Сценарий опытно - экспериментальной деятельности в лаборатории.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Сценарий ОД опытно-экспериментальной деятельности в лаборатории для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_opytno_-_eksperimentalnoy_deyatelnosti_v_laboratorii.docx | 53.15 КБ |
svoystva_vozduha.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий опытно-экспериментальной деятельности в лаборатории
Составила: Селиванова Лариса Константиновна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад комбинированной направленности №1», г. Сосновоборск, Красноярский край.
Тема: «Воздух»
Направление: познавательное развитие.
Группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.
Возраст: 6 лет.
Цель: Закрепление представлений у детей о роли воздуха через опыты.
задачи:
Обучающие. Расширять представление о воздухе как о природном объекте. Понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья человека.
Развивающие. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической деятельности.
Воспитательные. Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха.
Словарная работа: невидимый, бесцветный, прозрачный, термометр, духовые инструменты: саксофон, кларнет, тромбон.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, снежинка (для зрительной гимнастики), соломинки (по количеству детей), пластиковые стаканчики (по 4 шт. на каждого ребенка), сахар (по кусочку на каждого ребенка), карточки для описания результатов опытов, фломастеры, белые нитки.
Этап | время | Образовательная область | Ход | Примечание | |
1. Орг. момент Игра на сплочение «Друзья» | 1 мин | Социально-коммуникативное развитие | Дети заходят в музыкальный зал, здороваются с гостями. Собрались все дети в круг, Ты – мой друг и я – твой друг! Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | Дети стоят в кругу. | |
2. Вводная часть Постановка проблемной задачи, мотивация | 1мин | Речевое развитие | Сегодня мы с вами ученые и в нашей лаборатории будем кое - что изучать. Отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) Верно, сегодня мы будем изучать воздух | Дети стоят в кругу. | |
3. Основная часть. 1. Беседа | 2 мин | Познавательно-речевое развитие | Как вы думаете: - для чего нужен воздух? - Через какой орган люди дышат? - Вдохните воздух носом. Какого он запаха? - Вдохните воздух ртом. Какого он вкуса? - Кто-нибудь видит сейчас воздух? - Какого он цвета? Вывод: воздух невидим, бесцветный, не имеет вкуса и запаха. Давайте попробуем это доказать! Пойдемте в нашу лабораторию. | дети стоят в кругу Переходят к столам для проведения опытов. | |
4. Эксперименты: Опыт 1 Опыт 2. Опыт 3 Опыт 4. | 10 мин | Познание | Воспитатель. Сейчас мы с вами докажем, можно ли увидеть воздух? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? Появляются пузырьки. Выходит, в воде есть воздух? Конечно, есть, только он невидимый. Воспитатель. Как вы думаете, а в этом кусочке сахара есть воздух? (Ответы.) Проверить это легко. Опустите кусочек сахара в стакан воды. Что происходит? Что за пузырьки бегут? (Ответы.) Значит, внутри сахара был воздух. Воспитатель. Что у меня в руках? (Стакан.) А что внутри стакана? (Ничего.) Вы уверены, что там ничего нет? Может, что-то есть? (Ответы.) Как вы думаете, что мы будем делать этим стаканом? (Ответы.). Верно! Перевернутый стакан погрузим его в емкость с водой. Глубже, глубже... Достиг дна! А теперь осторожно поднимем его на поверхность и проверим сухой стакан внутри или мокрый. (Сухой) Как вы думаете, почему вода не проникла внутрь перевернутого стакана? (Ответы). Правильно, в стакане был воздух, он-то и не впустил воду. А почему вы сразу не сказали, что в стакане был воздух? (Ответы.) Конечно, воздух невидим, вот вы его не заметили. Вы обратили внимание, что стакан я держала очень ровно. Только так можно опустить и поднять его сухим. Теперь попробуйте сами сделать этот опыт. Воспитатель. Возьмем стакан с газированной водой и опустим в него кусочек пластилина. Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает. Вывод: воздух легче, чем вода. Воспитатель. Когда ученые проводят опыты, то они записывают результаты опытов. Мы тоже будем отмечать результаты опытов, но только вот такими карточками. | Дети дуют в трубочки. Дети бросают сахар в стакан с водой. Дети опускают пустой стакан в емкость с водой. Дети опускают пластилин в стакан с газированной водой. Дети проходят к доске и отмечают карточками результаты опытов (воздух прозрачный, не имеет вкуса, запаха, цвета, легче воды) | |
5. Эксперимент. | 5 мин | Познавательно-речевое развитие | А как вы думаете: воздух можно услышать? (ответы детей) Что делает артист, играющий на духовых инструментах?(ответы детей) Он дует в отверстие инструмента, воздух дрожит, получаются звуки. Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются. А сейчас мы с вами послушаем некоторые музыкальные инструменты. Кларнет. Саксофон Свирель Тромбон | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 3 Слайд 4 | Дети сидят на стульчиках |
