Конспект по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Уходит осень золотая»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Уточнить представления детей об осени, когда все в природе меняется (уходит тепло, становится холоднее, небо пасмурное, часто идут дожди; замирает жизнь среди растений и животных: вянут травы, расцвечиваются и опадают листья с деревьев и кустарников, перелетные птицы улетают на юг, насекомые прячутся и замирают, животные в лесу, в речках и прудах готовятся к зиме; люди осенью собирают урожай овощей и фруктов); развивать у детей художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, смотреть картины художников на темы осени; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uhodit_osen_zolotaya.docx | 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: «Уходит осень золотая»
Программное содержание: уточнить представления детей об осени, когда все в природе меняется (уходит тепло, становится холоднее, небо пасмурное, часто идут дожди; замирает жизнь среди растений и животных: вянут травы, расцвечиваются и опадают листья с деревьев и кустарников, перелетные птицы улетают на юг, насекомые прячутся и замирают, животные в лесу, в речках и прудах готовятся к зиме; люди осенью собирают урожай овощей и фруктов); развивать у детей художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, смотреть картины художников на темы осени; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве.
Материал: игрушка-мышонок пик, три страницы календаря, 2-3 репродукции картин известных художников об осени, рассказы В.Бианки «Готовятся к зиме», «Прячутся..», магнитофон, принадлежности для изодеятельности, панно из засушенных листьев, картины «Сад», «Огород».
Ход занятия.
-Вянет трава,
Мокнут поля,
День убывает,
Когда это бывает? (осенью)
-Дети, давайте рассмотрим с вами календарь, который мы вели три месяца и поговорим об осени.
-Но сначала вспомним название осенних месяцев. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Скажите, какая погода была осенью? ( стало холоднее, часто шли дожди, небо было хмурое и пр.)
-Как выглядела растительность, покров земли? ( трава завяла, высохли цветы, деревья сбросили листья, листья окрасились в красивые яркие цвета)
-Что произошло с птицами, куда они подевались? (птицы улетели в теплые края)
-А почему не видно насекомых? (насекомые попрятались в различные щели).
-А как животные подготовились к зиме? (белка сделала запасы на зиму, медведь устроил себе берлогу, заяц сменил серую шубку на белую и пр.)
-Теперь мы знаем, чем осень отличается от других сезонов – осенью меняется все: погода становится холоднее и дождливее. Это хорошо видно на нашем календаре – в сентябре было теплее, чем в октябре и в ноябре. Значок – фигурка человека – показывает нам, что в сентябре мы легко одевались, а в ноябре стало намного холоднее и мы одеваемся почти по- зимнему.
-Осенью день укорачивается, ночь становится длинной: рано утром в сентябре было светло, а теперь темно, свет вечером включали поздно, а теперь уже и в детском саду включаем.
-Осенью так резко меняются условия, что и растения не могут находиться в прежнем состоянии. Ведь им нужна не только вода, которой сейчас много от осенних дождей, но еще и свет и тепло.
-Летом все зеленело, было много цветов в саду, на лугах, на городских газонах. А теперь все поблекло : листья опали, трава увяла, цветы отцвели; на земле лужи, грязь.
Раздается стук в дверь : пришел мышонок Пик.
-Дети, посмотрите, к нам пожаловал наш хороший знакомый – всеми любимый мышонок Пик. Это не хомячок, это мышонок из сказки.
Дети гладят игрушку, здороваются с ней.
-Как хорошо , Пик, что ты к нам пришел. У нас интересное занятие. Но ты немного опоздал. Видишь, какой замечательный календарь сделали ребята! Они тебе потом расскажут, что в нем нарисовано. А сейчас слушай дальше.
-Ребята, давайте расскажем Пику, что люди делают осенью.
-Я включу магнитофон, чтобы записывать ваши рассказы.
-Пик, у нас и картины есть.
Выставляются картины «Сад», «Огород».
Дети с удовольствием рассказывают мышонку о том, что люди осенью собирают урожай овощей и фруктов.
-Пик, Виталий Бианки не только про тебя сочинил сказку. Он еще написал много интересных рассказов о природе. Мы с ребятами их часто читаем, они тебе покажут книжки, которые сами сделали. А сейчас давайте послушаем рассказы В.Бианки «Прячутся» и «Готовятся к зиме».
Воспитатель читает рассказы.
-Ну вот , Пик, теперь ты знаешь, как мышки зиму встречают и что делают осенью самые разные животные.
-А сейчас ,дети, мы с вами пройдем в мастерскую художника.
Дети переходят в другое помещение.
-Осенью бывают прекрасные моменты – и голубое небо, и неяркое солнце, и золотистые березы, и багряные клены. Рядом с ними резко выделяются темно-зеленые ели и сосны. Эту красоту заметили художники и поэты. Она так впечатлила их, что они не могли не написать картины и стихотворения. Сейчас мы посмотрим несколько картин и послушаем стихотворения, а потом сами нарисуем то, что нам особенно понравилось осенью, что вызвало у нас радостные переживания.
Возле картин дети рассказывают , что они чувствуют , глядя на них. Какая картина им нравится больше.
-Глядя на эти картины ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Я любуюсь красотой родного края. Картины художников – это выражение их лирических раздумий .
-Хочется процитировать А.С.Пушкина
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…»
-А теперь я предлагаю вам самим стать художниками и нарисовать картину на осеннюю тему.
-Вы можете изобразить любые яркие впечатления, которые у вас были осенью. Может быть, вы нарисуете, как собирали с родителями грибы. А кто-то захочет изобразить овощи и фрукты на блюде или в корзине. Яблоня в спелых яблоках у кого-то на даче или фрукты на тарелке, вазе, разноцветные овощи на столе – это очень красиво! Получится картина, которая называется «натюрморт». А кто-то , наверное, захочет нарисовать иллюстрации к рассказам В.Бианки, которые мы только что читали. Так , как рисовали раньше. Можно, например, изобразить много зерна, а рядом мышку. Вот Пику будет интересно!
-А можно нарисовать и наш участок: рябину – очень она красива осенью, березки – золотые сестрицы, пень с опятами – любая картина будет интересна.
Дети садятся за столы, выбирают материал, определяются с сюжетом. И начинается интересный творческий процесс.
По окончании работы организуется выставка, которую могут посетить дети из других групп и родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»
Занятие в старшей группе по познавательному развитию....
Конспект по познавательному развитию детей старшей группы Тема: « Насекомые»
Цель: формирование нравственных ценностей у дошкольников в процессе общения с природой....
Конспект по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия « Поможем зверятам».
Цель: Упражнять , самостоятельно ,создавать конструкцию в соответствии с определенными условиями .Задачи образовательных областей.Познавательное развитие:Совершенствовать навыки порядкового и количест...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Что такое огонь»
Познакомить с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня в условиях жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использо...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе Тема:"Кто главный в лесу"
Программное содержание: уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми пи...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе Тема:"Кто живет в реке и озере"
Программное содержание: закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озер; развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озер. Совершенствовать устную реч...
Конспект ОО « Познавательное развитие » в старшей группе Тема: «Путешествие водяной капельки»
.Задачи: Познакомить детей с состоянием воды....