Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом в старшей группе компенсирующей направленности.
методическая разработка (старшая группа)
Расскажу Вам о педагогических идеях, приемах, позволяющих знакомить детей старшей группы, компенсирующей направленности (логопедической) с нашим уникальным, величественным городом - Санкт-Петербургом. Как же нам с детьми повезло! Мы живем в городе-музее, в городе-загадке, в культурной столице России. Ах, сколько же возможностей для развития и воспитания петербуржцев в лучших традициях петербургской культуры в городе белых ночей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peterburgovedenie_igry.docx | 35.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Юлия Гарриевна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №108 комбинированного вида Выборгского района
г. Санкт-Петербурга
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом
в старшей группе компенсирующей направленности.
Расскажу Вам о педагогических идеях, приемах, позволяющих знакомить детей старшей группы, компенсирующей направленности (логопедической) с нашим уникальным, величественным городом - Санкт-Петербургом. Как же нам с детьми повезло! Мы живем в городе-музее, в городе-загадке, в культурной столице России. Ах, сколько же возможностей для развития и воспитания петербуржцев в лучших традициях петербургской культуры в городе белых ночей!
Но на практике, мы сталкиваемся с тем, что дети, живущие в отдалённых от исторического центра районах, не знают и не видят достопримечательностей нашего города. Некоторые семьи редко выезжают в центр Санкт-Петербурга с целью познакомить ребенка с родным городом. Случается, и сами родители очень мало, а иногда и практически ничего не знают о Санкт-Петербурге, даже проживая или работая в непосредственной близости к историческому центру.
Кроме того, нужно обозначить еще одну трудность с которой сталкивается воспитатель группы, компенсирующей направленности: нужно просто, интересно и увлекательно преподнести детям сложнейший материал. Нашим детям ведь не просто произнести названия улиц, памятных мест, не говоря уже о фамилиях известных архитекторов, скульпторов. Именно поэтому, так важна игра на занятиях по Петербурговедению, и конечно, последующее «вовлечение» в эту игру родителей.
В данной статье я расскажу о дидактических играх, которые использую в работе по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом. Но, строго говоря, в данную картотеку я поместила не только дидактические игры, в точном методическом смысле этого понятия, но и отдельные элементы таких игр, их можно назвать развивающими заданиями.
По дидактическому материалу игры:
- Словесные
При использовании словесных игр расширяется и активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, память, сообразительность, внимание. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей.
«Третий лишний», «Назови одним словом», «Пять названий», «Петербургская азбука», «Закончи предложение», «Петербургские рифмы» и т. д.
По согласованию с учителем-логопедом группы для закрепления навыков правильной речи, расширения, уточнения и активизации словарного запаса используются речевые развивающие задания:
«Назови ласково…» (дом – домик, мост – мостик и т.д.), «Сосчитай до пяти» (один фонтан, два фонтана и т.д.), «Один – много» (один остров, два острова и т.д.), «Что не так?», «Исправь ошибку», «Что лишнее», «Подбери признак» (город (какой?) красивый, …), «Скажи наоборот» (высокий – низкий и т.д.), «Измени по образцу» (музей - музеи – много музеев и т.д.), «Объясни словечко», «Доскажи словечко» и др.
- Настольно-печатные
Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес, помогают уточнять и расширять представления об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, выполнения правил и доставляет детям много радости.
Можно отметить такие игры из настольно-печатных, используемых в нашей группе:
«Петербургская Азбука», «Домино Санкт-Петербург», «Лото Санкт-Петербург», «Узнай достопримечательность по ее фрагменту», «Узнай по описанию», «Знаешь ли ты Санкт-Петербург», «Наш город».
Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности.
- с предметами, игрушками, картинками
В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Такие игры очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения, например, о Санкт-Петербурге в нашей группе такие игры:
«Сложи картинку», «Найди пару», «Силуэты», «Найди отличия», «Пазлы», «Складные кубики», «Укрась дом» и т.д.
Дети любят конструктивные игры, в которых предлагаются различные задания: «Построй красивый дом», (закрепляем понятия: шпиль, колонны, купол, арка и т. д.), «Построй мост» (закрепляем понятия: разводной мост, опора моста, название реки и т. д.). Нужно отметить и сборные модели из бумаги основных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которые дети изготовили вместе с родителями для выставок творческих работ «Осенний Петербург» и «Весна в Петербурге». Теперь эти модели участвуют в повседневной игровой деятельности детей и пользуются большой популярностью.
Конечно, список дидактических игр очень большой, ведь воспитатель всегда может сам придумать, руководствуясь дидактической задачей, задачу игровую и игровые действия, выработать правила игры. Это могут быть: «Игра-путешествие», «Игра-поручение», «Игра-предположение» (Что было бы?»), «Игры-загадки», «Игра-беседа» о Санкт-Петербурге.
Дополнительно к вышесказанному хочу отметить, что дети нашей группы очень любят обводки, штриховки, раскраски, копировать по точкам, рисовать по трафаретам, лабиринты, рассматривать иллюстративный материал (открытки, художественные и фото альбомы, компьютерные презентации и т.д.) по теме Санкт-Петербург - наш родной город. Потому, что великая история нашего города и его сегодняшний день незыблемо побуждают детей узнавать что-то новое, рождают живой интерес и воспитывают чувства гордости и ответственности за свой город и страну. А мы, педагоги будем неуклонно этот интерес поддерживать и развивать.
Список, использованной литературы:
- А.И. Сорокина, «Дидактические игры в детском саду (старшие группы)», Москва «Просвещение», 1982г.
- С.И. Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет, Издательство речь, 2017г.
- С.И. Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет., Издательство речь, 2017г
- Г.Т. Алифанова, «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет», Санкт-Петербург, «Паритет» 2008г.
- З.А. Серова, «Петербургский задачник», Санкт-Петербург, Издательский дом «МиМ», 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка»в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья»
Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья» ...
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом
Увлекательные игры познакомят дошкольников с достопримечательностями Санкт-Петербурга, позволят закрепить знания , полученные на экскурсиях и прогулках....
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Игра-квест «Путешествие в музей подводного мира» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Данный конспект квест-игры предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Путешествуя по подводному миру, дети выполняют различные задания....
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом
Закрепить знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга....
Дидактическая игра «Правила дорожного движения» для детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности
Дидактическая игра «Правила дорожного движения» для детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности...
Сценарный план игры «Модные решения» с использованием квест-технологии в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР
Цель: создание проблемной ситуации на основе личного и познавательного опыта детей и взрослых, используя квест-технологию. ...