Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе №6 «Тайна снега и льда»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Суфиянова Лиана Рифкатовна

!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sneg_i_led_el_vira.doc56 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_sneg_i_led_el_vira.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5

с. Иглино» муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.

Конспект ООД

по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе №6

«Тайна снега и льда»

Выполнила и провела:

                                                                                                           Суфиянова Л.Р.  

2017 год 

    1. Образовательная область: познавательно-исследовательская

2. Тема: «Тайна снега и льда»

3. Цель:

Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом и льдом

4. Задачи:

а) Образовательные:

- Расширить представления детей о характерных признаках зимы.

- Активизировать словарь по теме «Зима».

б) Развивающие:

- Развивать способности к осмысленности восприятия опасности на водоеме зимой.

- Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.

в) Воспитательные:

- Вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

- воспитывать доброжелательные отношения.

5. Средства:

Подносы, стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки - петельки, сумка-холодильник (для хранения снега и льда), картинки, демонстрационные карточки о правилах безопасного поведения на льду, аудиозапись «Зимняя пляска», 2 мольберта.

      6. Ход занятия:

 

Львенок видит перед собой красивый дом «Академия детства». Заглядывает в окно:

Львенок: О-о-о Академия детства! А что это там? (Заходит).

Дети за столами, где на подносах стаканы со снегом, стаканы с водой, тарелочки с кусочками льда, ложки, гуашь, картинки, формочки, петельки)

Воспитатель: Здравствуй, Львенок!

Львенок: Здравствуйте! Я прилетел из Африки, чтоб познакомиться с зимой! И увидел вашу Академию детства. А вы, ребята, что здесь делаете?

Ответы детей (Мы делаем опыты со снегом, экспериментируем)

Воспитатель: Ты знаешь, Львенок, какую радость доставляет ребятишкам снег!  Хочешь с нами узнать какой он?

Львенок: Да, хочу.  Мне все интересно!

Львенок: А это снег у вас в стаканах? Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать. Львенок, ты тоже возьми снег.

(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).

Львенок: Он такой холодный. Ребята, расскажите мне, какой еще снег?

Дети описывают снег (Холодный, мягкий, легкий, нежный и т.п.)

Воспитатель: Снег у вас в руках рассыпчатый, пушистый? В какую погоду он легко рассыпается? (В морозную). А вы слышали, как снег хрустит? Когда он хрустит под ногами и почему? (в сильный мороз, потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашему гостю о снеге, что же с ним произошло? (Снег растаял и превратился в воду.)

Львенок: И у меня тоже растаял. Почему это произошло? (Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.)

Воспитатель: Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему? (Снег грязный.) Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.)

Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать руки в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения, и вы не заболели. А есть можно снег? Почему?

Воспитатель: Давайте погреем наши руки.

Музыкальная пауза «Зимняя пляска»

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладоши.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Рукавички мы надели,

Не боимся мы метели

Да-да-да-да!

Ножки тоже мы погреем,

Мы потопаем скорее!

Топ-топ-топ-топ!

Мы с морозом подружились,

Как снежинки покружились,

Ля-ля-ля-ля!

(Львенок стоит задумавшись)

Воспитатель: Львенок, о чём ты думаешь?

Львенок: Мой друг загадывал мне тоже загадку, и я её не отгадал. А теперь думаю, что отгадка связана с зимой?

Воспитатель: Загадай ребятам загадку, они тебе помогут.

(Львенок загадывает загадку).

Загадка

Без досок, без топоров

       Через речку мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло!    (Лёд).

Львенок: Я никогда не видел льда.

(Воспитатель приглашает детей к столам).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд? (Из замёрзшей воды). А чем лёд отличается от снега? (Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый).

Ребята, мы ещё узнаем одно отличие. Возьмите картинку и подложите под стакан со снегом. Видно картинку? Смотрите, у вас в тарелочках есть кусочки льда.  Теперь положите под лёд. У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой? (Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет).

Львенок: И правда, лед прозрачный, как стекло! А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?

Воспитатель: А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчики с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим? (Лёд и снег плавает в воде.) А у тебя Максим плавает? А у Арины? Львенок, а ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?

(Львенок затрудняется).

Воспитатель: Ребята, помогайте. (Лёд и снег легче воды.)

Львенок: Я пролетал над озером и увидел, что оно покрылось льдом. А можно туда? Поиграем, на коньках покатаемся!

Воспитатель: Ой, Львенок! Да зима-то только началась, морозы лишь несколько дней стояли, лёд пока совсем тонкий. Давайте, ребята, расскажем Львенку, что может случиться на льду. А ты, (обращаясь Львенку), садись с ребятами на стульчики  и слушай.

Воспитатель: Зимой вода превращается в лед. Лужи, пруды, речки покрываются коркой льда. Очень весело разбежаться и скользить по гладкому льду, покататься на коньках, поиграть в хоккей. Но это опасно: лед коварен – прочный с виду, но в любой момент может проломиться.

Воспитатель: Ребята, а что надо знать, чтобы такого не случилось? (Ответы детей).

Надо знать, правила безопасного поведения на льду.

Воспитатель показывает картины безопасного поведения на льду.

Дети описывают. Например:

1) Во-первых, нельзя ходить на тонкий лёд. Но даже когда лёд толстый, местами могут образоваться проталины. Например, где быстрое течение. Поэтому, лёд надо проверять палкой.

2) Нельзя проверять прочность льда ударом ноги.

3) Безопасней ходить там, где уже протоптаны тропинки, там лед уже проверен.

4) Безопасней ходить по льду на лыжах.

5) Нельзя ходить у вмерзших в лёд деревьев, кустарников, трав – вокруг них лёд тоньше.

6) На коньках нужно кататься только в специальных местах, например, на катке в парке.

Воспитатель: Вот видишь, Львенок, как много правил безопасного поведения на льду надо знать! А еще нельзя ходить на лёд одни без взрослых. Только они могут определить, достаточно ли безопасно ступать на лёд. Но, если случилась беда, скорее надо звать взрослых на помощь!

Воспитатель: А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили правила безопасности.

Словесная игра «Да или нет»

(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет, руки опускаем.)

- Можно ли одному ходить на замерзшие пруды и реки?

- Можно ходить по льду на лыжах.

- Можно ли передвигаться по льду реки во время оттепели?

- На коньках можно кататься на катке в парке!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Львенок, ты запомнил правила безопасного поведения на льду?

Львенок: Да! Я все понял! Все запомнил! Спасибо вам!                                                           А все же интересно у вас зимой!

Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд? (Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.) Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы.)

Воспитатель: Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан, где был лёд. Что вы почувствовали? (Где был лёд, вода холоднее). Какой можно сделать вывод? (Лёд охлаждает воду.) А как еще люди используют лед, чтоб охладить, остудить?

Дети: Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе;

Если упал, ударился, надо приложить лед на место ушиба;

Если обжегся, приложить лед и т.д.

Воспитатель: Мы с ребятами хотели для тебя сделать подарки - цветные льдинки. Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет? (Нет.) А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску? (Она окрасится в цвет краски.) Возьмите гуашь ложечкой и размешайте в воде. Львенок, ты тоже попробуй! Какого цвета стала вода?

А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось оставить формочки на улице и оставить на некоторое время, и мороз сделает своё дело. Что случится с водой? (Она замёрзнет.) Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек и можно будет украсить ими деревья и ёлки и подарить Львенку!

Итог.

- Ребята, вам понравилось? Что вы делали сегодня?

- В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели). Что еще узнали? Что общего между снегом и льдом? А чем они отличаются?

Снег мягкий, а лед -…

Снег белый, а лед…

Снег и лед…( легче воды, охлаждают воду, тают от тепла)

А также закрепили правила безопасного поведения.

Молодцы! Спасибо! А теперь пойдем, вынесем наши формочки на улицу.

Уходят с формочками. И Львенок с ними несет свою формочку.

Львенок: Я думаю, получатся красивые фигурки! Ребята, вы не забудьте мне принести льдинки, хорошо? (Хорошо, да).



Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5

с. Иглино» муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.

Конспект ООД

по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе №6

«Тайна снега и льда»

Выполнила и провела:

                                                                                                           Суфиянова Л.Р.  

2017 год 

    1. Образовательная область: познавательно-исследовательская

2. Тема: «Тайна снега и льда»

3. Цель:

Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом и льдом

4. Задачи:

а) Образовательные:

- Расширить представления детей о характерных признаках зимы.

- Активизировать словарь по теме «Зима».

б) Развивающие:

- Развивать способности к осмысленности восприятия опасности на водоеме зимой.

- Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.

в) Воспитательные:

- Вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

- воспитывать доброжелательные отношения.

5. Средства:

Подносы, стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки - петельки, сумка-холодильник (для хранения снега и льда), картинки, демонстрационные карточки о правилах безопасного поведения на льду, аудиозапись «Зимняя пляска», 2 мольберта.

      6. Ход занятия:

 

Львенок видит перед собой красивый дом «Академия детства». Заглядывает в окно:

Львенок: О-о-о Академия детства! А что это там? (Заходит).

Дети за столами, где на подносах стаканы со снегом, стаканы с водой, тарелочки с кусочками льда, ложки, гуашь, картинки, формочки, петельки)

Воспитатель: Здравствуй, Львенок!

Львенок: Здравствуйте! Я прилетел из Африки, чтоб познакомиться с зимой! И увидел вашу Академию детства. А вы, ребята, что здесь делаете?

Ответы детей (Мы делаем опыты со снегом, экспериментируем)

Воспитатель: Ты знаешь, Львенок, какую радость доставляет ребятишкам снег!  Хочешь с нами узнать какой он?

Львенок: Да, хочу.  Мне все интересно!

Львенок: А это снег у вас в стаканах? Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать. Львенок, ты тоже возьми снег.

(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).

Львенок: Он такой холодный. Ребята, расскажите мне, какой еще снег?

Дети описывают снег (Холодный, мягкий, легкий, нежный и т.п.)

Воспитатель: Снег у вас в руках рассыпчатый, пушистый? В какую погоду он легко рассыпается? (В морозную). А вы слышали, как снег хрустит? Когда он хрустит под ногами и почему? (в сильный мороз, потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашему гостю о снеге, что же с ним произошло? (Снег растаял и превратился в воду.)

Львенок: И у меня тоже растаял. Почему это произошло? (Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.)

Воспитатель: Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему? (Снег грязный.) Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.)

Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать руки в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения, и вы не заболели. А есть можно снег? Почему?

Воспитатель: Давайте погреем наши руки.

Музыкальная пауза «Зимняя пляска»

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладоши.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Рукавички мы надели,

Не боимся мы метели

Да-да-да-да!

Ножки тоже мы погреем,

Мы потопаем скорее!

Топ-топ-топ-топ!

Мы с морозом подружились,

Как снежинки покружились,

Ля-ля-ля-ля!

(Львенок стоит задумавшись)

Воспитатель: Львенок, о чём ты думаешь?

Львенок: Мой друг загадывал мне тоже загадку, и я её не отгадал. А теперь думаю, что отгадка связана с зимой?

Воспитатель: Загадай ребятам загадку, они тебе помогут.

(Львенок загадывает загадку).

Загадка

Без досок, без топоров

       Через речку мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло!    (Лёд).

Львенок: Я никогда не видел льда.

(Воспитатель приглашает детей к столам).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд? (Из замёрзшей воды). А чем лёд отличается от снега? (Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый).

Ребята, мы ещё узнаем одно отличие. Возьмите картинку и подложите под стакан со снегом. Видно картинку? Смотрите, у вас в тарелочках есть кусочки льда.  Теперь положите под лёд. У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой? (Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет).

Львенок: И правда, лед прозрачный, как стекло! А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?

Воспитатель: А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчики с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим? (Лёд и снег плавает в воде.) А у тебя Максим плавает? А у Арины? Львенок, а ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?

(Львенок затрудняется).

Воспитатель: Ребята, помогайте. (Лёд и снег легче воды.)

Львенок: Я пролетал над озером и увидел, что оно покрылось льдом. А можно туда? Поиграем, на коньках покатаемся!

Воспитатель: Ой, Львенок! Да зима-то только началась, морозы лишь несколько дней стояли, лёд пока совсем тонкий. Давайте, ребята, расскажем Львенку, что может случиться на льду. А ты, (обращаясь Львенку), садись с ребятами на стульчики  и слушай.

