Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Фруктовая лаборатория»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
«Фруктовая лаборатория»
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Задачи:
- Познакомить детей с одним из свойств воздуха, «воздух легче воды», посредством исследовательской деятельности.
- Развивать мелкую моторику, умение рассуждать, сравнивать результаты опытов и экспериментов, делать выводы.
- Воспитывать желание заниматься экспериментированием, любовь и бережное отношение к окружающему миру, умение соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Оборудование: емкости для воды, фрукты, картинки с фруктами, комплект карточек с фруктами на каждого ребенка, стакан чая, стаканчик на каждого ребенка
Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы: опыт, экспериментирование, беседа, моделирование, наглядность.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Сегодня ребята у нас необыкновенное занятие. Как вы думаете, в чем больше всего полезных веществ, витаминов? Правильно во фруктах.
- Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы их будите отгадывать. (Отгадки - показываю картинки с изображением фруктов).
•Ну а это угадать
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом. (Мандарин)
•Ужин этот лучший самый,
Рада я и Миша рад,
Ведь сегодня наша мама
Нам купила ... (виноград)
•Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. (бананы)
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень. (Лимон)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.(яблоко)
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч,
- Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
-( груша)
- Среди картинок попалось письмо – карта: профессор Знайка приглашает нас в свою лабораторию для проведения опытов, и по пути нужно найти необходимые фрукты, для этого нам поможет карта. Фрукты мы с вами собрали и по карте добрались до фруктовой лаборатории.
- А теперь мы в нашей лаборатории их обследуем.
Воспитатель:
- У нас на столе лежат фрукты, назовите их. (банан, груша, яблоко, мандарин, виноград, лимон).
- Да они все разные, но все-таки по некоторым признакам можно найти похожие фрукты.
- Чтобы начать проводить опыты нам нужно провести обследование фруктов. Разделимся на 4 группы, у вас есть опознавательный значок цвет кружка.
- Найдите одинаковые по форме фрукты, и расположите их в своих перфокартах.
-Как ты думаешь, почему именно эти фрукты? Кто согласен с Ваней, почему?
Как вы думаете, какие фрукты похожи по форме, какие по размеру, цвету?
1. Посмотрите, отличаются ли они по форме? (круглые, овальные) ;
2. По размеру (большие и маленькие);
3. По цвету (оранжевые, зеленые);
4. По вкусу.
Воспитатель:
-Итак, мы с вами выяснили, что фрукты можно сгруппировать по форме, размеру, цвету, вкусу.
Вывод: Фрукты можно группировать по различным признакам и при этом получается разное количество групп.
Воспитатель: Давайте ребята, немого отдохнем и выполним разминку.
Физминутка «Вот так яблоко»
Вот так яблоко! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно (руки на пояс)
Руку протяните (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой).
Воспитатель:
-А теперь ребята я приглашаю вас выполнить опыты с фруктами. Подойдите каждый к своему столу.
- А давайте поэкспериментируем с мандарином.
-А как вы думаете, умеют ли мандарины плавать? (предположения детей). А давайте проверим?
Опыт №1. Тонет, не тонет.
- Перед нами два мандарина. Один из них положим в миску с водой. Что происходит с мандарином? (плавает). Как вы думаете, почему он плавает? (ответы детей)
-Очищаем второй мандарин и тоже положим его в воду. Что происходит со вторым мандарином? (он утонул). Как вы думаете, почему он утонул?
-Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает? (потому что у него кожура и она не дает ему утонуть).
-Как проверить, действительно ли кожура не дает мандарину не утонуть. (Положить шкурку в воду и посмотрите что с ней произойдет).
Опыт №2. Тонет ли мандариновая кожура.
-Давайте опустим в воду кожуру.
-Что произошло с кожурой? (она плавает). Почему она плавает? "Потому что в кожуре мандарина есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Почему второй мандарин утонул? Потому что без кожуры мандарин тонет, так как тяжелее воды, которую вытесняет".
-Значит можно утверждать, что воздух легче воды.
- Как вы думаете, где еще человек применяет то что воздух легче воды (ответы детей). (картинки надувные круги, лодки)
Разминка
Физминутка «Садовник»
Мы вчера в саду гуляли
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Мы смородину сажали
(изображают, как копают яму и сажают в нее куст)
Яблони белили мы, известью, белилами.
(движения правой рукой вверх-вниз)
Починили мы забор.
(имитируют удары молотком)
Завели мы разговор
(стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок, ведут диалог)
Ты скажи садовник наш,
Что ты нам в награду дашь?
Дам в награду слив лиловых,
Груш медовых
Самых крупных
Спелых яблок
Вишен
Целый килограмм
Вот что вам в награду дам.
(на каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших).
Продолжаем наши интересные, занимательные опыты.
Опыт №3 «Подводная лодка»
- Возьмем стакан со свежей газированной водой (или лимонадом) и бросим в нее виноградинку. …..Что произошло ?...Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Внимательно смотрите ,что будет дальше…….. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
- Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".
-По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает. (Показ картинок).
Опыт №4 «Волшебный лимон» ( на столе у воспитателя)
-В большой чашке делаем теплый чай и разливаем в два стакана. Выдавливаем лимонный сок в один из стаканов. Перемешиваем ложечкой. Оцениваем, как изменился цвет. (Как вы думаете, почему в одном стакане посветлел чай, а в другом нет ? Что содержит лимон? (лимонную кислоту )
- Ребята, мы с вами провели опыты: мандарин – тонет не тонет, виноградинка плавает, сок лимона меняет цвет чая. У нас было очень интересное занятие.
- Что больше всего вам понравилось на занятии? Почему? Что интересного вы узнали для себя? Какой опыт вы бы хотели попробовать провести дома? Почему?
- Профессор Знайка приготовил вам еще один сюрприз, так как вы очень хорошо потрудились, он дарит вам сок из наших фруктов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5 -6 лет)
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5 -6 лет) ...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Лабораторию Чудес"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Лабораторию Чудес" для детей 5 - 6 лет...
«Научно- экспериментальная лаборатория» Конспект ООД по опытно экспериментальной деятельности
Создавать условия для расширения представления детей об окружающем мире, о природе, создавать условия для формирования интереса к экспериментированию. Формировать умение самостоятельно делать ло...
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес» (старшая группа от 5-6 лет)
Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в Лабораторию чудес»
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Образовательные задачи:закрепить знания детей о свойствах воды,учить рассуждать, а...
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Исследование Чудесной Лаборатории» (старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет)
Конспект развлечения по опытно-экспериментальной деятельности «Исследование Чудесной Лаборатории» (старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет)...