6. Представление жизненного опыта | 2 мин | Социально-коммуникативное развитие | А как мы в играх используем воздух? (ответы детей) Где работает воздух? (Воздух помогает кораблю плыть по морю, воздушному шару подниматься в небо, парашютисту спускаться на землю, высушивать мокрые волосы, убираться в доме). Воздух это среда обитания живых существ: птиц, насекомых, животных. Растения – это легкие земли. Питаясь, они насыщают воздух кислородом. Кислородом дышат все живые существа: птицы, звери, рыбы, насекомые, люди и сами растения. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | |
Как вы думаете: какой воздух полезен для здоровья? Чистый или загрязненный?(ответы детей) Загрязненный воздух очень вреден для здоровья. Давайте помнить, что нельзя играть возле дорог, стоянок автомобилей, заводов, мусорных свалок. В каком городе хотели бы вы жить? Смотрите на картинки.(ответы детей) Давайте с вами беречь планету Другой такой на свете нету. Развеем над нею пожары и дым, В обиду ее не дадим. | Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 | ||||
8. Гимнастика для глаз «Снежинка» 9. Физминутка «Пришло время отдохнуть!» | 1 мин 2 мин | Физическое развитие | Воспитатель проводит зрительную гимнастику. Воспитатель: На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш - метров через двести! Хватит, хватит, прибежали, Потянулись, подышали. Руки вверх, руки вниз, На носочки потянись. Руки ставим на бочок, На носочках скок, скок, скок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли пятки. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс наклонились. | Дети стоят возле стульчиков, следят глазами за снежинкой. Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. | |
Продуктивная деятельность: 1.Пальчиковая гимнастика | 1 мин 1 мин | Физическое развитие | Воспитатель. Скажите мне: воздух зимой и летом на улице одинаковый?(ответы детей) Зимой он какой?(ответы детей) А летом?(ответы детей) А зимой на улице и в комнате воздух одинаковый?(ответы детей) На улице он какой? (ответы детей) А в комнате?(ответы детей) Ребята, а температуру воздуха можно измерить?(ответы детей) А как называется этот прибор? (термометр). Вот мы с вами сейчас и будем делать термометры. | Дети стоят в кругу. Дети проходят за столы, садятся на стульчики. | |
ШАРИК Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел - Стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук — в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. | Дети выполняют инструкцию. | ||||
2. Изготовление термометра | 5 мин | Этапы работы:
| Дети выполняют инструкцию. | ||
Заключительная часть. | 2 мин | Воспитатель. Так для чего нам нужен термометр? (ответы детей) Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? (ответы детей) Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей) А что-нибудь еще хотели бы узнать что-то интересное про воздух? (ответы детей) И я бы тоже хотела. Давайте вы сегодня расскажете родителям, чем мы занимались, узнаете у них что-нибудь новенькое, а завтра мне расскажете. Договорились? |
Литература:
4. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009
5. Сайт http. \\ viki. rdf. ru\
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На Луне
Кларнет
Саксофон
Свирель
Тромбон
Игры
Где работает воздух?
Воздух – среда обитания живых существ
Растения – «легкие» Земли.
Кто дышит кислородом
Помни!
В каком городе вы хотите жить?
Давайте с вами беречь планету, Другой такой на свете нету. Развеем над нею пожары и дым, В обиду ее не дадим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Фруктовая лаборатория. Интересный апельсин» в средней группе
laquo;Фруктовая лаборатория. Интересный апельсин» — конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группеСовременные образовательные технологии:- Пальчиковая гимнастика- ...
Конспект экспериментальной деятельности "Снежная лаборатория"
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды ( льда) и соли.Задачи:развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать вывод, развивать творческое...
конспект занятия по экспериментальной деятельности " Фруктовая лаборатория"
эксперименты с фруктами...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Фруктовая лаборатория»
Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делат...
НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Непоседливая Лаборатория звуков» для детей подготовительной группы
Для успешной реализации новых Федеральных государственных стандартов мы должны обеспечить разностороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. А для достижения этих цел...
Открытая ООД по опытно-экспериментальной деятельности «Непоседливая Лаборатория Звуков» для детей подготовительной группы.
ООД по опытно-экспериментальной деятельности «Непоседливая Лаборатория Звуков» для детей подготовительной группы. Занятие направленное на изчение мира вокруг нас, в данном случае на ...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5
Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...