Конспект совместной исследовательской деятельности в подготовительной группе «В царстве снега и льда»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Уточнить свойства снега и льда.
Задачи: Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом. Учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе. Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования. Развивать связанную речь, отвечать на вопросы фразой, предложением из 2-3 слов. Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_tsarstve_lda.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка»
Конспект совместной исследовательской деятельности в подготовительной группе «В царстве снега и льда»
Воспитатель: Гулиева З.А.
Конспект совместной исследовательской деятельности в подготовительной группе «В царстве снега и льда»
Цель: Уточнить свойства снега и льда.
Задачи: Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом. Учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе. Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования. Развивать связанную речь, отвечать на вопросы фразой, предложением из 2-3 слов. Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом.
Предварительная работа: Воспитатель и дети заранее замораживают воду в формочках, наблюдая через окно, что с ней происходит на морозе.
Материал: Стаканчики (пластмассовые) на каждого ребенка, кусочки льда, картинки с зарисованными свойствами льда, игрушка-ворона.
Ход ООД:
1.Познавательная мотивация.
– Дети, когда мы планировали нашу деятельность, вы хотели узнать, что такое снег и лёд. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я, с вашего разрешения, буду научным сотрудником.
А вы знаете что такое лаборатория? (Ответы детей).
-Да, лаборатория – это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнить:
-Внимательно слушать старшего лаборанта.
- Нельзя громко разговаривать. (почему?)
- Нельзя бегать и толкаться. (почему?)
- Быть аккуратными и внимательными. (почему)
А теперь послушайте загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)
Он сковал большую реку,
Ровный, гладкий — красота!
Он поможет человеку
Обходиться без моста.
А в каникулы, зимой,
В эти славные деньки
Приглашает нас с тобой
Поскорей надеть коньки.
(Лед)
Ребята, послушайте кто-то, стучится к нам в окно?
Воспитатель вносит игрушку - ворону: ребята, посмотрите, летела ворона, увидала за окном кружечку, захотелось ей водички попить, но ничего у нее не получилось, пробовала, она пробовала, чуть клюв не сломала.
Воспитатель: Почему у вороны не получилось напиться? Как вы думаете, ребята? (вода замерзла, стала льдом). Мы с вами знаем, что такое лёд, а наша ворона не знает. Давайте расскажем скажем ей про лёд и про снег, а ворона посидит, послушает.
Внесение льда, его исследование.
– Что такое лёд? Как он получается?
– Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.)
– Как вы думаете, коллеги, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?
– Что быстрее растает? Почему? Давайте проверим.
Деление детей на три подгруппы.
– Для изучения свойств снега и льда предлагаю разделиться на 3 группы: три старших лаборанта набирают себе команду.
- Опыт «Что быстрее растает?»
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.
Первая группа – рыхлый снег.
Вторая группа – комок снега.
Третья группа – лёд.
– Куда лучше поставить стаканы, чтобы опыт пошел быстрее? (Предложить детям варианты: у открытого окна, около батареи, в комнате.)
- Опыт «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
– Давайте определим время: 3 минуты (Выставить песочные часы.) Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее: снег или лёд?
Первая группа, ваша задача – опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?
Объяснения старших лаборантов после наблюдения и обсуждения с командой.
Вывод:
Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.
Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.
Третья группа - лёд не тонет, он ещё тяжелее.
Проверка времени, затраченного на первый опыт.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
Проверка времени, затраченного на первый опыт.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
Игра «Хорошо – плохо»
– Уважаемые коллеги, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?
1 - задание девочкам:
- Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)
- Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
2 – задание мальчикам:
- Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
- Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)
Игра называется «Хорошо-плохо». Скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед?
- Что можно делать на катке, залитом льдом? (На льду можно кататься на коньках).
- Когда можно перейти через речку пешком? Почему? (Зимой можно перейти по льду реку).
- Как можно остудить напиток? (Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда).
- Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль? (Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль).
- Что плохого, когда вода замерзает в лёд? (Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются и т.д.)
Динамическая пауза «Вода, снег и лёд»
«Снег» – дети свободно бегают, кружатся, делая легкие прыжки;
«Вода» – медленное плавное движение;
«Лед» – дети замирают в разных позах, используя разные исходные положения (стоя, сидя, лёжа).
После того, как дети изобразили в движении эти образы, воспитатель вводит сигналы «Холодно» и «Тепло». Дети в образе снежинок кружатся. Сигнал:
«Тепло» - дети изображают таяние снега (из положения, стоя – в положение лёжа);
«Холодно» - дети замирают в разных положениях.
Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»
– Сегодня нам предстоит узнать, имеют ли снег и лёд форму?
– Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?
– Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)
– Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
Воспитатель подводит итог.
– Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.
Общие свойства снега и льда:
- холодные на ощупь;
- сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;
- не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.
Различия снега и льда:
- снег белый и рыхлый:
- лед прозрачный и хрупкий.
Без запаха.
А сейчас скажите мне. Как вы думаете, плавает ли лед?
Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.)
В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью воды видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
Тонет не тонет.
Опыт: «Определение прозрачности»
Воспитатель. Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где — нет. (Под снегом не видно. Значит, лед прозрачный, а снег непрозрачный.)
- Какой можно сделать вывод: цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда.
Вывод: лед какой? – прозрачный, а снег непрозрачный.
- Лед имеет свой цвет? Лед своего цвета не имеет. Он бесцветный.
- Что еще вы узнали?
Снег мягкий, а лед... (твердый).
Снег белый, а лед... (прозрачный).
Снег легкий, а лед... (тяжелый).
Чей ответ из ребят вам больше всего понравился? За что понравился?
Как вы думаете, я могу сегодня вас похвалить?
А теперь поднимите все правую руку, положите себе на голову и похвалите себя.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Спасибо!
Вывод: снег и лед одинаково холодные, но снег легкий, мягкий, а лед тяжелый, твердый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с художником – иллюстратором В.М.Конашевичем»
Знакомство детей с творчеством художника-иллюстратора В.М.Конашевича....
конспект совместной игровой деятельности детей подготовительной группы и родителей "Наша дружная семья"
мероприятие в рамках работы с родителями "Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей"...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Воздух-это жизнь"
Развитие у детей способностей устанавливать причинно-следственные связи на основе элментарного эксперимета...
Сетка комплексно-тематического планирования на декабрь в старшей группе. Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе
Совместная деятельность на декабрь по тематическим неделям по все видам деятельности...
Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Снег, лёд, вода»
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать осн...
Опытно – исследовательская деятельность в подготовительной группе по теме: «Снег и его свойства».
Цель: Создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно – исследовательскую деятел...