Воспитатель: Зимой вода превращается в лед. Лужи, пруды, речки покрываются коркой льда. Очень весело разбежаться и скользить по гладкому льду, покататься на коньках, поиграть в хоккей. Но это опасно: лед коварен – прочный с виду, но в любой момент может проломиться.

Воспитатель: Ребята, а что надо знать, чтобы такого не случилось? (Ответы детей).

Надо знать, правила безопасного поведения на льду.

Воспитатель показывает картины безопасного поведения на льду.

Дети описывают. Например:

1) Во-первых, нельзя ходить на тонкий лёд. Но даже когда лёд толстый, местами могут образоваться проталины. Например, где быстрое течение. Поэтому, лёд надо проверять палкой.

2) Нельзя проверять прочность льда ударом ноги.

3) Безопасней ходить там, где уже протоптаны тропинки, там лед уже проверен.

4) Безопасней ходить по льду на лыжах.

5) Нельзя ходить у вмерзших в лёд деревьев, кустарников, трав – вокруг них лёд тоньше.

6) На коньках нужно кататься только в специальных местах, например, на катке в парке.

Воспитатель: Вот видишь, Львенок, как много правил безопасного поведения на льду надо знать! А еще нельзя ходить на лёд одни без взрослых. Только они могут определить, достаточно ли безопасно ступать на лёд. Но, если случилась беда, скорее надо звать взрослых на помощь!

Воспитатель: А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили правила безопасности.

Словесная игра «Да или нет»

(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет, руки опускаем.)

- Можно ли одному ходить на замерзшие пруды и реки?

- Можно ходить по льду на лыжах.

- Можно ли передвигаться по льду реки во время оттепели?

- На коньках можно кататься на катке в парке!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Львенок, ты запомнил правила безопасного поведения на льду?

Львенок: Да! Я все понял! Все запомнил! Спасибо вам!                                                           А все же интересно у вас зимой!

Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд? (Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.) Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы.)

Воспитатель: Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан, где был лёд. Что вы почувствовали? (Где был лёд, вода холоднее). Какой можно сделать вывод? (Лёд охлаждает воду.) А как еще люди используют лед, чтоб охладить, остудить?

Дети: Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе;

Если упал, ударился, надо приложить лед на место ушиба;

Если обжегся, приложить лед и т.д.

Воспитатель: Мы с ребятами хотели для тебя сделать подарки - цветные льдинки. Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет? (Нет.) А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску? (Она окрасится в цвет краски.) Возьмите гуашь ложечкой и размешайте в воде. Львенок, ты тоже попробуй! Какого цвета стала вода?

А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось оставить формочки на улице и оставить на некоторое время, и мороз сделает своё дело. Что случится с водой? (Она замёрзнет.) Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек и можно будет украсить ими деревья и ёлки и подарить Львенку!

Итог.

- Ребята, вам понравилось? Что вы делали сегодня?

- В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели). Что еще узнали? Что общего между снегом и льдом? А чем они отличаются?

Снег мягкий, а лед -…

Снег белый, а лед…

Снег и лед…( легче воды, охлаждают воду, тают от тепла)

А также закрепили правила безопасного поведения.

Молодцы! Спасибо! А теперь пойдем, вынесем наши формочки на улицу.

Уходят с формочками. И Львенок с ними несет свою формочку.

Львенок: Я думаю, получатся красивые фигурки! Ребята, вы не забудьте мне принести льдинки, хорошо? (Хорошо, да).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно-исследовательский проект для 2-ой группы раннего возраста "Снег-снежок"

Проект разработан с целью познакомить детей с природным  явлением снег и содержит материал для занятий (конспекты НОД, игровые упражнения, произведения художественной литературы, пальчиковые игры...

Конспект совместной исследовательской деятельности в подготовительной группе «В царстве снега и льда»

Цель: Уточнить свойства снега и льда.Задачи: Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом. Учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе. Познакомить детей с к...

Экспериментальная деятельность в старшей группе. Тема: «Цветные фигурки из льда»

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе №11Тема: «Цветные фигурки из льда» ...

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Тайна появления радуги.

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Тайна появления радуги....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Тайны океана»

Цель: Формировать у детей познавательный интерес к разнообразным свойствам воды.Задачи:расширять знания детей о воде солёной и пресной, её свойствах;закрепить знания о наличии воздуха в воде;выявить, ...