 − Формирование понятия «мы — петербуржцы».

− С помощью родителей ознакомление с «ближним» городом (свой район, микрорайон, прилегающие районы).

Цели: 

− Воспитание интереса и любви к городу, в котором мы живем.

− Желание узнать свой город, познакомиться с ним ближе.

Методы и средства: 

− иллюстративно-познавательные материалы;  беседы;  рассказывание педагога; дидактические игры; сюжетно-ролевые;  практическая работа детей; тематические занятия; творческие задания (рисование, аппликация, поделки); целевые прогулки; экскурсии выходного дня с родителями; обращение к художественной литературе, к классическим и современным музыкальным произведениям.

 Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё то, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронить в детское сердце искорку любви к Родине. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольников. В. А. Сухомлинский говорил: «Красота родного края… — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Невский проспект.

В данной работе предлагается необычные методы и приемы работы с детьми....

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом

Увлекательные игры познакомят дошкольников с достопримечательностями Санкт-Петербурга, позволят закрепить знания , полученные на экскурсиях и прогулках....

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Сценарий праздника "С днем рождения, Санкт-Петербург!"

«С Днем рождения, Санкт - Петербург!» Цели и задачи:1.     Обобщать и закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.2.     Р...

Методическая разработка - "Планирование работы по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом"

Представлено разработанное планирование для работы с дошкольниками от 3 до 7 лет, включая работу с родителями....

Статья на тему: «Система ознакомления дошкольников с Санкт-Петербургом»

Статья про систему ознакомления дошкольников с Санкт-Петербургом....

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом в старшей группе компенсирующей направленности.

Расскажу Вам о педагогических идеях, приемах, позволяющих знакомить детей старшей группы, компенсирующей направленности (логопедической) с нашим уникальным, величественным городом - Санкт-Петербургом....

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом...